ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ
рабочая программа (4 класс)
Социально-гуманитарная направленность, возраст учащихся 10-11 лет срок реализации программы – 1 год уровень освоения программы – базовый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura.docx | 72.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Солгалова Ольга Александровна
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ,
ПРОЯВЛЯЮЩИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ
«Лестница знаний»
Социально-гуманитарная направленность
возраст учащихся 10-11 лет
срок реализации программы – 1 год
уровень освоения программы – базовый
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, проявивших выдающиеся способности «Лестница знаний» разработана для обучающихся 10-11лет, для развития способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников, с применением коллективных и индивидуальных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, проявивших выдающиеся способности «Лестница знаний» (далее программа) соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
1.Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
2.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012г. №504.
3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020 г.).
4.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030г. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России от 30.09.2020 г.
5.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).
6.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
7.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
8. Устава МБОУ «СОШ 11» ИГОСК
Направленность программы – социально-гуманитарная. Направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся, углубление базовых знаний, формирование у детей оптимального общего психологического развития, на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления, проблематизацию содержания образования,
Актуальность программы. В классе много детей, которые являются активными участниками и победителями олимпиад на платформе учи.ру., эффект тест, предметных олимпиад. Ребята были участниками районного семинара «Функциональная грамотность в начальной школе», где выступили с защитой социального проекта «Главные сражения Великой Отечественной войны». Было принято решение совершенствовать их знания в области математики, русского языка, окружающего мира и в процессе работы интегрировать их из различных разделов данных курсов для развития творческих способностей и решения поставленных целей и задач.
Отличительной особенностью программы курса «Лестница знаний» является то, что он базируется на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что введение программы «Лестница знаний» расширяет кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности - все это позволит обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Условия реализации программы. Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Данная программа является модифицированной и рассчитана на 1 год обучения (34 недели, 119 ч в год) для учащихся 10-11 лет проявляющих интерес к обучению. При разработке программы учитывались возрастные особенности учащихся.
Посещение занятий проводится на добровольной основе. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Программа «Лестница знаний» вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов, отведенных на изучения отдельных тем. При реализации данной программы используются как групповые, так и индивидуальные занятия.
Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Уровень обучения | № группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель в год | Кол-во учебных дней в год | Кол-во учебных часов нед./год. | Режим занятий |
базовый | 1 | 01.09.2022г | 31.05.2023г | 34 | 68 | 3,5/119 | 1раз в неделю 2ч 1раз в неделю 1.5ч |
Форма обучения – очная
Кадровое обеспечение – Программа реализуется педагогом Солгаловой Ольгой Александровной, стаж работы –30 лет.
Уровень освоения программы – базовый
Цель - обеспечение более высокой интеллектуальной готовности учащихся к обучению, через развитие творческого и познавательного потенциала учащихся, внедрение в процесс образования исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование общеинтеллектуальных умений;
- Углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему мир;
- Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
Развивающие:
- Формирование и развитие логического мышления;
- Развитие речи и словарного запаса учащихся;
- Развитие внимание, памяти
- Развитие творческого и логического мышления учащихся;
- Стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- Развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся
Воспитывающие:
- Формирование положительной мотивации к учению;
- Формирование умение работать в группе;
Ожидаемый результат
Предметными результатами являются:
- самостоятельно выполнять задания повышенной трудности;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе;
- умение различать звуки и буквы;
- умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
- умение определять значение слов по тексту;
- умение составлять связный текст на заданную тему;
- умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
- сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
- планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
Метапредметными результатами являются:
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои приёмы и способы решения задач;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- составление плана решения проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностными результатами являются:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.
