«Мероприятия комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков и родительской общественности в МОБУ СОШ № 23»
статья
Одним из приоритетов государственной политики является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей, формирование у учащейся молодежи ценностного идеала семьи, высоконравственных взглядов на семью и брак, установки на вступление в брак, развитие качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений с учетом культурных традиций, принципов гендерного равенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola_1.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мероприятия комплексной программы просвещения
и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков
и родительской общественности в МОБУ СОШ № 23»
Полковниченко Е.М.,
зам.директора МОБУ СОШ № 23 по ВР
Семья − хранительница традиций. Здесь, в родном доме, ребенок получает и первые чистые эстетические впечатления. Педагогическая психология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Добрый пример родителей имеет решающее значение в развитии ребенка. Несомненно, что неудачи родителей в воспитании происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни. Нужно войти в жизнь ребёнка, стать для него самым интересным собеседником. Тогда он не будет искать утешения на улице. Тогда ему, конечно, будет интереснее с родителями.
Современные исследователи, занимающиеся изучением проблем российской семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, рост эмоционально-психической напряженности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье, увеличение числа разводов и снижение репродуктивной функции семьи. Эти и другие признаки деформации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.
Одним из условий существования семьи являются ее взаимоотношения: как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка определяют взаимоотношения.
Проблема подготовки молодежи к семейной жизни стоит в современной России чрезвычайно остро. Её сложность определяется, с одной стороны, отсутствием государственной системы подготовки к семейной жизни, отвечающей интересам страны, а с другой – наличием предельно тяжелой демографической ситуации. Россия занимает лидирующее место в мире по количеству абортов, разводы составляют около 76% от числа заключенных браков, 37% детей рождается в неполных семьях, в стране больше 2500 учреждений для сирот. Число преступлений, совершенных детьми, как правило, из неблагополучных семей, ежегодно возрастает. Разводы наносят психологический и материальный урон обществу и людям, вступившим в брак и расторгнувшим его. Поэтому подготовка старшеклассников к осознанному браку, созданию полноценных семей и формированию ответственности за рождение и воспитание детей должна стать одним из основных направлений по формированию семейных ценностей.
Одним из приоритетов государственной политики является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей, формирование у учащейся молодежи ценностного идеала семьи, высоконравственных взглядов на семью и брак, установки на вступление в брак, развитие качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений с учетом культурных традиций, принципов гендерного равенства.
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль
Взаимодействие родителей и детей в наше время характеризуется дефицитом совместных дел, увлечений, доверительного общения и выражается в низком уровне терпимости по отношению к недостаткам друг друга и повышенной конфликтностью. Взаимодействие родителей и детей реализуется через учебную, внеклассную и воспитательную работу. Этому способствует участие родителей в планировании жизни класса и школы. Вовлечение родителей в воспитательные сообщества ведет к развитию взаимопонимания родителей и детей, помогает формировать общие взгляды, убеждения, ценностные ориентиры. Педагогам и родителям необходимо стать «сообщниками». Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в развитии нравственного сознания можно через: совместное планирование деятельности; совместные поездки; совместную подготовку и проведение праздников; индивидуальные консультации; оформление классного уголка; систему работы с портфолио; родительские собрания.
В нашей школе на протяжении нескольких лет идет реализация комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков и родительской общественности «Я и семья».
Приоритетными задачами программы являются:
- пропаганда семейных ценностей среди детей, подростков и молодежи;
- подготовка молодежи к созданию семьи;
- формирование ответственного родительства, родительской культуры и образования;
- укрепление и развитие семейных традиций; возрождение национальных семейных традиций;
- повышение квалификации педагогических работников в вопросах семейного воспитания;
- пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей;
- организация информационной кампании, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе;
- формирование активной жизненной позиции семей с детьми с особыми образовательными возможностями, старшим поколением, содействие в гармонизации внутрисемейных отношений, повышение уровня информированности и компетентности семей в вопросах жизнеобеспечения людей с особыми потребностями.
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными.
В настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями – это традиционные родительские собрания, собрания – диспуты, тематические консультирования психолога школы; заседания родительских комитетов, организация концертов для родителей, приглашение их на школьные праздники, спортивные мероприятия, оформление поздравлений к праздникам.
Традиционным стало проведение праздников «Первый звонок», «Последний звонок», выпускные вечера, творческие концерты: «Лучше всех на земле - мама», «Дари добро», «Весна идет – весне - дорогу», творческого отчета «Созвездие талантов» для родителей обучающихся школы.
Отчетный концерт «Созвездие талантов» по традиции в нашей школе проходит в конце учебного года, когда подводятся итоги всех достижений школьников, всех тех, кто особенно отличился в этом учебном году. Здесь чествуют самых талантливых и умных, самых сильных и ловких, всех тех, кто приносит нашей школе добрую славу и делает жизнь самой школы интересной и радостной. Как музыка держится на трех китах, так и воспитание детей немыслимо без этого триединства: учитель, родитель, ученик. Именно поэтому, отмечая успехи учеников, обязательно благодарим учителей и родителей, тех, кто помогает «звездочкам» осваивать азы науки, достигать вершин спортивного Олимпа, находить верные решения в творчестве.
В целях повышения эффективности работы по формированию полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни, в МОБУ СОШ № 23 проводится месячник «Организация правильного питания в образовательных организациях». В соответствии с планом мероприятий в 1 – 11 классах были проведены тематические родительские собрания, уроки здоровья, воспитательные часы, беседы, организована проектно – исследовательская деятельность, конкурсы рисунков, фото – выставка «Кулинарные традиции в семье», выставка оригинальных блюд из полезных продуктов.
Традиционным стал спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященный Международному дню семьи. Крепкая семья - вот самое главное! Через спорт мы можем и объединить, и показать другим на примере спортивных семей, как нужно жить крепкой семьёй, развиваться и добиваться ещё и хороших спортивных результатов. К сожалению, мало кому удается организовать активный семейный отдых, а этот праздник - отличная возможность весело провести вместе время, пообщаться с другими семьями и побороться за победу. Когда все вместе – и родители, и дети, и учителя – то и вершины спортивных Олимпов покоряются легче!
С целью популяризации семейных ценностей в рамках проведения мероприятий ко дню Матери проведится конкурс рисунков и фотографий «Нет тебя дороже».
Школа – вторая семья. Мы гордимся, что наши выпускники помнят об этом и приходят к нам в гости. Герой Советского Союза, выпускник нашей школы – Неверов Владимир Лаврентьевич на примере собственной жизни, личных подвигов показал ребятам, как велико значение сплоченности, единения для достижения общей цели.
В гостях у учеников 1 В класса побывала таганрогская поэтесса, заслуженный работник культуры России Наталья Константиновна Бурцева. Не случайно, наверное, встреча проходила в Международный День семьи. Добрыня Бурцев – ученик 1 В класса и появление родной бабушки в школе именно в этот день стало главной идеей встречи - семья – начало всех начал – источник вдохновения, возможность реализовать свой творческий потенциал, выразить свои чувства к близким, рассказать о повседневных делах и заботах.
В Ростове-на-Дону проводится ежегодный форум почетных граждан, на котором подведят итоги знакового социального проекта по сохранении памяти о трудовом и боевом подвиге почетных граждан городов и районов региона, по вовлечению почетных граждан – ветеранов различных отраслей народного хозяйства в наставническую деятельность. Активное участие в проекте с представлением автобиографического материала о выпускнике школы - Почетном гражданине г.Таганрога - Родионове Юрии Николаевиче в номинации «Самая благодарная школа» принял и авторский коллектив нашей школы, который на форуме представляла заместитель директора по воспитательной работе Полковниченко Е.М.
Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени.
В этом величайшее значение памяти.
Д. С. Лихачев
Каждый год обучающиеся нашей школы активно принимают участие в мероприятиях, приуроченных к великому праздникуДню Победы.
Традиционными стали встречи с ветеранами. Учащиеся школы посещают ветерана Великой Отечественной войны, выпускника школы №23 Леонида Ивановича Барабанова. Эти встречи позволяют выпускникам окунуться в атмосферу того нелегкого времени. Ребята задают вопросы о войне, наградах, а Леонид Иванович делится воспоминаниями и дает советы нынешнему поколению о необходимости учиться, получить высшее образование, быть достойными своего Отечества и трудиться на его благо. Возможно, именно такие встречи позволят выпускникам поверить в свои возможности, найти свое место во взрослой жизни.
