Рабочая программа "Осмысленное чтение"
рабочая программа (2 класс)

Попова (Макиенко) Ирина Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Осмысленное чтение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Осмысленное чтение» (далее – Программа) является неотъемлемой частью Основной образовательной программы начального общего образования Школы № 1015.

В настоящее время общепризнанным является факт, что у молодого поколения снижается интерес к чтению, как следствие возникли проблемы: «функциональной неграмотности» - утрата навыков чтения и письма, неспособность использовать эти навыки в жизни и проблема появления среди детского и взрослого населения большого процента «слабых читателей», тех, которые читают только информацию прагматичного характера. Им скучно и утомительно читать, поэтому они делают это только в силу острой необходимости. Современный ребенок в первом десятилетии 21 века значительно изменился. «Он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучению чтения». Проблема обучению смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отраженными в нормативных документах на Федеральном уровне.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологииисследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Работая с текстом, ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информациисоотносить позицию автора с собственной точкой зренияоформлять свою мысль в монологическое речевое высказываниесоставлять письменные отзывывысказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель курса: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи курса:

  1. освоить общекультурные навыки чтения и понимание текста; воспитать интерес к чтению и книге (формировать интерес к процессу чтения и потребность читать произведения разных видов литературы, осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  2. овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой (формировать умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  3. воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе (формировать умения понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  4. формировать нравственные ценности и эстетический вкус младшего школьника; понимать духовную сущность произведений (освоить основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, формировать навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитывать адекватное эмоциональное состояние как предпосылки собственного поведения в жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Форма проведения занятий - групповая. Количество обучающихся в группе – весь класс.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс- кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов.

Возраст обучающихся: 7 (8) – 10 (11) лет.

Объем программы: всего реализуется в объеме 102 часов. Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 1. За год: во 2 - 4 классах – по 34 часа.

Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 40 минут во втором, третьем и четвертом классе. Для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ»

(2 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающихся будут сформированы:

  • умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
  • умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
  • умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
  • умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
  • умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
  • умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
  • понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
  • умение приводить примеры ответственного/безответственного,

самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного

произведения;

  • способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
  • умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
  • умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
  • умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • представлений о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;
  • умения проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
  • способности включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
  • знания о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
  • умения делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
  • умения доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
  • способности отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
  • умения предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
  • умения строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

Познавательные

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку);
  • сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
  • не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;
  • фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому чтению»;
  • осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;

использовать знания о рифме, особенностях жанров.

(3 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
  • умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
  • умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
  • способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
  • умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и

взаимооценивания на учебном занятии, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на занятии;

  • способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
  • способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
  • умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • способности осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
  • способности применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
  • умения строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
  • способности проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях, знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
  • умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;

способности осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Познавательные

  • считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
  • замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
  • сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
  • подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
  • отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • осознавать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
  • проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
  • объяснять сверстникам способы конструктивности и

продуктивности бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;

опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
  • составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
  • предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
  • соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
  • находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

(4 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающихся будут сформированы:

•        понимание того, что отношение к нашей родной стране, начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах;

•        знание наизусть 3-4 стихотворения о родной земле, красоте нашей природы и др.;

•        находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;

•        способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;

•        умение посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к занятиям смысловое чтение;

•        способность предлагать собственные правила работы в группе и на учебном занятии в зависимости от формы занятия;

•        способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами;

•        умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и

взаимооценивания на занятии;

•        умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;

•        умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Обучающиеся получат возможность для формирования

•        способности осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;

•        умения находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора;

•        способности осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;

•        способности применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;

•        умения приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;

•        умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;

•        способности осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

•        оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

•        определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой учебного занятия;

•        фиксировать по ходу занятия и в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии.

Познавательные

•        сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

•        строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;

•        осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов как часть русской национальной культуры;

•        осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и

литературные.

Коммуникативные

•        проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

•        объяснять сверстникам способы конструктивности и

продуктивности бесконфликтной деятельности;

•        отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

•        выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;

•        опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

•        формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

•        вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

•        оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•        читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

•        читать про себя произведения различных жанров;

•        читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

•        передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;

•        находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

•        находить метафоры и сравнения на примере загадки;

•        пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

•        соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

•        составлять план, озаглавливать текст;

•        выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

•        находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

•        определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;

•        формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

•        составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

•        пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

•        придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;

•        устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;

•        воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;

•        самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;

•        переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.;

•        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

•        оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;

•        вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;

•        участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

•        читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

•        передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов;

•        передавать содержание текста в виде пересказа;

•        ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

•        читать по ролям литературное произведение.

Календарно- тематическое планирование

2 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Читаем в любой обстановке»

1.

Снег круглый год.

 Дома в скалах. Айсберг. 

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

2.

Почему плачет крокодил.  Как отпугнуть крокодила.

1

Чтение вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы в виде тестов.

3.

Сколько соли в море?

Как прячется осьминог.

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

4.

Против ветра.  

Попутный ветер. 

1

Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

5.

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. 

1

Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла.

6.

Кошки в древнем Египте. Такса.

1

Формулирование тему текста. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

7.

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

8.

Как рыбаки помогают рыбе зимой?  

Необычные дрова. 

1

Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте.

9.

Собаки-водолазы.

Как охотятся львы. 

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

Модуль Управляем скоростью чтения.

11-12.

Старинные автомобили. Далеко.

2

Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

13-14.

Солнечные автомобили. Парус.

2

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

15-16.

 Ночной праздник. Шкура леопарда.

2

Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

17-18

Самая прочная нить.

Морской еж. 

2

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

19-20

Бумажные стены.

Дом на ножках.

2

Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла.

                                            Модуль «Эффективно работаем с разными текстами»

21

Дикие грибы.

Ледник. 

1

Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

22

Новогодняя коллекция.

1

Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя.

23

Помощник шахтеров.  Бесстрашные жуки-солдатики. 

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

24

Бегуны по воде.

Постель в дождевом лесу.

1

Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

25

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки.

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

26

Соляные деньги.

Снежки в Новой Зеландии.

1

Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

27

Фианит. 

1

Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания прочитанного текста. Ответы на вопросы в виде тестов. Выявление в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте.

28

Все пальцы.

Погода в Англии. 

1

Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

29

Огни на высоте. Книга рекордов.

1

Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов.

                                     Модуль «Превращаем текст в инфографику»

30

Древние книги.

Строители мостов. 

1

Обсуждение сложностей, возникшие при работе со сплошным текстом, подбор информационных ресурсов для создания инфографики.

31

Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

1

Распределение обязанностей внутри группы, выдвижение идеи оформления инфографики (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы).

32

Часы. 

1

Показ нескольких вариантов визуализации информации, постепенно увеличивая сложность. Два варианта — для простого уровня сложности, три-четыре — для повышенного, более пяти — для высокого.

33

Керамика.

1

Выбор оптимального варианта инфографики, создание своих вариантов проектов и представление их друг другу.

34

Филин. Зимородок.

1

Обсуждение с ребятами успехи, трудности и их причины.

3 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Читаем в любой обстановке»

1.

Кузькины забавы. По страницам книг

Т. И. Александровой о домовенке Кузьке

1

Предложение ученикам небольших фольклорных, художественных, научно-познавательных или справочных текстов и объяснение особенностей чтения с постепенным переходом от громкого шёпотного чтения («жужжащее чтение») к молчаливому чтению и обратно.

2.

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». Глава первая «Дядя Федор». Образ жизни городского мальчика

1

Самостоятельный выбор текста или использование предложенных учителем и чтение их одновременно каждый в своём темпе. По сигналу учителя школьники чередуют чтение громким шёпотом, чтение тихим шёпотом, далее — с беззвучной артикуляцией и молчаливое.

3.

КВН «Герои русских

народных сказок»

1

Выделение ключевых слов и разделение текста на смысловые части, составление плана текста.

4.

А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Характеристика главного

героя

1

Осознанное, правильное и выразительное чтение. Обсуждение успехов и возникших сложностей.

5.

А. С. Пушкин «Сказка о

золотом петушке». Добро и зло

1

Понимание содержания прочитанного.

Высказывание своего отношения к произведению.

Определение нравственного смысла поступков героя. Нахождение в тексте материала для характеристики героя.

Составление устного и письменного описания.

6.

В. П. Катаев. «Цветик –

семицветик». Чего хотят дети

1

Определение особенностей юмористического

произведения. Характеристика героя, используя слова-антонимы.

Нахождение слов, которые с помощью звука помогают представлению образа героя

произведения. Рассказ о героях, отражая собственное

отношение к ним. Выразительное чтение

юмористических эпизодов из произведений.

7.

Люблю природу русскую.

Осень. Поэты XIX века

1

Чтение с разным подтекстом, выражая

удивление, радость, испуг.

Нахождение характерных черт юмористического текста. Определение настроения автора. Объяснение смысла названия произведения.

Чтение по ролям, отражая характер героя произведения.

8.

С.В. Михалков «Дядя Степа».

Образ героя

1

Умение рассказывать о природе используя

собственные знания.

Определение последовательности событий.

9.

Знай и люби природу.

В. В. Бианки. «Лесная газета».

Содержание и устройство

книги.

1

Определение последовательности событий в произведении. Объяснение и понимание поступков героев. Понимание авторского отношения к героям и их поступкам. Оценивание своего ответа в соответствии с образцом.

Модуль Управляем скоростью чтения.

11-12.

В. В. Бианки. «Лесная газета».

№8 Готовятся к зиме.

2

Отбирание  стилистических и тематически схожих текстовых фрагментов и постановка перед учениками задач: ответы на вопросы (преимущественно используются оценочные или проблемные вопросы) о содержании текстов, прочитанных молча в течение заданного времени (1 минута, 5 минут, 10 минут).

13-14.

Е.А. Пермяк. «Чужая

калитка», «Смородинка» -

восстановление текста по

иллюстрациям

2

Выполнение заданий в парах или малых группах, представление устного отчёта: например, объём прочитанного текста за установленное время, количество правильных ответов на вопросы.

15-16.

М. М. Пришвин. «Кладовая

солнца». Глава IX. (описание,

как растет клюква)

2

 Подготовка устного или письменного пересказа текста в условиях ограниченного времени.

17-18

Р.Киплинг «Рики – Тики

Тави». Добро побеждает зло

2

Обсуждение успехов и сложностей, анализирование причины.

19-20

Б. Житков «Мангуста».

Викторина

2

Отработка заданий, которые вызвали затруднения с использованием инструментов: таблицы Шульте, пирамиды слов, артикуляционная и дыхательная гимнастика, аудирование, чтение за диктором, чтение в паре, чтение с ускорением темпа и другие.

                                            Модуль «Эффективно работаем с разными текстами»

21

К. Г. Паустовский «Дремучий

медведь». Человек и природа

1

Знакомство учеников с алгоритмом выполнения заданий, анализирование текста с использованием одной из современных техник, формирующих критическое мышление: графическая техника Fishbone («скелет рыбы»), приемы «чтение с остановками», «инсерт», ромашка Блума и другие.

22

А. Платонов «Сухой хлеб».

Оценка главного героя

1

Предложение прочитать фрагмент текста статьи, новости или другого текста с использованием определенной техники.

23

В. Чаплина. «Фомка – белый

медвежонок». Повадки

главного героя

1

Анализирование текста с использованием предложенной техники, ответы на вопросы, формулирование выводов, обсуждение результатов чтения.

24

Люблю природу русскую.

Зима. Поэты XIX века.

1

Ответы на вопросы, формулирование выводов, обсуждение результатов чтения.

25

Толстой А.Н. «Золотой

ключик или приключения

Буратино». Говорящий Сверчок даёт Буратино мудрый совет.

1

Знакомство учеников с алгоритмом выполнения заданий, анализирование текста с использованием одной из современных техник, формирующих критическое мышление: графическая техника Fishbone («скелет рыбы»), приемы «чтение с остановками», «инсерт», ромашка Блума и другие.

26

П. П. Бажов «Огневушка- поскакушка». Характеристика

героев

1

Чтение фрагмента текста статьи или другого текста с использованием определенной техники.

27

С. Лагерлеф «Удивительное

путешествие Нильса с дикими гусями». Характер главного

героя

1

Осознанное правильное или выразительное чтение.

28

В. Драгунский «Денискины

рассказы», «Надо иметь

чувство юмора». Легко ли

смеяться над собой?

1

Понимание содержания прочитанного.

Высказывание своего отношения.

Определение нравственного смысла поступков

героя. Нахождение в тексте материала для

характеристики героя.

Составление устного и письменного описания.

29

Ю. И. Коваль «Недопесок».

Главная мысль в

произведении

1

Проверка себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельная оценка своих достижений.

                                     Модуль «Превращаем текст в инфографику»

30

А. И. Пантелеев. «Честное

слово». Характеристика

поступка главного героя

1

Обсуждение сложностей, возникшие при работе со сплошным текстом, подбор информационных ресурсов для создания инфографики.

31

«По страницам детских

журналов»

1

Распределение обязанностей внутри группы, выдвижение идеи оформления инфографики (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы).

32

Н.М. Артюхова «Подружки».

Друг познается в беде

1

Показ нескольких вариантов визуализации информации, постепенно увеличивая сложность. Два варианта — для простого уровня сложности, три-четыре — для повышенного, более пяти — для высокого.

33

Л. А. Кассиль «У классной

доски». Образ учителя

1

Выбор оптимального варианта инфографики, создание своих вариантов проектов и представление их друг другу.

34

Игра «Литературные тайны»

1

Обсуждение с ребятами успехи, трудности и их причины.

4 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Модуль «Читаем в любой обстановке»

1.

Резиновый мяч*

Г. Николаева «Ливень»

1

Чтение вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы в виде тестов. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявление смысловой и эмоциональный подтекст.

2.

Свитера

Г. Николаева «Ливень»

1

Чтение вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы в виде тестов. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

3.

В большом деле не без убытка*

Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление вопросов к тексту. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

4.

«Замените меня Васей - он умнее!»

К. Ушинский «Про ласточку»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выписывание всех местоимений, составление с одним из них предложения. Выполнение тестовых заданий. Сравнение текстов «по памяти». Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

5.

Самоочищающиеся окна

К. Ушинский «Про ласточку»

1

Чтение, ответы на вопросы.Выполнение тестовых заданий. Сравнение текстов «по памяти». Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

6.

Гонки на верблюдах

По материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1

Чтение, ответы письменно на вопросы.  Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и выяснении их смысла. Выполнение тестового задания.

7.

Ушная раковина китайского императора

По материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, выяснение их смысла. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

8.

Антиквариат

А. Бостром «Кошка и еж»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Письменный пересказ текста.

9.

1

Модуль Управляем скоростью чтения.

11-12.

Поплавать в воздухе

С. Аксаков «Осень»

2

Чтение. Выявление в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, выяснении их смысла Выполнение тестовых заданий. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

13-14.

Запах газа

И Соколов –Микитов «Про клен»

2

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.

15-16.

Пуантилизм и пиксель

Р. Киплинг «Про Слоненка»

2

Чтение вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозирование содержания читаемого. Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

17-18

Большой автомобиль

По материалам энциклопедии «Язык – средство общения»

2

Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно.

19-20

Ключ и замок

По материалам энциклопедии «Язык – средство общения»

2

Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно.

Модуль «Эффективно работаем с разными текстами»

21

Железная ложка

А. Тихонов «Колибри»

1

Чтение, ответы на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполнение тестовых заданий. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

22

Яд и лекарство

По материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1

Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам.

23

Трескучие морозы

По И. Соколову-Микитову

1

Чтение, ответы   на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно Письменный пересказ текста. Выполнение тестовых заданий.

24

«Чей дом красивее?»

К. Ушинский «Четыре желания»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно и выяснении их смысла. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

25

Неожиданный результат*

К. Ушинский «Четыре желания»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

26

Обработка камня огнём

 По материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий.

27

Рыцари

Э Бауэр «Про жирафа»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

28

Красивый пустоцвет*

С. Михалков «Жадный Заяц»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

29

Тамплиеры

С. Михалков «Жадный Заяц»

1

Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.

                                     Модуль «Превращаем текст в инфографику»

30

В космос по канату

И. Соколов - Микитов «Рябина»

1

Обсуждение сложностей, возникшие при работе со сплошным текстом, подбор информационных ресурсов для создания инфографики.

31

Терминатор

Н. Дудников «Весенняя вода»

1

Распределение обязанностей внутри группы, выдвижение идеи оформления инфографики (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы).

32

По воде или по воздуху?

К. Ушинский «Утренние лучи»

1

Показ нескольких вариантов визуализации информации, постепенно увеличивая сложность. Два варианта — для простого уровня сложности, три-четыре — для повышенного, более пяти — для высокого.

33

Скидки и акции

Е. Пермяков «Как Маша стала большой»

1

Выбор оптимального варианта инфографики, создание своих вариантов проектов и представление их друг другу.

34

Удачное плавание*

С. Михалков «Про Волка»

1

Обсуждение с ребятами успехи, трудности и их причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

рабочая программа чтение 4 кл перспектива

Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс

  Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид

Данная программа составлена на основе программы  для специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....