Программа воспитательной работы "Моё Отечество" 1-4 класс
проект
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_vospitatelnoy_raboty_moyo_otechestvo_1_-_4_klassy.doc | 444.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
городского округа ЗАТО п. Горный
Проект программы
воспитательной работы
«Моё Отечество»
(1 – 4 классы)
учителя начальных классов
РАЗДОБРЕЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Содержание.
1. введение……………………………….............................................. 3-4
2. Цели и задачи программы…………………………………………….5
3. Основные принципы организации воспитания……………………...6
4. Самоуправление в классном коллективе……………………………..7
5. Структура содержания программы……………………………………8
6. 1 класс – «С чего начинается Родина?»………………………………9-18
7. 2 класс – «Моя малая Родина»………………………………………..19-27
8. 3 класс – «По страницам истории…»………………………………..28-34
9. 4 класс – «Я – гражданин России»…………………………………...35-49
10. Приложение. Диагностические методики………………………… 50-70
11. Список используемой литературы…………………………………..71
«Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание
человек».
Эпиктет.
Введение.
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.
Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Цели и задачи программы.
Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества;
изучение исторического прошлого родного края;
формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
формирование культуры межнационального общения;
формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
формирование традиций в коллективе;
создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Основные принципы организации воспитания.
Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Самоуправление в классном коллективе.
Наш классный коллектив – это маленькое государство. Необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность свою и другого.
Ребята придумывают название государству-классу, определяют органы управления в государстве и поручения, которые они могут выполнять в своём классе.
Выбирается президент государства и работники министерств.
Это могут быть:
Министерство здравоохранения,
Министерство образования,
Министерство культуры,
Министерство физкультуры и спорта,
Министерство охраны природы,
Министерство охраны порядка.
Учитель предлагает ребятам определить принципы, по которым будут строиться отношения внутри классного коллектива.
Ребята оформляют уголок своего государства-класса.
Родители на первом собрании выбирают актив, который будет помогать классному руководителю в учебной и воспитательной работе.
В конце каждой четверти определяется самое активное Министерство, работник Министерства, самые активные родители, которые награждаются грамотами и призами.
1 класс.
«С чего начинается Родина?»
Цель программы: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития.
Задачи программы:
- сохранять душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
- воспитывать чувство любви к своей семье, родному краю;
- формировать дружный, сплочённый коллектив;
- способствовать укреплению физического здоровья детей;
- развивать творческие способности каждого ребёнка.
Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:
1. Люби свою семью и делай её лучше.
2. Цени и оберегай своё Отечество.
3. Доброе дело – дороже богатства.
4. Береги своё здоровье.
5. В дружбе – сила.
6. Хорошо учись, чтобы быть успешным.
7. Принимай активное участие в делах класса и школы.
Воспитательная работа строится по направлениям:
«Моя Родина»;
«Моя семья»;
«Я – ученик»;
«Моё здоровье»;
«Мой досуг».
Планирование воспитательной работы.
Направление 1. «Моя Родина».
Цель деятельности по данному направлению – знакомство с понятиями «Родина», «Отечество»; изучение символики своего народа; знакомство с историей родного города, края, с традициями нашего народа.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
1 сентября | Урок-праздник «Я – гражданин России» | Классный руководитель |
Сентябрь | КТД «С чего начинается Родина?» | Классный руководитель, родительский комитет |
Октябрь | Выставка фотографий «Мой родной город» | Классный руководитель |
Ноябрь | Тематический кл.час «Национальные культурные различия» | Классный руководитель |
Декабрь | КТД «Русские народные игры» | Классный руководитель |
Январь | Тематический вечер «Мудрость сказок, загадок, былин…» | Классный руководитель |
Февраль | Викторина «Что я знаю о родном крае» | Классный руководитель |
Март | Экскурсия в городской краеведческий музей | Классный руководитель |
Апрель | Урок творчества «Народные ремёсла» | Классный руководитель |
Май | Тематический Кл.ч. «Дети войны» Экскурсия «Природа родного края» | Классный руководитель |
Направление 2. «Моя семья».
Цель работы по данному направлению – познакомить детей с понятиями «семья», «семейные ценности», «родословная»; воспитывать бережное отношение к своей семье, родным и близким; вовлечение родителей в жизнь класса, проведение совместных мероприятий, экскурсий, походов.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание вместе с детьми «Моя семья» | Классный руководитель |
Октябрь | Родительское собрание «Роль родителей в жизни младшего школьника» | Классный руководитель |
Ноябрь | Конкурс рисунков «Как я помогаю родителям» | Классный руководитель |
Декабрь | Родительское собрание «Как научить детей учиться» | Классный руководитель |
Январь | «Зимние забавы» (прогулка с родителями в бор) | Классный руководитель, родительский комитет |
Февраль | Тематический час «Все профессии нужны, все профессии важны» (родители рассказывают о своих профессиях) | Классный руководитель |
Март | Родительское собрание «Игра и труд в жизни ребёнка» | Классный руководитель |
Апрель | Совместный с родителями субботник по уборке территории школы, уборке класса | Классный руководитель |
Май | Итоговое родительское собрание вместе с детьми «Наши успехи» | Классный руководитель, родительский комитет |
Направление 3. «Я – ученик».
