Страницы рефлексиии для младших школьников
опыты и эксперименты
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.»
Евгений Доманский
«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.»
Б. Дизраэли
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента, т. е. личности готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii_refleksivnye_dnevniki.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Страницы рефлексиии для младших школьников
(из опыта работы Реутовой О.Н.,
учителя начальных классов МКОУ Першинская СОШ)
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.»
Евгений Доманский
«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.»
Б. Дизраэли
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента, т. е. личности готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Следует классифицировать рефлексию:
- По содержанию:
• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия. - По цели:
• Рефлексия эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания. - По функции:
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия. - По типу урока:
• После усвоения знаний, умений и навыков
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия. - По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Ситуация
• Рисунок. - По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная
Выделяют функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.
В рамках инновационной деятельности по теме «Формирование и развитие компетенций самоорганизации и самообразования у учащихся современной сельской школы» учителями начальных классов нашей школы были разработаны и апробированы в работе дневники рефлексии для учащихся 1-2 классов (Приложение №1) и учеников 3-4 классов (Приложение №2), которые способствуют формированию у ребенка способности к рефлексии, связанной с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, т.е личностная рефлексия. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени (в период обучения в начальной школе) и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
На первом этапе работы (1-2 класс) учащиеся учатся рефлексировать то, что им понравилось на прошедшей неделе больше всего. Свои впечатления они оформляют в письменном виде или в виде рисунка. Большая роль на этом этапе отводится родителям Их работа заключается в том, чтобы еженедельно отвечать на вопросы, рефлексируя деятельность своего ребенка.
На втором этапе формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности (3-4 класс) учащиеся самостоятельно прогнозируют свои «хочу узнать», «хочу научиться» и «какие хочу получить впечатления в начале недели» и уже в конце недели записывают свои достижения за неделю в плане «я узнал», «я научился», «мои впечатления и мои особые достижения за неделю».
Для более успешной и систематизированной работы учителями каждую неделю вклеивались рефлексивные странички в ученический дневник, который к концу года не мог уместить все листы. Тогда мы решили ввести рефлексивные папки. В дальнейшем хотим ввести дневник с рефлексивными страничками для учеников начальных классов.
Сначала работа с рефлексивными страницами занимала очень много времени и недовольства, как со стороны родителей, так и со стороны учащихся. Но потом, осознав и почувствовав результаты своей работы по формированию самоорганизации и самообразованию, дети и родители с большим энтузиазмом стали погружаться в эту работу.
Работая с рефлексивными дневниками в течение всей начальной школы мы пришли к выводу о том, что рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые необходимы ему для успешной учебы в сатрших классах:
- Самостоятельность (самоорганизация и самообразование). Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В самоорганизации и самообразовании нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески обучающийся ученик находится в постоянном поиске.
И если ученик постоянно будет возвращаться к рефлексивным вопросам и задавать их самому себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?, то пока он задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его личностный рост.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития, самоорганизации и самообразования ученика, а настоящим помощников является дневник рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»
Матер- класс учителей начальных классов...
Развитие рефлексии младших школьников
В докладе речь идет о формировании рефлексии у младших школьников, которая может осуществляться через систему контроля и самооценки в решении творческих задач.В работе учителя начальных классов...
Формирование интеллектуальной рефлексии младших школьников
Разработка и апробация программы формирования интеллектуальной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе Рабочая программа составлена на основании концепции и технологии целен...
Формирование интеллектуальной рефлексии младших школьников
Разработка и апробация программы формирования интеллектуальной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе Рабочая программа составлена на основании концепции и технологии целен...
«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»
Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...
Рефлексия как одна из форм организации обучения,способствующая формированию младших школьников умению учиться.
Обобщение опыта работы по использованию рефлексивных технологий....
Особенности развития рефлексии у младших школьников
Рефлексия занимает особое место в интегральной структуре личности, об этом свидетельствует широкий спектр признаков ее многофункциональность. В мышлении рефлексия является доказательством того, что че...