Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к учебнику А. А. Плешакова 3 класс | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор МКОУ «Кировский лицей» Зам. директора по учебно
_________________ Г.В. Кропачев воспитательной работе
01.09.2012 г. Е. В. Папорова
01.09.2012г.
Рабочая программа по предмету
« Мир вокруг нас»
В 3 А классе на 2012-2013 уч. год
Составил:
Учитель начальных классов
МКОУ «Кировский лицей»
Е. Н.Сурикова_____________ (ФИО)
г. Киров 2012 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Мир вокруг нас» 3 класс составлена на основании программы «Комплект учебников «Школа России» :Концепция и программы для начальных классов. В2ч. Е. В. Алексеенко, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –М.:Просвещение, 2003.»
Составил:
Сурикова Елена Николаевна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей»
Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № _____ от «____» _______ 2012 года
Председатель методического объединения учителей начальных классов
____________ (расшифровка подписи)
Содержание: стр.
1.Пояснительная записка 3-4
2.Содержание программы 5-7
3.Календарно-тематическое планирование 8-9
4.Информационное обеспечение 10
5.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России» в 2 частях. Е.В. Алексеенко, М, А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.-М. : Просвещение, 2003.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента
знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе: материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентироваться на местности с помощью компаса;
определять температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухаживать за растениями (животными);
выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;
удовлетворять познавательные интересы, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
Содержание программы.
Как устроен мир-7 часов.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа-19 часов.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.
Мы и наше здоровье-8 часов.
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность-9 часов.
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика-12 часов.
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам-13 часов.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир вокруг нас» в 3а классе.
Как устроен мир? (7ч.) |
1. | Природа. | 03.09 |
2. | Человек | 05.09 |
3. | Общество | 10.09 |
4. | Мир глазами эколога | 12.09 |
5. | Природа в опасности! | 17.09 |
6. | Природа вокруг нас (экскурсия) | 19.09 |
7. | Природе нужна твоя помощь (практическое занятие) | 24.09 |
Эта удивительная природа (19ч.) |
8. | Тела, вещества, частицы. | 26.09 |
9. | Разнообразие веществ. | 01.10 |
10. | Воздух и его охрана | 03.10 |
11. | Вода | 08.10 |
12. | Превращение и круговорот воды. | 10.10 |
13. | Берегите воду! | 15.10 |
14. | Как разрушаются камни. | 17.10 |
15 | Что такое почва. | 22.10 |
16. | Разнообразие растений | 24.10 |
17. | Солнце, растения и мы с вами. | 29.10 |
18. | Размножение и развитие растений. | 31.10 |
19. | Охрана растение | 12.11 |
20. | Разнообразие животных | 14.11 |
21. | Кто что ест. | 19.11 |
22. | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 21.11 |
23. | Размножение и развитие животных | 26.11 |
24. | Охрана животных. | 28.11 |
25. | В царстве грибов. | 03.12 |
26. | Великий круговорот жизни. | 05.12 |
Мы и наше здоровье (8ч.) |
27. | Организм человека | 10.12 |
28. | Органы чувств | 12.12 |
29. | Надежная защита организма | 17.12 |
30. | Опора тела и движение. | 19.12 |
31. | Наше питание. | 24.12 |
32. | Дыхание и кровообращение | 26.12 |
33. | Умей предупреждать болезни | 14.01 |
34. | Здоровый образ жизни | 16.01 |
Наша безопасность (9ч.) |
35. | Огонь, вода и газ. | 21.01 |
36. | Чтобы путь был счастливым. | 23.01 |
37. | Чтобы путь был счастливым. | 28.01 |
38. | Дорожные знаки. | 30.01 |
39. | Дорожные знаки. | 04.02 |
40. | Опасные места. | 06.02 |
41.. | О молниях, змеях,собаках и прочем. | 11.02 |
42. | Экологическая безопасность | 13.02 |
43. | Экологическая безопасность (продолжение) интегрированный урок (Мир вокруг нас + математика | 18.02 |
Чему учит экономика? (12 ч.) |
44. | Для чего нужна экономика | 20.02 |
45. | «Три кита» экономики. | 25.02 |
46. | Полезные ископаемые | 27.02 |
47. | Растениеводстве | 04.03 |
48. | Животноводство. | 06.03 |
49. | Какая бывает промышленность. | 11.03 |
50. | Что такое деньги? | 13.03 |
51. | Что такое деньги? (продолжение) | 18.03 |
52. | Государственный бюджет. | 20.03 |
53. | Семейный бюджет. | 01.04 |
54. | Экономика и экология. | 03.04 |
55. | Экономика и экология (продолжение) | 08.04 |
Путешествие по городам и странам (13ч.) |
56. | Золотое кольцо России. | 10.04 |
57. | Золотое кольцо России (продолжение). | 15.04 |
58. | Золотое кольцо России (продолжение). | 17.04 |
59. | Наши ближатш соседи. | 22.04 |
60. | На севере Европы. | 24.04 |
61. | На севере Европы (продолжение). | 29.04 |
62. | Что такое Бенилюкс? | 02.05 |
63. | В центре Европы. | 06.05 |
64. | Путешествие по Франции и Великобритании | 08.05 |
65. | Путешествие по Франции и Великобритании (продолжение) | 13.05 |
66. | На юге Европы. | 15.05 |
67. | По знаменитым местам мира. | 20.05 |
68. | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 22.05 |
Информационное обеспечение обучения.
1.Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.
2.Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.
3.Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012.
4.«Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2частях. Е. В. Алексеенко, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: «Просвещение», 2003.
Контроль и оценка результатов изучения дисциплины.
Как устроен мир? |
знать/понимать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; | тест |
Эта удивительная природа. |
Знать основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); | тест |
Мы и наше здоровье. |
Знать правила сохранения и укрепления здоровья; уметь выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; | тест |
Наша безопасность. |
Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); Уметь выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; | тест |
Чему учит экономика? |
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; | тест |
Путешествие по городам и странам. |
Уметь удовлетворять познавательные интересы, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей; показывать на карте, глобусе: материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города); | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова
рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....
Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой
Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой...
рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой
Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности....
рабочая программа по математике для 1 класса (автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике для 1 класса на 2011-2012 уч год составлена с учетом требований ФГОС(автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России")...
рабочая программа по немецкому языку 4 класс (по учебнику Бим И.Л.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку,тематическое содержание курса,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (По учебнику Т.Г.Рамзаевой)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, по учебнику Т.Г.Рамзаевой...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...