Цель работы по данному направлению: развитие личности ребёнка; развитие интеллектуальных способностей каждого ученика; повышение мотивации, интереса к учёбе; помощь неуспевающим учащимся.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | «Я в школе» (рефлексивный круг с учащимися) | Классный руководитель |
Сентябрь | «Установление прав и обязанностей учеников в классе» (классный час) | Классный руководитель |
Октябрь | «Мои новые друзья» (психологический тренинг) | Школьный психолог |
Ноябрь | Час общения «Что мне нравится в школе» | Классный руководитель |
Декабрь | Конкурс «Лучшая тетрадь» | Классный руководитель |
Январь | Час общения «Мой любимый предмет» | Классный руководитель |
Февраль, март | Конкурсы интеллектуальных игр и головоломок «Сказочная палата ума». Участие в игре «Старт» | Классный руководитель |
Апрель, май | Участие в предметных неделях начальной школы | Классный руководитель |
В течение года | Помощь отстающим учащимся, коррекционная работа | Классный руководитель, школьный психолог |
Направление 4. «Моё здоровье».
Цель работы по данному направлению: формирование у детей понятия «здоровый образ жизни»; развитие физических способностей каждого ребёнка; проведение мероприятий, помогающих адаптации детей к школе; психологическая поддержка неуверенным в себе детям, детям с проблемами в поведении.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Уроки здоровья: «Советы доктора Воды», «Друзья Вода и Мыло», «Глаза – главные помощники человека», «Чтобы уши слышали». Прогулка в бор. Русские народные игры. | Классный руководитель |
Октябрь | Уроки здоровья: «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми», «Как сохранить улыбку красивой», «Уход за руками и ногами». Весёлые старты на свежем воздухе. Беседа «Азбука безопасности». | Классный руководитель |
Ноябрь | Уроки здоровья: «Зачем человеку кожа», «Надёжная защита организма», «Если кожа повреждена». Час игры (упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим). | Классный руководитель |
Декабрь | Уроки здоровья: «Питание – необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи», «Сон – лучшее лекарство», «Как настроение?».Подвижные игры на свежем воздухе. | Классный руководитель |
Январь | Уроки здоровья: «Я пришёл из школы», «Я – ученик». «Мама, папа, я - спортивная семья» (игра). | Классный руководитель, родительский комитет |
Февраль | Родительское собрание «Влияние заболеваний на учебную деятельность детей». Уроки здоровья: «Вредные привычки» (2 урока). | Классный руководитель |
Март | Уроки здоровья: «Скелет – наша опора», «Осанка – стройная спина!», «Закаливание». | Школьный врач |
Апрель | Уроки здоровья: «Правила безопасности на воде», «Народные игры» (2 урока на свежем воздухе).Рисуночные игры «Красочное чудо», «Рисуем музыку». | Классный руководитель |
Май | Уроки здоровья: «Подвижные игры», «Доктора природы».Праздник здоровья «Страна Здоровячков». | Классный руководитель |
В течение года | Участие в общешкольных мероприятиях, посвящённых здоровому образу жизни | Классный руководитель |
Направление 5. «Мой досуг».
Цель работы по данному направлению: воспитание у ребят чувства прекрасного, развитие творческого мышления; формирование навыков, помогающих организовать свой досуг, досуг своих друзей, семьи.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
В течение года | Поход в цирк, на Новогоднее представление в Кукольный театр, посещение кинотеатров города Читы. | Классный руководитель, родительский комитет. |
Октябрь | Праздник «Мы школьниками стали». «Осенний бал». Выставка поделок из природного материала. | Классный руководитель. |
Ноябрь | Праздник «Что за прелесть эти сказки!» | Классный руководитель. |
Декабрь | «Новогодняя карусель». Беседа «В помощь пернатым друзьям». | Зам. дир. по ВР. Классный руководитель. |
Январь | Конкурс стихотворений о зиме. Викторина «Правила дорожного движения». | Классный руководитель. |
Февраль | Праздник «Наши Защитники». | Классный руководитель. |
Март | Концерт «Для моей мамочки». | Классный руководитель |
Апрель | «Где работают наши родители» (экскурсия) | Родительский комитет |
Май | «До свидания, первый класс!» (утренник) | Классный руководитель |
Предполагаемый результат работы по программе «С чего начинается Родина?»:
у детей сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
ребята за год учёбы подружились, научились проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
появилась положительная мотивация, интерес к учёбе;
дети посетили много интересных мест, где повысили свой интеллектуальный уровень, прикоснулись к прекрасному, поделились впечатлениями.
2 класс.
«Моя малая Родина».
Цель программы: изучение истории и природы родного города, края; знакомство с традициями, обычаями народов нашего края; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Основные задачи программы:
изучение истории родного города, края;
воспитание бережного отношения к природе родного края;
познакомить детей с традициями народов нашего края;
научить детей чувствовать прекрасное в природе, в человеке, вещах;
воспитать в учащихся чувство милосердия ко всему живому, уважение к окружающим людям;
сплочение детского коллектива;
развитие физических способностей каждого ребёнка, формирование навыков здорового образа жизни.
Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:
1. Цени и оберегай своё Отечество, познавай людей, живущих в нём, его прошлое и настоящее.
2. В дружбе – сила.
3. Не ожидай просьбы, приходи на помощь сам.
4. Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.
5. Знание – солнце, книга – окно.
6. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
7. Будь настоящим другом природы.
Воспитательная работа строится по направлениям:
«Это – Я!», «Я и мой край», «Я и семья», «Я и здоровье», «Я и мир».
Планирование воспитательной работы.
Направление 1. «Это – Я! Я хочу все знать!»
Цель работы в данном направлении: помочь ребёнку познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности.