Но особый почет и уважение в этот день – конечно же, женщинам – ветеранам.
Коллектив молодых педагогов МОБУ СОШ №23 (Овсиенко Д.Л., Чередниченко Т.М., Кошман Р.В.) с опытным наставником Е.В.Дрофа поздравили жительницу нашего города, ветерана Великой Отечественной войны Зинаиду Антоновну Коробко. К празднику учителя преподнесли ветерану цветы и подарок.
Встречи с ветеранами, уроки мужества, классные часы, участие в Вальсе Победы, концертах и митингах - все эти мероприятия стали своеобразной Вахтой памяти и нашей бесконечной благодарности за возможность жить под мирным небом.
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в городском конкурсе авторских рассказов «Моя правдивая история». Эти рассказы становятся лучшими. В своих сочинениях школьники рассказывают о жизни своих семей в оккупированном немцами Таганроге, о жизни в долгие годы Великой Отечественной войны. В сочинениях они используют подлинные истории и материалы военных лет. Рассказы проникнуты теплом и гордостью за своих родных, которые защищали страну и родной город в тяжёлые военные годы.
9 мая учителя, ученики нашей школы и их родители встают в едином строю шествия «Бессмертного полка» в нашем городе. Все, кто несет портреты своих близких и родных людей, которых, к сожалению, уже нет с нами, понимают, что забыть их мы не имеем права. Забыть об этих людях – значит, потерять себя, предать самих себя. Мы никогда этого не сделаем. Наши деды и отцы завещали нам эту память. Коллектив МОБУ СОШ № 23 свято её бережет и передаёт подрастающему поколению. Так будет продолжаться из поколения в поколение. Наши герои – в нашей памяти и в наших сердцах!
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в городских конкурсах сочинений и становятся их победителями. В преддверии Дня пожилого человека был проведён городской конкурс сочинений «Связь поколений». По итогам городского конкурса учащийся 4 «Б» класса Данилов Егор занял 3 место в возрастной категории 9-10 лет (руководитель Н.К.Дорохова), учащаяся 10 класса Бежевец Анастасия заняла 2 место в старшей возрастной категории (руководитель Е.А.Цьова).
Учащиеся нашей школы Дорохов Олег (8 А класс) и Ланцев Артур (8 Б класс) были награждены дипломами «Лучших авторов сочинения среди параллелей 8-х классов» в рамках профориентационного проекта «Точка опоры». Дорохов О. стал лауреатом конкурса, его сочинение признано лучшим среди сочинений всех участников проекта.
С каждым годом парк нашей школы становится все ярче и красивее. В поддержку общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия» в нашей школе при поддержке Совета родителей ежегодно высаживаются новые саженцы.
Уборка и уход за деревьями приводит в порядок территорию. Спиленные деревья дарят возможность отдохнуть в тени раскидистых крон, волшебным образом преображаясь в разноцветные тумбы.
В рамках сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями, ансамбль чтецов 6 - 7 классов принял участие в экологическом празднике в модульном детском саду МБДОУ "Детский сад № 41". Ребята представили вниманию дошколят спектакль "Разговор саженцев". Малышам очень понравилась история о молодых деревцах, мечтающих получить место для проживания в новом парке. К великой радости зрителей, все саженцы получили приглашения и смогли сделать Донскую землю лучше и краше.
Важной составляющей духовно-нравственных ценностей семьи и семейных отношений следует назвать сострадание, которое понимается как сочувствие другому человеку, внутреннее сопереживание чужого несчастья, реализующееся в милосердии и благотворительности. Воспитание сострадания в школе и в семье позволит человеку быть готовым прийти на помощь в нужную минуту и способствует повышению нравственной культуры общества.
