«Семья у книжной полки»
статья по чтению по теме
Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках.
Одной из традиционных сторон взаимодействия родителей-детей-педагогов является работа с книгой. Познавательная деятельность формирует ценностное отношение к знаниям, книге, процессу познания. Это отношение проявляется в любознательности, увлеченности чтением, в интересе к новому, побуждает к поиску информации в книгах, энциклопедиях, научно-популярных изданиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_u_knizhnoy_polki1.doc | 33 КБ |
semya_u_knizhnoy_polki1.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья у книжной полки»
Крытьева Ирина Юрьевна
Поведение детей, а особенно младшего возраста, имеет свои законы.
Многое зависит от эмоционально-нравственной атмосферы, которая складывается в семье и школе. Известный факт: «когда ребёнок трудновоспитуемый – прежде всего ищи причину в семье». «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» - писал А.Н.Острогорский.
Но быть родителем непросто. Мир, в котором мы живём сегодня, не похож на тот, каким он был вчера.. Появились новые игрушки, продукты питания, изменилась система образования, даже возможности для проведения свободного времени другие.
Многие родители задаются вопросами, на которые не могут найти ответов. Это создает в семьях атмосферу растерянности, а иногда и отчаяния.
Наша практика свидетельствует, что не каждая семья справляется с поставленными перед ней задачами.
В нашей школе ежегодно проводятся исследования с целью выяснения, как родители общаются с детьми, кто из них регулярно беседует о школьных делах, проявляет заботу об учебе. В 2001 году эти исследования дали следующие результаты:
- в 180 семьях обнаружено 58 % детей, с которыми родители проводили свободное время;
- в каждой третьей семье регулярно ходили в кино, театры, на прогулки;
- 27% родителей регулярно просматривали дневники детей.
Аналогичные исследования, проведённые в 2009 году, дали результаты, наполовину меньше прошлых результатов.
- Только 29% детей проводят свободное время с родителями;
- 12% родителей ходят с детьми на прогулки, в кино, театры;
- 12% родителей просматривают регулярно дневники.
Причина очевидна: родители всё больше загружают себя работой, чтобы обеспечить семью. Исчезает теплота, сердечность семейных отношений.
Такое положение заставляет педагогов школы работать над объединением усилий учителей и родителей. Отношения взаимопонимания создаются только совместными действиями детей и взрослых, когда мы включаем их в активную деятельность, причем деятельность, полезную для себя и людей.
В нашей практике сложилось множество форм работы с родителями. Родители стремятся к сотрудничеству, если между ними и нами, как учителями, существует взаимопонимание. А зарождается оно только в совместной деятельности.
Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках.
Мы выделили наиболее важные предпосылки организации работы с родителями:
- умение вовлечь родителей в совместную работу через обсуждение и планирование;
- мотивация родителей;
- установление доверительного контакта, который устраняет неопределённость и неуверенность в отношениях;
- возможность творчества, инициативы и эксперимента.
Но существуют факторы, которые мы всегда учитываем:
- родители ждут быстрого и лёгкого успеха;
- работа имеет кратковременный характер;
- отсутствует опыт группового взаимодействия;
- сложно налаживаются коммуникативные связи между родителями.
На первых же встречах мы прилагаем максимум усилий, чтобы заинтересовать родителей, максимально приблизить их к школьной жизни. Нужна работа, которая выражается в создании традиций. Именно они способствуют развитию постоянства желаемых отношений.
Одной из традиционных сторон взаимодействия родителей-детей-педагогов является работа с книгой. Познавательная деятельность формирует ценностное отношение к знаниям, книге, процессу познания. Это отношение проявляется в любознательности, увлеченности чтением, в интересе к новому, побуждает к поиску информации в книгах, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Многие родители понимают ценность книги, но не знают, как можно развить и поддержать интерес к чтению. Для многих становятся открытием незначительные, на первый взгляд, моменты: что дома у ребёнка должна быть собственная библиотека или просто полочка с книгами, что ребёнок должен иметь возможность обмениваться книгами с товарищами. На родительских собраниях обучаем мам и пап простым приёмам, которые формируют навык самостоятельного чтения. Например, кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённые событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод. Младший школьник обязательно спросит: «А что будет дальше?» В ответ надо дать книгу.
С первых недель обучения ребёнка в школе необходимо включать родителей в работу. В этот период они многим интересуются, часто приходят в школу. Используя эту заинтересованность, мы знакомим их с программой внеклассной деятельности детей, просим внести коррективы, рекомендации. Родители постепенно привыкают и начинают принимать участие в совместных с ребёнком мероприятиях. Дети очень любят сотрудничать со взрослыми, присутствие родителей снимает эмоциональное напряжение.
Работа по формированию читательских умений начинается с посещения школьной библиотеки. Родители помогают создать классную библиотеку, получают задание посетить с ребёнком городскую библиотеку, оформить домашнюю детскую библиотеку. Родители должны интересоваться тем, что дети читают, помогать им в выборе книг.
Часто мы проводим книжные «эстафеты». Дети подбирают книгу, читают ее, а потом рассказывают о ней всему классу. Родители помогают подготовить красочное выступление, делают костюмы, декорации, помогают найти интересный фрагмент произведения, который можно инсценировать.
В школе мы проводим различные праздники, игры-путешествия по произведениям детской литературы. Родители оказывают неоценимую услугу, когда готовят оформление, помогают в подготовке выступлений или сами принимают в них участие. И, конечно, дети дома принимают активное участие в подготовке к таким праздникам.
Ребята очень любят ходить в гости на «Литературные посиделки». В определённый день в семье одного из ребят собирается несколько человек. Хозяин знакомит друзей со своей домашней библиотекой, показывает книги. Самое ценное в этих «посиделках» то, что ребёнок-хозяин много времени провел с родным человеком, который помогал готовиться к такому важному событию. Ребёнок дает почитать книги своим товарищам.
Бывают дни, которые дети особенно любят. В школу приходят родители со своими любимыми книгами. Мамы и папы очень волнуются перед своим выступлением, но с удовольствием знакомят детей с теми книгами, которые читают. Бывает, рассказывают о книгах специальных, необходимых на работе, часто рассказывают о книгах, которые произвели впечатление в детстве. После таких бесед дети бегут в библиотеку, чтобы прочитать книгу, о которой услышали от родителей. Пример жизни родителей – важный фактор в формировании ученика как читателя. Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика.
Предварительный просмотр:
«Семья у книжной полки»
Крытьева Ирина Юрьевна
Поведение детей, а особенно младшего возраста, имеет свои законы.
Многое зависит от эмоционально-нравственной атмосферы, которая складывается в семье и школе. Известный факт: «когда ребёнок трудновоспитуемый – прежде всего ищи причину в семье». «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» - писал А.Н.Острогорский.
Но быть родителем непросто. Мир, в котором мы живём сегодня, не похож на тот, каким он был вчера.. Появились новые игрушки, продукты питания, изменилась система образования, даже возможности для проведения свободного времени другие.
Многие родители задаются вопросами, на которые не могут найти ответов. Это создает в семьях атмосферу растерянности, а иногда и отчаяния.
Наша практика свидетельствует, что не каждая семья справляется с поставленными перед ней задачами.
В нашей школе ежегодно проводятся исследования с целью выяснения, как родители общаются с детьми, кто из них регулярно беседует о школьных делах, проявляет заботу об учебе. В 2001 году эти исследования дали следующие результаты:
- в 180 семьях обнаружено 58 % детей, с которыми родители проводили свободное время;
- в каждой третьей семье регулярно ходили в кино, театры, на прогулки;
- 27% родителей регулярно просматривали дневники детей.
Аналогичные исследования, проведённые в 2009 году, дали результаты, наполовину меньше прошлых результатов.
- Только 29% детей проводят свободное время с родителями;
- 12% родителей ходят с детьми на прогулки, в кино, театры;
- 12% родителей просматривают регулярно дневники.
Причина очевидна: родители всё больше загружают себя работой, чтобы обеспечить семью. Исчезает теплота, сердечность семейных отношений.
Такое положение заставляет педагогов школы работать над объединением усилий учителей и родителей. Отношения взаимопонимания создаются только совместными действиями детей и взрослых, когда мы включаем их в активную деятельность, причем деятельность, полезную для себя и людей.
В нашей практике сложилось множество форм работы с родителями. Родители стремятся к сотрудничеству, если между ними и нами, как учителями, существует взаимопонимание. А зарождается оно только в совместной деятельности.
Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках.
Мы выделили наиболее важные предпосылки организации работы с родителями:
- умение вовлечь родителей в совместную работу через обсуждение и планирование;
- мотивация родителей;
- установление доверительного контакта, который устраняет неопределённость и неуверенность в отношениях;
- возможность творчества, инициативы и эксперимента.