Время проведения мероприятия. | Название мероприятия. | Ответственный. |
Сентябрь | Самопредставление «Это – Я!» Беседа «Имя как источник самобытности и достоинства». Классный час «Мои обязанности в классе». | Классный руководитель. |
Октябрь | Фотовыставка «Моё хобби». | Классный руководитель. |
Ноябрь | Беседа «Права ребёнка. Конвенция». I этап интеллектуального марофона | Классный руководитель. |
Декабрь | Утренник «Наши таланты». | Классный руководитель. |
Январь | Творческий проект «Русские народные игры и забавы». | Классный руководитель. |
Февраль | Круглый стол «Мой характер». | Классный руководитель. |
Март | Беседа «Как я понимаю обязанности перед собой, перед другими». | Классный руководитель. |
Апрель | Викторина «Умники и умницы». | Классный руководитель. |
Май | Классный час «Мои успехи в этом году». | Классный руководитель. |
В течение года | Поздравление именинников, выставки лучших творческих работ, участие в конкурсах. | Классный руководитель. |
Направление 2. «Я и мой край».
Цель работы по данному направлению: изучение истории родного города, края; воспитание бережного отношения к природе родного края; участие в школьных и городских мероприятиях по охране природы.
Время проведения мероприятия. | Название мероприятия. | Ответственный. |
Сентябрь | Экскурсия в краеведческий музей по теме «История моего города». | Классный руководитель. |
Октябрь | Классный час «Улица, на которой я живу». | Классный руководитель. |
Ноябрь | Урок-творческий проект «Животные и птицы моего края». Конкурс рисунков «Редкие животные и птицы нашего края». | Классный руководитель. |
Декабрь | Классный час «Русские художники в Забайкальском крае». | Классный руководитель. |
Январь | Конкурс стихотворений поэтов родного края. | Классный руководитель. |
Февраль | Поездка в краеведческий музей г.Читы | Классный руководитель, родительский комитет. |
Апрель | Выставка рисунков «Мой край». | Классный руководитель. |
Май | «О героях былых времён…» (тематический вечер, посвящённый героям Великой Отечественной войны нашего края). | Классный руководитель. |
В течение года | Участие в общешкольных конкурсах и мероприятиях, посвящённых родному краю. | Классный руководитель. |
Направление 3. «Я и семья».
Цель работы по данному направлению: воспитание чувства ответственности за своих близких, стремления к взаимопониманию в семье, стремления помочь близким в трудную минуту; привлечение родителей к совместной работе по воспитанию детей.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Классный час «Как я могу помочь своей семье». | Классный руководитель. |
Октябрь | Родительское собрание «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников». | Классный руководитель. |
Ноябрь | Выставка «История моей семьи в фотографиях». | Классный руководитель. |
Декабрь | Родительское собрание «Роль чтения в развитии ребёнка». | Классный руководитель. |
Январь | КТД «Улыбка в доме». | Классный руководитель, родительский комитет. |
Февраль | Спортивные эстафеты совместно с родителями «Зов джунглей». | Классный руководитель, учитель физкультуры. |
Март | Родительское собрание «Свободное время школьника». | Классный руководитель. |
Апрель | Конкурс сочинений «Выходной день в моей семье». | Классный руководитель. |
Май | Однодневный поход на природу вместе с родителями. | Родительский комитет. |
В течение года | Индивидуальные беседы с родителями. |
Направление 4. «Я и здоровье».
Цель работы по данному направлению: формирование у детей навыков здорового образа жизни; развитие физических способностей каждого ребёнка; создание комфортной атмосферы в классном коллективе для интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка.
Время проведения мероприятия. | Название мероприятия. | Ответственный. |
Сентябрь | «Игры народов мира». | Классный руководитель. |
Октябрь | Уроки здоровья «Режим дня», «Закаливание организма». | Классный руководитель. |
Ноябрь | Беседа «Что такое равнодушие?» | Классный руководитель. |
Декабрь | Уроки здоровья «Культура поведения», «Культура питания». | Классный руководитель. |
Январь | Зимние народные игры и забавы. | Классный руководитель, учитель физкультуры. |
Февраль | Утренник «Береги здоровье смолоду». Выставка рисунков «Береги здоровье». | Классный руководитель. |
Март | Уроки здоровья «Мой друг – Мойдодыр», «Профилактика простудных заболеваний». | Школьный врач. |
Апрель | Классный час «Умение владеть собой». | Классный руководитель. |
Май | Уроки здоровья «О вредных привычках», «Культура одежды». «Весёлые старты». | Классный руководитель. |
В течение года | Участие в общешкольных мероприятиях, посвящённых здоровому образу жизни. |
Направление 5. «Я и мир».
Цель работы по данному направлению: раскрыть детям понятие «мир», показать красоту и многообразие окружающего мира.
Планирование работы идёт по блокам:
1. Мир – это моя планета.
2. Мир – это красота.
3. Мир – это люди.
4. Преображаем мир.
Время проведения мероприятия. | Название мероприятия. | Ответственный. |
Сентябрь | Викторина «Страны и континенты». | Классный руководитель. |
Октябрь | Встреча с интересным человеком. | Родительский комитет. |
Ноябрь | Организация выставки «Народные ремёсла». | Классный руководитель. |
Декабрь | Классный час «Мир, в котором живём, делаем лучше». | Классный руководитель. |
Январь | Тематический вечер «Первооткрыватели». | Классный руководитель. |
Февраль | Музыкальный лекторий «Композиторы в Забайкальском крае». | Классный руководитель, учитель музыки. |
Март | Утренник «Поздравляем бабушек и мам». | Классный руководитель. |
Апрель | Участие в субботниках по уборке территории школы. | Классный руководитель. |
Май | Тематический вечер «Нет – войне!» | Классный руководитель. |
В течение года | Посещение художественных выставок, библиотек, концертных залов, театров. | Классный руководитель, родительский комитет. |
Предполагаемый результат работы по программе «Моя малая родина»:
дети познакомились с некоторыми фактами из истории родного края и города;
узнали много новых народных игр и забав и научились самостоятельно организовывать совместные игры;
приобрели навыки, помогающие вести здоровый образ жизни;
развивали свои художественные и музыкальные способности, участвуя в утренниках, концертах, посещая выставки, театры, музеи; научились помогать друг другу в трудной ситуации, доброму отношению к людям.
3 класс.
«По страницам истории…»
Цель программы: воспитание нравственных качеств, культуры поведения у детей на примере людей, которые сыграли важную роль в истории России; знакомство с историческими памятниками и местами нашей Родины.
Задачи программы:
изучение истории своей Родины;
воспитание нравственных качеств на примере великих людей нашей страны;
сохранение здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни;
воспитание навыков культурного поведения;
изучение исторических мест и памятников России;
дальнейшая работа по сплочению классного коллектива.
Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:
1. Изучай историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожи историей своего народа.
2. Не ожидай просьбы, приходи на помощь сам.
3. Быть сильным – значит помогать слабым.
4. Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
5. Каждое дело – творчески.
6. Здоровье не купишь – его разум дарит.
Воспитательная работа ведётся по направлениям:
«Я изучаю историю Отечества»,
«Я забочусь о своём здоровье»,
«Мир интересов моей семьи»,
«Мир моих увлечений».
Планирование воспитательной работы.
Направление 1. «Я изучаю историю Отечества».
Цель работы по данному направлению: воспитание уважения к культурному и историческому наследию России, к традициям своего народа.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
В течение года | Проект «Они прославили Россию» | Классный руководитель |
Сентябрь | Классный час «Что такое культурное и историческое наследие?» | Классный руководитель |
Октябрь | Выставка «Памятники архитектуры Забайкальского края» | Классный руководитель |
Ноябрь | Музыкальная гостиная «Русская песня» | Классный руководитель, учитель музыки |
Декабрь | Тематический вечер «Как встречали Новый год на Руси?» | Классный руководитель |
Январь | Викторина «Символы Российской Федерации» | Классный руководитель |
Февраль | Творческий проект «Защитники Отечества» | Классный руководитель |
Март | Классный час «Древние русские города» | Классный руководитель |
Апрель | КТД «Народные праздники» | Классный руководитель |
Май | Музыкальный вечер «Эхо войны» | Классный руководитель, учитель музыки |
В течение года | Участие в общешкольных и городских мероприятиях, выставках, конкурсах | Классный руководитель |
Направление 2. «Я забочусь о своём здоровье».
Цель работы по данному направлению: укрепление физического здоровья детей, привитие навыков культурного поведения, воспитание навыков ценностного отношения к своему здоровью; воспитание бережного отношения к природе как источнику нашего здоровья.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Берегись автомобиля!» Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» | Классный руководитель |
Октябрь | Урок здоровья «Роль спорта в жизни человека» Спортивные соревнования на свежем воздухе | Классный руководитель, учитель физкультуры |
Ноябрь | Урок здоровья «Режим дня» Конкурс плакатов «Мой режим дня» Классный час «Народные обряды, связанные с природой» | Классный руководитель |
Декабрь | Этическая беседа «Урок вежливости» Постановка экологической сказки «Родничок» | Классный руководитель |
Январь | Урок здоровья «Нет вредным привычкам!» Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов» | Классный руководитель |
Февраль | Зимние игры и забавы (прогулка в бор) | Классный руководитель, родительский комитет |
Март | Занятие-беседа «О дружбе» | Классный руководитель |
Апрель | Игра-инсценировка «День рождения» Урок здоровья «Зелёный Доктор» | Классный руководитель |
Май | Утренник «Здоровье – наше богатство» «Весёлые старты» | Классный руководитель |
В течение года | Участие в общешкольных и городских мероприятиях, соревнованиях | Классный руководитель, учитель физкультуры |
Направление 3. «Мир интересов моей семьи».
Цель работы по данному направлению: воспитание чувства уважения к членам своей семьи, заботы о близких, гордости за своих родных; привлечение родителей к активному участию в жизни класса.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Фотовыставка «Увлечения моей семьи» | Классный руководитель |
Октябрь | Родительское собрание «Ребёнок сравнивает себя со сверстниками» | Классный руководитель |
Ноябрь | Классный час «Профессии моих родных» | Классный руководитель |
Декабрь | «Помоги птицам» (совместное занятие с родителями, изготовление кормушек и экскурсия в бор) | Классный руководитель, родительский комитет |
Январь | Родительское собрание «Обращение ребёнка с деньгами» | Классный руководитель |
Февраль | Конкурс «Таланты нашей семьи» | Классный руководитель |
Март | Концерт «8 Марта – день торжественный» | Классный руководитель |
Апрель | Родительское собрание «Здоровье наших детей» | Классный руководитель |
Май | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» Родительское собрание «Как помочь ребёнку учиться?» | Классный руководитель |
Направление 4. «Мир моих увлечений».
Цель работы по данному направлению: развитие творческого потенциала каждого ребёнка, повышение интереса к учёбе, стремление каждого ребёнка получать новые знания и активно принимать участие в жизни школы и класса.
