«О чем расскажут фамилии»
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Выполнил: Боева Алина Витальевна
Тема: «О чем расскажут фамилии»
Форма организации: проект
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 4
Цель: создание условий для знакомства детей с историей возникновения фамилий.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать интерес к историческим корням своего рода, уважение к традициям своего народа
- Развивающие: развивать кругозор, внимание, память, мышление, воображение, быстроту реакции.
- Образовательные: познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; вызвать интерес к своей фамилии.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения, воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы, понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления.
Личностные:
самоопределение, смыслообразование, умение решать проблемы планирования свободного времени, осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями.
Метапредметные:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Оборудование: конспект занятия, карточки, презентация, книга фамилий класса.
Информационные ресурсы: Словарик фамилий
Предварительная работа: подготовить информацию о своей фамилии
Ход занятия:
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный этап (2-3 минуты) | Словесные: беседа | Приветствует детей и настраивает их на работу Приложение 1 | Приветствуют учителя и одноклассников. Настраиваются на совместную деятельность. | Организовывать свое рабочие место под руководство учителем. |
Этап актуализации знаний, определение проблемы и постановки задач (4-5 минут) | Словесные: беседа Наглядные: презентация | Предлагает задание, которое помогает сформулировать цель Приложение 2 | Анализируют материал, рассуждают, формулируют тему и цель занятия | Смыслообразование, участвовать в диалоге |
Деятельностный этап (15-20 минут) | Словесные: беседа Наглядные: демонстрация | Предлагает историю происхождения русских фамилий (приложение 1). Задание в паре: поиск 6 вариантов образования фамилий Знакомство с литературным произведением для вывода: как произошли фамилии, которые предлагает автор С. Михалков Рассказывают о происхождении своей фамилии (по желанию) Работают над изготовлением «Значение фамилий нашего класса». | Высказывают предположения. Выполняют задание, обсуждают в парах.
или владения этой местностью
церковных праздников
птиц, насекомых
- Лиса, рак, индюк, селедка, мышь, теленок, мокрица, волк, мотылек, бобер, перепелка. - Да. (Отвечают два ребенка). Выполняют задание по цепочке. | Выполнение действий, в соответствии с задачами, умение самостоятельно работать по предложенному плану, осмысление нового материала и методов работы с ним. |
Итогово-рефлексивный этап (1-2 минуты) | Игра-рефлексия (приложение 2). | Самостоятельная работа. Выявление победителя. Отвечают на вопросы Книгу «Значение фамилий нашего класса» | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Приложение 1
- Добрый день, ребята!
Начнём наше занятие.
Улыбнитесь своему соседу по парте, пожмите ему руку и пожелайте успехов на нашем занятии.
Приложение 2
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие – экскурсия в историю. Историю происхождения …, а чего, вы сейчас мне сами скажете.
Назовите лишнее слово среди данных. (слайд).
ЛИЗА, ПЁТР, ВИОЛЕТТА, СТЕПАН, КУПРИЯНОВ, ЕЛЕНА.
- Каждый день, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, мы сталкиваемся со множеством фамилий.
- И как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем найти ответы в течение занятия?
Приложение 3
- Отлично! Первое, что нам нужно выяснить, что же такое фамилия и откуда она появилась. Как вы думаете?
(презентация)
- Это слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «семья». Если имена, прозвища известны на Руси давно, то фамилия появилась сравнительно недавно. Значительная часть городского и сельского населения до XIX века фамилий не имела. Фамилиями называются наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье.
Фамилии могут образоваться от признаков наружности, черт характера человека, от животных, которые окружали человека в повседневной жизни (Зайцев, Гусаков, Иволгин, Смолянин, Сахаров, Белоголовцев).
- Сейчас я предлагаю вам попробовать догадаться, по какому признаку были образованы фамилии.
1. Соедините стрелочкой фамилии с признаками, от которых они образованы
Мышкин Лисицын Волчонков | По месту проживания или владения этой местностью |
Глазунов Сухоруков Кривоногов | По названиям церквей, церковных праздников |
Иванов Фёдоров Петрова | По названиям зверей, птиц, насекомых |
Покровский Преображенский Рождественский | По роду деятельности предков |
Кузнецов Мельников Сапожников | По именам и отчествам Предков |
Москвин Курганский Тверской | По прозвищам |
- Задание вы будете выполнять в паре.
- Молодцы! Какие же 6 основных способов образований фамилий вы узнали?
- А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. Найдите и назовите в стихотворении фамилии.
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
- От названий каких животных они образованы?
- Ребята, дома вы готовили информацию о своей фамилии. У всех получилось найти?
- Кто сможет рассказать нам о своей фамилии?
- Сейчас я предлагаю вам сделать нашу собственную книгу под названием: «Значение фамилий нашего класса».
- Вам нужно написать свою фамилию и приклеить то, что вы смогли найти о ней.
- Ребята, если вам интересно узнать о фамилиях своих одноклассников, вы сможете воспользоваться нашей получившейся книгой и прочитать.
Приложение 4
- В заключение предлагаю вам игру.
По моему сигналу вы должны к каждой букве этого слова придумать и записать какую-либо фамилию. Кто быстрее закончит — тот победил.
Ф | |
А | |
М | |
И | |
Л | |
И | |
Я |
- Какую новую информацию вы узнали на занятии?
- Чему научились?
- Что у нас получилось сделать?
- Ребята, не важно, какая у вас фамилия – красивая, известная или самая простая, важно, как вы ее носите. Недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку».
- Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"
Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ по программе "Школа 2100"...
Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"
Тезисы. Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися. В п...
О чём расскажут наскальные рисунки
Доисторическая эпоха, заождение жизни на земле....
Конспект внеурочного занятия по теме: "О чем расскажут фамилии"
Конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык" на тему :" О чем расскажут фамилии". Возможно проведение и на классном часу или других внеуроч...
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»
Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»
Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....