Но существуют факторы, которые мы всегда учитываем:
- родители ждут быстрого и лёгкого успеха;
- работа имеет кратковременный характер;
- отсутствует опыт группового взаимодействия;
- сложно налаживаются коммуникативные связи между родителями.
На первых же встречах мы прилагаем максимум усилий, чтобы заинтересовать родителей, максимально приблизить их к школьной жизни. Нужна работа, которая выражается в создании традиций. Именно они способствуют развитию постоянства желаемых отношений.
Одной из традиционных сторон взаимодействия родителей-детей-педагогов является работа с книгой. Познавательная деятельность формирует ценностное отношение к знаниям, книге, процессу познания. Это отношение проявляется в любознательности, увлеченности чтением, в интересе к новому, побуждает к поиску информации в книгах, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Многие родители понимают ценность книги, но не знают, как можно развить и поддержать интерес к чтению. Для многих становятся открытием незначительные, на первый взгляд, моменты: что дома у ребёнка должна быть собственная библиотека или просто полочка с книгами, что ребёнок должен иметь возможность обмениваться книгами с товарищами. На родительских собраниях обучаем мам и пап простым приёмам, которые формируют навык самостоятельного чтения. Например, кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённые событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод. Младший школьник обязательно спросит: «А что будет дальше?» В ответ надо дать книгу.
С первых недель обучения ребёнка в школе необходимо включать родителей в работу. В этот период они многим интересуются, часто приходят в школу. Используя эту заинтересованность, мы знакомим их с программой внеклассной деятельности детей, просим внести коррективы, рекомендации. Родители постепенно привыкают и начинают принимать участие в совместных с ребёнком мероприятиях. Дети очень любят сотрудничать со взрослыми, присутствие родителей снимает эмоциональное напряжение.
Работа по формированию читательских умений начинается с посещения школьной библиотеки. Родители помогают создать классную библиотеку, получают задание посетить с ребёнком городскую библиотеку, оформить домашнюю детскую библиотеку. Родители должны интересоваться тем, что дети читают, помогать им в выборе книг.
Часто мы проводим книжные «эстафеты». Дети подбирают книгу, читают ее, а потом рассказывают о ней всему классу. Родители помогают подготовить красочное выступление, делают костюмы, декорации, помогают найти интересный фрагмент произведения, который можно инсценировать.
В школе мы проводим различные праздники, игры-путешествия по произведениям детской литературы. Родители оказывают неоценимую услугу, когда готовят оформление, помогают в подготовке выступлений или сами принимают в них участие. И, конечно, дети дома принимают активное участие в подготовке к таким праздникам.
Ребята очень любят ходить в гости на «Литературные посиделки». В определённый день в семье одного из ребят собирается несколько человек. Хозяин знакомит друзей со своей домашней библиотекой, показывает книги. Самое ценное в этих «посиделках» то, что ребёнок-хозяин много времени провел с родным человеком, который помогал готовиться к такому важному событию. Ребёнок дает почитать книги своим товарищам.
Бывают дни, которые дети особенно любят. В школу приходят родители со своими любимыми книгами. Мамы и папы очень волнуются перед своим выступлением, но с удовольствием знакомят детей с теми книгами, которые читают. Бывает, рассказывают о книгах специальных, необходимых на работе, часто рассказывают о книгах, которые произвели впечатление в детстве. После таких бесед дети бегут в библиотеку, чтобы прочитать книгу, о которой услышали от родителей. Пример жизни родителей – важный фактор в формировании ученика как читателя. Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....
«Мудрые книжные полки»- классный час
Тематический информационно-познавательный классный часЗнакомство учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание зна...
Творческий проект "Моя книжная полка"
Автор знакомит со своими читательскими интересами, любимыми книгами и предлагает выполнить творческие задания по прочитанным книгам....
"Память о войне нам книга оживляет..."(беседа у книжной полки)
Презентация, посвящённая детским книгам о войне....
Библиотечный урок. «Книги Л.Н. Толстого для детей». Рубрика «Книжная полка».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
Технологическая карта урока-проекта по литературному чтению 1класс. Секрет на книжной полке"
Урок-проект по литературному чтению " Секрет на книжной полке". Работая в группах дети выявляют особенности сказки....
Конспект урока по технологии, 4 класс: Проект "Книжная полка".Создание книжного блока
УМК "Перспектива"...