Время проведения мероприятия | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Классный час «Правила жизни в нашем классе. Распределение обязанностей» Рефлексивный круг «Чем я увлекаюсь? Что могу предложить своим друзьям?» | Классный руководитель |
Октябрь | Выставка «Моё творчество» | Классный руководитель |
Ноябрь | Фотовыставка «Интересные места, где я побывал» | Классный руководитель |
Декабрь | Практикум с учащимися «Дети-посредники» | Классный руководитель |
Январь | Конкурс сочинений «Мой друг» | Классный руководитель |
Февраль | Классный час «Моя любимая книга» | Классный руководитель |
Март | Конкурс «А ну-ка, девочки» | Классный руководитель |
Апрель | Классный час «Мой любимый школьный предмет» | Классный руководитель |
Май | Тематический вечер «Мои успехи» | Классный руководитель |
В течение года | Поздравление именинников. Посещение музеев, выставок, театров. Участие в школьных и городских конкурсах. | Классный руководитель, родительский комитет, зам. дир. по ВР |
Предполагаемый результат работы по программе «По страницам истории»:
дети изучили биографии людей, прославивших Родину;
узнали много нового об исторических и культурных памятниках России;
получили навыки культурного поведения, здорового образа жизни;
развивали и показали свои творческие способности;
повысилась мотивация, интерес к учёбе;
классный коллектив стал более сплочённым.
4 класс.
«Я – гражданин России».
Цель программы – воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.
Задачи программы:
развитие у детей осознания себя гражданином России, формирование основ гражданской, социальной и правовой культуры;
создание условий для проявления способностей каждого ученика;
воспитание чувства ответственности и коллективизма;
воспитание понимания сознательной дисциплины и культуры поведения;
формирование навыков здорового образа жизни;
воспитание гуманности, уважения человеческого достоинства.
Отношения внутри классного коллектива строятся на следующих принципах:
1. Люби своё Отечество, служи его интересам, будь готов защитить его.
2. Береги красоту своего языка, помогай другим овладеть им.
3. Знакомься с другими народами, уважай их традиции, изучай их язык.
4. Изучай окружающий мир и умей делать его лучше.
5. Подари человеку радость.
6. Трудно одному – под силу всем вместе.
Воспитательная работа строится по направлениям:
«Я – гражданин»,
«Я – личность»,
«Я и моя семья»,
«Я и культура»,
«Я и планета»,
«Я и моё здоровье».
Планирование воспитательной работы.
Направление 1 . «Я – гражданин».
Цель деятельности классного руководителя: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Основные задачи:
- знакомство с понятием «гражданин»;
- знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы работы классного руководителя:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники, читательские конференции по праву.
Планирование работы по направлению.
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь | «Права и обязанности ученика» | Беседа | Классный руководитель |
Сентябрь | «Государственная символика России» | Викторина | Классный руководитель |
Октябрь | «Ваши права» | Ролевая игра | Классный руководитель |
Ноябрь | «Об ответственности несовершеннолетних» | Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних | Классный руководитель |
1 раз в четверть | «Совет профилактики правонарушений» | Встреча и беседа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле | Зам. директора по ВР, социолог |
Декабрь | «Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны» | Классный час | Классный руководитель |
Январь | «Пою моё Отечество» | Конкурс стихотворений поэтов Забайкальской земли | Классный руководитель, староста класса |
Февраль | «Ветераны Российской Армии» | Встреча с воинами-интернационалистами | Классный руководитель |
Март | «Мои родные -защитники Родины» | Оформление альбома, газеты. Кл.час | Классный руководитель, руководители групп |
Апрель | «Я – житель планеты Земля» | Читательская конференция | Классный руководитель, руководители в группах |
Май | «Ветеранам Великой Отечественной…» | Концерт | Классный руководитель |
В течение года | «Главная площадь страны» | Экскурсия | Классный руководитель |
Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историческое, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Направление 2 . «Я – личность».
Целью деятельности в этом направлении является формирование гражданского отношения к себе; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности; оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни; формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Основные задачи деятельности:
- установление в классе правил, нравственных норм, определяющих отношение учащихся к окружающим людям, друг к другу, к себе;
- интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- сотрудничество с психологической службой школы по организации развивающих коррекционных занятий;
- на материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы;
- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции;
- изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
Формы работы классного руководителя:
- тематические классные часы;
- тренинг общения;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, ролевые игры;
- интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели.
Сроки | Название | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь | «Изучение мотивации учения учащихся класса» «Распределяем обязанности в классе» | Диагностическое исследование Классный час | Школьный психолог Классный руководитель |
Сентябрь | «Мир моих интересов» | Час общения | Классный руководитель, родительский комитет |
Октябрь | «Мои «хочу» и мои «надо»» | Беседа | Школьный психолог |
Ноябрь | «Сказочная палата ума» | Праздник интеллектуальных игр и головоломок | Классный руководитель |
Декабрь | «Что такое мой характер» | Классный час | Классный руководитель |
Январь | «Проблемы неуверенного в себе человека» | Тренинг общения | Школьный психолог |
Февраль | «Ученик класса» | Конкурс в параллели | Классные руководители |
Март | «Люди, которых я не имею права забывать» | Творческие проекты учащихся | Классный руководитель, руководители в группах |
Апрель | «Быть человеком» | Дискуссия | Классный руководитель |
Май | «Результаты моей работы над собой (Каким я стал? Что мне удалось исправить?)» | Сочинение | Классный руководитель |
В течение года | «На материале диагностики определение проблем и коррекционная работа с учащимися» | Беседы, развивающие упражнения | Классный руководитель, школьный психолог |
Предполагаемый результат деятельности: повышение уровня самосознания, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию; повышение интеллектуального уровня учащихся.
