Рабочая программа "Осмысленное чтение"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Осмысленное чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoi_deyatelnosti_osmyslennoe_chtenie_1.docx | 69.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Осмысленное чтение» (далее – Программа) является неотъемлемой частью Основной образовательной программы начального общего образования Школы № 1015.
В настоящее время общепризнанным является факт, что у молодого поколения снижается интерес к чтению, как следствие возникли проблемы: «функциональной неграмотности» - утрата навыков чтения и письма, неспособность использовать эти навыки в жизни и проблема появления среди детского и взрослого населения большого процента «слабых читателей», тех, которые читают только информацию прагматичного характера. Им скучно и утомительно читать, поэтому они делают это только в силу острой необходимости. Современный ребенок в первом десятилетии 21 века значительно изменился. «Он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучению чтения». Проблема обучению смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отраженными в нормативных документах на Федеральном уровне.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Работая с текстом, ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель курса: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
- освоить общекультурные навыки чтения и понимание текста; воспитать интерес к чтению и книге (формировать интерес к процессу чтения и потребность читать произведения разных видов литературы, осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
- овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой (формировать умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе (формировать умения понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
- формировать нравственные ценности и эстетический вкус младшего школьника; понимать духовную сущность произведений (освоить основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, формировать навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитывать адекватное эмоциональное состояние как предпосылки собственного поведения в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Форма проведения занятий - групповая. Количество обучающихся в группе – весь класс.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс- кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Возраст обучающихся: 7 (8) – 10 (11) лет.
Объем программы: всего реализуется в объеме 102 часов. Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 1. За год: во 2 - 4 классах – по 34 часа.
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 40 минут во втором, третьем и четвертом классе. Для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
(2 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будут сформированы:
- умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
- умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
- умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
- умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
- умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
- умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
- понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
- умение приводить примеры ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного
произведения;
- способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
- умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
- умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
- умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;
Обучающиеся получат возможность для формирования
- представлений о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;
- умения проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
- способности включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
- знания о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
- умения делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
- умения доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
- способности отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
- умения предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
- умения строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
Познавательные
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку);
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.
Коммуникативные
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
- не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;
- фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому чтению»;
- осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
использовать знания о рифме, особенностях жанров.
(3 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будут сформированы:
- понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
- умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
- умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
- способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
- умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и
взаимооценивания на учебном занятии, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на занятии;
- способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
- способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
- умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Обучающиеся получат возможность для формирования
- способности осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
- способности применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
- умения строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
- способности проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях, знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
- умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
способности осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Познавательные
- считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
- замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
- подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
- отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
- сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Коммуникативные
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
- проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
- объяснять сверстникам способы конструктивности и
продуктивности бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
- составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
- предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
- соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
(4 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будут сформированы:
• понимание того, что отношение к нашей родной стране, начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах;
• знание наизусть 3-4 стихотворения о родной земле, красоте нашей природы и др.;
• находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
• способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;
• умение посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к занятиям смысловое чтение;
• способность предлагать собственные правила работы в группе и на учебном занятии в зависимости от формы занятия;
• способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами;
• умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и
взаимооценивания на занятии;
• умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;
• умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Обучающиеся получат возможность для формирования
• способности осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;
• умения находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора;
• способности осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;
• способности применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
• умения приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;
• умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
• способности осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой учебного занятия;
• фиксировать по ходу занятия и в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии.
Познавательные
• сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
• осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов как часть русской национальной культуры;
• осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и
литературные.
Коммуникативные
• проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
• объяснять сверстникам способы конструктивности и
продуктивности бесконфликтной деятельности;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
• оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
• читать про себя произведения различных жанров;
• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
• находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
• находить метафоры и сравнения на примере загадки;
• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
• составлять план, озаглавливать текст;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
• воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
• самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
• переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.;
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;
• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
• участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов;
• передавать содержание текста в виде пересказа;
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
• читать по ролям литературное произведение.
