Классный час на тему "Дети войны"
классный час (3, 4 класс) на тему
Дети смогут увидеть страшное время войны глазами своих сверстников, на долю которых выпали эти тяжкие страдания: дети-герои, сыны полка, узники концлагерей, дети блокадного Ленинграда...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_deti_voyny.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Литературно-музыкальная композиция
«Детям Великой Отечественной войны посвящается…»
Цель:
- показать ужасы войны, испытания, доставшиеся детям военной поры;
- познакомить с подвигами детей-героев ВОВ;
- воспитывать чувства патриотизма, сострадания и гордости за великий русский народ.
Оформление: портреты пионеров-героев, интерактивная доска (экран), презентация, выставка книг на военную тему, запись песни «Дети войны» в исполнении Тамары Гвердцители и детского хора; «Орленок», «Бухенвальдский набат», кусочек черного хлеба =125 г.
Включается презентация – на экране фотографии детей военного времени (слайды…), одновременно звучит песня «Дети войны»
Учитель: Великая отечественная война… Сколько горя и страданий принесла она и взрослым, и детям. Сегодня, ребята, мы вспомним и поговорим о детях той страшной поры.
Стихи детей
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина?
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Учитель: Дети… Дети блокадного Ленинграда, узники концлагерей, сыны полков, юные партизаны, разведчики… Кто-то встретил войну крохой, кто-то такими как вы, кто-то был уже подростком. Но словно став старше, дети встали рядом со взрослыми. Школьники работали на заводах (слайды …), зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях.
Я зачитаю вам воспоминания некоторых людей о своем военном детстве:
«Вначале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи для раненых»
«Я в ту пору была совсем еще маленькой, однако помню, что творили немецкие захватчики. Мы оставались в деревне – трое детей и наша мама. День и ночь гремели танки, бомбили самолеты, раненые и убитые вокруг… Соседский мальчишка лежал на дороге с разорванным осколком животом, его мама – тетя Катя – подбежала к нему, но немецкий солдат схватил штык от винтовки и стал бить ее наотмашь – по голове, по спине… Часть жителей – детей, стариков, женщин – согнали в сарай, облили бензином и подожгли. Крики, стоны начались, тех, кто пытался вырваться на улицу из огня – тех немцы расстреливали в упор. Оставшихся жителей деревни фашисты погнали куда-то прочь – люди даже взять ничего не смогли с собой из домов, шли в том, во что были одеты в момент прихода карателей.
Нас долго гнали куда-то, на ночь запирали в сараи, обнесенные колючей проволокой. Вместо пола – голая земля, рядом с живыми валяются трупы…Я все время теребила маму: «Я есть хочу!», а она мне только и могла ответить: «Потерпи, моя детка, потерпи…»
А вот вы видите письмо 14-тилетней девочки, увезенной на работу в Германию. Я вам прочту его. (слайд…)
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.
Вы знаете, ребята, что в самом начале войны фашисты плотным кольцом окружили Ленинград, заблокировав все дороги, по которым можно было подвезти продовольствие. Город постоянно подвергался бомбардировкам. Люди остались без еды, воды, света, тепла. (слайд…)
А это фото Тани Савичевой, девочки, которая вела дневник, день за днем записывая, как мучительно умирают ее близкие. Дневник этой девочки нельзя читать без содрогания: «Если просто хочешь есть – это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают руки, голова, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает… Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 117 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня ненамного пережила своих близких. Она, как и 850 жителей блокадного Ленинграда, погибла от голода.
Блокадный паек – это 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки (показать кусочек хлеба)
Самая мучительная доля выпала детям-узникам фашистских концлагерей и гетто. У этих детей отняли все: Родину, свободу, маму, само право жить.
У всех малолетных узников одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, дымящиеся печи, где сжигали трупы замученных… Те, кто чудом выжил, никогда не смогут забыть этого ужаса (слайд + Бухенвальдский набат)
Сейчас звучал Бухенвальдский набат. Бухенвальд – это один из лагерей смерти. А еще были Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Хатынь, Саласпиле – это названия концлагерей, созданных фашистами. В них содержалось более 20 млн.человек из 30 стран мира, среди них около 2 млн.детей.
С матерями-узницами в лагерях смерти дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя некоторые матери сходили с ума. Грудных детей и малышей до 6 лет помещали в отдельный барак, где от холода, голода и болезней они умирали в массовом порядке. Детей до 12 лет сгоняли в другой барак – их делали донорами, т.е. выкачивали кровь для переливания раненым немецким солдатам, а обессиливших детей уничтожали. В зимнюю стужу раздетыми и босыми гнали в барак, называемый баней, где мыли холодной водой, затем также раздетыми гнали обратно, после чего дети десятками умирали. Немецкая охрана ежедневно выносила в больших корзинах окоченевшие трупики маленьких мучеников. Их сбрасывали в колодцы, мусорные ямы, иногда закапывали в ближайшем лесу. Массовую гибель детей вызывали и медецинские эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались дети. Немецкие врачи-убийцы ставили на детях различные опыты, проверяли действия лекарств. (Слайды…)
В годы войны наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены орденами и медалями посмертно, некоторым было присвоено звание Героя Советского Союза. (Слайды…)
Вы видете, ребята, портреты тех, чьи имена и подвиги донесла до нас история: Леня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портная…(портреты с биографиями на доске)
Сейчас ребята нашего класса прочтут стихотворение Агнии Барто «Сашко» - это история простого деревенского мальчика, который не пожалел своей маленькой жизни, чтобы отомстить фашистам.
Уходит отец в партизаны…
Прощаться с отцом нелегко.
И вслед, обливаясь слезами,
Бежит босоногий Сашко.
Нет детскому горю предела…
Отец наклонился в седле:
«За стремя хвататься не дело,
Ты лучше разведай в селе.
И вот тебе в руки граната.
Теперь ты готов ко всему.
И вот тебе вруки граната,
И дай я тебя обниму».
Скрылись в лесу партизаны.
Теперь и отец далеко.
Спокойно, сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
Сашко примечает: у хаты,
Где дворик, поросший травой,
Фашистские ходят солдаты,
Фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба…
В минуту Сашко на крыльце!
В сердце недетская храбрость,
Решимость на детском лице.
Сашко: «Я видел – в лесу партизаны,
Я шел по опушке вчера.
Я видел своими глазхами:
Кто-то сидел у костра!»
За пазухой хололд гранаты.
Гладкий холодный металл.
Мальчик стоит среди хаты,
Он все хорошо рассчитал.
Медленно, длинно, подробно
Он продолжает рассказ…
«Довольно! – кричат ему злобно,-
Где партизаны сейчас?»
Ненависть больше не пряча,
Сашко выпрямляется весь,
И слышится голос ребячий:
«Тут партизаны, здесь!»
Быстро метнулась граната
В тех шестерых у стола:
Быстро метнулась граната –
К ним смерть, как расплата, пришла.
Сашко!
Мальчуган босоногий.
Не жить тебе в тихом селе,
Не бегать по теплой дороге.
Спокойный лежишь ты и строгий,
Величье на детском челе.
Грозной и яростной мести
Детские жаждут сердца…
Сашко! Мальчуган босоногий!
Мы отомстим до конца.
За город, систерзанный боем,
За мирную хату твою,
За юное сеордце героя,
Погибшее в смертном бою.
- Сейчас ребята расскажут нам о Марате Козее, Зине Портной.. (информация из книги «Дети-герои!)
- Ребята, как вы думаете, Марату, Зине, Сашку – им не было страшно? Может, это какие-то особенные дети, не знающие страха, не боящиеся боли?
Что заставляло их так жить и поступать? (дети рассуждают)
- Для чего мы все это вспоминаем? Мы не должны забывать ужасы войны, мы не имеем права не помнить о страданиях миллионов детей – их боль, их мучения должны сказать нам: НЕТ ВОЙНЕ!
Дети войны…
Погибшие под бомбами и артобстрелами, расстрелянные, сожженные фашистами, замученные в концлагерях, умершие от голода и холода – они очень хотели жить! Пусть память об этом будет нам уроком.
Заключительные стихи.
Хотел бы я, чтоб на планете
Хранили мир и тишину,
Чтобы потомки, наши дети,
Не знали никогда войну.
Через года, через века -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда –
Помните!
Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье –
Пожалуйста, помните!
В нашей стране память погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы сделаем это.
Звучит песня «Орленок», слады…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дети и война"
Материалы классного часа можно использовать при введении учащихся в исследовательскую деятельность "Детство, опалённое войной"...
Классный час "Дети и война"
Данное мероприятие посвящено помяти детям, погибшим на войне....
Классный час "Дети и война"
О маленьких героях войны, взваливших на свои плечи все тяготы и невзгоды грозного времени, об их подвигах и патриотизме...
Классный час "Славный год войны народной..."
Классный час проводится в виде заочного путешествия во времени и пространстве. Материал состоит из 2 частей: презентация и сопроводительный текст....
Классный час концлагеря. Ужасы войны.
классный час про концлагеря времен ВОв. Может быть, немного и жестоко, но это правда жизни, и я считаю, что дети должны ЭТО знать...
Классный час "Юные герои войны"
Классный час о подвиге детей-подростков во время ВОвойны...
Классный час «Герои Отечественной войны 1812 года»
Классный час в форме устного журнала «Герои Отечественной войны 1812 года» для 1 класса....