Внеурочное занятие. Тема: Дети войны.
план-конспект занятия (3 класс)

Анна Федоровна Умыскова

Внеурочное занятие по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

Тема: «Дети войны».

Школа: МБОУ «СОШ № 41»

Учитель: Умыскова Анна Федоровна.

Класс: 3 «Л»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний по понятию «Дети войны».

Формируемая позиция: я патриот

Задачи:        

Образовательные: учить любить и уважать Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны; актуализировать знания о людях, переживших войну.

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(«ВОВ», «патриотизм», «Родина»).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, о героях и достижениях государства.

Ход внеурочного занятия:

СЛАЙД 1

Звучит фонограмма военного марша, детям войны вручают живые цветы перевязанные георгиевской лентой.

Слайд 2, 3

(Заставка на экране – дети войны. Звучит фонограмма – смех детей, волны, прибой. На сцене сидит мальчик с тетрадкой и карандашом).

Ведущий: Лето 1941-го года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника.

Чтец: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось!

(Звуки-гул самолётов, взрывы)

СЛАЙД 4-6

Ведущий: И вдруг – ВОЙНА! Что это такое? Какое это страшное, непонятное слово!

(Кадры начала войны)

Чтец: Война обрушилась неожиданно,

Всё переполнила собой,

И всё смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землёй.

Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки. Им предстояло выжить войну.

Чтец: Его узнал я не из книжек

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали

Сирены тревоги ночной

В те дни мы в войну не играли

Мы просто дышали войной.

Слайд 7 - видео

(Звучит песня Т. Гвердцители. Выходят дети со свечками в руках, встают в ряд, спиной к зрителям. Каждый поворачивается говорит слова-воспоминания и гасит свечку).

СЛАЙД 8, 9,10

(Ребёнок 1: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А летом и весной нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Ребёнок 2: 28 июля 41 года мне исполнилось 7 лет. И в первый же месяц войны я был изувечен… ещё до дня рождения.

Ребёнок 3: В начале войны я сильно заболел и не мог выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

Ребёнок 4: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я часто оказывался дома один и днём и ночью. Тогда мне отчётливо захотелось умереть. Я долго плакал. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молился своими словами.

Ребёнок 5: Когда началась война мне было 9 лет. В нашу деревню ворвались фашисты. Они согнали всех людей в сарай и подожгли его. Собаки рвали детей, а немцы хохотали. Я чудом остался жив.)

Песня «Дети войны» - Слайд 1

Ведущий: Детская память неточная. Она запоминает только страх и только хорошее. Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу, как работали на заводах по 12 часов в сутки, как получали от погибших отцов похоронки, как усыновляли их чужие люди, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Ведущий: Маленькие герои большой воны. Они были повсюду: воевали на передовой линии фронта и в партизанских отрядах, заменяли ушедших на фронт отцов на заводах и в поле.

Ведущий: На оккупированной врагом территории создаются партизанские отряды. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах сражались и дети 10-14 лет, теперь это ваши прабабушки и прадедушки. Их, детей-героев, было много. обыкновенные школьники, ставшие партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Давайте вспомним имена некоторых из них…

Зина Портнова – ленинградская пионерка, принимала участие в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, не раз ходила на задания и в разведку. При выполнении одного из заданий была схвачена и зверски замучена фашистами.

Марат Казей – школьник из Белоруссии. Был разведчиком в партизанском отряде. Погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.

Лёня Голиков – деревенский парнишка, не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, подрывал вражеские поезда, автомашины, разрушил мосты, уничтожал склады, выносил с поля боя раненых. Погиб в бою под селом Острая Лука.

Валентин Котик – подпольщик – разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде. На счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Володя Дубинин – водил за нос отряд гитлеровцев, которые выслеживали партизан в крымских каменоломнях, запоминал с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах. Погиб, подорвавшись на мине.

Ведущий: Подростки проявляли удивительное мужество и стойкость. Как героически они умирали. Некоторые из них, несмотря на жестокие избиения, не проронили ни слезинки, не плакали при расстреле.

Чтец: Шаг за шагом вспоминаем,

День за днём, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опалённые огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

ПЕСНЯ «А закаты алые»

Ведущий: 209 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся с призывом: наравне с отцами и матерями, работать для фронта. На этот призыв школьники ответили своим трудом. Днём и ночью работали они у станков и машин, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной победы.

Ведущий: Трудовой героизм… Это особая страница истории Великой Отечественной Войны. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Всё для фронта, всё для победы».

Чтец: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла.

И синее небо, и запах простого цветка.

Пришли на заводы работать мальчишки

Поставили ящики, чтобы достать до станка.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Ведущий: Несмотря ни на что, школы продолжали работать. Дети сидели в шубах, шапках. Писали карандашами, так как на морозе застывали чернила. Не было бумаги, и поэтому писали на обрывках газет. От голода и холода дети умирали прямо на уроках.

Ведущий: Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.

Ведущий: И что могло быть прекраснее новогодней ёлки или весточки с фронта.

Чтец: Ростом с меня она прямо стояла.

Как важно было быть прямой,

Как важно было ёлке выстоять

Всей хвойною своей судьбой.

Срастись с усталою страной

И как страна – в бинтах, но выстоять.

Ведущий: В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи для фронтовиков.

Чтец 1: Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашими вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Чтец2: Сколько Вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Чтец 3: И сильнее кажется мы втрое,

Словно тоже крещены огнём,

Юные безусые герои,

Перед вашим другом ожившим строем

Мы сегодня мысленно идём.

Ведущий: Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку. У них отняли Родину и свободу. Вспомните концлагеря Саласпилс, Освенцим, Дахау, Бухенвальд, и многие другие…

Ведущий: Страшно и трудно было оставаться на оккупированной врагом территории. Детей вывозили в Германию, продавали на рынках, превращая в рабов, делали донорами для немецких солдат (брали кровь, пока ребенок не умирал).

(Отрывок из фильма Будни фашизма «Детский концлагерь»).

Стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Ведущий: 4 года шла война – это 1418 дней. 34 тысячи часов. 28 миллионов погибших людей. Из них 13 миллионов погибло только детей.

Мы должны помнить их всех; сожжённых, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и громом, и страхом.

Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года. В память о погибших в войне пусть горят свечи.

Выходят дети в чёрном со свечами в руках. Клим «Минута Молчания»

СЛАЙД 17

Ведущий: Объявляется минута молчания. (под стук метронома)

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попал на войну, должны были расстаться с детством.

Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, запомнить дети? Многое!

Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

Чтец 1: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Чтец 2: Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Р.Рождественский «Помните…» (читает Буров Д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвященный к 70 летию великой победы над фашизмом по теме «Дети войны» Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечествен

Очень хороший материал для всех классов начального звена для поведения классных часов или внеклассного мероприятия о детях войны....

Разработка открытого музейного занятия для младших школьников по теме: «Дети войны»

Цель: Формировать гражданскую и нравственную направленность ребят как личности; воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению, через наглядн...

Презентация на тему:"Дети войны"

Презентация предназначена для проведения внеклассных мероприятий...

Классный час на тему "Дети войны"

Дети смогут увидеть страшное время войны глазами своих сверстников, на долю которых выпали эти тяжкие страдания: дети-герои, сыны полка, узники концлагерей, дети блокадного Ленинграда......

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"...

Тема внеурочного занятия для детей 8-9 лет: «Бюджет»

Цель: Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с понятием «Бюджет».Это знакомство с окружающим миром в форме игровой деят...

Конспект внеурочного занятия для детей с ОВЗ на тему «Игра-путешествие в страну Грамматику»

Цель: развитие интереса к изучению русского  языка, формирование положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыка коллективной работы. Задачи:1. Обобщить знания детей,...