Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"
рабочая программа (3 класс) на тему

Ягода Юлия Фёдоровна

Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы художественно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы художественно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.

Содержание  занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа88 КБ
Office presentation icon презентация619.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для начальных классов

«Мир книг»

3 класс



Направление: гуманитарное

Возраст: 9-10 лет

Срок реализации программы: 1 год



Пояснительная записка

Общая характеристика. Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы художественно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.

Содержание  занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы «Мир книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информация о книге как из ее аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Рабочая  программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы « Мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты,  соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т. д.

Содержание программы

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

История книги. Библиотеки

3

2

1

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

2

1

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

4

2

1

4

Книги о родной природе

3

2

1

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

2

1

1

6

Животные — герои детской литературы

4

2

2

7

Дети — герои книг

3

2

1

8

Книги зарубежных писателей

2

1

1

9

Книги о детях войны

4

2

1

10

Газеты и журналы для детей

3

1

1

11

«Книги, книги, книги…»

2

1

1

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Содержание изучаемого курса

(Календарно-тематическое планирование)

п/п

Наименование темы

Часы учебного времени

1

Книги-сборники былин, легенд, сказок

1 ч

2

Первые книги. Библия. Детская Библия. Летописи. Рукописные книги.

1 ч

3

История книги. Первопечатник Иван Федоров

1 ч

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

1 ч

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных

1 ч

7

Сказки с загадками («Дочь-семилетка», «Умная дочь крестьянина» и т.д.) Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»

1 ч

8

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова

1 ч

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен

1 ч

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Театрализация басни.

1 ч

11

Герои басен. Инсценирование басен.

1 ч

12

Родные поэты

1 ч

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова

1 ч

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

1 ч

15

Книги Л.Н. Толстого для детей

1 ч

16

Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок

1 ч

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог

1 ч

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю»

1 ч

19

Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1 ч

20

Художники-иллюстраторы книг о животных

1 ч

21

Дети-герои книг. Типы книг.

1 ч

22

Книги – сборники произведений о детях

1 ч

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг»

1 ч

24

Книги зарубежных писателей

1 ч

25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях

1 ч

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация

1 ч

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»

1 ч

28

Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото)

1 ч

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале

1 ч

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»

1 ч

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка»

1 ч

32

Создание классной газеты «Книгочей»

1 ч

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?»

 Итоговая викторина «В мире книг»

1 ч

Список Литературы:

1. Книги-сборники былин, легенд, сказок

2.Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен

 3.Книги Л.Н. Толстого для детей

4. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова

5.Книги-сборники произведений о животных. Каталог

6.Книга Дж.Лондона «Бурый волк» или «Волк».

7.Сборники произведений о детях

8.Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».

9.Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»

10. Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

11. Детский журнал «Мурзилка»

12. Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для начальных классов «Мир книг» 3 класс

Слайд 2

Цели: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Слайд 3

Принципы: Принцип всестороннего развития. Принцип сознательности Принцип посильной трудности. Принцип систематичности и последовательности

Слайд 4

Методы программы: 1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу. 2) проект. 3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа). 4) Инсценировка

Слайд 5

разделы содержания программы

Слайд 6

Для реализации данной программы необходимо: Хрестоматия Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Журнал «Мурзилка» Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Волшебный мир книг»

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.      Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю).Подбор произведений для изучени...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для  2 класса...