Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Сурикова Елена Николаевна

Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное                                                  учреждение «Кировский лицей»

УТВЕРЖДАЮ                                                                         СОГЛАСОВАНО

Директор МКОУ «Кировский лицей»                  Зам. директора по учебно                              

_________________ Г.В. Кропачев                          воспитательной работе

01.09.2012 г.                  Е. В. Папорова

                                                                                                                                                     

                      01.09.2012г.

        Рабочая программа по предмету

        « Мир вокруг нас»

        В 3 А классе на 2012-2013 уч. год

        Составил:

                                                                    Учитель начальных классов

                                                                   МКОУ «Кировский лицей»                        

                                                                   Е. Н.Сурикова_____________ (ФИО)

                                          г. Киров 2012 год


Рабочая программа учебной дисциплины «Мир вокруг нас» 3 класс  составлена на основании программы «Комплект учебников «Школа России» :Концепция и программы для начальных классов. В2ч. Е. В. Алексеенко, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –М.:Просвещение, 2003.»




Составил:
Сурикова Елена Николаевна, учитель начальных классов  муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей»



Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № _____ от «____» _______ 2012 года
Председатель методического объединения учителей начальных классов
____________ (расшифровка подписи)

Содержание:                                                стр.

1.Пояснительная записка                                                  3-4

2.Содержание программы                                                 5-7

3.Календарно-тематическое планирование                  8-9                  

4.Информационное обеспечение                                       10

5.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.                                                                           11                                  


Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России» в 2 частях.  Е.В. Алексеенко,  М, А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.-М. : Просвещение, 2003.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента

знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности

         -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки  учащихся.

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе:  материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентироваться  на местности с помощью компаса;

определять температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухаживать  за растениями (животными);

выполнять  изученные правила охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

оценивать  воздействие  человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать  в ее охране;

удовлетворять  познавательные  интересы, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

Содержание программы.

Как устроен мир-7 часов.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа-19 часов.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.

Мы и наше  здоровье-8 часов.

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств  (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность-9 часов.

Как действовать  при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика-12 часов.

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам-13 часов.

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

       Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир вокруг нас» в 3а классе.

Как устроен мир? (7ч.)

1.

Природа.

03.09

2.

Человек

05.09

3.

Общество

10.09

4.

Мир глазами эколога

12.09

5.

Природа в опасности!

17.09

6.

Природа вокруг нас (экскурсия)

19.09

7.

Природе нужна твоя помощь (практическое занятие)

24.09

Эта удивительная природа (19ч.)

8.

Тела, вещества, частицы.

26.09

9.

Разнообразие веществ.

01.10

10.

Воздух и его охрана

03.10

11.

Вода

08.10

12.

Превращение и круговорот воды.

10.10

13.

Берегите воду!

15.10

14.

Как разрушаются камни.

17.10

15

Что такое почва.

22.10

16.

Разнообразие растений

24.10

17.

Солнце, растения и мы с вами.

29.10

18.

Размножение и развитие растений.

31.10

19.

Охрана растение

12.11

20.

Разнообразие животных

14.11

21.

Кто что ест.

19.11

22.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

21.11

23.

Размножение и развитие животных

26.11

24.

Охрана животных.

28.11

25.

В царстве грибов.

03.12

26.

Великий круговорот жизни.

05.12

Мы и наше здоровье (8ч.)

27.

Организм человека

10.12

28.

Органы чувств

12.12

29.

Надежная защита организма

17.12

30.

Опора тела и движение.

19.12

31.

Наше питание.

24.12

32.

Дыхание и кровообращение

26.12

33.

Умей предупреждать болезни

14.01

34.

Здоровый образ жизни

16.01

Наша безопасность (9ч.)

35.

Огонь, вода и газ.

21.01

36.

Чтобы путь был счастливым.

23.01

37.

Чтобы путь был счастливым.

28.01

38.

Дорожные знаки.

30.01

39.

Дорожные знаки.

04.02

40.

Опасные места.

06.02

41..

О молниях, змеях,собаках и прочем.

11.02

42.

Экологическая безопасность

13.02

43.

Экологическая безопасность (продолжение) интегрированный урок (Мир вокруг нас + математика

18.02

Чему учит экономика? (12 ч.)

44.

Для чего нужна экономика

20.02

45.

«Три кита» экономики.

25.02

46.

Полезные ископаемые

27.02

47.

Растениеводстве

04.03

48.

Животноводство.

06.03

49.

Какая бывает промышленность.

11.03

50.

Что такое деньги?

13.03

51.

Что такое деньги? (продолжение)

18.03

52.

Государственный бюджет.

20.03

53.

Семейный бюджет.

01.04

54.

Экономика и экология.

03.04

55.

Экономика и  экология (продолжение)

08.04

Путешествие по городам и странам (13ч.)

56.

Золотое кольцо России.

10.04

57.

Золотое кольцо России (продолжение).

15.04

58.

Золотое кольцо России  (продолжение).

17.04

59.

Наши ближатш соседи.

22.04

60.

На севере Европы.

24.04

61.

На севере Европы (продолжение).

29.04

62.

Что такое Бенилюкс?

02.05

63.

В центре Европы.

06.05

64.

Путешествие по Франции и Великобритании

08.05

65.

Путешествие по Франции и Великобритании (продолжение)

13.05

66.

На юге Европы.

15.05

67.

По знаменитым местам мира.

20.05

68.

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

22.05

Информационное обеспечение  обучения.

1.Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.

2.Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.

3.Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2012.

4.«Школа  России» Концепция и программы для начальных классов  в 2частях. Е. В. Алексеенко, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: «Просвещение», 2003.


Контроль и оценка результатов изучения дисциплины.

Как устроен мир?

знать/понимать

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России;

тест

Эта удивительная природа.

Знать основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);


тест

Мы и наше здоровье.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья;

уметь выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

тест

Наша безопасность.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

Уметь выполнять  изученные правила охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

тест

Чему учит экономика?

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;


тест

Путешествие по городам и странам.

Уметь удовлетворять  познавательные  интересы, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей; показывать на карте, глобусе:  материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);


тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова

рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой...

рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой

Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности....

рабочая программа по математике для 1 класса (автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России"

Рабочая программа по математике для 1 класса на 2011-2012 уч год составлена с учетом требований ФГОС(автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России")...

рабочая программа по немецкому языку 4 класс (по учебнику Бим И.Л.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку,тематическое содержание курса,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (По учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, по учебнику Т.Г.Рамзаевой...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...