Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)
проект (2 класс)
В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но и учителям русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 551.81 КБ |
stsenariy_zashchity_proekta.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формировать навыки самостоятельных исследований в рамках учебного проекта; Познакомиться с основными требованиями к культуре речи; Установить зависимость между речевой культурой человека, его общей культурой и здоровым образом жизни; Воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения; расширять словарный запас учащихся; Развивать познавательные навыки работы с различными информационными ресурсами: справочной литературой, публикациями в Интернете, электронными словарями, научными статьями; Предоставить ученикам возможность продемонстрировать умения представлять идеи, свои разработки, решать поставленные проблемы, самостоятельно конструировать свои знания, оценивать результаты своей работы (рефлексия), формировать основы критического мышления Задачи проекта:
Русский язык, литература; Риторика, культура речи, основы этики; Окружающий мир; Физика; Химия; История; Основы психологии, истории искусства, религии; Сопредельные области исследования:
Выяснить значение понятия «экология общения»: Почему и зачем общаются люди? Как люди общаются? Как речь влияет на личность самого человека и окружающих его людей? Что такое слово? Что означает понятие «волшебные слова»? Какие слова разрушают здоровье человека? Как правильно общаться, чтобы быть здоровым? Проблема (тема исследования)
«Мозговой штурм»: формирование вопросов для дальнейшей поисковой деятельности; Анализ проблемы, выяснение актуальности темы исследования; Мотивация учащихся на выполнение целей проекта 1 этап проекта поисково-исследовательский
Индивидуальный сбор информации по вопросам исследования. Цель: Формировать умения подбирать нужный материал, критически подходить к оценке результатов своих изысканий 2 этап технологический
Доклады детей для своих одноклассников, обсуждение информации в группах, дискуссии; Серия классных часов по теме проекта ( приложение 1) Встречи, беседы, ролевые игры со школьным психологом; Создание папки «Это интересно!» ( приложение 2) 3 этап практическая реализация проекта
Презентация проекта: Лингвистический утренник «Сила слова»; Оформление папки с работами учащихся «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» Составление правил «экологичного» общения, способствующего сохранению здоровья человека в рамках школьного проекта «Мы за здоровый образ жизни» 4 этап заключительный
Что нового узнали, чему научились, работая над проектом? Что бы хотелось узнать еще по этой теме? Что осталось неясным, непонятным? Какое настроение у вас в завершении работы? Насколько успешна была ваша работа? Хотели ли бы вы еще участвовать в проектной деятельности? Дайте советы товарищам, которые в дальнейшем будут участвовать в учебных проектах. 5 этап рефлексия
Самые распространенные языки мира: Китайский (1 млрд.210 млн. человек) Хинди (490 млн. человек) Английский (456 млн. человек) Испанский (360 млн. человек) Русский (300 млн. человек) с учетом стран бывшего СССР Арабский (300 млн. человек) Из папки «Это интересно»
Самую длинную фамилию в мире носит один житель города Стамбула (Турция). В ней 43 буквы! Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает «сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Самая длинная фамилия в НОУ ОЦ «Солнечный ветер» носит ученица 6 класса Мухамедзарифова Ксения. Целых 11 букв! А самая короткая фамилия на Земле состоит всего из 1 буквы. Это французская фамилия О. Рекорды в словах
Быстрее всех говорят итальянцы, на втором месте - бразхильцы , а одно из последних занимают финны. Что касается детской речи, то рекорд за шведскими малышами. В 4 года они произносят 12 тысяч слов! Во 2 классе «А» быстрее всех говорит и читает …Скорость ее речи составляет… слов в минуту!
Презентация проекта
Слово – это : Исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; Дар говорить, сообщать разумно сочетаемыми звуками; Словесная речь; Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое по себе означает предмет, понятие; Реченье; Разговор, беседа; Речь, проповедь; Сказание Словарь В.И.Даля
«… В начале было Слово и Слово было Бог. И Слово стало плотью и проживало среди нас…» «…Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься …» ( Мф 12,36) Библия о слове
21 ноября – международный день приветствий . Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран. И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, скажет миру «Здравствуй!» и подарит свою лучезарную улыбку. Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября?
Вежа, вежество , вежливость Невежа – грубый, невоспитанный, не соблюдающий правил приличия человек. НевежДа – необразованный, неграмотный, ничего не знающий человек.
Составные элементы общения: Сообщение; Разговор; Раппорт; Точка зрения; Комплимент и т.д. Средства общения: Речь; Язык; Невербальное общение; Эмоции Общение обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта.
Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.
Когда слово не бьет, то и палка не поможет. Сократ Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления. Пифагор Какое слово скажешь, такое в ответ услышишь. Гомер Древние философы о слове
Великая Отечественная Война «словом можно полки за собой повести…»
Время проходит, но сказанное слово остается. Нравственность человека видна в его отношении к слову. Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. Не сказанное слово – золотое. Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог. Л.Н.Толстой о силе слова
Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью Поскольку грусть всегда соседствует с любовью Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить во всем друг другу потакая, Тем более, что жизнь короткая такая! Булат Окуджава
Предварительный просмотр:
Сценарий защиты проекта:
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь хоть в меру сил,
В дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь! (И.Бунин)
«Вначале было слово…» Слово является основой основ. Недаром поэт Вадим Шефнер говорил: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!»
В чем же секрет такой силы слова? Ответ на этот вопрос мы постарались найти, работая в рамках нашего проекта.
- Словари о слове.
Мы начали с изучения самого понятия слова. Посмотрели в словаре, какие значения есть у слова «слово». У Даля их восемь!
- Исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои;
- Дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками;
- Словесная речь;
- Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет, понятие;
- Реченье;
- Разговор, беседа;
- Речь, проповедь;
- Сказание.
А у Ожегова их оказалось девять!
А что означает «пустословие»? «понять друг друга с полуслова»? «Я лишаю вас слова»?
Докладчик 1 (Копаева Ольга)
Слово неразрывно связано с мыслью. Иногда как бы тождественно мыслям, иногда же мыслью порождается. Если бы люди знали и задумывались об истинном значении слов, произносимых ими, они бы порой предпочитали бы молчать. Не зря говориться: «будьте осторожнее в своих словах», «выбирайте выражения», «подбирай слова», «следи за речью», «лишаю вас слова»…
На стенах египетских пирамид высечено: «Человека лечит трава, скальпель и слово». Наших предков называли язычниками, возможно еще и потому, что они поклонялись стихиям природы, которыми управляли силой языка: заговаривали, шаманили, ведали…
В старину слово «врач» происходит от слова «врать». Что значило «врачевать, лечить, заговаривать». Получается, что врач – это человек лечащий, исцеляющий, восстанавливающий СЛОВОМ!
По православному учению Слово Божие очеловечивалось: «В начале было Слово и Слово было Бог. И Слово стало плотью и проживало среди нас», то есть вступило в общение с людьми, научило их общаться. Для всех подвижников веры характерно предельно бережное отношение к каждому слову, помыслу.
«Лучше камень бросить наобум, чем слово»,- писал преподобный Нил Синайский.
«Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит, нося всякая глаголами силы Своея; и однакож мы грешные обходимся с словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением, как слово? О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верного и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других» (Святой Иоанн Кронштадский)
«Дар слова, несомненно, принадлежит к великим дарам. Им человек уподобляется Богу, имеющему Свое Слово»
(Святой Игнатий Брянчанинов)
Недаром святые отцы так ценили молчание и предостерегали от многословия. Они прекрасно понимали божественное происхождение и целительную силу Слова. Иисус, одним словом исцелял страждущих! Один из святых даже высказал своему ученику пожелание, чтобы тот говорил лишь тогда, когда сказанное будет лучше, чем промолчать. Вот какая ответственность за то, что произносят наши уста… недаром в Святом Писании сказано: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12, 36). Христиане верят в то, что каждый человек будет держать ответ не только за каждый поступок свой, но и за всякое изреченное слово.
Докладчик 2 (Цыганкова Анфиса)
Значенье слова в нашей жизни…
Хоть как его не упраздни,
На нем, конечно же, весь мир
От гор построен до равнин!
Была бы речь нема без слова.
Она всегда помочь готова.
Слово на свете – лучший врач!
На дело бодрое – силач!
Слова бывают разные:
И чистые, и грязные…
Одно от тяжких бед излечит,
Другое - душу искалечит!
Бывает слово, как палач –
Отнимет жизнь и ввергнет в плач!
Со зла ронять их не спеши…
Слова касаются души!
Подумай, слов, каких набор
Ты должен выбросить, как сор?
***
Ты бросил необдуманное слово…
Но дело сделано – готово!
И хоть жалей уже об этом,
Блуждает это слово где-то.
Ты поменял и мнение свое,
Ошибку выправить готов,
Но слово путешествует твое
И скрыть его не хватит слов!
Богат и прекрасен наш русский язык! Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые «волшебные слова»! мы ежедневно встречаемся и прощаемся, обращаемся к кому-то с просьбой, благодарим за помощь, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают эти слова. Они дарят нам улыбку приветствия, грусть прощания, радость благодарности, стеснительность извинения… Кто знает, сколько раз в день мы произносим их, каждый раз одаривая улыбкой того, кто с нами здоровается, и того, кому мы адресуем свое приветствие.
Первоначальному благородному смыслу этих слов мы не придаем особого значения и, постепенно, он утрачивается. А ведь в них – скрытая внутренняя энергия, форма.
***
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы!
Это же – дольше живите на свете! (Е. Шевелева)
***
В небытие теперь уходит часто
Извечный смысл давно знакомых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «здрасте!»
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Всегда ли помним, что самой любовью
Был побуждаем в древности народ,
Желая высшей благости – здоровья-
Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет…
***
Здравствуйте!
Был ведь, был обычай прекрасный у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомым)
И «здравствуйте» тихо сказать.
«Здравствуйте» - то есть будьте в хорошем здоровье.
Это – главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
Здравствуйте! Я вас встретил впервые,
Но я – человек и вы – человек.
Мы люди на этой Земле.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим.
Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено.
Здравствуйте! Как я рад вам это сказать! (В.Солоухин)
***
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуйте! – он улыбнется в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
«Здравствуйте» это не просто приветствие. Слово это очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося его, желали другим быть здоровыми, крепкими и могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким. Так стоит ли урезать его до корявого «здрасте», искажая тем самым его глубинный смысл?
***
Слова с рожденья ждет жестокий выбор,
Не всякий возглас в речи выжить смог.
Но вот звучит во все века «спасибо» -
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
И также срок нам видится немалый
С тех пор, как просьба в речи принята,
Мы говорим по-прежнему «пожалуй»
С частицей величальной «ста»…
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива.
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова!
Нельзя недооценивать силу слова! Нельзя бросаться словами! Для хороших слов всегда найдется повод. Добрый человек для каждого найдет слово привета, слово одобрения, слово восхищения!
***
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения
Есть еще таблица – таблица уважения!
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова!
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет!
Перед словом вежливым двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова!
(М.Танич)
А известно ли вам, ребята, что означает слово «вежливость»? до 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Оно образовано от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». А вот слово «невежа» по сию пору используется в языке. Объясните, пожалуйста, его смысл. Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Но в русском языке есть еще одно похожее слово – «невежда»? А оно что же означает?
Невежа – грубый невоспитанный, незнающий правил приличия.
Невежда – необразованный, ничего не знающий человек.
В кодексе приличий на Востоке приводится старинный стих: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей, семьи и всех лиц, имеющих к нему какое-либо отношение. Видите, каким важным качеством личности является вежливость. Этот понимали и наши предки, и люди других народов и стран!
***
Сценка
Петя: Да, ну! С этими здоровканьями одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану! Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, со всеми здороваюсь. И мне же еще выговор делают: «Нет, главное! До чего же ты, Петя, некультурный! Просто ужас!»
Учитель: А ты покажи, как ты здороваешься. А мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Петя: (изображает, как бежит по улице, руки в брюки, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ногами консервную банку пинает. На бегу кричит не то «брысь», не то «дрась».)
Дети: (объясняют ошибки Пети)
Петя: Спасибо, ребята! Спаси вас Бог за вашу помощь!
Учитель: Да, поздороваться так, чтобы на капельку счастья прибавилось в мире, надо еще уметь! Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:
- младший и старший? Кто первым подаст руку?
- мужчина и женщина? Кто первым подаст руку?
- мальчик и девочка? Кто первым подаст руку?
- два мальчика? Кто первым подаст руку?
- ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, остановился, чтобы поговорить. Надо ли здороваться тебе? И как поступить дальше?
- в школьном коридоре разговаривают два учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Какую он допустил ошибку? Верно, ребята, вежливым нужно быть как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. А иначе может получиться так…
***
Самуил Маршак «Урок вежливости»
Сценка (с куклой)
Медведя лет пяти- шести учили, как себя вести:
- В гостях медведь, нельзя реветь, нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.
Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь, ты уступай прохожим путь.
А старых уважай и бабушку медведицу
В туман и гололедицу до дома провожай!
Так мишку лет пяти-шести учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым.
Он кланялся соседям- лисицам и медведям.
Знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал всей пяткою на лапу!
Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом на публику в метро
И старикам, старухам грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти- шести учили, как себя вести.
Но видно воспитатели напрасно время тратили!
Мы говорили о словах русского языка. Но в жизни нам иногда приходится общаться с людьми, говорящими на другом языке. Как остаться вежливым в этом случае? (мимика и жесты) но жесты одного народа могут так же, как и слова быть непонятны людям другой национальности. Например, вспомните наш жест прощания (машем рукой). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости. Или вспомните, как военные приветствуют друг друга? (ладонь ко лбу) так египтяне раньше здоровались. Утвердительный кивок головой у русских означает «Да!», а у болгар – «Нет!». Но есть то, что одинаково понятно всем.
***
Инсценировка сказки «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
(Или просмотр заключительной части мультфильма)
Песня «От улыбки»
***
Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом. Выходит, он был прав! Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Н.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. Задумайтесь! А сколько слов сможем назвать мы? Получается важно и то, что мы говорим и то, как, то есть с какой интонацией и выражением лица. Это надо знать и правильно использовать данную часть нашего речевого общения. Но, все же, главным является – слово, язык, речь!
Послушайте легенду.
Люди давно уже обратили внимание на удивительное воздействие слов на их духовное и физическое состояние. Они обратили внимание на два пути такого воздействия: с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в сознании человека те или иные слова.
В народных сказках, пословицах, поговорках часто присутствует скрытый ритм, усиливающий воздействие. Например, так называемы троекратные повторы. Звучащим словом издавна пользовались деревенские целительницы, молитвами и наговорами избавляющие от недуга, излечивая от болезней. Но наговоры применяли и колдуны с целью нанесения ощутимого вреда здоровью человека. «Словом можно убить, словом можно спасти…»
В последние годы вопросами воздействия звуков, словосочетаний, текстов на человека занялись и серьезные ученые. Они довольно быстро установили, что ритмы гармоничной музыки лечат людей, пробуждают в них скрытые способности, побуждают к действию. Недаром, эшелоны, отправляющиеся на фронт провожали четками звуками военных маршей. А в Турции были созданы отряды, которые без оружия, захватывали города, покоряя их однообразными, монотонными звуками своих барабанов.
(прослушать песню «Вставай, страна огромная)
Одна из гипотез, дающая объяснение такому влиянию звуков, - это представление об информационных свойствах воды. Вода запоминает информацию вокруг себя, выстраиваясь в сложные структуры. И в зависимости от ритма слов, музыки обретает способность лечить или, наоборот, отравлять организм.
Сегодня учные получили новые подтверждения значения ритмов в жизни природы и человека. Например, отклик на ритм, звучание слова «здравствуй» всегда оказывается положительным. Медики считают, для того, чтобы бороться с болезнями, необходимо подобрать к состоянию человека исцеляющие его звуки.
(просмотр кадров из фильма «Великая тайна воды» снежинки)
В течении ряда лет исследователи вели наблюдения за двумя группами людей. Первая из них, в разговоре использовала бранные слова, вторая – принципиально обходилась без ругательств. И вот, что показали многолетние наблюдения. У тех, кто в речи пользовался ругательствами, развились различные хронические заболевания, а испытуемые во второй группе, наоборот, выглядели моложе своих лет и серьезных проблем со здоровьем не имели.
Аналогичные результаты были получены и на другой стороне земного шара. Американская ассоциация опубликовала данные своих исследований здоровья тысяч людей. Медики пришли к выводу, что человек, регулярно посещающий церковь, живет дольше, чем отвергающий религию. И это не случайно: ведь молитвы наполнены добрыми словами, успокаивающими душу, внушающими веру и любовь к ближнему.
К такому же выводу пришли ученые из Красноярского центра медицинских технологий при Сибирском отделении наук. Их исследования подтвердили влияние словесной информации на иммунную систему человека. Специалисты объективно показали, что правы были наши предки, использовавшие при лечении «добрую лексику». Она не только поднимала настроение больных, но и реально меняла состав их крови. Наука пока не может объяснить, почему это происходит. Но может точно сказать, что это так! Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как «любовь», «надежда», «доброта».
(просмотр кадров из фильма «Великая тайна воды» зерна)
Теперь становятся понятны слова известного хирурга профессора Ф.С.Углова: «Мы, врачи, часто встречаемся с заболеваниями, вызванными бестактностью и невниманием других людей. Тем тяжелее видеть, как человек страдает из-за грубости… если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко сражает человека наповал».
«… Слово – тончайшее прикосновение к сердцу6 оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность, рассеять сомнения и повергнуть в уныние» (В.А.Сухомлинский)
***
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!
(Э.Асадов)
Вы живете среди людей. И каждый ваш поступок, каждое ваше слово отражается и на окружающих людях, и на вас самих. Об этом надо помнить.
Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом. Тем самым вы заботитесь и о себе, и о своем здоровье! Со словом надо обращаться осторожно, и всегда думать, прежде, чем говорить. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Это - замечательная русская поговорка.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (А.С.Пушкин)
Часто люди стесняются говорить друг другу добрые, хорошие слова. Вот злые, вульгарные вылетают как-то сами собой. Добро вообще труднее делать, чем зло. Ведь человек должен уделить внимание другому, потратить время и силы. Но теперь мы знаем, что тем самым мы приносим пользу и самому себе. Доброе слово, бодрое дело, добрая музыка подобны бальзаму на душу человека. А добрых слов в русском языке много!
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес)
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия – нет таких звуков…, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Паустовский)
Средний запас слов взрослого человека 10-12 тысяч слов. Словарный запас А.С.Пушкина насчитывал 21300 единиц. Конечно, имея маленький запас слов, человек не может похвастаться богатой речью, разнообразной, образной, эмоциональной, выразительной. Но самое главное, как человек говорит – так он и думает! Если у него примитивная речь, значит и мысли у него – примитивные. А что можно высказать такими словами? Разве что…
«Мне, вааще, все до фени…
Ходячие слова,
С усмешкой сытой лени, с оттенком хвастовства!»
(Е.Евтушенко)
Много слов на Земле!
Есть дневные слова.
В них весеннего неба сквозит синева.
***
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В.Боков)
(исполняется песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Словом можно убить, словом можно спасти..."
Творческая работа...
Как связаны между собой слова – названия и слова – признаки.
Урок русского языка для 2 класса. Развитие умений устанавливать связь между словами- названиями предметов и словами- названиями признаков по вопросу, графически её оформлять....
Как связаны между собой слова – названия и слова – признаки.
Урок русского языка для 2 класса. Развитие умений устанавливать связь между словами- названиями предметов и словами- названиями признаков по вопросу, графически её оформлять....
Социальный проект "Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести"
Проект реализован ребятами 4 класса. Разговорная речь богата добрыми словами, однако в жизни мало кто пользуется ими. Редко можно услышать добрые слова от людей на улице, в обществе...
Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».
Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....
«Слово может убить, слово может спасти».
Данное мероприятие имеет свое целью стимулировать интерес к изучению русского языка, создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений, воспитывать уважение к окружающим....
Русский язык 2 класс "Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки", УМК "Гармония"
Урок закрепления изученного....