Календарно- тематическое планирование
2 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Читаем в любой обстановке» | ||||
1. | Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
2. | Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. | 1 | Чтение вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
3. | Сколько соли в море? Как прячется осьминог. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
4. | Против ветра. Попутный ветер. | 1 | Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
5. | Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. | 1 | Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. | |
6. | Кошки в древнем Египте. Такса. | 1 | Формулирование тему текста. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
7. | Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
8. | Как рыбаки помогают рыбе зимой? Необычные дрова. | 1 | Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. | |
9. | Собаки-водолазы. Как охотятся львы. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
Модуль Управляем скоростью чтения. | ||||
11-12. | Старинные автомобили. Далеко. | 2 | Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
13-14. | Солнечные автомобили. Парус. | 2 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
15-16. | Ночной праздник. Шкура леопарда. | 2 | Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
17-18 | Самая прочная нить. Морской еж. | 2 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
19-20 | Бумажные стены. Дом на ножках. | 2 | Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. | |
Модуль «Эффективно работаем с разными текстами» | ||||
21 | Дикие грибы. Ледник. | 1 | Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
22 | Новогодняя коллекция. | 1 | Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. | |
23 | Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
24 | Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. | 1 | Перечисление персонажей текста. Чтение вслух, про себя. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
25 | Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
26 | Соляные деньги. Снежки в Новой Зеландии. | 1 | Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
27 | Фианит. | 1 | Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания прочитанного текста. Ответы на вопросы в виде тестов. Выявление в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. | |
28 | Все пальцы. Погода в Англии. | 1 | Чтение вслух, про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
29 | Огни на высоте. Книга рекордов. | 1 | Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и осознание потребности в выяснении их смысла. Чтение про себя. Прогнозирование содержания читаемого текста. Ответы на вопросы в виде тестов. | |
Модуль «Превращаем текст в инфографику» | ||||
30 | Древние книги. Строители мостов. | 1 | Обсуждение сложностей, возникшие при работе со сплошным текстом, подбор информационных ресурсов для создания инфографики. | |
31 | Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом. | 1 | Распределение обязанностей внутри группы, выдвижение идеи оформления инфографики (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы). | |
32 | Часы. | 1 | Показ нескольких вариантов визуализации информации, постепенно увеличивая сложность. Два варианта — для простого уровня сложности, три-четыре — для повышенного, более пяти — для высокого. | |
33 | Керамика. | 1 | Выбор оптимального варианта инфографики, создание своих вариантов проектов и представление их друг другу. | |
34 | Филин. Зимородок. | 1 | Обсуждение с ребятами успехи, трудности и их причины. |
3 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Читаем в любой обстановке» | ||||
1. | Кузькины забавы. По страницам книг Т. И. Александровой о домовенке Кузьке | 1 | Предложение ученикам небольших фольклорных, художественных, научно-познавательных или справочных текстов и объяснение особенностей чтения с постепенным переходом от громкого шёпотного чтения («жужжащее чтение») к молчаливому чтению и обратно. | |
2. | Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». Глава первая «Дядя Федор». Образ жизни городского мальчика | 1 | Самостоятельный выбор текста или использование предложенных учителем и чтение их одновременно каждый в своём темпе. По сигналу учителя школьники чередуют чтение громким шёпотом, чтение тихим шёпотом, далее — с беззвучной артикуляцией и молчаливое. | |
3. | КВН «Герои русских народных сказок» | 1 | Выделение ключевых слов и разделение текста на смысловые части, составление плана текста. | |
4. | А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Характеристика главного героя | 1 | Осознанное, правильное и выразительное чтение. Обсуждение успехов и возникших сложностей. | |
5. | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Добро и зло | 1 | Понимание содержания прочитанного. Высказывание своего отношения к произведению. Определение нравственного смысла поступков героя. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Составление устного и письменного описания. | |
6. | В. П. Катаев. «Цветик – семицветик». Чего хотят дети | 1 | Определение особенностей юмористического произведения. Характеристика героя, используя слова-антонимы. Нахождение слов, которые с помощью звука помогают представлению образа героя произведения. Рассказ о героях, отражая собственное отношение к ним. Выразительное чтение юмористических эпизодов из произведений. | |
7. | Люблю природу русскую. Осень. Поэты XIX века | 1 | Чтение с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Нахождение характерных черт юмористического текста. Определение настроения автора. Объяснение смысла названия произведения. Чтение по ролям, отражая характер героя произведения. | |
8. | С.В. Михалков «Дядя Степа». Образ героя | 1 | Умение рассказывать о природе используя собственные знания. Определение последовательности событий. | |
9. | Знай и люби природу. В. В. Бианки. «Лесная газета». Содержание и устройство книги. | 1 | Определение последовательности событий в произведении. Объяснение и понимание поступков героев. Понимание авторского отношения к героям и их поступкам. Оценивание своего ответа в соответствии с образцом. | |
Модуль Управляем скоростью чтения. | ||||
11-12. | В. В. Бианки. «Лесная газета». №8 Готовятся к зиме. | 2 | Отбирание стилистических и тематически схожих текстовых фрагментов и постановка перед учениками задач: ответы на вопросы (преимущественно используются оценочные или проблемные вопросы) о содержании текстов, прочитанных молча в течение заданного времени (1 минута, 5 минут, 10 минут). | |
13-14. | Е.А. Пермяк. «Чужая калитка», «Смородинка» - восстановление текста по иллюстрациям | 2 | Выполнение заданий в парах или малых группах, представление устного отчёта: например, объём прочитанного текста за установленное время, количество правильных ответов на вопросы. | |
15-16. | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Глава IX. (описание, как растет клюква) | 2 | Подготовка устного или письменного пересказа текста в условиях ограниченного времени. | |
17-18 | Р.Киплинг «Рики – Тики Тави». Добро побеждает зло | 2 | Обсуждение успехов и сложностей, анализирование причины. | |
19-20 | Б. Житков «Мангуста». Викторина | 2 | Отработка заданий, которые вызвали затруднения с использованием инструментов: таблицы Шульте, пирамиды слов, артикуляционная и дыхательная гимнастика, аудирование, чтение за диктором, чтение в паре, чтение с ускорением темпа и другие. | |
Модуль «Эффективно работаем с разными текстами» | ||||
21 | К. Г. Паустовский «Дремучий медведь». Человек и природа | 1 | Знакомство учеников с алгоритмом выполнения заданий, анализирование текста с использованием одной из современных техник, формирующих критическое мышление: графическая техника Fishbone («скелет рыбы»), приемы «чтение с остановками», «инсерт», ромашка Блума и другие. | |
22 | А. Платонов «Сухой хлеб». Оценка главного героя | 1 | Предложение прочитать фрагмент текста статьи, новости или другого текста с использованием определенной техники. | |
23 | В. Чаплина. «Фомка – белый медвежонок». Повадки главного героя | 1 | Анализирование текста с использованием предложенной техники, ответы на вопросы, формулирование выводов, обсуждение результатов чтения. | |
24 | Люблю природу русскую. Зима. Поэты XIX века. | 1 | Ответы на вопросы, формулирование выводов, обсуждение результатов чтения. | |
25 | Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино». Говорящий Сверчок даёт Буратино мудрый совет. | 1 | Знакомство учеников с алгоритмом выполнения заданий, анализирование текста с использованием одной из современных техник, формирующих критическое мышление: графическая техника Fishbone («скелет рыбы»), приемы «чтение с остановками», «инсерт», ромашка Блума и другие. | |
26 | П. П. Бажов «Огневушка- поскакушка». Характеристика героев | 1 | Чтение фрагмента текста статьи или другого текста с использованием определенной техники. | |
27 | С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями». Характер главного героя | 1 | Осознанное правильное или выразительное чтение. | |
28 | В. Драгунский «Денискины рассказы», «Надо иметь чувство юмора». Легко ли смеяться над собой? | 1 | Понимание содержания прочитанного. Высказывание своего отношения. Определение нравственного смысла поступков героя. Нахождение в тексте материала для характеристики героя. Составление устного и письменного описания. | |
29 | Ю. И. Коваль «Недопесок». Главная мысль в произведении | 1 | Проверка себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельная оценка своих достижений. | |
Модуль «Превращаем текст в инфографику» | ||||
30 | А. И. Пантелеев. «Честное слово». Характеристика поступка главного героя | 1 | Обсуждение сложностей, возникшие при работе со сплошным текстом, подбор информационных ресурсов для создания инфографики. | |
31 | «По страницам детских журналов» | 1 | Распределение обязанностей внутри группы, выдвижение идеи оформления инфографики (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы). | |
32 | Н.М. Артюхова «Подружки». Друг познается в беде | 1 | Показ нескольких вариантов визуализации информации, постепенно увеличивая сложность. Два варианта — для простого уровня сложности, три-четыре — для повышенного, более пяти — для высокого. | |
33 | Л. А. Кассиль «У классной доски». Образ учителя | 1 | Выбор оптимального варианта инфографики, создание своих вариантов проектов и представление их друг другу. | |
34 | Игра «Литературные тайны» | 1 | Обсуждение с ребятами успехи, трудности и их причины. |
4 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Читаем в любой обстановке» | ||||
1. | Резиновый мяч* Г. Николаева «Ливень» | 1 | Чтение вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы в виде тестов. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявление смысловой и эмоциональный подтекст. | |
2. | Свитера Г. Николаева «Ливень» | 1 | Чтение вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы в виде тестов. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
3. | В большом деле не без убытка* Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление вопросов к тексту. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
4. | «Замените меня Васей - он умнее!» К. Ушинский «Про ласточку» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выписывание всех местоимений, составление с одним из них предложения. Выполнение тестовых заданий. Сравнение текстов «по памяти». Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
5. | Самоочищающиеся окна К. Ушинский «Про ласточку» | 1 | Чтение, ответы на вопросы.Выполнение тестовых заданий. Сравнение текстов «по памяти». Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
6. | Гонки на верблюдах По материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | Чтение, ответы письменно на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, и выяснении их смысла. Выполнение тестового задания. | |
7. | Ушная раковина китайского императора По материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно, выяснение их смысла. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
8. | Антиквариат А. Бостром «Кошка и еж» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. | |
9. | 1 | |||
Модуль Управляем скоростью чтения. | ||||
11-12. | Поплавать в воздухе С. Аксаков «Осень» | 2 | Чтение. Выявление в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, выяснении их смысла Выполнение тестовых заданий. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
13-14. | Запах газа И Соколов –Микитов «Про клен» | 2 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. | |
15-16. | Пуантилизм и пиксель Р. Киплинг «Про Слоненка» | 2 | Чтение вслух, про себя, «вприглядку» тексты. Прогнозирование содержания читаемого. Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
17-18 | Большой автомобиль По материалам энциклопедии «Язык – средство общения» | 2 | Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно. | |
19-20 | Ключ и замок По материалам энциклопедии «Язык – средство общения» | 2 | Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно. | |
Модуль «Эффективно работаем с разными текстами» | ||||
21 | Железная ложка А. Тихонов «Колибри» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполнение тестовых заданий. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
22 | Яд и лекарство По материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам. | |
23 | Трескучие морозы По И. Соколову-Микитову | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно Письменный пересказ текста. Выполнение тестовых заданий. | |
24 | «Чей дом красивее?» К. Ушинский «Четыре желания» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выявление в тексте слов и выражений, значения которых непонятно и выяснении их смысла. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
25 | Неожиданный результат* К. Ушинский «Четыре желания» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Нахождение главной мысли, сформулированную в тексте. Прогнозирование содержания читаемого. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
26 | Обработка камня огнём По материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. | |
27 | Рыцари Э Бауэр «Про жирафа» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Ответы на вопросы по содержанию словами текста. | |
28 | Красивый пустоцвет* С. Михалков «Жадный Заяц» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
29 | Тамплиеры С. Михалков «Жадный Заяц» | 1 | Чтение, ответы на вопросы. Выполнение тестовых заданий. Составление плана текста. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. | |
Модуль «Превращаем текст в инфографику» | ||||
30 | В космос по канату И. Соколов - Микитов «Рябина» | 1 | Обсуждение сложностей, возникшие при работе со сплошным текстом, подбор информационных ресурсов для создания инфографики. | |
31 | Терминатор Н. Дудников «Весенняя вода» | 1 | Распределение обязанностей внутри группы, выдвижение идеи оформления инфографики (маркировка текста, выделение структурных частей текста, сопоставление текстовой информации с информацией другого текста, иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы). | |
32 | По воде или по воздуху? К. Ушинский «Утренние лучи» | 1 | Показ нескольких вариантов визуализации информации, постепенно увеличивая сложность. Два варианта — для простого уровня сложности, три-четыре — для повышенного, более пяти — для высокого. | |
33 | Скидки и акции Е. Пермяков «Как Маша стала большой» | 1 | Выбор оптимального варианта инфографики, создание своих вариантов проектов и представление их друг другу. | |
34 | Удачное плавание* С. Михалков «Про Волка» | 1 | Обсуждение с ребятами успехи, трудности и их причины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...
рабочая программа чтение 4 кл перспектива
Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...
Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....