Направление 3. «Я и моя семья».
Целью деятельности классного руководителя является воспитание осознания ценности семьи, максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье;
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы деятельности классного руководителя:
- тематические классные часы;
- праздники семьи, спортивные состязания;
- клубы общения;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН, Дни творчества, Дни открытых дверей;
- тренинги родительского взаимодействия, тематические беседы с детьми и родителями, родительские собрания.
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь, ноябрь, февраль, май | «День именинника» | Праздник | Классный руководитель, родительский комитет |
Сентябрь | «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» | Родительское собрание | Классный руководитель |
Октябрь | «Мама, папа, я – дружная семья» «Моя профессия» | Конкурс-праздник Встреча с родителями | Классный руководитель, родительский комитет Классный руководитель |
Ноябрь | «Итоги 1 четверти. Наши успехи» | Совместный вечер с родителями | Классный руководитель |
Декабрь | «Я родитель, я – приятель?!» «Итоги первого полугодия. Чему мы научились?» | Тестирование Выставка детского творчества | Классный руководитель Классный руководитель |
Январь (каникулы) | Час здоровья | Совместная прогулка в бор с родителями | Классный руководитель, родительский комитет |
Февраль | «Здесь живёт моя семья» «Мой папа (дедушка, дядя, брат)» | Заочное путешествие Конкурс сочинений | Классный руководитель Классный руководитель |
Март | «Мамы и дочки» «Итоги 3 четверти. Наши достижения» | Конкурс Родительское собрание | Классный руководитель Классный руководитель |
Апрель | «Моя семья в воспоминаниях родных» | Творческие проекты учащихся | Классный руководитель |
Май | «До свидания, начальная школа!» | Праздник | Классный руководитель, родители |
В течение года | Индивидуальные беседы с родителями | Классный руководитель, психолог, социолог |
Предполагаемый результат деятельности: у ребят сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье; родители принимают активное участие в делах школы и класса, заинтересованы в воспитании личности ребёнка.
Направление 4. «Я и культура».
Цели этого направления:
- воспитывать у ребят чувство прекрасного, развивать их творческое мышление;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- организация экскурсий, походов, посещение кинотеатра, театра;
- организация конкурсов, где ребята могут показать своё умение, талант;
- сотрудничество с организациями внешкольного образования.
Формы деятельности классного руководителя:
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- конкурсы талантов, читательские конференции.
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
В течение года | «Фильм! Фильм! Фильм!» «Таланты нашего края» «Мир сказки» | Посещение кинотеатра Посещение выставок, организованных краеведческим музеем и библиотеками Поездка в театр | Классный руководитель, родительский комитет |
Октябрь | «Что такое красота» | Беседа | Классный руководитель |
Декабрь | «Космическое путешествие в страну Новогодию» | Театрализованное представление | Классный руководитель, актив класса |
Февраль | «Сделай сам» | Выставка творческих работ | Классный руководитель |
Март | «Самая родная» «Маленькая мисс» | Конкурс сочинений о маме Школьный конкурс | Классный руководитель Зам. дир. по ВР |
Апрель | «Моя Родина глазами художников» | Презентации проектов | Классный руководитель |
Май | «Наши таланты» | Подготовка к празднику прощания с начальной школой | Классный руководитель |
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Направление 5. «Я и планета».
Целью деятельности классного руководителя является формирование гражданского отношения к планете Земля.
Основные моменты деятельности:
- воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- формирование эстетического отношения детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Формы работы в данном направлении:
- беседа, круглый стол, праздник;
- КТД с элементами викторины;
- выставки плакатов, рисунков, мастерская кормушек;
- экскурсии в природу.
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь - октябрь | «Береги природу – наш дом» | Конкурс рисунков | Классный руководитель, староста класса |
Ноябрь | «Покормите птиц зимой» | Мастерская кормушек | Классный руководитель |
Декабрь | «В гости к птицам» | Экскурсия в бор | Классный руководитель |
Январь | «Я – житель планеты Земля» | Круглый стол | Классные руководители в параллели |
Февраль | «Заповедные уголки мира» | Беседа | Классный руководитель, руководители групп |
Апрель | «Весна в родном крае» | КТД | Классные руководители |
Май | «Вокруг света с фотоаппаратом» | Выставка фоторабот | Классный руководитель. |
Предполагаемый результат деятельности: ребята должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Направление 6. «Я и моё здоровье».
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Основные моменты деятельности:
- сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения;
- сотрудничество с родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы;
- сотрудничество с психологом с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания;
- организация и проведение внеклассных мероприятий формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
- формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы с классом:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья;
- предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;
- беседы по вопросам сохранения здоровья.
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь | «Мой режим дня» | Классный час | Классный руководитель |
Октябрь | «Профилактика простудных заболеваний» «Осторожно, дорога!» | Выступление медицинского работника школы Встреча с работником автоинспекции | Мед. работник Классный руководитель |
Ноябрь | «Спорт и вредные привычки» «Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции» | Беседа Тренинг | Классный руководитель Школьный психолог |
Декабрь | «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять» | Родительская конференция в параллели | Классные руководители |
Январь | «Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?» | Дискуссия | Руководители творческих групп |
Февраль | «Весёлые старты» | Эстафета в параллели | Классные руководители |
Март | «Великие спортсмены моей страны и мира» | Спортивная викторина | Руководитель спортивного сектора в классе |
Апрель | «Лучшие спортсмены нашей школы» | Встреча со старшелассниками, победителями спортивных соревнований | Классный руководитель |
Май | «Наши спортивные достижения» | Классный час | Классный руководитель, учитель физкультуры |
В течение года | «День здоровья» | Игры, соревнования | Зам. дир. по ВР |
Предполагаемый результат деятельности: сформировано понятие о здоровом образе жизни, успешное участие в спортивных конкурсах, умение использовать приёмы саморегуляции, сплочение детского коллектива, сформирована я-позиция учащихся по отношению к своему здоровью.
Приложение.
Диагностические методики изучения детского коллектива.
1 класс.
Урок физкультуры.
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физкультуры (расположить квадратики с именами в определённой последовательности). Задача состоит в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.
Данная методика позволяет определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.
Солнце, тучка, дождик.
Каждый ученик класса получает листок бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Нужно дополнить предложения рисунками.
Подарки.
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ученику класса к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в качестве подарка.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Важно, кого ребёнок называет в первую очередь в списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Нужно также посмотреть, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, какие чувства испытывают дети при распределении праздничных подарков. Ребята выполняют подобные диагностические исследования с большим удовольствием и творчески.
2 класс.
Пьедестал.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.
На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся.
Дом, в котором я живу.
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
Социометрия.
Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать трех своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:
- Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса
ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания? - Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно,
кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой? - Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду
космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из
ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
3 класс.
Круги на воде.
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано пять кругов, один в другом. Учащемуся в каждый круг нужно вписать имен.: одноклассников по степени их значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.
Мультфильм о нашем классе.
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздают; фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много: информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
- Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?
- Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной
и т. д.)? - Какие проблемы поднимает мультфильм?
Аукцион.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс. Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.
Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.
4 класс.
Самые памятные события из жизни моего класса.
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Также важно отметить, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.
Продолжи предложение.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
- Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это...
- Ребята, с которыми я не дружу в классе, это...
- Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это...
- Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...
- Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...
- Ребята, без которых мне было бы трудно, это...
Необитаемый остров.
Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Ваш класс совершает морское путешествие на корабле. Корабль терпит крушение, и вы попадаете на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень четко разделяют функции каждого на острове. При этом выделяют лидеров класса, а также тех, кто не участвуют в жизни коллектива по разным причинам.
Портретная галерея нашего класса.
Классный руководитель обращается к учащимся класса со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете четвертый класс, а я, ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память альбом с вашими портретами, словесными и нарисованными. Сейчас вы попробуете составить свой словесный портрет и нарисовать себя.
Таким образом, учащиеся пишут самохарактеристику и рисуют автопортрет.
Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в четвертом классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной характеристике, на определение своей роли в классе.
Диагностические методики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников.
Мой портрет в интерьере.
Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т. д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.
Десять моих «Я».
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определена каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я - умный.
Я - красивый и т. д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Звезда эстрады.
Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им помоги педагог). Задача ребенка - выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.
Мои любимые вещи.
Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
- Любимый цвет - ...
- Любимое имя- ...
- Любимое дерево - ...
- Любимый цветок - ...
- Любимый плод - ...
- Любимая ягода - ...
- Любимый праздник - ...
- Любимый день недели - ...
- Любимый певец (певица) - ...
- Любимое животное - ...
- Любимая книга - ...
Самореклама.
Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.
Сказки.
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2-е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
- Сказка о моем портфеле.
- Необычная история об обычном дневнике.
- Сказочные каникулы.
- Необычные приключения обычного школьника.
- Сказочная история о том, как ...
Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т. д.).
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце.
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник.
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6° . У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
русский язык - 39°;
математика - 36,6°.
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
Краски.
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Фотография.
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Настроение.
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Остров невезения.
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами».
Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Школа будущего.
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Волшебник.
Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается ... В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить ребенку свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.
Лесная школа.
Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята
должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:
1. Как выглядит лесная школа?
2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
3. Кто учит зверят в лесной школе?
4. Какой он - учитель в лесной школе?
5. Какие отметки ставят в лесной школе?
6. Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.
Ассоциации.
Ребятам раздаются листочки бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Учащиеся рядом со словом должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.
Список слов может быть таким:
- математика
- русский язык
- чтение
- иностранный язык
- физическая культура
- изобразительное искусство
- труд
- пение
- урок
- отметка
- школа
- учитель
- класс
- друг
Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой.
Сочинение.
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):
- Что я знаю о русском языке?
- Что я знаю о математике?
- Мой самый любимый предмет.
- Мое самое любимое занятие.
- Мой самый грустный день в школе.
- Мой самый счастливый день в школе.
- Мой выходной день.
- Что я думаю о моей учебе в школе.
- Как я хочу закончить учебный год.
10. Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям.
Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т. д.
Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т. д.
Анкетирование.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел
бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
- не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы | Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Анализ анкетирования.
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.
Что такое хорошо и что такое плохо.
Учащимся предлагается продолжить предложения.
Хорошая школа - это ...
Плохая школа - это ...
Хороший класс - это ...
Плохой класс - это ...
Хороший ученик - это ...
Плохой ученик - это ...
Хороший учитель - это ...
Плохой учитель - это ...
Хороший урок - это ...
Плохой урок - это ...
Хороший ответ - это ...
Плохой ответ - это ...
Номинация.
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
- самый интересный учебный предмет;
- самый полезный учебный предмет;
- самый ненужный учебный предмет;
- самый трудный учебный предмет;
- самый легкий учебный предмет;
- самый веселый учебный предмет.
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнесем к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
В современной психологии существует множество методик выявления обстановки в семье и ее влияния на развитие личности ребенка.
Самым известным и популярным из них является тест Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи». Эта методика дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка, помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи, какое место в семейных отношениях ребенок отводит себе.
Используя этот тест, родителям и педагогам следует учитывать, что любой рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие собственной семьи, но и позволяющей ребенку самому анализировать, переосмысливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Перейдем непосредственно к тесту. Он состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения этого теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования (формат А4), карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью, так, чтобы все ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать как хочешь».
Во время рисования отмечайте или записывайте все спонтанные реакции ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи?
Где работают (учатся) члены семьи?
Как в семье распределяются домашние обязанности?
Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?
В системе количественной оценки кинетического рисунка семьи учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность отдельных членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношения людей и вещей на рисунке.
При интерпретации кинетического рисунка семьи основное внимание обращается на следующие аспекты:
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи, обычно эта участь постигает тех, с которыми он находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения; например, важным показателем психологической близости является расстояние между фигурками, иногда между ними рисуются какие-либо объекты, обозначающие различного рода препятствия.
Совместная деятельность всех членов семьи на детском рисунке обычно свидетельствует о благоприятных внутрисемейных отношениях, часто общая занятость связывает нескольких отдельных членов семьи, что свидетельствует о наличии семейных микрогрупп. Некоторые дети склонны изображать себя на нижней части листа, это может указывать на некоторую депрессивность ребенка, свидетельствовать о его чувстве неполноценности в семье.
На некоторых рисунках вместо людей преобладают вещи, например мебель, это также говорит об эмоциональной озабоченности ребенка.
2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи).
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-то, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложилась душевная близость, в аналогичных случаях можно наблюдать полное стирание или перерисовку нелюбимого члена семьи.
Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей дошкольного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим - мать и сестры, особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или с отцом), адекватно ли это полу ребенка.
3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для каждого члена семьи. Но не стоит забывать о том, что многочисленные и упорные отговорки, а также манера прикрывать нарисованное рукой могут свидетельствовать о неуверенности ребенка в своих силах, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся, могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. В отдельных случаях это может быть симптомом эмоционально неоднозначного или даже негативного отношения ребенка. В спонтанных комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не разговаривать с ребенком.
Для теста «Кинетический рисунок семьи» была специально разработана схема количественной оценки. В ней выделяют пять симптомокомплексов:
- благоприятная семейная ситуация;
- тревожность;
- конфликтность в семье;
- чувство неполноценности в семейной ситуации;
- враждебность.
Симптомо- | ||
комплекс | Симптом | Балл |
1 | 2 | 3 |
1. Благопри- | — общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
ятная | — преобладание людей на рисунке | 0,1 |
семейная | — изображение всех членов семьи | 0,2 |
ситуация | — отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 |
— отсутствие штриховки | 0,1 | |
— хорошее качество линии | 0,1 | |
— отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
— адекватное распределение людей | 0,1 | |
— штриховка | 2,3 | |
2. Тревож- | — линия основания — пол | 0,1 |
ность | — линия над рисунком | 0,1 |
— линия с сильным нажимом | 0,1 | |
— стирание | 0,1 | |
— повышенное внимание к деталям | 0,1 | |
— преобладание вещей | 0,1 | |
— двойные и прерывистые линии | 0,1 | |
— подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
3. Конф- | — барьеры между фигурами | 0,2 |
ликтность | — стирание отдельных фигур | 0,1 |
в семье | — отсутствие основных частей тела | 0,2 |
— выделение отдельных фигур | 0,2 | |
— изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
— неадекватная величина фигур | 0,2 | |
— несоответствие вербального описания | 0,1 | |
— преобладание вещей | 0,1 | |
— отсутствие некоторых членов семьи | 0,2 | |
— член семьи, стоящий спиной | 0,1 | |
4. Чувство неполноцен- | — непропорциональное изображение автора — расположение фигур в нижней части | 0,2 |
неполноценности | — слабая и прерывистая линия | 0,1 |
в семейной | — изоляция автора от других | 0,1 |
ситуации | — маленькие фигуры | 0,1 |
— неподвижная фигура автора | 0,1 | |
— отсутствие автора | 0,2 | |
— автор стоит спиной | 0,1 | |
— одна фигурка на другой стороне листа | 0,2 | |
5. Враждеб- | — агрессивная поза фигуры | 0,1 |
ность | — зачеркнутая фигура | 0,2 |
— деформированная фигура | 0,2 | |
— обратный профиль | 0,1 | |
— руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
— длинные конечности | 0,1 | |
— другие возможные признаки | 0,1 |
Полученные результаты могут стать основой для проведения психокорректирующей работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо он субъективно-личный, либо имеет объективные причины в семье или школе и т. д.
Любой педагог и психолог на основе этого теста, а также наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: «балуют ребенка», «растет как трава в поле», «держат в ежовых рукавицах» и т. д. — и провести необходимую коррекционную работу. Задача же родителей - воспитать своего ребенка так, чтобы он вырос здоровой (и психически и физически), разносторонне развитой личностью.
Список используемой литературы.
1. Цветкова И. В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.
2. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005.
3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005.
4. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.
5. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями / авт.-сост. О. А. Ещеркина. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5,2008.
7. Научно-методический журнал «Классный руководитель»,№3,2003.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
программа воспитательной работы 3 класс
В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....
Программа воспитательной работы1-4 класс
Программа воспитательной работы 1-4 класс. В прогрммме отражены все направления воспитательной работы со школьниками....
Программа воспитательной работы 4 класс
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...