Страницы рефлексиии для младших школьников
опыты и эксперименты

Реутова Оксана Николаевна

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед.» 
Евгений Доманский

«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.»

Б. Дизраэли
 

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 
      В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. 
   Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад. 
      Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. 
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. 
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. 
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. 
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента, т. е. личности готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii_refleksivnye_dnevniki.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Страницы рефлексиии для младших школьников

(из опыта работы Реутовой О.Н.,
учителя начальных классов МКОУ Першинская СОШ)

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед.» 
Евгений Доманский 

«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.»

Б. Дизраэли

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 
      В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. 
   Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад. 
      Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. 
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. 
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. 
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. 
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента, т. е. личности готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 
     Следует классифицировать рефлексию:

  1. По содержанию: 
    • Устная рефлексия 
    • Письменная рефлексия. 
  2. По цели: 
    • Рефлексия эмоционального состояния 
    • Рефлексия деятельности 
    • Рефлексия содержания. 
  3. По функции: 
    • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) 
    • интеллектуальная рефлексия.
  4. По типу урока: 
    • После усвоения знаний, умений и навыков 
    • Промежуточная рефлексия 
    • Контрольная рефлексия 
    • Итоговая рефлексия. 
  5. По способам проведения: 
    • Анкета 
    • Вопрос 
    • Символ 
    • Таблица 
    • Ситуация 
    • Рисунок. 
  6. По форме деятельности: 
    • Фронтальная (выборочная) 
    • Индивидуальная 
    • Групповая 
    • Коллективная 
    Выделяют функции рефлексии в педагогическом процессе: 
    1. Диагностическая 
    2. Проектировочная 
    3. Организаторская 
    4. Коммуникативная 
    5. Смыслотворческая 
    6. Мотивационная 
    7. Коррекционная. 

В рамках инновационной деятельности по теме «Формирование и развитие компетенций самоорганизации и самообразования у учащихся современной сельской школы» учителями начальных классов нашей школы были разработаны и апробированы в работе дневники рефлексии для учащихся  1-2 классов (Приложение №1) и учеников 3-4 классов (Приложение №2), которые способствуют формированию у ребенка способности к рефлексии, связанной с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, т.е личностная рефлексия. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). 

          Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени (в период обучения в начальной школе) и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

            На первом этапе работы (1-2 класс) учащиеся учатся рефлексировать то, что им понравилось на прошедшей неделе больше всего. Свои впечатления они оформляют в письменном виде или в виде рисунка. Большая роль на этом этапе отводится родителям  Их работа заключается в том, чтобы еженедельно отвечать на вопросы, рефлексируя деятельность своего ребенка.

            На втором этапе формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности (3-4 класс) учащиеся самостоятельно  прогнозируют свои «хочу узнать», «хочу научиться» и «какие хочу получить впечатления  в начале недели» и уже в конце недели записывают свои достижения за неделю в плане «я узнал», «я научился», «мои впечатления и мои особые достижения за неделю».

           Для более успешной и систематизированной работы учителями каждую неделю вклеивались рефлексивные странички в ученический дневник, который к концу года не мог уместить все листы. Тогда мы решили  ввести рефлексивные папки.  В дальнейшем хотим ввести дневник с рефлексивными страничками для учеников начальных классов.

           Сначала работа с рефлексивными страницами занимала очень много времени и недовольства, как со стороны родителей, так и со стороны учащихся. Но потом, осознав  и почувствовав результаты своей работы по формированию самоорганизации и самообразованию, дети и родители с большим энтузиазмом стали погружаться в эту работу.

                 Работая с рефлексивными дневниками в течение всей начальной школы мы пришли к выводу о том, что рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые необходимы ему для успешной учебы в сатрших классах:

  1. Самостоятельность (самоорганизация и самообразование). Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  2. Предприимчивость.  Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  3. Конкурентоспособность.  Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В самоорганизации и самообразовании нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески обучающийся ученик находится в постоянном поиске.

И если ученик постоянно будет возвращаться к рефлексивным вопросам и задавать их самому себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?, то пока он задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его личностный рост.

 Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития, самоорганизации и самообразования ученика, а настоящим помощников является дневник рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие рефлексии младших школьников

В докладе речь идет о формировании рефлексии у младших школьников, которая  может осуществляться через систему контроля и самооценки в решении творческих задач.В работе учителя начальных классов...

Формирование интеллектуальной рефлексии младших школьников

Разработка и апробация программы формирования интеллектуальной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе  Рабочая программа составлена на основании концепции и технологии целен...

Формирование интеллектуальной рефлексии младших школьников

Разработка и апробация программы формирования интеллектуальной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе  Рабочая программа составлена на основании концепции и технологии целен...

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Особенности развития рефлексии у младших школьников

Рефлексия занимает особое место в интегральной структуре личности, об этом свидетельствует широкий спектр признаков ее многофункциональность. В мышлении рефлексия является доказательством того, что че...