Конспект урока по ОРКСЭ «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
«Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 531.6 КБ |
rabota_po_gruppam.docx | 498.12 КБ |
soobshcheniya_pro_pramaterey.docx | 14.48 КБ |
test.docx | 13.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Предмет: Основы иудейской культуры
Тема урока: «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: формирование осознанного представления о ценности семейной жизни в иудейской культуре.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить обучающихся с основами иудейской культуры, историей народа, традициями и религией;
- формировать у детей представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;
-обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, формировать у детей ценностно-смысловых мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры народов;
Развивающие:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом;
- развивать внимание, память, связную монологическую речь.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
- способствовать формированию навыков толерантного поведения учащихся;
- формировать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формировать осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- формировать понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение работать в паре;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник ОРКСЭ М.А. Членова «Основы иудейской культуры» – стр 84-87; презентация; видеоролик «Евреи»; карточки с вопросами и картинки; тест.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| - Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. - Присаживайтесь, ребята | - Приветствуют учителя, садятся. | |
| - Вашим домашним заданием было нарисовать один из иудейских праздников. Давайте сделаем выставку работ и посмотрим, у кого что получилось. Постарайтесь оценить работу каждого - Давайте просмотрим небольшой видеоролик(Евреи) и вспомним , что мы уже проходили и знаем - Вспомните, как называется главная книга иудаизма - Что прописано в Торе? - Из скольких книг она состоит? - Как долго евреи учат Тору? - сколько заповедей содержит Тора? - Как они по-другому называются? - Сколько главных заповедей есть в Торе? - С заповедями какой религии они совпадают? - Какие еврейские праздники вы знаете? | - выставка работ, ребята оценивают работы друг друга -смотрят - Тора - рассказывается о сотворении мира и человека, о начале еврейской истории - из 5 - всю жизнь - 613 - мицвот 10 - с православием - отвечают | |
3 . Целеполагание | - Сегодня мы продолжим знакомство с еврейскими традициями. Но для того чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, вам необходимо отгадать ребус- В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви. Джон Пауэлл. - Сегодня на уроке мы будем говорить о еврейской семье, о ценностях семейной жизни в еврейской традиции. И тема нашего урока «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа» | - Слушают
- семья - слушают - слушают | |
4 Открытие нового знания | - -Мы уже говорили о традициях еврейского дома, а как вы думаете, какое место в жизни евреев занимает семья? - Брак и семья занимают важное место в традиции иудаизма. В отличие от других религий в иудаизме не существует обязательства не создавать семью. Напротив, создание семьи, рождение и воспитание детей является выполнением одной из главных заповедей Всевышнего. О важности этой заповеди говорит то, что Господь озвучил ее в день, когда был сотворен человек. -Как вы понимаете значение выражения семейные ценности? С чем оно у вас ассоциируется? Говорить о ценностях семейной жизни можно говорить с момента зарождения иудаизма на примере семей патриархов Авраама, Ицхака и Яакова. -Вспомните патриархов еврейского народа. Чем вам запомнился каждый из них? - Какую роль в жизни патриархов еврейского народа играла семья? - Откройте учебник на стр 84. Прочитайте тему урока скажите, какое слова или какое слово вам показалось новым и непонятным? - Прародители – это далекие предки. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род; родоначальница. - Авраам и Сарра, Ицхак и Ривка, Яаков, Рахель и Лея - три поколения наших прародителей, биологических и духовных, поэтому их принято называть "наш праотец" и "наша праматерь". Их жизненный путь описан в Торе в книге Берешит. Они жили более трёх тысяч лет тому назад. Праотцы и праматери заложили основы религиозной и национальной традиции народа Израиля, основы которой - вера в единого Бога и связь со страной Израиля. - давайте прочитаем статью с 84- по 86 страницу. - сколько праматерей еврейского народа? - Назовите их имена - Назовите имена мужей каждой праматери. - Сара – это образ чего? - Дома з учащихся готовили сообщения про праматерей.(текст дан заранее) Итак, кто расказывает про Сару? Сара личность с твердой волей и сильным характером, побуждавшим ее принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить ее согласие, прежде чем принять важное решение. Иногда он действовал даже прямо по ее указаниям, побуждаемый к этому как своим собственным сознанием, так и подчиняясь воле Всевышнего, повелевшего ему: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» _ какой была Сара по характеру? - Кем она являлась для мужа? - Что говорил Всевышний Арааму? -Ривка- является эталоном чего? - Кто готовил следующее сообщение? Жена Ицхака Ривка обладала исключительной добротой. Она была женщиной, любящей помогать людям, не могущей равнодушно пройти мимо чужой беды. К тому же Ривка обладала пророческим даром. С ее приходом в дом Авраама вернулось Божественное присутствие, исчезнувшее после смерти Сары. Характер её решительный для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры . Она знала жизнь, знала, что такое зло, - и ценила добро и душевную чистоту До сих пор невестам на еврейских свадьбах повторяются раввинами пожелания, сказанные Ривке, когда она отправлялась из родного дома в дом Авраама и Ицхака: «Да родятся от тебя тысячи тысяч». - каким даром обладала Ривка? - Какая она по характеру? - Какие слова Ривки повторяются до сих пор - Как зовут первую жену Яакова? - Прочитайте. Что о ней говорят мудрецы? - Лея - воплощение земной любви. - Кто такая Рахель? - Послушаем последнего рассказчика Две праведницы – Рахель и Лея стали достойными жёнами Яакову. Они родили ему двенадцать сыновей, от которых и произошел весь еврейский народ. До нынешнего дня их именами, также, как и именем их свекрови Ривки, благословляют невест в день бракосочетания. А Рахель стала в еврейской традиции олицетворением любящей матери. Рахель-одна из праматерей еврейского народа. В еврейской традиции именно она стала символом безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей . Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа. - Сколько детей родили Рахель и Лия? - Как дети повлияли на нашу жизнь? - Рахель являются символом какой матери? | - семья это главное для них - слушают - самое дорогое для семьи, самое важное - слушают Три основоположника иудаизма — это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков. Еврейские патриархи – Авраам, Исаак и Иаков вели образ жизни скромных кочевников. Численность потомков Авраама за это время существенно выросла. Согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам. Впоследствии внук Авраама Иаков переселился в Египет со всем своим домом (родом). Именно двенадцать сыновей Иакова дали происхождение 12 коленам (12 родам) еврейского народа. - отвечают - Праматерь - слушают - читают - 4 - Сара, Ривка, Лея, Рахель - Сара – жена Авраама, Ривка – жена Ицхака, Лея и Рахель жены Яакова - материнской любви - 1 уч-ся у доски - слушают - твердой, с сильным характером - наставницей - Что бы он слушался Сару - доброты, милосердия, стремление помогать людям - 1 ус-ся у доски - пророческим даром - хитра, решительна, расчетлива - Да родятся от тебя тысячи тысяч - Лея - зачитывают - младшая сестра Леи и вторая жена Яакова - 1 уч-ся у доски - слушают - 12 сыновей - от них произошел еврейский народ - симвод безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей | |
5. Физминутка | Выполняем упражненье, | - Повторяют движения за учителем. | |
6. Работа по теме урока | - Согласно иудейской традиции , все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона. Только могила праматери Рахели находится в другом месте - около города Бет-Лехем. По сей день это одно из самых почитаемых иудеями мест. Могила Рахели в бейт-Лехеме - место паломничества всех, кого постигло горе, особенно для женщин. К могиле Рахели во все времена приходили молиться сыны Израиля. Здесь они – застигнутые собственным горем или в час всеобщего бедствия – изливали душу перед Всевышним, стараясь пробудить Его милосердие напоминанием о заслугах Рахели. С давних пор могила Рахели стала местом молитвы. Всякий раз, когда еврейский народ в беде, пробуждается ее милосердие, и оно пробуждает милосердие Всевышнего. Рахель молит Небеса о спасении своих сыновей с той самой поры, когда они впервые прошли в изгнание мимо ее могилы, и не перестанет молить, пока не сбудется древнее пророчество Ирмеягу о полном возвращении сынов Израиля, рассеянных по всему миру, в свою страну. - где похоронены патриархи и их жены? - чья могила находится в другом месте ? где? - Чья могила является местом для молитв?Почему? - Ребята в нашем учебнике есть интересная статья. Давайте прочитаем ее стр 86 - Что вам понравилось? Что было интересным? - Когда влюбился Яаков в Рахель , что он сделал? - Сколько лет он работал на ее отца? - Скольких детей родила Рахель? - Сейчас вы поработаете в группах. Так как вы сидите по рядам. У каждого из вас на столе лежит карточка с вопросами и иллюстрации. Совещаясь, поработайте с этими картинами. Виктор Бриндатч «Ицхак и Ривка» Якопо Пальма Старший. « Иаков и Рахиль.» Клод Лоррен « Бракосочетание Исаака и Ревекки Вопросы: 1. Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? 2. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены? 3. Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои? - 4 вопрос задаю при защите картин. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ. | - слушают - все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона. - могила праматери Рахели находится в другом месте - около города Бет-Лехем. - Рахнли. Всякий раз, когда еврейский народ в беде, пробуждается ее милосердие, и оно пробуждает милосердие Всевышнего - читают - отвечают - стал работать за нее на ее отца - 14 -2 сыновей - работают по группам - защищают у доски картины, высказывают мнения группы | |
7. Рефлексия | - Для того, чтобы узнать как вы усвоили тему, я подготовила небольшой тест. Ваша зада поставить + или – Рядом с предложением 1. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род 2. Было 4 праматери 3 Их звали Сара, Лиля,Рива, Раль 4Сара считается образом материнской любви 5Лея вторая жена Яакова 6Рахель родила 12 сыновей 7 Ривка – эталон мудрости и милосердия 8. Все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона. - Давайте проверим. Поменяйтесь листочками. | - слушают + + - + - - + + - взаимопроверка | |
8. Итог урока | - Что вы нового узнали на уроке? - Кто такие праматери? - Что интересного вы узнали и хотели бы рассказать родителям? - Какая праматерь вам понравилась больше всего почему? - Оцените работу одноклассников на уроке | - отвечают на вопросы | |
9. Домашнее задание | - Откройте дневники, запишите задание: (по желанию учащихся): подобрать фотографии членов своей семьи и подготовить рассказ о них; подготовить рассказ об отношениях родителей и детей в семье. | Записывают |
Предварительный просмотр:
Группа 1
Виктор Бриндатч «Ицхак и Ривка»
Вопросы:
1.Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?
2.Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
3.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?
Группа 2
Якопо Пальма Старший. « Иаков и Рахиль.»
Вопросы:
1.Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?
2.Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
3.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?
Группа 3
Клод Лоррен « Бракосочетание Исаака и Ревекки
Вопросы:
1.Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?
2.Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
3.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?
Предварительный просмотр:
Сара личность с твердой волей и сильным характером, побуждавшим ее принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить ее согласие, прежде чем принять важное решение. Иногда он действовал даже прямо по ее указаниям, побуждаемый к этому как своим собственным сознанием, так и подчиняясь воле Всевышнего, повелевшего ему: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара»
Жена Ицхака Ривка обладала исключительной добротой. Она была женщиной, любящей помогать людям, не могущей равнодушно пройти мимо чужой беды. К тому же Ривка обладала пророческим даром. С ее приходом в дом Авраама вернулось Божественное присутствие, исчезнувшее после смерти Сары. Характер её решительный для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры . Она знала жизнь, знала, что такое зло, - и ценила добро и душевную чистоту До сих пор невестам на еврейских свадьбах повторяются раввинами пожелания, сказанные Ривке, когда она отправлялась из родного дома в дом Авраама и Ицхака: «Да родятся от тебя тысячи тысяч».
Две праведницы – Рахель и Лея стали достойными жёнами Яакову. Они родили ему двенадцать сыновей, от которых и произошел весь еврейский народ. До нынешнего дня их именами, также, как и именем их свекрови Ривки, благословляют невест в день бракосочетания. А Рахель стала в еврейской традиции олицетворением любящей матери. Рахель-одна из праматерей еврейского народа. В еврейской традиции именно она стала символом безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей . Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа.
Предварительный просмотр:
Прочитайте предложение. Если вы согласны рядом с предложением поставьте +, ели нет -
1. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род
2. Было 4 праматери
3 Их звали Сара, Лиля,Рива, Раль
4Сара считается образом материнской любви
5Лея вторая жена Яакова
6Рахель родила 12 сыновей
7 Ривка – эталон мудрости и милосердия
8. Все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона.
Прочитайте предложение. Если вы согласны рядом с предложением поставьте +, ели нет -
1. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род
2. Было 4 праматери
3 Их звали Сара, Лиля,Рива, Раль
4Сара считается образом материнской любви
5Лея вторая жена Яакова
6Рахель родила 12 сыновей
7 Ривка – эталон мудрости и милосердия
8. Все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"
Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ «Семья, семейные ценности», 4 класс.
Урок по ОРКСЭ «Семья, семейные ценности»...
Конспект урока по ОРКСЭ "Семейные традиции", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование нравственной культуры детей; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты:Предметные:- знать ...
Конспект урока по ОРКСЭ Правила твоей жизни, 4 класс, УМК "Основы светской этики."
Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о правилах и культуре поведения, формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся...
Конспект урока педагогики + презентация «Ценности нашей жизни» (2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.Планируемые результаты:Предметные:...
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие - закон жизни"
Милосердие - закон жизни...