- умение работать в паре, в группах;
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Учебно-тематический план
(базовый уровень)
№ | Название тем, разделов | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Входная аттестация. Инструктаж по ТБ. | 1,5 | 1,5 | Беседа, тестирование | |
2. | Раздел 1. Весёлое азбуковедение. | 3,5 | 2 | 1,5 | Беседа, постер, творческое задание |
3. | Раздел 2. Занимательное словообразование | 5,5 | 3,5 | 2 | Беседа, дидактическая игра, творческие задания |
4. | Раздел 3. В стране слов | 7 | 1,5 | 5,5 | Беседа, творческие задания |
5. | Раздел 4. От слова к слову | 12 | 3.5 | 8,5 | Опрос, творческое задание, дидактические игры |
6. | Раздел 5. Пословицы и поговорки | 3,5 | 2 | 1,5 | Опрос, творческое задание |
7. | Раздел 6. Игротека | 10,5 | 10,5 | Опрос, творческое задание | |
8. | Аттестация: текущая. | 2 | 2 | Тестирование, олимпиады | |
9. | Раздел 7. Сравнение, обобщение, классификация. | 5 | 1,5 | 3,5 | Опрос, дидактическая игра, творческое задание |
10. | Раздел 8. Логические задания. | 16 | 5 | 11 | Опрос, творческое задание, дидактическая игра |
11. | Раздел 9. Занимательные задачи | 10,5 | 3,5 | 7 | Опрос, творческое задание, дидактическая игра |
12. | Раздел10. Тайны геометрии | 8,5 | 3,5 | 5 | Опрос, дидактическая игра, мини-исследования, творческое задание |
13. | Раздел11. Математическая копилка | 2 | 2 | Опрос, творческое задание | |
14. | Раздел 12. Я и природа | 15,5 | 5 | 10,5 | Опрос, творческое задание, викторина |
15. | Раздел 13. Я и общество | 14 | 5,5 | 8,5 | Опрос, творческое задание, инсценировка стихотворения, опыты |
16. | Итоговое занятие - зачет | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого: | 119 | 38 | 81 |
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная аттестация.
Раздел 1. Весёлое азбуковедение.
Теория: Теория: расширение знаний о буквах и звуках русского языка, углубление и расширение знаний о нормах литературного произношения, постер, криптограмма.
Основные понятия: Фонема. Постер. Криптограмма.
Компетенции
• Объяснять фонетические правила.
• Объяснять графические правила.
• Объяснять закономерности.
• Развивать фонематический слух.
Вводный инструктаж перед проведением занятий.
Практика. Создание постера «Звуки и буквы», творческое задание
Раздел 2. Занимательное словообразование.
Теория: Морфема - это минимальная значимая часть слова. Морфема и слово – это значимые единицы языка. Словообразовательные модели..
Основные понятия: Морфема. Шарада.
Компетенции
• Объяснять, что такое морфемы.
• Объяснять словообразовательные модели.
• Подбирать слова к схемам.
Практика. Дидактическая игра «Собери слова!», творческие задания
Раздел 3. В стране слов.
Теория: Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Основные понятия: Головоломка. Палиндромы.
Компетенции
• Находить морфологические признаки слов.
• Объяснять логические задания.
• Находить палиндромы в текстах.
Практика. Творческие задания
Раздел 4. От слова к слову.
Теория: Расширение знаний о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка, словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Основные понятия: Слова-неологизмы. Архаизмы. Фразеологизмы. Добрые слова. Рифма.
Компетенции
• Объяснять значения устаревших и новых слов.
• Уметь пользоваться словарями.
• Подбирать синонимы, антонимы.
• Объяснять значение фразеологизмов.
Практика. Дидактическае игры, творческое задание
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Теория: Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Основные понятия: Пословица. Поговорка.
Компетенции
• Объяснять значение пословиц и поговорок.
• Подбирать пословицы и поговорки для жизненных ситуаций.
Участие в различных конкурсах. (Олимпиады, конкурсы.)
Практика. Творческое задание, дидактическая игра
Раздел 6. Игротека.
Теория: Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей.
Основные понятия: Кроссворд. Криптограмма. Анаграмма. Метаграмма. Головоломка.
Компетенции
• Определять тему и основную мысль текста.
• Делить текст на смысловые части.
• Задавать вопросы по содержанию текста.
• Уметь составлять тексты.
• Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.
Практика. Творческое задание, дидактическая игра
Текущая аттестация. Тестирование, олимпиады
Раздел 7. Сравнения, обобщения, классификация.
Теория: Поиск лишнего объекта, выделение признаков предмета, сравнение. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Основные понятия: Математические цепочки. Закономерность. Сравнение.
Компетенции
• Находить сходство и различия.
• Объяснять закономерности.
• Исследовать и анализировать свои исследования.
Практика. Дидактическая игра, творческое задание
Раздел 8. Логические задания.
Теория: Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания.
Основные понятия: Логика. Лабиринт. Шарада. Изографы. Палиндромы
Компетенции
• Объяснять решение заданий на логику.
• Развивать память, внимание.
Практика. Дидактическая игра, творческое задание
Раздел 9. Занимательные задачи.
Теория: Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия, нереальными данными. Поиск нескольких решений.
Основные понятия: Истинностные задачи. Комбинаторные задачи. Старинные задачи.
Компетенции
• Объяснять решение нестандартных задач.
• Приводить примеры жизненных ситуаций.
• Составлять задачи разного вида.
Практика. Творческое задание, дидактическая игра
Раздел 10. Тайны геометрии.
Теория: Развитие геометрических представлений. Расширение представлений об окружающем мире с точки зрения геометрии.
Основные понятия: Оригами. Танграм. Головоломка.
Компетенции
• Объяснять расположение предметов.
• Объяснять построение геометрических фигур.
• Выполнять зеркальное отображение фигур.
• Складывать из бумаги различные фигуры.
Практика. Дидактическая игра, мини-исследования, творческое задание
Раздел 11.Математическая копилка.
Теория: Развитие знаний детей о спорте. Развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Основные понятия:
Компетенции
• Находить нужную информацию.
• Сравнивать и обобщать данные.
• Составлять задачи на основе собранных данных.
Практика. Дидактическая игра, творческое задание.
Раздел 12. Я и природа.
Теория: Расширить знания детей о растениях и животных. Освоение элементарных норм здоровьеоберегающего поведения.
Основные понятия: Календарь. Приметы.
Компетенции
• Работать с календарём.
• Определять по рисунку растения и животных.
• Находить объекты на карте.
• Работать с информацией.
• Объяснять значимость здоровья для человека.
• Объяснять значение знаков ПДД.
Практика. Книжка-самоделка «Народные приметы», составление памятки «Береги здоровье смолоду!», дидактическая игра, практикум по уходу за растениями.
Раздел 13. Я и общество.
Теория: История поселка, расположение на карте. Достопримечательности Государственные символы нашей страны, края. Профессии людей нашего посёлка.
Основные понятия: Достопримечательности. Символы.
Компетенции
• Знать государственные символы страны, региона.
• Знать достопримечательности нашего края.
• Устанавливать соответствие между датой и событием.
• Определять по рисунку профессии людей.
• Объяснять выполнение опытов.
Практика. Творческое задание, инсценировка стихотворения, опыты, дидактическая игра.
Итоговое занятие.
Основные методы, используемые для реализации программы:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Психодиагностическая методика «Интеллектуальный портрет»
Познавательная сфера
1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).
2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).
7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.
Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.
2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.
5.Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.
7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.
Работа по программе «Лестница знаний» основывается на различных видах деятельности:
- проведение опытнической работы;
- проведение исследовательской работы;
- проведение экскурсий по окружающему миру;
- участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах;
- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Олимпиады.
2. Создание ситуации выбора (разбор опытов по окружающему миру).
3. Уроки творчества (составление викторин, сочинений, схем, постеров)
4. Час вопросов и ответов (работа в группах).
5. Викторины, конкурсы, кроссворды.
6. Игра «Да – нет» (при проверке знаний).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля:
- Входная аттестация (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
- текущая аттестация определяет степень усвоения учебного материала в середине года;
- итоговая аттестация проводится в конце учебного года для определения степени усвоения знаний и умений, полученных в процессе освоения образовательной программы (зачет, соревнование).
Уровни освоения программы | результат |
Высокий | Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт |
Средний | Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки |
Низкий | Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям |
Материально-техническая обеспечение
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
-столы;
- стулья;
- компьютер с экраном и проектором;
- фотоаппарат;
- CD диски.
1. Библиотечный фонд:
1. Печатные пособия
-Красная книга Ставропольского края
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал
2. CD диски.
Список рекомендуемой литературы для педагога
- С.А. Сидорова «Игры-загадки на уроках русского языка в начальной школе».
- Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие. 4 класс
- В. В. Волина «Учимся играя» - Издательство « Новая школа», 1994г.
- В.В. Волина «Задачи в стихах» - Издательство « Новая школа», 1994г.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
- Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 1990.
- Энциклопедия животных. Перевод с англ. М.Авдониной. – М.: Издательство Эксмо, 2007.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
- Т.В. Розе. Большой фразеологический словарь для детей.
- Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. 2 части. 4 класс.
- Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
- Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астрель", 2000.
- Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.-М.:ООО"Фирма "Издательство АСТ"";ООО "Издательство Астрель", 2000.
Ссылки для использования на занятиях:
1. Международный портал образовательный портал «Солнечный свет» — https://solncesvet.ru/?utm_source (олимпиады по разным предметам, конкурсы).
2. Сайт «Учи.ру» https://uchi.ru/ (олимпиады, марафоны, тесты, игры, творческие задания)
2. Сайт «ЯКласс» — https://www.yaklass.ru/ (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; моделирующих упражнений для учащихся).
Интернет-источники
https://solncesvet.ru/olimpiada/
https://www.yaklass.ru/
https://infourok.ru/?ysclid=l9fui5tb3e675811317
https://azbyka.ru/deti/logicheskie-i-zanimatelnye-zadachi http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
https://multiurok.ru/files/metody-vospitaniia-po-g-i-shchukinoi-metody-obuche.html
Приложение 1
Календарно-тематический учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Групповая | 1.5 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Входная аттестация. | Учебный кабинет | Беседа, тестирование | |||
2-3 | Групповая | 2/1.5 | В мире безмолвных и неведомых звуков. Что такое криптограмма. Создание постера «Звуки и буквы» | Учебный кабинет | Беседа, игра, творческое задание | |||
4 | Групповая | 2 | Из чего же, из чего же состоят слова? | Учебный кабинет | Беседа, дидактическая игра творческие задания | |||
5-6 | Групповая | 1.5/2 | Как делают слова? Что нам стоит дом построить. Шарады. | Учебный кабинет | Беседа, творческие задания | |||
7-9 | Групповая | 1.5/2/1.5 | Где живут слова и как они находят своё место. Мы разгадываем головоломки. Что такое «палиндромы» | Учебный кабинет | Беседа, творческие задания | |||
10 | Групповая, индивидуальная | 2 | Логически-поисковые задания. | Учебный кабинет | Опрос, творческие задания | |||
11-13 | Групповая, индивидуальная | 1.5/2/1.5 | От архаизмов до неологизмов. В гостях у Омонимов и Антонимов. Синонимы в русском языке | Учебный кабинет | Опрос, творческое задание | |||
14-16 | Групповая | 2/1.5/2 | Фразеологизмы и фразеологические обороты. Составление словаря фразеологизмов. Добрые слова. Что такое рифма. | Учебный кабинет | Дидактическая игра | |||
17 | Групповая | 1.5 | Я не поэт, я только учусь. Составление стихов, текстов. | Учебный кабинет | Опрос | |||
18-19 | Групповая | 2/1.5 | Русские пословицы и поговорки | Учебный кабинет | Беседа, творческое задание | |||
20-22 | Групповая | 2/1.5/2 | Разгадывание кроссвордов, криптограмм. Отгадывание загадок. Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм. | Учебный кабинет | Дидактические игры | |||
23 | Групповая | 1.5 | Логически-поисковые задания. | Учебный кабинет | Дидактические игра | |||
24-25 | Групповая | 2/1.5 | В поисках сбежавших головоломок. Словесные забавы | Учебный кабинет | Дидактические игры | |||
26 | Групповая, индивидуальная | 2 | Текущая аттестация | Учебный кабинет | Выполнение контрольных заданий | |||
27-29 | Групповая | 1.5/2/1.5 | Математические цепочки, сходство и различия. Закономерности, распределение по группам. Сравнение предметов. | Учебный кабинет | Фронтальный опрос, дидактическая игра, творческое задание | |||
30-32 | Групповая | 2/1.5/2 | Логические задачи. Нестандартные задачи. Задачи-шутки. | Учебный кабинет | Опрос, творческое задание | |||
33-34 | Групповая | 1.5/2 | Задачи в стихах. Занимательные лесенки. | Учебный кабинет | Беседа, дидактическая игра | |||
35-37 | Групповая | 1.5/2/1.5 | Математические лабиринты. Ребусы. Шарады. Изографы. | Учебный кабинет | Устный опрос, творческое задание | |||
38 | Групповая | 2 | Палиндромы. | Учебный кабинет | Устный опрос, | |||
39-41 | Групповая | 1.5/2/1.5 | Задачи, которые решаются с конца. Задачи, которые решаются с помощью чертежа. Комбинаторные задачи. | Учебный кабинет | Устный опрос, творческое задание | |||
42-44 | Групповая | 2/1.5/2 | Истинностные задачи. Старинные задачи. Составление аналогичных задач. | Учебный кабинет | Устный опрос, дидактическая игра | |||
45-46 | Групповая | 1.5/2 | Оригами. Свойства квадрата. Графические задания. | Учебный кабинет | Опрос, дидактическая игра, | |||
47 | Групповая | 1.5 | Измени фигуру «Танграмм» | Учебный кабинет | Дидактическая игра | |||
48-49 | Групповая | 2/1.5 | Головоломки со спичками. Геометрический калейдоскоп. | Учебный кабинет | Дидактическая игра, мини-исследования, | |||
50 | Групповая | 2 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач | Учебный кабинет | Устный опрос, творческое задание | |||
51-53 | Групповая | 1.5/2/1.5 | Календарь. Народные приметы. Изготовление книжки-самоделки «Народные приметы» | Учебный кабинет Специальная площадка | Устный опрос, игра, творческое задание. | |||
54-55 | Групповая | 2/1.5 | Секреты животного мира. Викторина «Эти забавные животные» | Учебный кабинет | Устный опрос, викторина | |||
56 | Групповая, индивидуальная | 2 | Цветник на окне. Практикум по уходу за комнатными растениями | Учебный кабинет | Выполнение заданий | |||
57-58 | Групповая, индивидуальная | 1.5/2 | Что значит быть здоровым? Составление памятки «Береги здоровье смолоду!» | Учебный кабинет | Фронтальный опрос, дидактическая игра | |||
59 | Групповая | 1.5 | Объясни знак. Игра « Угадай знак!» | Учебный кабинет | Опрос, игра | |||
60-61 | Групповая | 2/1.5 | Все работы хороши – выбирай на вкус. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» | Учебный кабинет | Устный опрос, творческое задание, инсценирование стихотворения | |||
62-64 | Групповая, индивидуальная | 2/1.5/2 | Символы моего края. История моего посёлка, достопримечательности. Создание путеводителя. | Учебный кабинет | Устный опрос, дидактическая игра | |||
65-67 | Групповая, индивидуальная | 1.5/2/1.5 | Выскажи своё мнение. Опиши опыт. Выполнение простейших опытов | Учебный кабинет | Творческое задание, опыты | |||
68 | Групповая | 2 | Итоговые занятия | Учебный кабинет | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 119 |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
(базовый уровень)
№ п/п | Раздел и тема | всего часов | В том числе | Дата по плану | Дата фактическая | |
теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Входная аттестация. | 1,5 | 1,5 | |||
Раздел 1. Весёлое азбуковедение | 3,5 | 2 | 1,5 | |||
2-3 | В мире безмолвных и неведомых звуков. Что такое криптограмма. | 2 | 1,5 | |||
Раздел 2. Занимательное словообразование | 5,5 | 3,5 | 2 | |||
4 | Из чего же, из чего же состоят слова? | 2 | ||||
5-6 | Как делают слова? Что нам стоит дом построить. Шарады. | 1,5 | 2 | |||
Раздел3. В стране слов | 7 | 1,5 | 5,5 | |||
7-9 | Где живут слова и как они находят своё место. Мы разгадываем головоломки. Что такое «палиндромы» | 1,5 | 3,5 | |||
10 | Логически-поисковые задания. | 2 | ||||
Раздел 4. От слова к слову | 12 | 3,5 | 8,5 | |||
11-13 | От архаизмов до неологизмов. В гостях у Омонимов и Антонимов. Синонимы в русском языке | 1,5 | 3,5 | |||
14-16 | Фразеологизмы и фразеологические обороты. Составление словаря фразеологизмов. Добрые слова. | 2 | 3,5 |
17 | Я не поэт, я только учусь. Составление стихов, текстов. | 1,5 | ||||
Раздел 5. Пословицы и поговорки | 3,5 | 2 | 1,5 | |||
18-19 | Русские пословицы и поговорки | 2 | 1,5 | |||
Раздел 6. Игротека | 10,5 | 10,5 | ||||
20-22 | Разгадывание кроссвордов, криптограмм. Отгадывание загадок. Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм. | 5,5 | ||||
23 | Логически-поисковые задания. | 1,5 | ||||
24-25 | В поисках сбежавших головоломок. Словесные забавы | 3,5 | ||||
26 | Текущая аттестация | 2 | 2 | |||
Раздел 7. Сравнение, обобщение, классификация | 5 | 1,5 | 3,5 | |||
27-29 | Математические цепочки, сходство и различия. Закономерности, распределение по группам. Сравнение предметов. | 1,5 | 3,5 | |||
Раздел 8. Логические задания. | 16 | 5 | 11 | |||
30-32 | Логические задачи. Нестандартные задачи. Задачи-шутки. | 2 | 3,5 | |||
33-34 | Задачи в стихах. Занимательные лесенки. | 1,5 | 2 | |||
35-37 | Математические лабиринты. Ребусы. Шарады. Изографы. | 1,5 | 3,5 | |||
38 | Палиндромы. | 2 | ||||
Раздел 9. Занимательные задачи | 10,5 | 3,5 | 7 | |||
39-41 | Задачи, которые решаются с конца. Задачи, которые решаются с помощью чертежа. Комбинаторные задачи. | 1,5 | 3,5 | |||
42-44 | Истинностные задачи. Старинные задачи. Составление аналогичных задач | 2 | 3,5 | |||
Раздел 10. Тайны геометрии | 8,5 | 3,5 | 5 | |||
45-46 | Оригами. Свойства квадрата. Графические задания. | 1,5 | 2 | |||
47 | Измени фигуру «Танграмм» | 1,5 | ||||
48-49 | Головоломки со спичками. Геометрический калейдоскоп. | 2 | 1,5 | |||
Раздел 11. Математическая копилка | 2 | 2 | ||||
50 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач | 2 | ||||
Раздел 12. Я и природа. | 15,5 | 5 | 10,5 | |||
51-53 | Календарь. Народные приметы. Изготовление книжки-самоделки «Народные приметы» | 1,5 | 3,5 | |||
54-55 | Секреты животного мира. Викторина «Эти забавные животные» | 2 | 1,5 | |||
56 | Цветник на окне. Практикум по уходу за комнатными растениями | 2 | ||||
57-58 | Что значит быть здоровым? Составление памятки «Береги здоровье смолоду!» | 1,5 | 2 | |||
59 | Объясни знак. Игра « Угадай знак!» | 1,5 | ||||
Раздел 13. Я и общество. | 14 | 5,5 | 8,5 | |||
60-61 | Все работы хороши – выбирай на вкус. Инсценировка стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» | 2 | 1,5 | |||
62-64 | Символы моего края. История моего посёлка, достопримечательности. Создание путеводителя. | 2 | 3,5 | |||
65-67 | Выскажи своё мнение. Опиши опыт. Выполнение простейших опытов | 1,5 | 3,5 | |||
68 | Итоговые занятия | 2 | 2 | |||
ИТОГО: | 119 | 38 | 81 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Программа внеурочной деятельности обучающихся технической направленности «Начальное техническое моделирование»
С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио - и электрифицированными игрушками....
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, проявивших выдающиеся способности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Развитие системы работы с одаренными учениками - одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской сист...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, проявивших выдающиеся способности «Лестница знаний»
Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, проявивших выдающиеся способности «Лестница знаний» разработана для обучающихся 10-11лет, для развития способностей...