Военно - патриотическое воспитание младших школьников
классный час (3 класс)
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы
включает в себя такие личностные характеристики:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы
включает в себя такие личностные характеристики:
- любовь к своему народу, краю и Родине;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т. д.
Освоение обучающимися основной образовательной программы НОО должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчи-вы, они легко откликаются на все инициа-тивы, искренне сочувствуют и сопережива-ют. Именно в этот период происходит фор-мирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, социальной адап-тации в обществе, начинается процесс осо-знания себя в окружающем мире, личност-ной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благо-приятным для эмоционально-психологи-ческого воздействия на ребенка, т.к. его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Работая учителем начальных классов более 25 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:
- Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
- Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
- Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
- Участие в мероприятиях различного уровня.
- Формы работы самые разнообразные: классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике, Светской этике есть много познавательного материала, на основе которого можно воспитывать маленьких патриотов. Начиная с 1 класса, в свою работу включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.
Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Уже с первых страниц мы знакомимся с русскими богатырями, царём Петром и городом на Неве , столицей нашей Родины - Москвой. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают.
Или возьмём учебник по окружающему миру А. А. Плешакова. Во 2 классе мы изучаем темы «Достопримечательности Москвы и Санкт – Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихов о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах учащихся.
Больше значение в воспитании имеют экскурсии. Мы с ребятами посетили ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области Сызранский МОВО. Офицеры рассказали детям об основных функциях ведомства, показали работу группы задержания при поступлении сигнала «Тревога» с охраняемого объекта, продемонстрировали специальные средства защиты и образцы вооружения. Ребята смогли своими глазами все увидеть, примерить, что-то потрогать руками и понять, что быть росгвардейцем – значит быть всегда готовым защищать правопорядок и граждан от любых преступных посягательств.
Также классом посетили пожарную часть № 95. Ребятам провели экскурсию по зданию. Показали караульные помещения, дежурно - диспетчерскую службу, музей. Зрелищное действие произошло в гараже боевых машин. Пожарный показал ребятам предметы боевой одежды, пожарно-спасательное оборудование. Даже девчонкам было интересно примерить боевую одежду. Ребятам рассказали об имеющихся в распоряжении пожарной части пожарных машинах, что с ними связано, как они работают, чем оборудованы.
В рамках Дня краеведения посетили урочище «Монастырская гора». Мероприятие было организовано в виде квест- игры, задания которой включали материал о достопримечательности родного города.. Квест – игра перешла в веселые старты. Огромное количество эмоций и прекрасное настроение получили обучающие.
Побывали в музеи техники имени Сахарова г. Тольятти, он является одной из самых главных достопримечательностей города. Здесь собраны модели всех видов транспорта, функционирующих в разные годы. Все экспонаты имеют историю и по своему интересны. Впервые предложение о создании музея последовало в1998 году. ... Здесь представлены модели военной техники еще со времен первой и второй мировой войны. Это и знаменитая «Катюша», советский и чешский танки, самоходная артиллерийская установка и многие другие. Также в музее собрано огромное количество грузовых и легковых автомобилей, привезенных из многих стран.
С обучающими мы принимали участие в различных конкурсах, выставках, акциях в таких как «Победа в наших сердцах», «Рисуем победу», «Слава России», в конкурсах чтецов , посвященных 75 летию Победы, в конкурсах смотр строя песни.
Мои ученики являются участниками рдш, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения. Военно-патриотическое направление, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности в Российском движении школьников, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории детей и молодежи
В целях увековечивания подвига народа и формирования высокого патриотического сознания в преемственности поколений, проведен был Урок Мужеств «Подвиг на века». Это мероприятие посвящено памяти о мужестве воинов, победивших и выигравших войну с фашизмом.
В этом году мы с ребятами решили присоединиться к общественной акции "Георгиевская ленточка",посвященной празднованию Дня Победы. Мы вместе разработали дизайн ленточки. Сама ленточка по внешнему виду и сочетанию цветов соответствует ленточке, которой обтянута орденская колодка к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг". Цветок на ленточке олицетворяет символ добра и мира, символ жизни. Он выполнен в цветовой гамме флага России. Целью акции стало НЕ ДАТЬ ЗАБЫТЬ КТО И КАКОЙ ЦЕНОЙ ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В САМОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Целую неделю ребята сами резали, шили, клеили. Раздать более 100 ленточек на Монгоре.
Каждый год мы с детьми и их родители приняли участие в on-line марше Бессмертного полка.
8 мая, в преддверии Дня Победы, мы ссовместно с депутатом Думы г.о.Сызрань Виктором Павловичем Староверовым посетили Розу Алексеевну Казакову. Роза Алексеевна - дитя войны, она была подростком, когда фашисты напали на страну, и пережила все тяготы послевоенного лихолетья. Второклассники прочитали женщине стихи и подарили торт, который две школьницы испекли собственными руками.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145477-1353057647.jpg)
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145477-1353057647.jpg)
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145477-1353057647.jpg)
приложение к методической разработке по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника
диагостики и фото...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335796-1383750064.jpg)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/09/picture-91082.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ
Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-407313-1392732216.jpg)
Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...