В преддверии Нового, года, учащиеся школы приняли участие в конкурсах - акциях «Пёс счастья», «Пятачок на удачу», которые проводит «Содружество детей и молодежи Дона» в рамках благотворительной акции «Рождественский перезвон». Мы очень рады, что благодаря неравнодушным учащимся нашей школы, помимо праздника и сладких подарков, в этом году каждому ребенку в больнице, дедушке или бабушке в домах престарелых подарят поделки, сделанные руками детей и их родителей, а вместе с ними веру в то, что Новый год будет удачным, полным дружбы, добра и благополучия. Пока душа свободой дышит – творите добрые дела!
В течение года было организовано психолого-педагогическое просвещение родителей через общешкольные и классные родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.
Заместитель директора по ВР Е.М.Полковниченко, педагог – психолог Н.Е.Енина и член Совета родителей школы И.В.Шейхалиева приняли участие в работе II Родительского форума, на котором собравшиеся обсудили вопросы современного воспитания детей, создания психологического комфорта в семье и правовой грамотности. II Родительский форум собрал в ДГТУ представителей всех муниципальных образований Ростовской области. В рамках II Родительского форума прошли заседания круглых столов по темам: «Основы современного воспитания», «Психологический комфорт в семье», «Здоровьесберегающие факторы в семье», «Правовая политика в сфере образования, воспитания и обучения детей и молодежи».
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы, с целью совершенствования системы работы школы по формированию духовно-нравственных ценностей в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС, сохранения духовно – нравственного здоровья детей, изучения истории, культуры, природно – экологического своеобразия малого Отечества, России, стремления возродить традиции семейного воспитания, развития способности к проектно - исследовательской деятельности прошел X школьный методический фестиваль «Времен связующая нить».
Особую заботу получают дети с ограниченными возможностями здоровья. Праздничные мероприятия, благотворительные акции, конкурсы, экскурсии создают условия для успешной социализации детей, а родители имеют возможность пообщаться, поделиться опытом и получить дополнительные знания в области психологии, педагогики, логопедии и физкультуры. Были проведены разъясняющие беседы с родителями по решению вопросов воспитания и оказания возможной помощи в освоении образовательной программы. На этапе коррекционно-развивающей работы родители привлекались к выполнению рекомендаций и заданий педагогов. В работе с родителями также был сделан акцент на культуру взаимоотношений внутри семьи, контроль за организацией режима дня ребенка, устранение безнадзорности, своевременному обращению за помощью к специалистам медицинских организаций. Завершилась встреча психологическим тренингом для родителей «Учимся понимать друг друга».
Благодаря активной поддержке родителей на протяжении ряда лет решались задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям.
Состоялись родительские собрания для родителей учеников 8-11 классов на тему: «Профилактика употребления психоактивных веществ» и «Профилактика суицидальных проявлений у подростков» с участием специалиста «Центра медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» Лебсак Елены Игоревны. Елена Игоревна провела лекторий для родителей по основным проблемам, негативно влияющим на жизнь подростков. Лекторий был построен в форме открытого диалога. Специалист Центра медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» рассказала о влиянии вредных привычек, о том, что многие правонарушения совершаются несовершеннолетними под влиянием наркотических веществ, а также алкоголя. Елена Игоревна предложила родителям задуматься о том, насколько хорошо они знают своего ребенка, насколько доверительные отношения в семье, для того, чтобы предотвратить подобные случаи.
Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса. Анализ анкетирования, в котором приняли участие 638 родителей, показал, что 87% опрошенных родителей полностью удовлетворены учебно-воспитательным процессом в школе, 13 % - частично. Родители принимают участие в решении школьных проблем (76%), активно участвуют в классных и общешкольных собраниях, научно-практических конференциях, педагогических лекториях (64%).
Данные показатели позволяют говорить о повышении мотивации родителей к осознанию роли семейных ценностей для подрастающего поколения. Таким образом, можно утверждать об эффективности проделанной работы и ее необходимости в рамках школы.
Путь к обновленной педагогике − это мобилизация всех культурных ресурсов. Е.А.Ямбург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...
Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников. Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям...
Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков
Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...
Программа «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой де-фекта 1 – 4 классов.
Программа для учащихся классов-групп....
Профилактика компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и молодежи.
Профилактика компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и молодежи....
Конспект урока по ОРКСЭ «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»
laquo;Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»...
Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей...