РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Клуб любителей книг»
методическая разработка (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Клуб любителей книг»
1-4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб любителей книги» для учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.)
Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово.
Общая характеристика.
Курс «Клуб любителей книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
- данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.
Цель факультатива:
- детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
- углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет
на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
Формы работы с книгой в 1 классе разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению предлагаю следующие формы
организации занятий:
- Викторина
- Библиотечный урок
- КВН
- Путешествие по страницам книг
- Проект
- Литературная игра
- Инсценирование
- Конкурс –кроссворд
- Игра-драматизация
- Читательская конференция
- Занятие-диспут
- Урок-спектакль
- Интегрированное занятие
- Занятие-праздник
- Литературный ринг
- Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
- Занятие-интервью
- Устный журнал
- Литературная гостиная
Формой учёта знаний являются проекты учащихся, читательская конференция, литературный ринг, инсценирование. Содержание курса занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курса в учебном плане.
Занятия проходят 1раз в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание курса.
Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
- процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
- программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Новизна: Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают
- себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.
Обоснование необходимости курса:
- Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.
- Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.
- результате реализации внеурочной программы «Клуб литературного чтения» учащиеся должны уметь:
- • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций для работы в группе.
Предметные результаты:
- формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- овладение техникой чтения вслух и про себя;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.
- готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметные результаты:
- формирование понятий о добре и зле, нравственности;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- оценивать нравственную оценку поступков героев;
- овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;
5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения Личностные результаты:
- Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 198.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу «Клуб любителей книг»
1-4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб любителей книги» для учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.)
Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово.
Общая характеристика.
Курс «Клуб любителей книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
- данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.
Цель факультатива:
- детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
- углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет
на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
Формы работы с книгой в 1 классе разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению предлагаю следующие формы
организации занятий:
- Викторина
- Библиотечный урок
- КВН
- Путешествие по страницам книг
- Проект
- Литературная игра
- Инсценирование
- Конкурс –кроссворд
- Игра-драматизация
- Читательская конференция
- Занятие-диспут
- Урок-спектакль
- Интегрированное занятие
- Занятие-праздник
- Литературный ринг
- Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
- Занятие-интервью
- Устный журнал
- Литературная гостиная
Формой учёта знаний являются проекты учащихся, читательская конференция, литературный ринг, инсценирование. Содержание курса занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курса в учебном плане.
Занятия проходят 1раз в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание курса.
Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
- процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
- программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Новизна: Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают
- себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.
Обоснование необходимости курса:
- Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.
- Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.
- результате реализации внеурочной программы «Клуб литературного чтения» учащиеся должны уметь:
- • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
- читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
- привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций для работы в группе.
Предметные результаты:
- формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- овладение техникой чтения вслух и про себя;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.
- готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметные результаты:
- формирование понятий о добре и зле, нравственности;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- оценивать нравственную оценку поступков героев;
- овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;
5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения Личностные результаты:
- Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения Личностные результаты:
- Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Ведущие принципы программы литературного кружка «Клуб любителей чтения»
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
- художественно-эстетического;
- литературоведческого;
- коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные произведения. Внимание учащихся привлекается
- тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, рождают чувство гармонии, красоты, формируют в детях собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания юного читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
- начальной школе анализ художественного произведения должен помочь учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры. Это и сказки, и стихи, и рассказы, и басни, и драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение детей первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования следующих ресурсов:
наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернета, ИКТ.
Учет возрастных особенностей детей.
Отбор учебного материала в программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, открытия истин, поиски, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор.
Из этого следует, что ученики должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать, а также суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации. Знания, полученные таким образом, как правило, оказываются более прочными и качественными
- круг чтения детей первого класса входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Учебно-тематический план (1 класс)
Количество часов | |||||
№ | Раздел, тема | Теоретическая | Практическая часть | Всего часов | |
часть | |||||
1. | Русский народный фольклор | 1ч | 1ч | 2ч | |
2. | Мои первые книжки | 1ч | 2ч | 3ч | |
3. | Друзья детства | 1ч | 2ч | 3ч |
4. | О наших сверстниках | 1ч | 2ч | 3ч |
5. | О хороших людях | 2ч | 2ч | 4ч |
6. | Книги о животных | 2ч | 4ч | 6ч |
7. | Русская литература | 1ч | 6ч | 7ч |
8. | Зарубежная литература | 1ч | 4ч | 5ч |
ИТОГО: 33 часа |
Учебно-тематический план (2 класс)
Количество часов | |||||
№ | Раздел, тема | Теоретическая | Практическая часть | Всего часов | |
часть | |||||
1. | Русский народный фольклор | 1ч | 4ч | 5ч | |
2. | Произведения о животных | 1ч | 4ч | 5ч | |
3. | Мои первые книжки | 2ч | 5ч | 7ч | |
4. | С моей книжной полки | 2ч | 6ч | 8ч | |
5. | Зарубежная литература | 2ч | 3ч | 5ч | |
6. | О Родине | 2ч | 2ч | 4ч | |
ИТОГО: 34 часа |
Учебно-тематический план (3 класс)
Количество часов | |||||
№ | Раздел, тема | Теоретическая | Практическая часть | Всего часов | |
часть | |||||
1. | Книги о природе и | 4ч | 4ч | 8ч | |
человеке | |||||
2. | Веселые истории | 2ч | 2ч | 4ч | |
3. | Произведения о | 2ч | 2ч | 4ч | |
приключениях | |||||
4. | Книжки с моей полки | 12ч | 8ч | 20ч | |
5. | Русская литература | 6ч | 8ч | 14ч | |
6. | Зарубежная литература | 10ч | 8ч | 18ч | |
ИТОГО: 68 часов |
Учебно-тематический план (4 класс)
Количество часов | |||||
№ | Раздел, тема | Теоретическая | Практическая часть | Всего часов | |
часть | |||||
1. | Юмористические | 2ч | 1ч | 3ч | |
произведения | |||||
2. | Стихи о природе | 1ч | 1ч | 2ч | |
3. | Рассказы современных | 3ч | 2ч | 5ч | |
писателей | |||||
4. | Ступеньки мудрости | 4ч | 5ч | 9ч | |
5. | Зарубежные писатели | 4ч | 4ч | 8ч | |
детям | |||||
6. | Моя книжная полка | 3ч | 4ч | 7ч |
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Основное содержание работы | Характеристика деятельности учащихся | Формы организации | Дата | |||
занятий | прове | |||||||
Индивидуальная | Групповая работа | дения | ||||||
работа | с детской книгой | |||||||
с детской книгой | ||||||||
Раздел «Русский народный фольклор»-2ч | ||||||||
1 | Докучные сказки: | Литературное слушание, | Чтение-рассматривание | Инсценирование одного | Инсценирование | |||
«Сказка про | рассматривание книги, | книги, пересказ сюжета | эпизода по выбору. | |||||
белого бычка», | выделение понятий: обложка, | по вопросам учителя. | ||||||
«Сказка про | страница, иллюстрация, | |||||||
сороку и рака» | заглавие. | |||||||
2 | «Ни окошек, ни | Учимся разгадывать загадки | Выделение | Книжки – самоделки | Занятие-праздник | |||
дверей». Загадки | различной тематики. | тематических групп | «Загадки для моих | |||||
загадок, | друзей» | |||||||
иллюстрирование. | ||||||||
Раздел «Мои первые книжки»-3ч | ||||||||
3 | С.Маршак | Слушание и рассматривание | Хоровое | Разыгрывание диалогов, | Путешествие по | |||
«Усатый | книг, уточнение значений | проговаривание, работа | пересказ по серии | страницам книг | ||||
полосатый», | непонятных слов. | с иллюстрациями, | картинок. | |||||
оглавлением. | ||||||||
4 | К.Чуковский | Чтение и рассматривание | Разучивание | Инсценировка сказки, | Инсценирование | |||
«Бармалей» | книги. Знакомство с понятием | хвастливой и | оформление выставки | |||||
«Сказочный зачин». | жалостливой песен | книг К. И. Чуковского. | ||||||
Танечки и Ванечки. | ||||||||
5 | К.Чуковский | Чтение и рассматривание | Запись на карточках | Литературный | Занятие-диспут | |||
«Доктор | книги, выборочное чтение. | героев. | эксперимент: сравнение | |||||
Айболит» | Самостоятельное | сказки в стихотворной | ||||||
чтение надписей- | форме (по Гью Лофтингу) | |||||||
заглавий | и прозе. | |||||||
предугадывание |
продолжения
содержания.
Раздел «Друзья детства»-3ч
6 | А. Томилин | Чтение и рассматривание | Изготовление игрушки | КВН по сказке А. | КВН | |
«Сказка о | книги, словарная работа | из бумаги, пластилина | Томилин «Сказка о | |||
Веселом мастере | «мастер на все руки». | по страницам книг. | Веселом мастере на все | |||
на все руки» | руки». | |||||
7 | Ю. Дмитриев | Чтение и рассматривание | Самостоятельное | Подготовка к | Литературная игра | |
«Дети всякие | книги, выборочное чтение. | чтение | литературной игре | |||
бывают» | ||||||
8 | Э. Успенский | Рассматривание сборника | Вспомнить стихи про | Выставка рисунков к | Путешествие по | |
«Чебурашка», А. | стихов «Игрушки», | зайку, мишку и т.д | знакомым стихам А. | страницам книг | ||
Барто «Игрушки» | выразительное чтение | Осмысление | Барто по выбору. | |||
стихотворений. | содержания в форме | Составление книжной | ||||
разгадывания загадок. | выставки «Стихи Барто». | |||||
Раздел «О наших сверстниках»-3ч | ||||||
9 | Н.Носов | Чтение и рассматривание | Работа с | Викторина по | Викторина | |
«Метро», | книги, чтение по ролям. | иллюстрациями, | произведениям Н.Носова. | |||
«Леденец» | составление | |||||
характеристики | ||||||
главных героев. | ||||||
10 | А. Соколовский | Чтение и рассматривание | Нарисовать | Подготовка вопросов | Олимпиада | |
«Бабушкина | книги, чтение по ролям. | иллюстрацию | олимпиады | |||
вешалка» | ||||||
11 | Б.Заходер | Рассматривание сборника Б. | Разучивание | Парад домашних | Литературная игра | |
«Детям», | Заходера «В стране | повторяющихся | творческих достижений | |||
Вообразилии», выразительное | четверостиший. | «В стране Вообразилии» | ||||
Э.Успенский | чтение выбранного | |||||
«Над нашей | стихотворения. |
квартирой».
Раздел «О хороших людях»-4ч
12 | С.Сахарнов | Слушание, чтение и | Выделение фамилии | Найти книги, стихи, | Викторина | |
«Самый лучший | рассматривание книги- | автора в оглавлении, | песни, журналы про | |||
пароход» | сборника. | беседа с элементами | «Аврору». | |||
рассуждения, | ||||||
иллюстрирование | ||||||
знаменитого корабля | ||||||
«Аврора». | ||||||
13 | А.Митяев | Литературное слушание, | Нарисовать | Мии-проект «О богатырях | Мини-проект | |
«Богатыри» | чтение и рассматривание | иллюстрацию к | и о подвигах». | |||
книги, введение понятия | былине, научиться | |||||
«былина» | правильно называть | |||||
предметы вооружения | ||||||
русских воинов. | ||||||
14 | В.Осеева «Добрая | Чтение и рассматривание | Придумать своё | Пересказ сказки от имени | Занятие-диспут | |
хозяюшка», | книги. | название сказки. | девочки, петушка. | |||
«Синие листья» | ||||||
15 | Стихи о маме: Е. | Рассматривание сборника «О | Заучивание одного | Чтение наизусть стихов о | Занятие-праздник | |
Благинина | мамах», выразительное чтение | стихотворения | маме | |||
«Посидим в | наизусть. | |||||
тишине», А.Барто | ||||||
«Разлука» | ||||||
Раздел «Книги о животных»-6ч | ||||||
16 | Е.Чарушин | Слушание, чтение и | Пересказ по вопросам, | Выставка книг о | Литературная игра | |
«Волчишко» | рассматривание книги | составление | животных. Выставка | |||
характеристики героя. | рисунков «Мой | |||||
С. Маршак | четвероногий друг» | |||||
«Детки в клетке» | ||||||
17 | М. Горький | Слушание, чтение и | Вопросы для | КВН по прочитанному | КВН | |
«Воробьишко». | рассматривание книги | оппонентов. | произведению. | |||
18 | Ю.Тувим | Чтение, рассматривание книги. | Выразительное чтение | Составление выставки | Библиотечный урок | |
«Птичье радио» | (интонация: радость, | книг «Лес не школа, а | ||||
чувство облегчения, | всему учит». |
удивления, | ||||||
неудовольствия, | ||||||
усталости). | ||||||
19 | С. Михалков | Чтение и рассматривание книги | Рисование петушка, | Утренник «Наши сказки» | Занятие-праздник | |
«Как медведь | воспроизведение | |||||
трубку нашёл» | сюжета сказки по | |||||
вопросам учителя. | ||||||
20 | Н.Сладков «Как | Чтение и рассматривание | Нарисовать каким ты | Словесное рисование | Олимпиада | |
медвежонок сам | книги, воспроизведение | себе представил | портрета главного героя. | |||
себя напугал» | содержания по иллюстрациям. | медвежонка. | Оформление выставки | |||
книг «О животных». | ||||||
21 | Е. Чарушин «На | Рассматривание сборника книг | Пересказ по серии | Составление правил | Библиотечный урок | |
нашем дворе» | «О животных», | картинок, выбрать | обращения с домашними | |||
комментированное чтение. | самый радостный | животными «Братья наши | ||||
эпизод, самый | меньшие» | |||||
грустный. Выделение | Воспроизведение | |||||
научно-познавательных | диалогов по памяти. | |||||
сведений. Нарисуй | Загадывание друг другу | |||||
рисунок к | загадок о животных. | |||||
произведению | ||||||
Раздел «Русская литература»-7ч | ||||||
22 | Стихи и загадки | Чтение и рассматривание книги | Отыскание новых | Литературная игра | Литературная игра | |
Е. Серова | – сборника, отыскание | загадок в детских | «Отгадай-ка» | |||
знакомых загадок, | книгах, журналах, | |||||
воспроизведение тех, которые | Интернете. | |||||
запомнили. Знакомство с | ||||||
понятием «рифма». | ||||||
23 | И. Суриков «Вот | Рассматривание сборника | Заучивание | Устный журнал «Родной | Читательская | |
моя деревня», А. | стихов И. Сурикова, | стихотворения | край» | конференция | ||
Блок «На лугу» | выразительное чтение. | наизусть. | ||||
24 | В.Катаев | Литературное слушание, | Разучивание | Драматизация с | Инсценирование | |
чтение и рассматривание | волшебной песенки. | правильным | ||||
« Цветик – | книги. | Рисование цветика- | интонированием реплик. | |||
семицветик» | семицветика. | |||||
Соотнесение эпизодов | ||||||
сказки с лепестками |
волшебного цветка. | |||||||
25 | С. Баруздин | Литературное слушание, | Воспроизведение | Подготовка к проекту | Проект «Учиться- | ||
рассматривание книги: | содержания по | всегда пригодиться!» | |||||
« Как Алёше | содержание, иллюстрации; | вопросам учителя. | |||||
учиться надоело» | творческое чтение. | ||||||
26 | Г. Остер «Эхо» | Литературное слушание, | Пересказ по серии | КВН по прочитанному | КВН | ||
рассматривание книги: | картинок, выбрать | произведению. | |||||
содержание, иллюстрации; | самый интересный | ||||||
творческое чтение. | эпизод. | ||||||
27 | С. Воронин | Литературное слушание, | Иллюстрирование | Беседа-дискуссия. | Беседа-дискуссия | ||
«Необыкновенная | рассматривание книги: | выбранного эпизода. | |||||
ромашка» | содержание, иллюстрации; | ||||||
творческое чтение | |||||||
28 | «Любимое | Литературное слушание, | Участие в диалоге при | Мини-проект «Моя | Мини-проект | ||
произведение» | рассматривание книги: | обсуждении | любимая книга» | ||||
содержание, иллюстрации; | прочитанного. | ||||||
творческое чтение. | |||||||
Построение | |||||||
небольшого | |||||||
монологического | |||||||
высказывания | |||||||
о произведении | |||||||
Раздел «Зарубежная литература»-5ч | |||||||
29 | Ш.Перро | Чтение и рассматривание | Восстановление | Замена характеристики | Читательс- | ||
«Красная | книги. | диалога по памяти. | главного героя (волк – | кая конферен- | |||
шапочка» | положительный герой; | ция | |||||
Красная шапочка – | |||||||
отрицательный герой. | |||||||
30 | Ш. Перро | Чтение и рассматривание | Придумать своё | Разыгрывание сказки | Инсценирование | ||
«Мальчик с | книги. Литературное слушание. | оригинальное | |||||
пальчик» | продолжение сказки. | ||||||
31 | Камыр-Батыр. | Рассматривание книги, чтение | Составление | Мини-проект «Татарские | Мини-проект | ||
сказки на двух языках. | характеристики героев, | сказки». |
Татарские | выборочное чтение. | ||||||
народные сказки | |||||||
32 | Абдулла Алиш | Чтение-рассматривание | Иллюстрирование | КВН «Мы любим сказки» | КВН | ||
«Болтливая | сборника сказок А. Алиша. | выбранного эпизода. | по мотивам татарских | ||||
утка». | Работа с содержанием. | литературных и народных | |||||
сказок | |||||||
Татарские | |||||||
литературные | |||||||
сказки | |||||||
33 | М. Крюгер | Чтение и рассматривание | Придумать своё | Разыгрывание сказки | Инсценирование | ||
«Принцесса | книги. Литературное слушание. | оригинальное | |||||
продолжение сказки. | |||||||
Белоснежка» | |||||||
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема внеклассного | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Форма | Дата | |||
чтения | работы | организации | ||||||
занятий | ||||||||
Индивидуальная работа с | Групповая работа с | |||||||
детской книгой | детской книгой | |||||||
Раздел «Русский народный фольклор»-5ч | ||||||||
1 | Русские народные сказки | Литературное слушание, | Нарисуй понравившийся | Инсценировка одной | Инсценирование | |||
«Афонька, где был- | чтение и рассматривание | эпизод. | из сказок. | |||||
побывал?» | книги. | |||||||
2 | Русские народные сказки | Литературное слушание, | Нарисуй понравившийся | Инсценировка одной | Инсценирование | |||
«Баба-Яга и заморышек» | чтение и рассматривание | эпизод. | из сказок. | |||||
книги. | ||||||||
3 | Русские народные сказки | Рассматривание книг в | Самостоятельное чтение | Подготовка к | Литературная игра | |||
«Волшебная водица» | классном уголке чтения, | литературной игре | ||||||
приносить книги из дома, | ||||||||
показывать друзьям. | ||||||||
4 | Русские народные сказки | Рассматривание книг в | Иллюстрирование выбранного | Беседа-дискуссия | Беседа-дискуссия | |||
«Золотой конь» | классном уголке чтения, | эпизода. | с элементами | |||||
приносить книги из дома, | инсценировки | |||||||
показывать друзьям. | ||||||||
5 | Русские народные сказки | Рассматривание книг в | Нарисуй понравившийся | Подготовка вопросов | Викторина по | |||
«Безграмотная деревня» | классном уголке чтения, | эпизод. | к викторине | русским народным | ||||
приносить книги из дома, | сказкам | |||||||
показывать друзьям. | ||||||||
Раздел «Произведения о животных»-5 ч | ||||||||
6 | Сказки о животных | Определение темы чтения | Самостоятельное чтение | Беседа и рассуждение | Путешествие по | |||
с опорой на иллюстрации, | по прочитанному | страницам книг | ||||||
В. Сутеев «Палочка – | заглавие, фамилию | |||||||
выручалочка», «Мешок | автора. | |||||||
яблок» | ||||||||
7 | Рассказы о животных. | Отработка связи « | Принести картинки, | Выставка книг о | Литературная игра |
В.В.Бианки | писатель - книги – тема» | иллюстрации,фотографии с | животных. | |||
«Плавунчик» | изображением птиц нашего | |||||
города. | ||||||
«Кто чем поёт?» | ||||||
8 | Е.Пермяк «Два рассказа» | Выразительное чтение с | Найти пословицы о дружбе и | Викторина «Учись | Викторина | |
интонацией сочувствия, | друзьях | дружить» | ||||
обиды, сопереживания. | ||||||
9 | Е.Чарушин «Кошка | Умение найти название | Написать рассказ о случае с | Фото- выставка «Мои | Беседа-дискуссия | |
Маруська» | книги на корешке. Тема и | вашей кошкой. | четвероногие друзья» | |||
жанр произведения. | с комментариями | |||||
Выразительное чтение с | ||||||
интонацией сочувствия, | ||||||
грусти, радости. | ||||||
10 | Б.С.Житков «Как слон | Разграничивать книгу – | Выделение основных | Оформление плаката | Занятие-диспут | |
спас хозяина от тигра» | произведение и книгу – | характеристик «настоящего | «Настоящий друг» | |||
сборник | друга» | |||||
Составить рассказ о своём | ||||||
лучшем друге. | ||||||
Раздел «Мои первые книжки»-7ч | ||||||
11 | Е.Пермяк | Выделение ключевых | Составление рассказа о своём | Разгадывание | Викторина | |
эпизодов по вопросам | добром поступке. | кроссворда « О героях | ||||
« Пичугин мост» | учителя. Закрепление | храбрецах» | ||||
всех приобретенных | ||||||
знаний. | ||||||
12 | Киселев | Установка на знакомство | Составление характеристики | Оформление выставки | Занятие-праздник | |
с книгой, начиная с | положительного и | книг «Товарищам | ||||
« Мальчик Огонек» | фамилии автора (знаком – | отрицательного героев. | детям» | |||
незнаком). | Пересказ от лица главного | |||||
Интонированное чтение | героя. | |||||
произведений. | ||||||
13 | Панькин | Выразительное чтение | Подготовка к проекту. | Рассказ «Моя мама». | Мини-проект | |
стихотворений, анализ |
« Легенда о матерях» | содержания. | |||||
14 | А.Барто « Было у | Выделение поведенческих | Выбор для себя роли в | Собрать книги в | Инсценирование | |
бабушки 40 внучат» | характеристик героев для | инсценировке | уголке чтения, | |||
дальнейшего | которые нуждаются в | |||||
инсценирования. | ремонте, и поработать | |||||
«доктором» в | ||||||
«книжкиной | ||||||
больнице» | ||||||
15 | Сказки В.И.Даля | Определение | Пересказ по иллюстрациям. | КВН по сказкам Даля. | КВН | |
особенностей жанра | Принести в читательский уголок | |||||
«Лучший певчий», | сказок о животных. | свою книгу сказок о животных. | ||||
«Зайчик» | ||||||
16 | К.И.Чуковский «Загадки» | Учить отгадывать | Разучить одну загадку наизусть. | Составление | Библиотечный | |
загадки, находить | Поиск загадок для составления | классного сборника | урок | |||
ключевые слова, | классного сборника загадок. | загадок | ||||
ориентировать в теме | ||||||
чтения по заглавию. | ||||||
17 | М. Пришвин | Определять жанр | Подготовка проектов «Осень в | Подготовка к мини – | Мини-проект | |
«Листопадничек» | произведения и тему, | моём городе» | проекту « Осень в | |||
составлять план | моём городе» | |||||
произведения. | ||||||
Раздел «С моей книжной полки»-8ч | ||||||
18 | Э.Мошковская «Хитрые | Обзор различных изданий | Придумать и нарисовать свою | Работа с | Читательская | |
старушки» | одного произведения. | обложку книги к | иллюстрациями к | конференция | ||
понравившемуся произведении | произведениям, | |||||
художники – | ||||||
иллюстраторы. | ||||||
19 | Е.Благинина «Чудесные | Детальный анализ | Сочинить стихи о своих друзьях | Читательская | Путешествие по | |
часы», « Стихи о ёлке»и | произведения. | конференция | страницам книг | |||
волшебстве | «Приключения | |||||
Отработка связи «жанр – | Незнайки и его | |||||
Я ещё не волшебник, я | книги», уметь читать | друзей» | ||||
только учусь. | надписи на обложке при | |||||
усложненном |
оформлении книг. | |||||||
20 | Б.Заходер «Товарищам | Обратить внимание на | Чтение наизусть | Проверка чтения | Соревнование | ||
детям» | связь « тема – автор». | наизусть, составление | |||||
Передача весеннего | вопросов для | ||||||
настроения при | оппонентов | ||||||
выразительном чтении. | |||||||
21 | Басни дедушки Крылова | Понятие «авторская | Выучить какой- нибудь отрывок | Литературная игра – | Литературная игра | ||
выставка», выразительное | из басни И. А. Крылова. Моя | «Узнай-ка» (по | |||||
«Бочка», «Белка» | чтение басен, умение | иллюстрация к басне. | иллюстрации узнать | ||||
выделять мораль басни. | басню И.А.Крылова) | ||||||
22 | Г.Снегирёв | Обобщить прочитанное, | Пересказ по плану. | Работа с толковыми | Библиотечный | ||
нахождение логических | словарями Ожегова, | урок | |||||
«Про пингвинов» | связей в произведении. | Даля | |||||
23 | Н.Павлова | Устанавливать связь « | Выделение ключевых эпизодов | КВН по теме «Живая | КВН | ||
автор – книга – тема». | произведений. | бусина» | |||||
« Живая бусина» | |||||||
24 | Н.Носов «Огурцы» | Формирование | Составление вопросов по | Дискуссия «Моё | Беседа-дискуссия | ||
нравственной позиции | произведению. | отношение к тому, что | |||||
младшего школьника. | «плохо лежит» | ||||||
Повторение правил | |||||||
гигиены чтения. | |||||||
25 | Н.И.Сладков | Литературное слушание, | Выделение ключевых эпизодов | Подготовка к проекту. | Проект по теме | ||
чтение и рассматривание | произведений. | «Чтение в моей | |||||
«Суд над декабрём» | книги. | жизни». | |||||
Раздел «Зарубежная литература»-5ч | |||||||
26 | Книга Дж. Харриса | Учить работать с книгой: | Придумать своё оригинальное | Составление выставки | соревнование | ||
«Сказки дядюшки | обложка, иллюстрации, | продолжение сказки. | книг Дж. Харриса | ||||
Римуса» | автор, тема, жанр. | ||||||
27 | Китайская народная | Умение находить в книгах | Подумать, на какой вопрос вам | Литературная игра | Литературная игра | ||
сказка « Ребёнок и | общие признаки | хотелось бы получить ответ | «Почемучка» | ||||
мудрец» | |||||||
28 | Е. Шварц. | «Сказка о | Слушание, чтение и | Пересказ сказки от имени героя. | Составление | Олимпиада | |
потерянном времени» | рассматривание книги | «сказочного словаря». | |||||
29 | Андерсен Г.Х «Большой | Чтение и рассматривание | Подумать, на какой вопрос вам | Подготовка вопросов | Олимпиада |
морской змей» | книги | хотелось бы получить ответ | олимпиады | |||
30 | Андерсен Г.Х. | Чтение и рассматривание | Нарисовать иллюстрацию | Оформление выставки | КВН | |
«Пастушка и трубочист» | книги | книг Андерсена. | ||||
Раздел «О Родине»-4ч | ||||||
31 | Софья Могилевская | Чтение и рассуждение о | Подготовить выразительное | Составление устных | Путешествие по | |
«Сказка о громком | прочитанном | чтение стихотворений о | иллюстраций к | страницам книг | ||
барабане» | Родине. Подбор книг для | произведению «Сказка | ||||
тематической выставки книг «О | о громком барабане» | |||||
Родине» | ||||||
32 | Стихи о Родине | Упражнять в умении | Характеристика поступка, | Беседа-диспут. | Занятие-диспут | |
предугадывать примерное | героев. | |||||
содержание по названию, | ||||||
началу, иллюстрациям, | ||||||
используя внешние | ||||||
приметы или прежний | ||||||
опыт. | ||||||
33 | С.Могилевская «Рассказ | Детальный анализ | Подобрать пословицы и | Беседа-дискуссия. | Путешествие по | |
о смелом барабанщике» | произведений, | поговорки о Родине. | страницам книг | |||
характеристика черт | ||||||
характера. | Выделение для себя | |||||
нравственных качеств. | ||||||
Учить озаглавливать | ||||||
тематическую выставку. | ||||||
34 | Алексеев С. П. «Рассказы | Самостоятельное чтение, | Отбирать, рассматривать и | Рассказ о своем | Проект | |
о Великой Отечественной | литературное слушание. | приносить в класс книги о | родственнике- | |||
войне» | храбрости. | участнике ВОВ |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Основное содержание работы | Характеристика деятельности учащихся | Формы | Дата | |||||||||||
внеклассного | организации | |||||||||||||||
чтения | занятий | |||||||||||||||
Индивидуальная работа с | Групповая работа с | |||||||||||||||
детской книгой | детской книгой | |||||||||||||||
Раздел «Книги о природе и человеке»-8ч | ||||||||||||||||
1-2 | М.Пришвин | Деление | произведения | на | Находитьв | произведении | Инсценирование | Инсценирование | ||||||||
«Гаечки» | смысловые части. | понравившиеся отрывки | понравившегося | |||||||||||||
произведения | ||||||||||||||||
3-4 | Р.Киплинг | Выразительное чтение с | Принести | картинки, | Выставка | книг | о | Литературная игра | ||||||||
«Маугли» | интонацией сочувствия, обиды, | иллюстрации,фотографии | с | животных. | ||||||||||||
сопереживания. | изображением | птиц | нашего | |||||||||||||
города. | ||||||||||||||||
5-6 | Б.Житков | Выразительное чтение с | Принести | картинки, | Подготовка | к | Викторина | |||||||||
«Мангуста» | интонацией сочувствия, обиды, | иллюстрации,фотографии | с | викторине | ||||||||||||
сопереживания. | изображением | птиц | нашего | |||||||||||||
города. | ||||||||||||||||
7-8 | М.Пришвин | Выделение ключевых эпизодов | Пересказ по иллюстрациям. | Подготовка вопросов | КВН | |||||||||||
«Рождение | по вопросам учителя. | |||||||||||||||
кастрюльки» | ||||||||||||||||
Раздел «Веселые истории»-4ч | ||||||||||||||||
9- | М.Зощенко | Особенности | произведений | Мини | рассказ | «История | из | Анализ прочитанного | Занятие-диспут | |||||||
10 | «Глупая история» | юмористического жанра. | моего детства». Подготовка к | произведения (на | ||||||||||||
защите проектов | выбор) | |||||||||||||||
11- | И.Сухин «Вот | Особенности | произведений | Мини | рассказ | «История | из | Анализ прочитанного | Литературная | |||||||
12 | такой затейник» | юмористического жанра. | моего детства». Подготовка к | произведения | гостиная | |||||||||||
защите проектов | ||||||||||||||||
Раздел «Произведения о приключениях»-4ч |
13- | И.Сигсгорд « | Литературное | слушание. | Иллюстрация | с | Составление | Конкурс | – | |||||||
14 | Палле один на | Анализ произведения. | комментариями, | составление | кроссворда | с | кроссворд | ||||||||
свете» | вопросов по тексту | использованием | |||||||||||||
составленных | |||||||||||||||
вопросов | |||||||||||||||
15- | А. Погорельский | Формирование | нравственной | Составлениевопросов | по | Дискуссия | «Моё | Беседа-дискуссия | |||||||
16 | «Чёрная курица» | позиции младшего школьника. | произведению. | отношение | к | героям | |||||||||
Повторение | правил гигиены | произведения» | |||||||||||||
чтения. | |||||||||||||||
Раздел «Книжки с моей полки»-20ч | |||||||||||||||
17- | Дж. Родари «Чем | Рассуждать | с | опорой | на | Находить ответы на вопросы в | Викторина «все | Викторина | |||||||
18 | пахнут ремесла?» | прочитанное произведение. | произведении. | работы хороши» | |||||||||||
19- | А.Гайдар «Тимур и | Работа с текстом: выборочный | Пересказ | отрывка | Выставка | книг | Проект «Я- | ||||||||
20 | его команда» | пересказ, | устное | прочитанного произведения. | А.П.Гайдара. | помощник» | |||||||||
иллюстрирование | |||||||||||||||
Подготовка к защите проектов. | Проектная | ||||||||||||||
деятельность | по | ||||||||||||||
произведению Гайдара | |||||||||||||||
«Тимур | и | его | |||||||||||||
команда». | |||||||||||||||
21- | И. | Тургенев | Составление | характеристики | Найти и принести книги с | Выставка книг о долге | Литературная игра | ||||||||
22 | «Капля жизни» | героя по его поступкам и | произведениями | о долге | и | и храбрости. | |||||||||
жизненным ситуациям | храбрости. | ||||||||||||||
Литературная игра по | |||||||||||||||
произведениям о долге | |||||||||||||||
и храбрости | |||||||||||||||
23- | А.Милн | Выразительное | чтение | Выучитьстихотворение | о | Конкурс | чтецов. | Читательская | |||||||
24 | «Непослушная | стихотворений: | передача | маме. | Стихотворения о маме | конференция | |||||||||
мама» | любви и уважения тембром | и | |||||||||||||
темпом чтения | |||||||||||||||
25- | В. Дуров «Наша | Особенности | произведений, | Мини | сочинение | «Моя | Проект «Мои друзья – | Проект | ||||||||
26 | Жучка» | написанных | не писателем, а | кошка», | «Собака-друг | кошки, собаки» | ||||||||||
людьми разных профессий. | человека». | |||||||||||||||
27- | «Приключения | Детальный | анализ | Анализ поведения героев | Подготовка | к | Урок-спектакль | |||||||||
28 | Толи Клюквина» | произведения. | спектаклю | |||||||||||||
29- | М.Цветаева стихи | Жанры | литературы. | Сочинение 11 – словия. | Создание | классного | Викторина | |||||||||
30 | Стихосложение - 11 словие | сборника | ||||||||||||||
стихотворений | «Мы | |||||||||||||||
творим!» | ||||||||||||||||
31- | Н.Носов | «Витя | Анализ поступков героев | Подготовка к КВН | КВН « | С | героями | КВН | ||||||||
32 | Малеев в школе и | Н.Носова» | ||||||||||||||
дома» | ||||||||||||||||
33- | Мифы и | легенды | Литературное понятие «миф», | Пересказ | выбранного | мифа | Составление | Конкурс -кроссворд | ||||||||
34 | древней Греции. | «легенда». Сравнение | жанра | или легенды. | кроссворда | «О | мифах | |||||||||
«Мифы» со сказкой. | и легендах» | |||||||||||||||
«Рождение героя», | ||||||||||||||||
«Геракл в Фивах» | ||||||||||||||||
34- | Детские | Особенности | Находить | в | большом | потоке | Создание | Библиотечный урок | ||||||||
36 | энциклопедии | о | энциклопедических | информации | интересующую | энциклопедии | ||||||||||
растениях, | публикаций. | информацию | школьных | |||||||||||||
животных, | принадлежностей. | |||||||||||||||
географии, | ||||||||||||||||
истории | ||||||||||||||||
Раздел «Русская литература»-14ч | ||||||||||||||||
37- | П. Бажов | Выделение | особенностей | Мини-рассказ «Я умею, я | Проект | по | сказке | Проект | ||||||||
38 | «Огневушка- | уральских сказаний | могу» | Бажова | ||||||||||||
поскакушка» | ||||||||||||||||
39- | А. Волков | Особенности | чтения | книг | Подготовка | к конференции: | Читательская | Читательская | ||||||||
40 | «Волшебник | большого объёма. Составление | рисунки, подготовка вопросов, | конференция | по | конференция | ||||||||||
изумрудного | плана,опорныесловаи | инсценирование эпизода и т.д. | произведению | |||||||||||||
города» | предложения. | «Волшебник | ||||||||||||||
изумрудного города» |
41- | Стихотворные | Особенности | стихотворных | Выучить отрывок наизусть | Сравнительная | Путешествие по | |||||||||
42 | сказки | сказок, | характеристика героев | страницам книг | |||||||||||
В. А. Жуковский | |||||||||||||||
Сравнение | сказок | разных | |||||||||||||
«Сказка | о | царе | авторов. | ||||||||||||
Берендее» | |||||||||||||||
43- | Стихи о | природе. | Рифма, строфа, олицетворение, | Сочинить синквейн о друге | Сочинение | синквейна | Викторина | ||||||||
44 | Страницы | русской | сравнение, эпитет. Основы | о лете | |||||||||||
классики. | стихосложения: синквейн | ||||||||||||||
Ф.Тютчев, | |||||||||||||||
И.Суриков | |||||||||||||||
45- | Т.Лихоталь | Рассуждать | о | прочитанном, | Сочинить свой рассказ «Что я | Сравнение | себяс | Беседа-дискуссия с | |||||||
46 | «Синяк» | сравнивать | с | реальными | люблю» | героями произведений | элементами | ||||||||
жизненными ситуациями. | В.Драгунского | инсценировки | |||||||||||||
47- | Волков | А.М. | Чтение | и | рассматривание | Самостоятельное чтение | Подготовка к | Литературная игра | |||||||
48 | «Огненный | бог | книги, выборочное чтение. | литературной игре | |||||||||||
Марранов» | |||||||||||||||
49- | Погодин | Р.П. | Чтение | и | рассматривание | Работас | иллюстрациями, | Подготовка вопросов | Викторина | ||||||
50 | «Книжка | про | книги, чтение по ролям. | составление | характеристики | ||||||||||
Гришку» | главных героев | ||||||||||||||
Раздел «Зарубежная литература»-18ч | |||||||||||||||
51- | А.Линдгрен | Особенности | произведений | Выразительное | чтение | Подготовка к проекту. | Проект «Мой друг» | ||||||||
52 | «Карлсон, который | зарубежных | писателей, | имена | отрывка | с | коротким | ||||||||
живет на крыше» | героев, бытовые особенности, | комментированием | общего | ||||||||||||
обычаи и т.д. Составление | сюжета. | ||||||||||||||
вопросов | по | услышанному | |||||||||||||
отрывку произведения. | |||||||||||||||
53- | «Пеппи | длинный | Учить работать с книгой: | Придумать своё оригинальное | Составление | выставки | соревнование | ||||||||
54 | чулок» | обложка, иллюстрации, автор, | продолжение сказки. | книг Дж. Харриса | |||||||||||
тема, жанр. | |||||||||||||||
55- | Э.Браун «Сипсик» | Умение | находить | в | книгах | Подумать, на какой вопрос вам | Литературная | игра | Литературная игра | ||||
56 | общие признаки | хотелось бы получить ответ | «Почемучка» | ||||||||||
57- | Р.Распе | «Самый | Слушание, | чтение | и | Пересказ сказки от имени | Составление | Занятие-дискуссия | |||||
58 | правдивый человек | рассматривание книги | героя. | «сказочного словаря». | |||||||||
на земле» | |||||||||||||
59- | Гауф | В. | Чтение и рассматривание книги | Подумать, на какой вопрос вам | Подготовка | вопросов | Олимпиада | ||||||
60 | Маленький Мук | хотелось бы получить ответ | олимпиады | ||||||||||
61- | Янссон | Т. | Чтение и рассматривание книги | Нарисовать иллюстрацию | Оформление | выставки | КВН | ||||||
62 | «Мумми-Тролль и | книг Янссона | |||||||||||
комета» | |||||||||||||
63- | Джеймс | Барри | Умение | находить | в | книгах | Подумать, на какой вопрос вам | Литературная | игра | Литературная игра | |||
64 | Питер Пэн | общие признаки | хотелось бы получить ответ | «Почемучка» | |||||||||
65- | Д.Родари | Темп | чтения, | передача | Подготовка иллюстрации к | Литературная | игра | Литературная игра | |||||
66 | «Приключения | настроения голосом | игре « Угадай произведение, | «Угадай произведение, | |||||||||
Чиполлино» | зачитай отрывок» | зачитай отрывок» | |||||||||||
67- | Д.Родари | Анализ | произведения | по | Иллюстрирование | Путешествие | по | Интегрированное | |||||
68 | «Приключения | вопросам учителя. | понравившегося эпизода. | страницам книг | занятие | ||||||||
голубой стрелы» | |||||||||||||
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема внеклассного | Основное содержание работы | Характеристика деятельности учащихся | Формы | Да | |||||||||
чтения | организации | та | ||||||||||||
Индивидуальная работа с | Групповая работа с | занятий | ||||||||||||
детской книгой | детской книгой | |||||||||||||
Раздел «Юмористические произведения»-3ч | ||||||||||||||
1 | М.Зощенко | Особенности | произведений | Мини рассказ | «История из | Анализ прочитанного | Занятие- | |||||||
юмористического жанра. | моего детства». Подготовка к | произведения (на выбор) | праздник | |||||||||||
«Глупая история» | защите проектов | |||||||||||||
2 | И.Сухин «Вот такой | Обобщить прочитанное, | Пересказ по плану. | Работа | с | толковыми | Библиотечный | |||||||
затейник» | нахождение логических связей | словарями Ожегова, Даля | урок | |||||||||||
в произведении. | ||||||||||||||
3 | Детская | Углубление | сведений | о | Отбор и чтение материалов из | Организация в уголке чтения | Путешествие | |||||||
периодическая | периодической | печати. | периодики. | раздела | периодической | по страницам | ||||||||
печать: журнал | Знакомство с журналом «Юный | печати. | книг | |||||||||||
«Мурзилка», | натуралист» | |||||||||||||
«Юный | Составление | устного | ||||||||||||
натуралист», | журнала. | |||||||||||||
«Весёлый затейник» | ||||||||||||||
Раздел «Стихи о природе»-2ч | ||||||||||||||
4 | В.Жуковский | Рифма, строфа, олицетворение, | Сочинить синквейн о друге | Сочинение синквейна о лете | Викторина | |||||||||
«Жаворонок», | сравнение, | эпитет. | Основы | |||||||||||
А.Фет«Весенний | стихосложения: синквейн | |||||||||||||
дождь» | ||||||||||||||
5 | Ф.Тютчев «Весенние | Устанавливать | связь « автор – | Подумать, на | какой вопрос | Литературная | игра | Литературная | ||||||
воды», | книга – тема». | вам хотелось | бы получить | «Почемучка» | игра | |||||||||
С.Дрожжин | ответ | |||||||||||||
«Весеннее царство» | ||||||||||||||
Раздел «Рассказы современных писателей»-5ч | ||||||||||||||
6 | Рассказ | Рассуждать | о | прочитанном, | Сочинить свой рассказ «Что я | Сравнение | себя | с героями | Беседа- | |||||
сравнивать | с | реальными | люблю» | произведений В.Драгунского | дискуссия с |
В.Драгунского | жизненными ситуациями. | элементами | |||||||||||||
«Сестра моя Ксения | инсценировки | ||||||||||||||
7 | Рассказ | Слушание, | чтение | и | Пересказ сказки | от имени | Составление вопросов | Олимпиада | |||||||
рассматривание книги | героя. | ||||||||||||||
«Что я люблю» | |||||||||||||||
8 | Е.Велтисов | Знакомство с широким кругом | Оформление выставки книг | Составление | устных | Занятие- | |||||||||
«Мальчик | из | современных | писателей, | с | иллюстраций | к | интервью. | ||||||||
чемодана» | тематикой | их | творчества. | произведению | |||||||||||
Анализ произведений | |||||||||||||||
9 | В. | Медведев | Упражнять | в | умении | Характеристика | поступка, | Работа с | иллюстрациями к | Занятие-диспут | |||||
«Баранкин | будь | предугадывать | примерное | героев. | произведению. | ||||||||||
человеком» | содержание | по | названию, | ||||||||||||
началу, | иллюстрациям, | ||||||||||||||
используя | внешние | приметы | |||||||||||||
или прежний опыт. | |||||||||||||||
10 | В. Осеева «Простое | Рассуждать | с | опорой | на | Находить ответы на вопросы в | Викторина «Суд над ленью» | Викторина | |||||||
дело» | прочитанное произведение. | произведении. | |||||||||||||
Раздел «Ступеньки мудрости»-9ч | |||||||||||||||
11 | Л.Толстой « Как | Чувства, эмоции героев и | Самостоятельное чтение | Подготовка к литературной | Литературная | ||||||||||
волки учат своих | читателей. | Мастерство | игре | игра | |||||||||||
детей» | писателя. | ||||||||||||||
12 | К.Паустовский | Детальный | анализ | Пересказ по плану. | Читательская конференция | Путешествие | |||||||||
«Барсучий нос» | произведения. | по страницам | |||||||||||||
книг | |||||||||||||||
13 | Е.Чарушин «Почему | Работа | художника- | Иллюстрирование | Выставка книг | Конкурс | – | ||||||||
Тюпу | прозвали | иллюстратора. | Значение | понравившегося эпизода. | кроссворд | ||||||||||
Тюпой» | иллюстрации | в | раскрытии | ||||||||||||
содержания произведения. | |||||||||||||||
14 | Е.Чарушин «Кот | Обобщить | прочитанное, | Пересказ по плану. | Работа | с | толковыми | Библиотечный | |||||||
Епифан» | нахождение логических связей | словарями Ожегова, Даля | урок | ||||||||||||
в произведении. | |||||||||||||||
15 | В.Галявкин | Формирование | нравственной | Составлениевопросовпо | Дискуссия | «Характеристика | Устный журнал | ||||||||
«Тетрадки под | позиции младшего школьника. | произведению. | героев» | ||||||||||||
дождем» | Повторение | правил | гигиены | ||||||||||||
чтения. |
16 | В. Голявкин. «Крути | Литературное слушание, чтение | Выделение | ключевых | Подготовка к литературному | Литературный | ||||||||
и рассматривание книги. | эпизодов произведений. | рингу. | ринг | |||||||||||
снежные вертя» | ||||||||||||||
17 | Д.В. Григорович | Учить | работать | с | книгой: | Придумать своё оригинальное | Составление выставки книг | Урок-спектакль | ||||||
обложка, иллюстрации, | автор, | продолжение произведения. | Дж. Харриса | |||||||||||
«Гуттаперчевый | ||||||||||||||
тема, жанр. | ||||||||||||||
мальчик» | ||||||||||||||
18 | П.П. | Бажов | Упорядочение | и | Отбор и чтение книг по теме | Характеристика героев | Читательская | |||||||
«Уральские сказы» | систематизация | доступного | «Вчера и сегодня». | конференция | ||||||||||
круга | чтения | по | теме. | |||||||||||
Выделение | из | прочитанных | ||||||||||||
книг | особенно | интересных | ||||||||||||
сведений из науки и техники. | ||||||||||||||
19 | С. В. Михалков | Анализ | и | оценка | умения | Заполнение | дневника чтения | Подготовка к викторине | Викторина | |||||
«Штиль». «Как | коротко, понятно, интересно | новыми | материалами | о | ||||||||||
старик корову | рассказать | о | прочитанной | писателях. | ||||||||||
продавал». | книге. | |||||||||||||
Раздел «Зарубежные писатели детям»-8ч | ||||||||||||||
20 | Ж. Верн «Дети | Слушание, чтение и | Пересказ сказки от имени | Составление «сказочного | Занятие- | |||||||||
капитана Гранта» | рассматривание книги | героя. | словаря». | дискуссия | ||||||||||
21 | Ж. Верн | Чтение и рассматривание книги | Подумать, на какой вопрос | Подготовка вопросов | Олимпиада | |||||||||
«Пятнадцатилетний | вам хотелось бы получить | олимпиады | ||||||||||||
капитан» | ответ | |||||||||||||
22 | Ж. Верн | Анализ произведения | Нарисовать иллюстрацию | Оформление выставки книг | КВН | |||||||||
«Таинственный | Ж.Верна | |||||||||||||
остров» | ||||||||||||||
23 | Э.Т. А. Гофман | Умение находить в книгах | Подумать, на какой вопрос | Литературная игра | Инсценировани | |||||||||
«Щелкунчик или | общие признаки | вам хотелось бы получить | «Почемучка» | е | ||||||||||
мышиный король» | ответ | |||||||||||||
24 | Д. Гринвуд | Темп чтения, передача | Подготовка иллюстрации к | Литературная игра «Угадай | КВН | |||||||||
«Маленький | настроения голосом | игре « Угадай произведение, | произведение, зачитай | |||||||||||
оборвыш» | зачитай отрывок» | отрывок» | ||||||||||||
25 | Ф. Купер | Анализ произведения по | Иллюстрирование | Путешествие по страницам | Интегрированн | |
«Зверобой» | вопросам учителя. | понравившегося эпизода. | книг | ое занятие | ||
26 | А. Линдгрен | Слушание, чтение и | Пересказ сказки от имени | Составление «сказочного | Читательская | |
«Приключения | рассматривание книги | героя. | словаря». | конференция | ||
Калле Блюмквиста | ||||||
27 | М. Твен «Принц и | Составление вопросов для | Подумать, на какой вопрос | Подготовка вопросов | Литературная | |
нищий» | оппонентов по прочитанному | вам хотелось бы получить | олимпиады | гостинная | ||
произведению | ответ | |||||
28 | Н.Шер «Рассказы о | Беседа о том, с какими книгами | Заполнение дневника чтения | Коллективная презентация | Устный журнал | |
русских писателях» | познакомились, кто какое | новыми материалами о | «Творцы книг». Оформление | |||
направление выбрал для | писателях, поэтах, | выставки книг | ||||
самостоятельного чтения, о чем | художниках, печатниках- | приключенческого жанра. | ||||
узнал. | полиграфистах. | |||||
29 | К. Паустовский | Углубленное рассмотрение | Оформление читательского | Подготовка к проекту. | Проект на тему | |
«Далекие годы» | книг приключенческого жанра. | дневника. | «Мир | |||
приключений». | ||||||
30 | Г. Скребицкий «От | Углубленное рассмотрение | Анализ поведения героев | Подготовка к викторине | Викторина | |
первых проталин до | книг. | |||||
первой грозы»- | ||||||
повесть о детстве | ||||||
31 | А. Рыбаков | Литературное слушание. | Иллюстрация с | Составление кроссворда с | Конкурс – | |
«Кортик» | Анализ произведения. | комментариями, составление | использованием | кроссворд | ||
вопросов по тексту | составленных вопросов | |||||
32 | Рыбаков «Бронзовая | Формирование нравственной | Составление вопросов по | Дискуссия «Моё отношение | Беседа- | |
птица» | позиции младшего школьника. | произведению. | к героям произведения» | дискуссия | ||
Повторение правил гигиены | ||||||
чтения. | ||||||
33 | Г. Мало «Без семьи» | Рассуждать с опорой на | Находить ответы на вопросы в | Выставка книг | Беседа- | |
прочитанное произведение. | произведении. | дискуссия | ||||
34 | В.А. Осеева | Составление характеристики | Найти и принести книги с | Выставка книг о долге и | Литературная | |
«Динка» | героя по его поступкам и | произведениями о долге и | храбрости. | игра | ||
жизненным ситуациям | храбрости. | Литературная игра по | ||||
произведениям о долге и | ||||||
храбрости |
Используемая литература:
- Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
- Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
- Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
- Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"
Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Английский разговорный клуб» для 4 класса
Рабочая программа к учебнику К. Барановой, Дж. Дули, В. Копыловой «Английский язык. 4 класс» в 2-х частях учитывает требования к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 1 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 2 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 2 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 3 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 3 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 4 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 4 классе...