классный час "Барыня-сударыня Капуста"
классный час (3 класс)

Методическая разработка: классный час на тему «Барыня-сударыня капуста»

Калинина Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово

 Возраст: 6–9 лет.

Цель: создать условия для развития познавательной активности детей в процессе реализации краткосрочного проекта «Барыня-сударыня капуста»

Задачи:

  • расширить у учащихся представления о капустной культуре;
  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения с одноклассниками и учителем;
  • Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

– формировать положительное отношение к приобретению новых знаний.

– формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные УУД:

-развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

– в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

 – осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из собственных наблюдений, из дополнительных источников;

Коммуникативные УУД:

 – учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оборудование: картинки с изображением сортов капусты, словари, стаканчики для опытов, ложечки, набор для опытов, перчатки для опытов, интерактивная доска, карточки для опыта.

 Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего классного часа, вам необходимо составить слово из первых букв в названии предметов.

— Вы догадались, к кому в гости вы попали? О чем будет наше занятие? Правильно, речь пойдет о капусте. Да, о той самой барыне-сударыне капусте.

 — Что вы можете узнать об этом сегодня? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Какие вопросы вы бы хотели задать?

  1. Актуализация знаний.

Работа в группах. Детям раздаются словари.

Что такое капуста?

Историческая справка:

— Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура. «Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром его величали «первой барыней» на деревне. С Воздвиженья (27 сентября) в деревнях начинали рубить капусту. Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Молодежь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проходили: с разговорами, шутками, прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Приглашение на «капустные вечорки» с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

Игра-задание «Аукцион» (на доске большое изображение капусты)

 — Назовите как можно больше слов к нашей теме. (голубцы, пироги, пирожки, салаты, борщ, суп, щи, вареники, оладьи, блинчики, жареная, гарнир, рулеты, рагу, тушёная капуста, запеканка, суп,…) Ее на зиму шинкуют, солят, квасят, маринуют.

Игра-соревнование: «Кто быстрее разденет капусту».

-Скажите, а кто из животных любит капусту? Делимся на команды «Зайчата» и «Крольчата». Какая команда очистит капусту быстрее Беседа о сортах капусты Видов и сортов много капусты. Но мы перечислим самые распространённые.

1). Белокочанная капуста.

2). Краснокочанная.

3). Савойская.

4). Брюссельская.

5). Брокколи.

6). Пекинская.

7). Кольраби.

8). Цветная.

9). Декоративная.

 

— Капуста белокочанная. Как думаете, почему ее так назвали? (Белый кочан).

— А у этой капусты кочан красный. Как называется такая капуста? (Краснокочанная)

— Ребята, а эту капустку называют … (Цветная) Похожа она на цветок? В этой капусте для еды используют не листья, а ее цветы. Поэтому у нее такое название — цветная. Вот они эти соцветия.

— Это капуста «Кольраби». Она отличается от белокочанной тем, что ее листья растут вверх. И «Кольраби» не засаливают на зиму. Из неё делают салаты, которые долго не хранятся, а тут же съедаются.

— Брюссельская. В пищу употребляются кочешки овоща, которые представляют собой миниатюрные копии белокочанной капусты, весом около десяти грамм каждый и размером, не превышающим размеры грецкого ореха. На одном стебле капусты вырастает порядка 50–70 маленьких кочешков.

— Савойская в отличие от белокочанной капусты имеет более тонкие пузырчатые листья, у которых практически полностью отсутствуют прожилки.

— Пекинскую капусту часто именуют китайской или «китайкой», салатной, а на ее родине, в Китае, она входит в состав разнообразных блюд и называется «Петсай»

— Брокколи—это подвид цветной капусты.

— Декоративная для украшения клумб.

Работа в парах: «Собери пословицы про капусту». «Хлеб да капуста лихого в дом не допустят», «Без картошки, хлеба да капусты—какая еда», «Не будь головаста, а будь пузаста», «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь— капустой», «Капуста любит воде, да хорошую погоду».

Физпауза «Заготавливаем капусту» (руками имитируем соответствующие действия)

— Мы капусту рубим, рубим! — имитируем движения топора.

— Мы капусту жмем, жмём! — сжимаем пальцы в кулаки.

— Мы морковку трём, трём! — ритмичные движения вверх-вниз.

— Посолили!—пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

— Помешали!—горизонтальные движения кистями рук.

— В бочку всё утрамбовали! — кулаки ставятся друг на друга.

— Сверху грузиком прижали!—прихлопнуть ладонью.

Всё! Готово! Приятного аппетита!

  1. Опытно-экспериментальная деятельность.

— Капуста — это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем.

— Сегодня мы с вами будем учёными-химиками. Мы выясним, как цвет может нам помочь определить класс вещества. Что для этого нам понадобится? Во-первых, индикатор. Так называют вещества, которые изменяются в ходе опыта. Например, меняют окраску (в данном случае идёт определённая химическая реакция и, как результат, изменение цвета) и, конечно же, листочки с таблицей, чтобы записать ход опыта и результаты.

Вещество Цвет Класс вещества

— Перед вами стоит 3 стаканчика с индикатором. Сегодня нашим индикатором будет капустный сок.

— Инструктаж по технике безопасности.

— В 1 стаканчик положите полчайной ложки соды. Какой цвет принял индикатор? (Синий)

— Во второй стаканчик добавим полчайной ложки лимонной кислоты. Как вы поняли, это кислота. Какого цвета стал индикатор? (Малиновый)

— В третий стаканчик добавьте столовую ложку стирального порошка. Индикатор стал….зелёным! Порошок— это щёлочь. Если жидкость постоит всю ночь, то наутро вы обнаружите, что она стала синей. Значит в ней больше солей.

— Для корректности эксперимента перед вами стаканчик капустного сока для сравнения.

— Теперь самостоятельно узнайте, что такое газированная вода по составу: ближе к соде, уксусу или стиральному порошку.

Сделайте вывод.

  1. Итог.

Итак, мы сегодня с вами сделали открытия. Какие? О каком празднике вы сегодня узнали, ребята? (Воздвижение, Капустник). На Воздвижение как ее называли? (первой барыней). Какие названия капусты вы запомнили? Какой бабочки больше всего боится капуста? Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться капустой? А дикое?

  1. Рефлексия.

 На столе по количеству детей и для учителя лежат приготовленные шаблоны трафареты капусты.

— Сейчас мы простые капустные кочаны-шаблоны превратим в веселых или грустных барынь. Если вам понравился наш праздник, сделайте вашу барыню веселой, румяной, если нет, то грустной, опечаленной.

— Прикрепите на доску. Вот какой хоровод из красавиц-барынь у вас получился. Пора заканчивать урок. Спасибо за работу!

Литература:

1. Анисимова М. М., Гильфанова Н.Г. Экологическое воспитание младших школьников. Разработка занятий/ под ред. Р.Ф. Бабыненой.—Набережные Челны, 2009.

2. Воронкевич О. А.—Добро пожаловать в экологию. Часть II. С-П: «Детство—пресс» 2003 г.

3. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук.— «ОЛМА Медиа Групп» 2007.

 4. Лунич М.В. Детям о природе. М., 1996.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. М: «Мозаика—Синтез» 1999 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: классный час на тему «Барыня-сударыня капуста»

Калинина Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Шарыпово

 Возраст: 6–9 лет.

Цель: создать условия для развития познавательной активности детей в процессе реализации краткосрочного проекта «Барыня-сударыня капуста»

Задачи:

  • расширить у учащихся представления о капустной культуре;
  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения с одноклассниками и учителем;
  • Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

– формировать положительное отношение к приобретению новых знаний.

– формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные УУД:

-развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

– в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

 – осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из собственных наблюдений, из дополнительных источников;

Коммуникативные УУД:

 – учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оборудование: картинки с изображением сортов капусты, словари, стаканчики для опытов, ложечки, набор для опытов, перчатки для опытов, интерактивная доска, карточки для опыта.

 Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего классного часа, вам необходимо составить слово из первых букв в названии предметов.

— Вы догадались, к кому в гости вы попали? О чем будет наше занятие? Правильно, речь пойдет о капусте. Да, о той самой барыне-сударыне капусте.

 — Что вы можете узнать об этом сегодня? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Какие вопросы вы бы хотели задать?

  1. Актуализация знаний.

Работа в группах. Детям раздаются словари.

Что такое капуста?

Историческая справка:

— Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура. «Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром его величали «первой барыней» на деревне. С Воздвиженья (27 сентября) в деревнях начинали рубить капусту. Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Молодежь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проходили: с разговорами, шутками, прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Приглашение на «капустные вечорки» с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

Игра-задание «Аукцион» (на доске большое изображение капусты)

 — Назовите как можно больше слов к нашей теме. (голубцы, пироги, пирожки, салаты, борщ, суп, щи, вареники, оладьи, блинчики, жареная, гарнир, рулеты, рагу, тушёная капуста, запеканка, суп,…) Ее на зиму шинкуют, солят, квасят, маринуют.

Игра-соревнование: «Кто быстрее разденет капусту».

-Скажите, а кто из животных любит капусту? Делимся на команды «Зайчата» и «Крольчата». Какая команда очистит капусту быстрее Беседа о сортах капусты Видов и сортов много капусты. Но мы перечислим самые распространённые.

1). Белокочанная капуста.

2). Краснокочанная.

3). Савойская.

4). Брюссельская.

5). Брокколи.

6). Пекинская.

7). Кольраби.

8). Цветная.

9). Декоративная.

— Капуста белокочанная. Как думаете, почему ее так назвали? (Белый кочан).

— А у этой капусты кочан красный. Как называется такая капуста? (Краснокочанная)

— Ребята, а эту капустку называют … (Цветная) Похожа она на цветок? В этой капусте для еды используют не листья, а ее цветы. Поэтому у нее такое название — цветная. Вот они эти соцветия.

— Это капуста «Кольраби». Она отличается от белокочанной тем, что ее листья растут вверх. И «Кольраби» не засаливают на зиму. Из неё делают салаты, которые долго не хранятся, а тут же съедаются.

— Брюссельская. В пищу употребляются кочешки овоща, которые представляют собой миниатюрные копии белокочанной капусты, весом около десяти грамм каждый и размером, не превышающим размеры грецкого ореха. На одном стебле капусты вырастает порядка 50–70 маленьких кочешков.

— Савойская в отличие от белокочанной капусты имеет более тонкие пузырчатые листья, у которых практически полностью отсутствуют прожилки.

— Пекинскую капусту часто именуют китайской или «китайкой», салатной, а на ее родине, в Китае, она входит в состав разнообразных блюд и называется «Петсай»

— Брокколи—это подвид цветной капусты.

— Декоративная для украшения клумб.

Работа в парах: «Собери пословицы про капусту». «Хлеб да капуста лихого в дом не допустят», «Без картошки, хлеба да капусты—какая еда», «Не будь головаста, а будь пузаста», «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь— капустой», «Капуста любит воде, да хорошую погоду».

Физпауза «Заготавливаем капусту» (руками имитируем соответствующие действия)

— Мы капусту рубим, рубим! — имитируем движения топора.

— Мы капусту жмем, жмём! — сжимаем пальцы в кулаки.

— Мы морковку трём, трём! — ритмичные движения вверх-вниз.

— Посолили!—пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

— Помешали!—горизонтальные движения кистями рук.

— В бочку всё утрамбовали! — кулаки ставятся друг на друга.

— Сверху грузиком прижали!—прихлопнуть ладонью.

Всё! Готово! Приятного аппетита!

  1. Опытно-экспериментальная деятельность.

— Капуста — это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем.

— Сегодня мы с вами будем учёными-химиками. Мы выясним, как цвет может нам помочь определить класс вещества. Что для этого нам понадобится? Во-первых, индикатор. Так называют вещества, которые изменяются в ходе опыта. Например, меняют окраску (в данном случае идёт определённая химическая реакция и, как результат, изменение цвета) и, конечно же, листочки с таблицей, чтобы записать ход опыта и результаты.

Вещество Цвет Класс вещества

— Перед вами стоит 3 стаканчика с индикатором. Сегодня нашим индикатором будет капустный сок.

— Инструктаж по технике безопасности.

— В 1 стаканчик положите полчайной ложки соды. Какой цвет принял индикатор? (Синий)

— Во второй стаканчик добавим полчайной ложки лимонной кислоты. Как вы поняли, это кислота. Какого цвета стал индикатор? (Малиновый)

— В третий стаканчик добавьте столовую ложку стирального порошка. Индикатор стал….зелёным! Порошок— это щёлочь. Если жидкость постоит всю ночь, то наутро вы обнаружите, что она стала синей. Значит в ней больше солей.

— Для корректности эксперимента перед вами стаканчик капустного сока для сравнения.

— Теперь самостоятельно узнайте, что такое газированная вода по составу: ближе к соде, уксусу или стиральному порошку.

Сделайте вывод.

  1. Итог.

Итак, мы сегодня с вами сделали открытия. Какие? О каком празднике вы сегодня узнали, ребята? (Воздвижение, Капустник). На Воздвижение как ее называли? (первой барыней). Какие названия капусты вы запомнили? Какой бабочки больше всего боится капуста? Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться капустой? А дикое?

  1. Рефлексия.

 На столе по количеству детей и для учителя лежат приготовленные шаблоны трафареты капусты.

— Сейчас мы простые капустные кочаны-шаблоны превратим в веселых или грустных барынь. Если вам понравился наш праздник, сделайте вашу барыню веселой, румяной, если нет, то грустной, опечаленной.

— Прикрепите на доску. Вот какой хоровод из красавиц-барынь у вас получился. Пора заканчивать урок. Спасибо за работу!

Литература:

1. Анисимова М. М., Гильфанова Н.Г. Экологическое воспитание младших школьников. Разработка занятий/ под ред. Р.Ф. Бабыненой.—Набережные Челны, 2009.

2. Воронкевич О. А.—Добро пожаловать в экологию. Часть II. С-П: «Детство—пресс» 2003 г.

3. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук.— «ОЛМА Медиа Групп» 2007.

 4. Лунич М.В. Детям о природе. М., 1996.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. М: «Мозаика—Синтез» 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 1 классе "Осенью капуста-барыня"

Урок изобразительного искусства  в 1 классе по программе Т.А.Шпикаловой "Осенью капуста барыня". Полную версию с презентацией см. http://ifolder.ru/26149497...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Учим словарные слова. Капуста.

Презентация для учителей и учащихся. Работа со словарным словом КАПУСТА....

Капуста

Презентация содержит материал о видах капусты...

Сказка "Капуста"

Сценарий сказки "Капуста" на французском языке. По мотивам сказки "Репка"...

Словарное слово "капуста"

Данные материалы помогут  учителю начальных классов организовать работу по запоминанию данного словарного слова. Так же представленные материалы могут служить ориентиром для учеников при выполнен...

знакомство с огородными растениями . Капуста.

Сценарий внеклассного занятия по  теме "Овощи". Обобщает знания о пользе овощных культур, их выращивании, свойствах, интересных фактах о каждой культуре....