О чём расскажут наскальные рисунки
план-конспект по истории на тему
Доисторическая эпоха, заождение жизни на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chyom_rasskazhut_naskalnye_risunki.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
О чём расскажут наскальные рисунки
Цели: повторить обобщить представление о первобытных людях; развивать кругозор, речь и память учащихся, воспитывать интерес к истории.
Оборудование: презентация
Ход урока
- Актуализация знаний
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайся всё понять,
Интересное узнать.
- Сегодня мы начнём наше путешествие по реке времени от самого её истока «Начало истории человечества».
- Что такое история? (История – наука о прошлом. Она изучает как жили различные народы, какие события происходили).
Слово «история» очень древнее и в переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».
Историю человечества можно разделить на несколько больших этапов (мы знакомы с этими этапами из курса «Окружающий мир»). Назовите их. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени).
- И так, в путь по реке времени!
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на отрезке реки «Первобытная история». (Предположения детей).
- А как люди узнали о первобытных людях? (Раскопки)
- Как называют учёных, которые производят раскопки? (Археологи. О них мы говорили на прошлом уроке).
- Основываясь на их исследованиях мы уже многое знаем о первобытном человеке.
- Открытие нового
1. Как выглядел первобытный человек. Рассказ подготовленного ученика с презентацией.
Это было давным-давно. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым скрывались глаза, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, а прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Люди еще не умели разговаривать. Они обращались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.
2. Образ жизни первых людей. Рассказ подготовленного ученика с презентацией. Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика, занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.
Как человек овладел огнем – никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой!
На стоянках людей запылали костры. Мясо, печеное на угольках, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.
Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.
3. Занятия древних людей. Рассказ подготовленного ученика с презентацией.
В суровые, холодные зимы людям помогло выжить то, что они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища.
Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей и шкур крупных животных.
Помимо собирательства, важным средством добычи питания становилась охота. Люди из племени, в основном, мужчины охотились на зверей. Их орудия труда изменялись, и человек придумал лук и стрелы. А произошло это из-за того, что вымерли большие животные – мамонты, шерстистые носороги и другие животные. Оставались мелкие животные, а лук со стрелами для меткого стрелка были хорошим оружием для добычи пищи. Меткий охотник с расстояния сотни шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
- А откуда всё это стало известно людям?
Оказывается, уже в те далёки времена было искусство. Хотя люди и не предполагали, что они настоящие художники и их творчество увидят потомки спустя тысячелетия.
Еще 180 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создающие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
В 1834 году во время прогулки в лесу во Франции люди наткнулись на пещеру. Её стены украшали рисунки с изображением вымерших видов оленей. Это было первое открытие пещерного искусства.
Самое удивительное открытие было сделано в сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции. Четыре ученика старших классов отправились в археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалёку средневековый замок. Внутри оказалась ещё одна дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры смотрели какие-то огромные звери.
Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались 7-8 веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Ребята сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся к их рассказу недоверчиво, но когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения. Цвета, использованные в составлении композиции: жёлтый, красный, коричневый, охра, сажа, мел.
Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи».
Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку.
Древнейшие рисунки очень загадочны. В них многое не понятно. На стене одной из пещер изображена такая сцена. Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзенный острым копьем. Рядом с человеком длинный предмет с острым копьем. Прочь уходит могучий носорог. Что все это значит? Ответа мы не знаем.
Существуют и другие загадки. Зачем художники помещали свои рисунки в малодоступных для обозрения местах? Почему создавали их в глубине темных пещер, куда не проникают лучи солнца. Для чего изображали раненых или попавших в ловушки зверей?
Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, почему сверкает молния и загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей. Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует сверхъестественная власть. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.
Разгадать смысл и назначение пещерной живописи ученым помогли наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитающее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.
Зарождение веры в душе у первобытных людей развивалась постепенно. Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться, думали первобытные люди. Если она не возвращается, человек умирает.
Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.
- Закрепление полученных знаний
- Ребята, расскажите, пожалуйста, кто такой первобытный человек.
- Как жил первобытный человек.
- Какие животные населяли Землю много лет назад, в то время, когда жил первобытный человек.
- Расскажите, как древние люди победили пещерного медведя?
- Откуда они брали огонь, и почему его надо было поддерживать?
- Какая судьба ожидала человека, не сумевшего уберечь огонь?
- Почему человек поверил в Бога?
- Работа с текстом учебника стр.36-37
- Понравился ли вам отрывок из повести? Хотели бы вы с этим произведение познакомиться полностью?
- Итог урока. Тестирование.
1.Первобытные люди жили
А)Группой
Б)В одиночку
2.Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?
А)теплый климат
Б)тело покрыто шерстью
3.Как называется наука о раскопках?
А)история;
Б)археология;
4.Чем занимались мужчины?
А)ходили на охоту, рыбалку.
Б)занимались домашним хозяйством.
5. Освещение первобытных художников:
А)факел
Б) солнце
6.Какой вид первобытного искусства существовал?
А)Разрезать шкуры животных
Б) рисование на скалах
6. Кого любили изображать первобытные люди?
А) птиц;
Б) животных
- Домашнее задание.
Представьте себя художником и «напишите письмо» первобытным людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Наскальная живопись
Эта разработка содержит интересную информацию о том, где в России сохранилась древняя живопись....
Природа Башкортостана. Наскальные рисунки Каповой пещеры.
урок по " Культуре Башкортостана" по теме: " Природа Башкортостана. Наскальные рисунки Каповой пещеры"...
Наскальный рисунок. Изо.
Мы перенесёмся в далёкие времена. Машина времени перенесёт на много тысяч лет назад. Нам пора снижаться. Перед нами горы. Но что это? Рисунки? И тогда были рисунки?...
Конспект внеурочного занятия по теме: "О чем расскажут фамилии"
Конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык" на тему :" О чем расскажут фамилии". Возможно проведение и на классном часу или других внеуроч...
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»
Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»
Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....
«О чем расскажут фамилии»
Внеурочное занятие...