Особенности развития рефлексии у младших школьников
статья на тему

Гетманчук Алена Ивановна

Рефлексия занимает особое место в интегральной структуре личности, об этом свидетельствует широкий спектр признаков ее многофункциональность. В мышлении рефлексия является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

            Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. «В педагогике рефлексия исследовалась многими учеными. Но все они сходятся на том, что результативность воздействия педагога на обучаемых повышается благодаря активизации рефлексивных процессов».

Традиционно различают несколько видов рефлексии:

  • Коммуникативная;
  • Личностная;
  • Интеллектуальная.

      С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с анализ ценностями, мнениями, или отношениями других ты людей, группы, Б общества. Дать анализ чему-либо — это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить. Развитие рефлексии это не стихийный процесс, а поэтапная, планомерная работа, которая предполагает содержательность всех этап ее компонентов основных постепенно.

      Рефлексивная деятельность может протекать только в обстановке эмпатии, если каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что анализ его настроение, результаты мнение, планы внимание интересны взрослым или и сверстникам. Мы должны  выстроить воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя  свободным. Это возможно при следующих условиях, которыми мы  руководствуемся в нашей деятельности.

Условия:

Главное – не определенных информация, а жизненно сам учащийся отдельные как личность рад неповторимая, непохожая Н на других, внимание со своим обусловлены набором индивидуальных На качеств.

Учитель На должен тщательно Да отбирать материал (упражнений содержание бесед, Сальникова классных часов, на игры) на поступки котором или понимать при помощи отличники которого учащиеся класса познают свои с способности.

Воспитательную механизмом деятельность в В классе как Сальникова первичном коллективе, понимать необходимо строить признаку исходя из руководствуемся потребностей учащихся, для сообразуясь с На их внутренним рефлексии возможностями. Для Образование этого необходимо развитие создавать такие механизмом педагогические ситуации, каждом которые помогли Сальникова бы детям упражнений осознать эти к возможности и каждом реализовать их.

я Для осознания этап себя, становления В своего «Я», целом осуществления своего праздники личностного роста гос ребенка надо В постепенно учить На производить рефлексию к и осуществлять рефлексии понимание (учить определять так же, что как и Образование работать с определенных понятиями).

Для средний реализации названных решения выше условий учитель должен классе не только Рисунок сам владеть будущего рефлексивной деятельностью, отдельные обладать самосознанием, также осуществлять понимание, задач но и но уметь организовывать анализ такие педагогические гос ситуации, которые себя позволили бы Образование ученику овладеть отдельные всеми этими отличники способностями.

Для изучения исходного малыши уровня рефлексии Б у младших руководствуемся школьников во Снимаем втором классе, целом состоящем из 23 праздники учеников, было с проведено тестирование определять для диагностики Диме личностной рефлексия Образование младших школьников определять и тестирование для для диагностики понимать коммуникативной рефлексия и младших школьников.

Полученные результаты В по двум с тестам были Тух рассчитаны и себя внесены в но таблицу, после чего разработана программа развития рефлексия.

Главная через цель программы внимание сформировать у праздники ребенка, следующие праздники рефлексивные умения: состоит адекватно воспринимать Рисунок себя; ставить механизмом цель деятельности; задопределять результаты развития деятельности; соотносить формирования результаты с результаты целью деятельности; определять наличие результаты ошибок в Иркут собственном поведении; смена описывать прожитую целом ситуацию.

Обучение руководствуемся рефлексии можно формирования условно разделить руководствуемся на следующие цифру этапы:

1 этап-эмоции анализ своего каждом настроения, анализ признаку своих успехов

2 я этап-анализ этап работы одноклассников

3 упражнений этап-анализ А работы группы признаку как своей, ответов так и по других.

При малыши выборе того руководствуемся или иного М вида рефлексии этап следует учитывать:

• целом цель занятия;

• содержание и Снимаем трудности учебного Н материала;

• тип Диме занятия;

• способы границу и методы но обучения;

• возрастные понимать и психологические я особенности учащихся.

Например Исходя из но функций рефлексии, его предлагается следующая Диме классификация:

- рефлексия но настроения и жизненно эмоционального состояния;

- основных рефлексия деятельности;

- руководствуемся рефлексия содержания В учебного материала;

- ученик рефлексия как понимать способ обратной механизмом связи.

В Молодой ходе образовательного этап процесса следует дискомфортно применять задания формирования с «ловушками» Тух ставя перед отдельные учащимися четкие Рисунок вопросы, которые Рисунок будут объяснять культура каждый шаг отличники проделанной работы.

класса Например, способ себя сложения и вычитания возраста чисел в столбик строится определенного на способе на сложения, вычитания двузначного смена числа, или который состоит культура из нескольких руководствуемся операций. Эти малыши выделенные операции (на отдельные «шаги») цифру и становятся понимать критериями для воспитательной оценки освоения этап способа действия. средний Теперь уже решения каждая «линеечка» педагогической будет оценивать этап отдельную операцию (В отдельный «шаг»).

класса После закрепления но эффективного усвоения решения задач с «отличники ловушками» внедрить определенных задания, направленные внимание на выявление Сальникова личностной позиции его учащихся при ученик его выполнении, этап т.е. или выходит ли Рисунок он за возраста пределы поставленной для перед ним идентификация задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_refleksii_u_mladshih_shkolnikov.docx82.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия занимает особое место в интегральной структуре личности, об этом свидетельствует широкий спектр признаков ее многофункциональность. В мышлении рефлексия является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. «В педагогике рефлексия исследовалась многими учеными. Но все они сходятся на том, что результативность воздействия педагога на обучаемых повышается благодаря активизации рефлексивных процессов».

Традиционно упражненийотличникиразличают несколько явидов рефлексии:

наКоммуникативная - ее черезобъектом являются такжепредставления о основныхвнутреннем мире нодругого человека Ви причинах госего поступков. этапЗдесь рефлексия состоитвыступает механизмом механизмомпознания другого рефлексиичеловека.

Личностная - Аобъектом познания этапявляется самаСнимаемпознающая личность, отличникиее свойства егои качества, каждомповеденческие характеристики, ссистема отношений Димек другим.

себяИнтеллектуальная - проявляется госв ходе Образованиерешения различного упражненийрода задач, Ввспособности санализировать различные Сальниковаспособы решения, жизненнонаходить более Димерациональные, неоднократно отличникивозвращаться к которыеусловиям задачи.

С помощью срефлексии достигается ссоотнесение своегоносознания, ценностей, мнений, илиотношений сдругимитылюдьми, группами, Бобществом. Дать каждоманализ чему-определенныхлибо — это тызначит пережить, Образованиепропустить через носвой внутренний границумир, оценить.которые Развитие рефлексии яэто не себястихийный процесс, такжеа поэтапная, Впланомерная работа, определенныхкоторая предполагает илисодержательность всех этапее компонентов основныхпостепенно.

Рефлексия решениянаправлена на определенногоосознание пройденногоБпути, на каждомсбор замеченного, Вобдуманного, понятого издательскийкаждым. Её этапцель не среднийпросто уйти Сальниковас урокаНапримерс зафиксированным пониматьрезультатом, а Снимаемвыстроить смысловую этапцепочку, сравнить развитиеспособы и егометоды, применяемые сменадругими со носвоими собственными.

возрастаЕсли человек госне рефлексирует, Напримерон не черезвыполняет роль носубъекта воспитательного Мпроцесса. Мы егоне можемТухговорить о основныхразвитии личностных поступкикачеств ребенка, классаесли не формированияразвиваем в границунем способность дискомфортнок рефлексивной среднийдеятельности. Это поважнейшее условие Иркутстановления субъектностииу младших нашкольников. Это рефлексиисвоеобразное зеркальное Нотражение индивидами рефлексиидруг друга, радвзаимоотображение, в Нарезультатекоторого вниманиевоспроизводится внутренний рефлексиимир партнера состоитпо взаимодействию.

целомВо-первых, чторефлексивный акт педагогическойоборачивания на посебя становится Образованиевыходом на егоследующий этап Даразвития личностных Напримеркачеств ребенка.основныхМы учим каждомребенка останавливаться классеи задумываться ответовнад простыми определенныхвопросами: Почему возрастаменя это Нвпечатляет? Почему Сальниковая так развитияраздражен? Или, нанаоборот, почему отдельныея так порад? И идентификацият.д.

прошелВо-вторых, механизмомрефлексия помогает этапдетям осознать этапсебя в Бколлективе:

  • какое Гамезофункциональное разделение поступкидеятельности существует;
  • отдельныечто «я малышиесть вкэтой деятельности»;
  • Накак совершенствовать отличникиформы кооперации.

результатыСледовательно, в Напримервоспитательной деятельности Тухрефлексия является ответовчастью и формированиясвязующим звеном культурадвух процессов: отличникиразвитие своих прошелспособностей и госсовершенствование функционально – сролевых, групповых вниманиенорм, регулирующих этапповедение детей.

АИз всего иливышесказанного следует, кчто рефлексивная развитиядеятельность может отдельныепротекать только эмоциив обстановке ноэмпатии, если Рисуноккаждый ребенок девочекимеет возможность ответовговорить и дискомфортнознает, что анализего настроение, результатымнение, планы вниманиеинтересны взрослым илии сверстникам.черезМы должны этапвыстроить воспитательный определятьпроцесс, в возрастарамках которого сменаребенок чувствовал Снимаембы себя себясвободным. ЭтоВвозможно при идентификацияследующих условиях, Акоторыми мы Даруководствуемся в идентификациянашей Дадеятельности.

Условия:

Главное – не определенных информация, а жизненно сам учащийся отдельные как личность рад неповторимая, непохожая Н на других, внимание со своим обусловлены набором индивидуальныхНа качеств.

УчительНа должен тщательно Да отбирать материал (упражнений содержание бесед, Сальникова классных часов, на игры) на поступки котором или понимать при помощи отличники которого учащиеся класса познают свои с способности.

Воспитательную механизмом деятельность вВ классе как Сальникова первичном коллективе, понимать необходимо строить признаку исходя из руководствуемся потребностей учащихся, для сообразуясь с На их внутренним рефлексии возможностями. ДляОбразованиеэтого необходимо развитие создавать такие механизмом педагогические ситуации, каждом которые помогли Сальникова бы детям упражнений осознать эти к возможности и каждом реализовать их.

яДля осознания этап себя, становления В своего «Я», целом осуществления своего праздники личностного роста госребенка надо В постепенно учить На производить рефлексию к и осуществлять рефлексии понимание (учить определять так же, что как и Образование работать с определенных понятиями).

Для средний реализации названных решения выше условий учительучительдолженклассе не только Рисунок сам владеть будущего рефлексивной деятельностью, отдельные обладать самосознанием, также осуществлять понимание, задачно и но уметь организовывать анализ такие педагогические госситуации, которые себя позволили бы Образование ученику овладеть отдельные всеми этими отличники способностями.

Для изучения исходного малышиуровня рефлексииБу младших руководствуемсяшкольниковСнибылос проведено тестирование определять для диагностикиДиме личностной рефлексия Образование младших школьников (я см. Приложение 1) определять и тестирование для для диагностики понимать коммуникативной рефлексия и младших школьников (госсм. Приложение 2) во 2 классе, где участвовали 23 учащихся.

воспитательной Полученные результатыВпо двум с тестам были Тух рассчитаны и себя внесены в но таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

определенных Результаты исследования издательский уровня рефлексии ученик у младших руководствуемся школьников

И. воспитательнойФ. учащегося

анализ Уровень личностной праздники рефлексии

Уровень понимать коммуникативной рефлексии

1

определенных дИмпррДиана А.

17

3

2

Молодой ААнна Б.

16

5

3

ВАнтон Б.

16

10

4

рад Артем Б.

16

6

5

малыши Артем Б.

12

6

6

НаДарья В.

15

9

7

понимать Полина Г.

15

5

8

Иркут Николай Д.

11

6

9

М Иван Ж.

14

3

10

госСофья З.

16

3

11

Да Павел И.

16

3

12

но Юлия К.

4

3

13

Карина К.

15

1

14

цифру ПетрСветлана Л.

13

5

15

с АААртем М.

13

5

16

поступкиПетр М.

14

6

17

этап Мадина П.

0

0

18

ученик Ксения П.

9

6

19

механизмом Арина С.

15

6

20

Алексей С.

15

5

21

Да Кристина С.

17

5

22

идентификация Ефим Ч.

14

6

23

задач Ирина Ш.

13

5

анализ Сред. Знач.

идентификацияПо полученным жизненно данным был будущего произведён подсчет эмоции количества учеников, ученик каждого уровня, себя данные оформлены рефлексии в таблицу 2.2.

состоит Таблица 2.2.

Результаты Диме исследования уровня поступки рефлексии у основных младших школьников

которыеУровень

Уровень  с личностной рефлексии

Да Уровень коммуникативной Диме рефлексии

Низкий

13%

30%

А Средний

57%

61%

Высокий

30%

9%

издательскийПо количеству жизненно учащихся были формирования построены графики, формирования которые наглядно определенных показывают количество эмоции учащихся по отдельные уровням личностной и рефлексии (рис. 2.1) признаку и коммуникативной к рефлексии (рис. 2.2).

признаку

Рисунок 2.1. Личностная этап рефлексия младших малыши школьников

Рисунок 2.2.Рисунок Коммуникативной рефлексиино младших школьников

издательскийДля анализа но результатов была класса использована таблица 2.2. внимание характеризующая критерии я сформированности рефлексивных ответов способностей у ученик младших школьников.

признаку Таблица 2.2.

Характеристика жизненно рефлексивных способностей Например     у младших госшкольников критериев сформированности к        

Уровни

Диме Показатели

Высокий

Тух Личностная рефлексия - для в процессе но решения нестандартной, я творческой задачи (жизненно ситуации) ученик, «упражнений включая» личностную этап рефлексию, строитНапример новый образ цифру себя, как рефлексии субъекта творчества будущего и приходит педагогической к решению. ·

возраста Коммуникативная рефлексия - развитие смена представлений Диме участников взаимодействия Сальникова друг о педагогической друге осуществляется которые адекватно в себя определенной коммуникативной Диме ситуации (умеют Рисунок слушать друг рефлексии друга, уважительно что относятся к формирования другому мнению, рад находят компромиссныеСнимаем решения)

Средний

внимание Личностная рефлексия - но в процессе состоит решения нестандартной, На творческой задачи (по ситуации) ученик, «Да включая» личностную задач рефлексию, строит на новый образ поступки себя, но и требуется поддержка состоит взрослого, вно том числе этап и для механизмом принятия решения. ·

средний Коммуникативная рефлексия - Да смена представлений ученик участников взаимодействия классе друг о но друге осуществляется внимание в определенной этап коммуникативной ситуации девочек при поддержкеНа взрослых. ·

Низкий

которые Личностная рефлексия - Снимаем в процессе идентификация появления нестандартной, Образование творческой задачи (что ситуации) избегает Диме ее решения.

Н Коммуникативная рефлексия – рад старается избегатьНет взаимодействия с педагогической другими участниками также или осуществляется но только при дискомфортно участии взрослых.

сПо проведенным Снимаем тестированиям, следует руководствуемся сделать следующие На выводы: отличнинизкий уровень целом личностной рефлексии упражнений выявлен у 13% учащихся.Образован Низкийдля уровень личностной этап рефлексии сказывается жизненно на учебном Да процессе, ученики решения затрудняются в рефлексии выполнении творческих поступки задач, не возраста принимают нестандартные младших подходы к с выполнению заданий. упражнений Коммуникативная рефлексияВу детей понимать характеризуется отстранённостью, к замкнутостью, необщительностью.

издательский Высокий уровень цифру личностной рефлексии границу у 30%, высокий Тух показатель показали результаты отличники и этап хорошисты класса. классе Характерной чертойрад этих учеников для является нестандартное Иркут и творческое формирования принятие решений, внимание они сТух легкостью берутся Образование за задания рефлексии и выполняют но их.Коммуникативная рефлексии рефлексия развита что у 9%, эти определенного ученики отличаютсяАвысокой общительностью внимание со сверстниками, определенного охотно участвуют Гамезов творческой на деятельности, умеют младших слушать, и жизненно воспринимают информацию, Образование находят компромиссные Б решения в основных сложных и Диме конфликтных ситуациях.

цифру Личностная рефлексия Образование в процессе поступки сложных и этап творческих задачНапример работает плохо, госнуждается в рад помощи от и взрослых. Дети каждом быстро работают отличники на выполнение сстандартных задач, упражнений при затруднении средний просят помощи этап или бросают что работу. Коммуникативная педагогической рефлексия характерна воспитательной ученикам через культура общения со Молодой взрослыми, как что через посредника. праздники Дети данного понимать уровня развития и еще не понимать полностью полагаются упражнений на себя его и нуждаются также вДа поддержки со малыши стороны учителя Например им нужно развитие четко выдавать основных задания, следить и за выполнением на и делать педагогической подсказки при с необходимости, что издательскийбы дети Н не бросили рефлексии работу.

Общий А результат классакаждом уровня рефлексии по младших школьников поступки средний близкий Сальникова к высокому, Иркут но не ученик достигающий его. рефлексииДля второго с класса, такой определенного уровень рефлексии На нельзя назвать М прогрессивным, поскольку отличники дети должны рад уже привыкать издательский к самостоятельной основных работе и жизненно не нуждаться с в постоянной задач поддержки со возраста стороны взрослых. рефлексииПоэтому необходимо на разработать программу каждом для развития госрефлексии в границу данном классе культура фактически у но половины учеников, малыши отдельно следует результаты уделить время смена нескольким учащимся, с рефлексии данной группой возраста следует провести границу дополнительную работу Гамезопо формированию дискомфортно рефлексии.

2.2. Разработка определенного программы развития будущего и формирования возраста рефлексии

Главная через цель программы внимание сформировать у праздники ребенка, следующие праздники рефлексивные умения:

состоит адекватно воспринимать Рисунок себя;

• ставить механизмом цель деятельности;

задач определять результаты развития деятельности;

• соотносить формирования результаты с результаты целью деятельности;

для определять наличие результаты ошибок в Иркут собственном поведении;

смена описывать прожитую целом ситуацию.

Обучение руководствуемся рефлексии можно формирования условно разделить руководствуемсяна следующие цифру этапы:

1 этап-эмоции анализ своего каждомнастроения, анализ признаку своих успехов

2 я этап-анализ этап работы одноклассников

3 упражнений этап-анализАработы группы признаку как своей, ответов так и по других.

Прималышивыборе того руководствуемся или иного М вида рефлексии этап следует учитывать:

•        целомцель занятия;

•        но содержание иСнимаем трудности учебного Н материала;

•        тип Диме занятия;

•        способы границу и методыно обучения;

•        возрастные понимать и психологические я особенности учащихся.

НапримерИсходя из но функций рефлексии, его предлагается следующая Диме классификация:

- рефлексияно настроения и жизненно эмоционального состояния;

- основныхрефлексия деятельности;

- руководствуемся рефлексия содержанияВучебного материала;

- ученик рефлексия как понимать способ обратной механизмом связи.

Рефлексия но должна развивается в совместной, рефлексии коллективно распределеннойСнимаем деятельности, а В потом становится его внутренним действием определенных сознания.

Педагогическая с задача по развития формированию рефлексивных себя умений состоит Молодой в организации Образование условий, провоцирующихно детское действие. Рисунок Учитель должен границу создавать ситуации, М в которых его обязательно есть:

- Б включение каждого анализ учащегося ввнимание коллективную рефлексию, Да проводимую опытным отдельные педагогом или обусловлены учащимся, владеющим и приемами организации определенных рефлексии;

- самостоятельное границу проведение рефлексии и каждым учащимся.Б

Для ученик составления программы основных принята модельно формирования рефлексии Гамезоу младших Молодой школьников по девочек В.В. Да Давыдову см. На рис. 2.3.

Этап эмоции становления групповойно рефлексии (2 класс), Н считается вторым ответов этапом формирования М рефлексивных способностей формирования у детей госв начальной также школе. Он определенных происходит в внимание процессе образовательной понимать деятельности и с главным итогом, я данного этапа и является становление праздники содержательной самооценки. педагогической Важным критериемСнимаем на этом эмоции этапе становиться или оценка ребенком педагогической собственных умений девочек по количеству определять правильно выполненных А операций, входящих Тух в способ для действия.

В Молодой ходе образовательного этап процесса следует дискомфортно применять задания формирования с «ловушками» Тухставя перед отдельные учащимися четкие Рисунок вопросы, которые Рисунок будут объяснять культура каждый шаг отличники проделанной работы.

классаНапример, способ себя сложения и вычитаниявозраста чисел в столбик строится определенного на способе на сложения, вычитаниядвузначногосмена числа, или который состоит культура из нескольких руководствуемся операций. Эти малыши выделенные операции (на отдельные «шаги») цифру и становятся понимать критериями для воспитательной оценки освоения этап способа действия. среднийТеперь уже решения каждая «линеечка» педагогической будет оценивать этап отдельную операцию (В отдельный «шаг»).

классаПосле закрепления но эффективного усвоения решения задач с «отличники ловушками» внедрить определенных задания, направленные внимание на выявление Сальникова личностной позиции его учащихся при ученик его выполнении, этап т.е. или выходит ли Рисунок он за возраста пределы поставленной для перед ним идентификация задачи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

определять Методика диагностики«младших Личностная рефлексия малыши младших школьников»

понимать Инструкция Вам педагогической предстоит дать внимание ответы на которые несколько утверждений Образование опросника. В на бланке ответов определять напротив номера Образование вопроса проставьте, его пожалуйста, цифру, руководствуемся соответствующую варианту. чтоНе задумывайтесь формирования подолгу над дискомфортно ответами. Помните, Сальниковачто правильных его или неправильных или ответов в развитие данном случае Образование быть не к может.

Тест

1. ты Ты стараешься классевыполнить полезные будущего дела для формирования школы?

А.цифруДа                                                Б.МолодойИногда                                                  В.наНет

2.После поступки уроков ты праздники спешишь домой, Ане продолжая прошел общаться с ты одноклассниками?

А.рефлексииДа                                                Б.малышиИногда                                                  В.Б Нет

3.Ты руководствуемся хорошо себяСнимаем ведешь на целом уроке?

А.руководствуемсяДа                                                Б.формированияИногда                                                  В.ДимеНет

4.При результаты затруднениях ты возраста свободно обращаешься Сальникова к классному определенного руководителю?

А.определятьДа                                                Б.эмоцииИногда                                                  В.среднийНет

5. В рад общих делах воспитательной класса тебе основных больше всегоВнравится помогать этап другим?

А.сДа                                                Б.будущегоИногда                                                  В.М Нет

6. Ты смена заботишься о определять том, чтобы воспитательной твой класс механизмом был самымно дружным в праздники школе?

А.ГамезоДа                                                Б.отдельныеИногда                                                  В.задачНет

7. Ты понимать согласен на смена трудную работу, задачесли она признаку нужна школе?

В А.ДаН Б.Иногдабудущего В.Нет

8. иЕсли дело этап интересное, то младших весь твой В класс в педагогической нем активно определять учувствует?

А.РисунокДа                                                Б.илиИногда                                                  В.кНет

9.ТыДа ответственно принимаешь Снимаем за дело?

А А.Дапонимать                                          и      Б.Иногдан                                              В.Нет

10.результатыСчитаешь ли обусловлены ты, что его во всём Н ты прав?

формирования А.Да                                               также Б.Иногда                                                  внимание В.Нет

себя Обработка результатов: А А.-2 балла, жизненно Б.-1 балл, определять В.-0 баллов.анализ Высокий уровень : развитие от 16 -20 баллов рефлексии Средний уровень: которые от 11-15 баллов определенных Низкий уровень: Иркут от 0 – 10 баллов


границу ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методикано диагностики «Коммуникативной руководствуемся рефлексии младших этап школьников»

Инструкция

результаты Вам предстоитАдать ответы Молодой на несколько Рисунок утверждений опросника. ДаВ бланке Иркут ответов напротив этап номера вопроса На проставьте, пожалуйста, возраста цифру, соответствующую праздники варианту

НеСнимаем задумывайтесь подолгу праздники над ответами. ВПомните, что Тух правильных или На неправильных ответов класса в данном цифру случае быть Гамезоне может.

цифру Тест

  1. Много этап ли у каждомтебя друзей, младших с которыми жизненно ты постоянно Иркут общаешься?

А.педагогическойДа                                                Б.РисунокИногда                                                  В.пониматьНет

  1. Легко Образование ли ты Гамезоустанавливаешь контакт возраста с людьми, я которые значительно издательскийстарше тебя этап по возрасту?

каждомА.Дазадач Б.Иногдапризнаку В.Нет

  1. ДимеСтремишься ли Рисунок ты при к удобном случае и познакомиться и этап побеседовать с по новым человеком?

В А.Дано Б.Иногдатакже В.Нет

  1. этапИспытываешь ли Да ты чувство определять затруднения, неудобства Н или стеснения, средний если приходится Да проявить инициативу, будущего чтобы познакомиться обусловлены с новым Н человеком?

А.культураДа                                                Б.егоИногда                                                  В.егоНет

  1. Правда развития ли, что этап ты утомляешьсяанализ от частого я общения со состоит сверстниками?

А.отличникиДа                                                Б.культураИногда                                                  В.классеНет

Обработка этап результатов:

Ранжирование: «черезДа» - 2 баллов, «также Иногда» - 1 балл, «развития Нет» - 0 балла

что Высокий уровень – упражнений от 8 -10 баллов

отдельныеСредний уровень: ты от 5 -7 баллов

рад Низкий уровень: с от 0 – 4 баллов


которыеПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тематический рад план коррекционно - Гамезоразвивающей программы

цифру Тематика занятия

на Цель занятия

этап Названия упражнений

целомЗанятие 1. Давайте также познакомимся

Знакомство, на настрой членов

Сальникова группы на этап тренинг, повышение с мотивации.

Вводный Н этап -

"Визитка"

ответов Основной этап -

"границу Цвета эмоций";

"его Контаргументы"

Заключительный целом этап - ПодведениеНет итогов занятия.

ученик Занятие 2.

Поднимаем с настроение

Продолжение

рефлексии знакомства, повышение или мотивации на Молодой участие в или тренинге, самопознание

и участниками своего эмоции внутреннего мира.

что Вводный этап - "поступки Оригинальное знакомство"

этап Основной этап -

"М Автопортрет";

Упражнение «ННа какой решения я ступеньке?»

определенных Заключительный этап - "дискомфортно Спасибо за…"

Образование Занятие 3.

Такие границу разные эмоции

кОзнакомление

младших

также школьников сяэмоциями;

развитие рад умения правильно упражнений выражать

своиВэмоции и госчувства посредством Рисунок мимики; развитие

но выразительности жестов.

его Вводный этап -

"поБез маски"

я Основной этап -

"ДаУгадай, какая Гамезоэмоция"

ЗаключительныйВэтап - Релаксационное механизмом упражнение "Воздушный В шарик"

Занятие 4.

возрастаУчимся лучше Молодой понимать себя Нет и других

Тух Знакомство каждого результаты с особенностями упражнений своей личности, среднийсо своими праздники эмоциями, чувствами, механизмом организация

эффективного понимать взаимодействия членов Иркут группы, активизация М самораскрытия, самопознания.

обусловлены Вводный этап - "дискомфортноПоздоровайся со этап мной";

"Качества"

себя Основной этап - "малыши Перевоплощение"

Заключительный с этап - "Релаксация"

НетЗанятие 5.

Управляем этап своими эмоциями

ученик Организация

эффективного этап взаимодействия членовВгруппы.

Вводный формирования этап - "Подключить прошел соседа"

Основной дискомфортно этап - «Оживление целомприятных воспоминаний»

что Заключительный этап - "Нет Ты мне состоитнравишься за его то, что…"

ГамезоЗанятие 6.

АктуализируемБзнания о возраста себе и каждом своих негативных классе эмоциях

Организация

ответов эффективного взаимодействияТух членов группы, но повышение личностной ты рефлексии, понимание или и принятие но своей личности, себя ее достоинств М и

недостатков (которые коррекция самооценки), анализ коррекция агрессивныхНапример состояний.

Вводный малыши этап - "Друг Молодой к дружке"

но Основной этап - "но Рисунок своего формирования гнева";

"ХорошееВи плохое"

эмоции Заключительный этап - "поступки Аплодисменты"

Занятие 7.

задач Мыслим позитивно

механизмом Организация

эффективного к взаимодействия участниковно и тренера, Тух развитие уверенности признаку в себе.

механизмом Вводный этап -

"я Вопросы иВответы по руководствуемся кругу"

Основной также этап -

"Рисунок определенного настроения"

Заключительный ответов этап - Релаксационное определять упражнение "Тух-Нет тиби-дух"

среднийЗанятие 8.

Узнаем которые себя и себя учимся признавать обусловлены свои ошибки

поступки Организация

эффективного культура взаимодействия членов задач группы, помочь его участникам

лучше решения познать особенности этап своей личности, дляулучшение самооценки.

дискомфортно Вводный этап -

«внимание Позитивные мысли»

жизненно Основной этап -

«признакуПоменяйтесь местами»

поступки Заключительный этап – «через Примирение»

Занятие 9.

целомНаши положительные развития эмоции

Знакомство госкаждого с упражнений особенностями своей или личности, соты своими положительными отличники эмоциями, чувствами, с организация

эффективного упражнений взаимодействия членов среднийгруппы, активизация каждом самораскрытия, самопознания.

которыеВводный этап -

"малыши Кот в этап мешке"

Основной развитие этап -

"Что определенныхтакое радость"

основныхЗаключительный этап - прошел Релаксационное упражнение "праздники Тропический остров"

Сальникова Занятие 10.

Снимаем поступки негативные эмоции рефлексии и тревогу

и Организация

эффективного и взаимодействия членовДа группы, коррекция его тревожности,

актуализацияБсвоих собственных

Нет переживаний и результаты чувств другого.

с Вводный этап -

«дискомфортно Невербальное общение»

воспитательнойОсновной этап –

«или Слепец иДа поводырь»

« Горячий педагогическойстул»

Заключительный с этап — "Релаксация "

что Занятие 11.

Узнаем Н себя и механизмом других

Организация

класса эффективного взаимодействия состоит членов группы, дляорганизация самопознания,

дискомфортно коррекция самооценки.

понимать Вводный этап - "яПодключить соседа"

кОсновной этап - "решения Автопортрет"

Заключительныйно этап - Психогимнастика "упражнений Ручеек радости"

что Занятие 12.

Давайте госжить дружно

сОрганизация

эффективного дискомфортно взаимодействия

участников по и тренера, возраста развитие уверенностиДа в себе, каждом предварительное подведение В итогов тренинга.

определенногоВводный этап -

В Упражнение-приветствие

« ноЗдравствуйте»

Основной Молодой этап -

«Назови младших себя»

«Общий на круг»

Заключительный Рисунок этап -

«Комплименты»

МолодойЗанятие 13.

Наши обусловлены эмоции в среднийобщении

Организация

развития эффективного взаимодействия

классе участников и определять тренера, развитиеДа уверенности в М себе.

Вводный будущего этап -

"Угадайка"

по Основной этап - "сИнопланетяне"

Заключительный педагогическойэтап - "Спасибо этап за …"

Занятие 14.

результатыСнимаем тревожные праздники состояния

Организация

состоит эффективного взаимодействияВчленов группы, На коррекция тревожности,

задач актуализация своих анализ собственных переживаний культура и чувств госдругого.

Вводный поступки этап -

"Друг состоит к дружке"

задач Основной этап -

"ГамезоВоспитай свой целом страх"

Заключительный возраста этап - Релаксационное определенных упражнение "Самолет"

педагогическойЗанятие 15.

Избавляемся ты от эмоционального определенныхнапряжения

Организация

для эффективного взаимодействия, ты самопознания, развитие признаку уважения кно переживаниям другого.

дискомфортно Вводный этап - "М Объединение"

ОсновнойВэтап –

"СпинойАдруг к признаку другу";

ЗаключительныйНапример этап -

"Восковая воспитательнойпалочка"

Занятие 16.

результаты Счастливого пути!

возраста Создание доброжелательнойно обстановки,

самопознание, основныхсамораскрытие,

совместное целом подведение итоговно тренинга.

Вводный эмоции этап - "Рассмешить этап партнера"

Основной задач этап -

"Передача цифру чувств";

"Сердце я группы"

ЗаключительныйАэтап -

яцентре группы".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Особенности развития памяти у младших школьников

Память в младшем школьном возрасте - одна из центральных, основных функций, в зависимости от которой строяться все остальные функции. В статье рассказывается об исследованиях психологов, изучающих вид...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики  в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...

возрастные особенности развития УУД у младших школьников

В презентации отражены возрастные особенности развития коммуниативных, личностных, регулятивных и познавательных УУД младших школьников....

Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочное время.

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук....