Воспитание духовно-нравственных ценностей в начальной школе посредством проектной деятельности.
учебно-методический материал (4 класс)
В жизни российской школы происходят большие перемены. Демонстрируя свои лучшие профессиональные и человеческие качества, я, как учитель ОРКСЭ, и как классный руководитель мотивирую детей на умение жить в обществе в мире и согласии. Обучающиеся начальных классов совершенно искренне заблуждаются: «Где добро, а где зло?». «На что же мне опираться в свой работе?», - вот какой вопрос стоял передо мной. И ответ на него я нашла у своих учеников. Вместе мы учились смотреть внутрь себя, опираяПроектной деятельностью в настоящее время не занимается, наверное, только ленивый. Слово проект мы слышим везде (с экранов телевизоров, социальные сети предлагают нам по несколько проектов в день, в детском саду у моего внука и там проект «Откуда пришла вода»).
А теперь о главном.
В начальной школе мы изучаем различные виды проектов. В работе по курсу ОРКСЭ тоже эффективен метод проекта. Проект является методическим продуктом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах.
Что только мы не делали с моими учениками: поделки, проводили различные эксперименты, готовили презентации. Мы выбирали, что же нам больше нравится, с чем интереснее работать. И я заметила, что больше всего ребятам понравилось искать исторические сведения, проводить анкетирование, нравилось что-то узнавать новое и делиться этим с другими обучающимися.сь на их эмоциональный мир и их жизненный опыт. Моя задача как педагога определилась сама собой – помочь ребёнку сохранить в себе уникальный пИз всей представленной выше работы родилась авторская программа «Первые шаги в проектную деятельность». Которая в настоящее время отрецензирована и именно эта программа является краеугольным камнем моей методической системы. Я понимаю и принимаю важность раннего погружения детей в научно-исследовательскую деятельность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.риродный дар и преумножить его.Данная работа позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstv_vospitanie.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые эксперты и дорогие коллеги!
Воспитание духовно-нравственных ценностей в начальной школе посредством проектной деятельности
В жизни российской школы происходят большие перемены. Демонстрируя свои лучшие профессиональные и человеческие качества, я, как учитель ОРКСЭ, и как классный руководитель мотивирую детей на умение жить в обществе в мире и согласии. Обучающиеся начальных классов совершенно искренне заблуждаются: «Где добро, а где зло?». «На что же мне опираться в свой работе?», - вот какой вопрос стоял передо мной. И ответ на него я нашла у своих учеников. Вместе мы учились смотреть внутрь себя, опираясь на их эмоциональный мир и их жизненный опыт. Моя задача как педагога определилась сама собой – помочь ребёнку сохранить в себе уникальный природный дар и преумножить его.
Изучение методической литературы и опыта коллег, активное участие в городской творческой группе учителей, преподающих ОРКСЭ, высокие результаты достижений учащихся во внеурочной деятельности, поликультурная среда школы, эффективное взаимодействие с родителями способствовало возникновению идеи обобщения и транслированию собственного опыта работы.
Обеспечивая позитивную динамику учебных достижений учащихся, анализирую результаты освоения ими образовательной программы на основе мониторингов организации. Результат представлен на слайде. Высокие результаты обученности подтверждаются результатами мониторингов, в том числе ВПР. Результат представлен на следующем слайде
Мои учащиеся являются активными участниками многих Всероссийских, окружных и городских конкурсов, олимпиад и фестивалей, где являются – победителями и призерами. Дети разносторонне развитые, каждый ребенок показывает в определенном направлении отличные результаты. Моя задача, как учителя замотивировать ребенка проявить свои таланты.
Особую гордость дорогие коллеги испытываю от публичного признания достижений маленьких талантов. Знакомьтесь мои выпускники: Трапезников Михаил и Хасанова Камилла внесены в список одаренных детей г.Нефтеюганска.
Проектной деятельностью в настоящее время не занимается, наверное, только ленивый. Слово проект мы слышим везде (с экранов телевизоров, социальные сети предлагают нам по несколько проектов в день, в детском саду у моего внука и там проект «Откуда пришла вода»).
А теперь о главном.
В начальной школе мы изучаем различные виды проектов. В работе по курсу ОРКСЭ тоже эффективен метод проекта. Проект является методическим продуктом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах.
Что только мы не делали с моими учениками: поделки, проводили различные эксперименты, готовили презентации. Мы выбирали, что же нам больше нравится, с чем интереснее работать. И я заметила, что больше всего ребятам понравилось искать исторические сведения, проводить анкетирование, нравилось что-то узнавать новое и делиться этим с другими обучающимися.
И нашей находкой стало работа над проектом, посвященном Великой Отечественной войне. К работе над проектом активно подключились родители, педагоги ОУ и конечно сами ребята. И в итоге у нас получился замечательный проект «История войны в истории моей семьи. –Книга Памяти». Ребята с удовольствием вместе с родителями работали с архивными материалами, восстанавливали старые семейные снимки, искали ордена и медали своих прадедов, бережно записывали воспоминания ветеранов.
Неотъемлемой и главной опорой в данном виде работы для ребенка, стала конечно семья. Такая работа позволяет укрепить связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей посредством выполнения разнообразных заданий.
После завершения работы над данным проектом ребята еще с большим энтузиазмом взялись за новые проекты. Как результат этой работы представление различных форм проектов по единой теме Великая Отечественная война: творческие, мультимедийные, исследовательские и высокая оценка на муниципальных и окружных конкурсах.
Дети стали еще более уверенными, активными, успешными и самостоятельными.
Выпускник моего класса Трапезников Михаил к своим 10 годам имеет правильную активную гражданскую позицию. Он активный участник многих городских мероприятий разного уровня. Родился в г.Челябинск. После работы над первым исследовательским проектом «Челябинск в годы Великой Отечественной войны – город Танкоград», который получил заслуженную оценку на научно-методической конференции «Шаг в будущее», решил продолжить работу над исследовательским проектом.
Представители Общественного движения им. В.А. Петухова, часто приглашали Мишу на мероприятия, посвященные памяти трагически погибшего мэра города. Мальчик читал стихи, выступал с творческой работой. После одного из таких выступлений на митинге, посвященном дню рождения В.А.Петухова Михаил захотел изучить биографию этого человека. С этого началась наша работа над проектом «Герой нашего времени». Михаил, не смотря на свой юный возраст смог привлечь к своему проекту и взять интервью у известных людей нашего города, провести анкетирование и доказать, что В.А.Петухов действительно является героем нашего времени.
Его работа была напечатана в СМИ. Это очень высокий показатель самостоятельности, уверенности в себе в своих способностях.
Из всей представленной выше работы родилась авторская программа «Первые шаги в проектную деятельность». Которая в настоящее время отрецензирована и именно эта программа является краеугольным камнем моей методической системы. Я понимаю и принимаю важность раннего погружения детей в научно-исследовательскую деятельность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Если спросите меня о преемственности, я уверенно скажу есть. С переходом в среднее звено мои учащиеся продолжают заниматься проектной деятельностью.
В рамках реализации программы «Первые шаги в проектную деятельность» мои обучающиеся показывают высокие результаты, публично защищая свои проекты на муниципальном уровне. В нашем городе стало хорошей традицией проводить 2 раза в год, в рамках изучения курса ОРКСЭ защиту проектов учащихся 4-6 классов. Первая защита проходит в декабре, и она всегда посвящена Дню Героев России. Следующая защита проходит в апреле месяце на определенную тематику, связанную с памятными датами и историческим прошлым нашей Родины. (А.Невский, Петр1, Крещение Руси, и т.д.)
При подготовке к участию в этих конкурсах главное в моей работе это – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников направлен усиление творческих, нравственных, социальных основ, что обуславливает развитие личности школьника.
Важным является то, что проектная деятельность школьников рассматривается в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка. Моими детьми были представлены следующие проекты: «История войны в истории моей семьи», «Блокадный Ленинграда в стихах и фотографиях», «Орден А.Невского- символ доблести героя», «Петр 1- основатель российской армии и флота», «В.Петухов-герой нашего времени», «В небе ночные ведьмы» «Челябинск в годы Великой Отечественной войны – город Танкоград», «Мой прадедушка- защитник Родины». Результат работы: высокая оценка жюри и призовые места.
Таким образом, данная работа позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Уважаемые коллеги мой успех – это успехи каждого моего ребенка, которые конечно не знают о Федеральных проектах, действующих в рамках Национального проекта Образования, о государственной политике в образовании, о цифрах и процентах, но без их активного участия, без вовлечения родителей, наверное, не состоялась бы и я.
Вместо вывода предлагаю свои 3 лайфхака моей деятельности:
1. Система во всем и всегда;
2. Мой успех – это успех ребенка и успешная семья;
3. Развивая себя, развивай других;
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....
ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении
Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....
ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении
Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....
РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения...
Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.
Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тема: Работа с...
ПРОГРАММА по самообразованию. Воспитание духовно-нравственных ценностей в начальной школе посредством проектной деятельности.
Цель: Создание условий реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.В этом качестве программа обеспе...