Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы художественно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы художественно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 88 КБ |
презентация | 619.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для начальных классов
«Мир книг»
3 класс
Направление: гуманитарное
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Общая характеристика. Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы художественно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы «Мир книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информация о книге как из ее аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы « Мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты, соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т. д.
Содержание программы
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1 | История книги. Библиотеки | 3 | 2 | 1 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | 2 | 1 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 4 | 2 | 1 |
4 | Книги о родной природе | 3 | 2 | 1 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 2 | 1 | 1 |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 2 | 2 |
7 | Дети — герои книг | 3 | 2 | 1 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | 1 | 1 |
9 | Книги о детях войны | 4 | 2 | 1 |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | 1 | 1 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | 1 | 1 |
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Содержание изучаемого курса
(Календарно-тематическое планирование)
№ п/п | Наименование темы | Часы учебного времени |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказок | 1 ч |
2 | Первые книги. Библия. Детская Библия. Летописи. Рукописные книги. | 1 ч |
3 | История книги. Первопечатник Иван Федоров | 1 ч |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» | 1 ч |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | 1 ч |
7 | Сказки с загадками («Дочь-семилетка», «Умная дочь крестьянина» и т.д.) Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» | 1 ч |
8 | История басни. Басни Эзопа и И.Крылова | 1 ч |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен | 1 ч |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Театрализация басни. | 1 ч |
11 | Герои басен. Инсценирование басен. | 1 ч |
12 | Родные поэты | 1 ч |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова | 1 ч |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | 1 ч |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 1 ч |
16 | Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок | 1 ч |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог | 1 ч |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю» | 1 ч |
19 | Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 ч |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных | 1 ч |
21 | Дети-герои книг. Типы книг. | 1 ч |
22 | Книги – сборники произведений о детях | 1 ч |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг» | 1 ч |
24 | Книги зарубежных писателей | 1 ч |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях | 1 ч |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация | 1 ч |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая» | 1 ч |
28 | Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото) | 1 ч |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале | 1 ч |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» | 1 ч |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» | 1 ч |
32 | Создание классной газеты «Книгочей» | 1 ч |
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» Итоговая викторина «В мире книг» | 1 ч |
Список Литературы:
1. Книги-сборники былин, легенд, сказок
2.Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен
3.Книги Л.Н. Толстого для детей
4. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова
5.Книги-сборники произведений о животных. Каталог
6.Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк».
7.Сборники произведений о детях
8.Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».
9.Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»
10. Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»
11. Детский журнал «Мурзилка»
12. Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Принципы: Принцип всестороннего развития. Принцип сознательности Принцип посильной трудности. Принцип систематичности и последовательности
Методы программы: 1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу. 2) проект. 3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа). 4) Инсценировка
разделы содержания программы
Для реализации данной программы необходимо: Хрестоматия Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Журнал «Мурзилка» Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"
Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Волшебный мир книг»
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Подбор произведений для изучени...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса...