Классный час "Что значит быть гражданином своей страны"
классный час (4 класс)
Создание условий для воспитания у детей: чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории России.
Функциональное значение государственных символов России, права и обязанности граждан, законы жизни класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_byt_grazhdaninom_svoey_strany.docx | 38.9 КБ |
moya_rodina.pptx | 2.25 МБ |
poslovitsy.docx | 11.18 КБ |
derzhava_i_skipetr.docx | 775.15 КБ |
gerb.docx | 336.44 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ
СТРАНЫ
… Люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Задачи:
-Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
-Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
-Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
-Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фломастеры, слова пословиц на листочках, запись гимна РФ, карточка с гербом и флагом, рисунок детской ладони для голосования, таблички с человеческими ценностями
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Что для вас, ребята, является самым дорогим в жизни?(жизнь, здоровье, родители, свобода, труд, жилище, друзья)
-Без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? (Родина.)
2. Актуализация, мотивация. Постановка проблемы.
Беседа о ценностях человека.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Всё чаще и чаще вспоминает человек о своей, семье, о доме, друзьях … Завелась тоска и гложет изнутри. Заболел Человек от тоски. Лежит, не встаёт с постели. И чувствует он – «ЗОВЁТ» его Родина. И как только приехал - в родной город, к любимым людям, сразу всё у него наладилось, выздоровел Человек. Как же рад Человек был видеть снова свою СЕМЬЮ, свою СТРАНУ, свой НАРОД.
-Почему же Человек заскучал? Ребята, а что же такое Родина?
Родина – это…
-Слушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина», | В лужах первые кораблики, |
- Значит, о чем мы сегодня будем разговаривать? ( о Родине)
- А как называется страна, в которой мы с вами живём? (Правильно – Россия). (Слайды 2,3)
- Цель нашей беседы сегодня: почувствовать себя гражданами своей страны, ответственными за её судьбу, желание быть полезным своей стране. Я надеюсь, что в результате нашей совместной работы мы почувствуем себя частью российского общества.
- А кто такой гражданин? (Слайд 4)
- Чтобы стать гражданином страны, достаточно просто родиться, вырасти и жить в ней? Что нужно для того, чтобы быть гражданином своей страны? Действительно, необходимо уважительно относиться к своей стране, её традициям и обычаям, иметь активную гражданскую позицию, испытывать гордость за свою страну.
Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Это значит служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным благополучием и даже - жизнью. Вот как сильно нужно любить м беречь свою РОДИНУ!!
- А вы знаете пословицы о Родине? Ответы учащихся.
- А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много стихов, пословиц о ней.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Всякому мила своя сторона.
- Где жить, тем и слыть.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- Давайте поиграем.
- Разделитесь на группы. Кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.
(на столах в файлах на листочках записаны слова, которые нужно собрать в пословицы и объяснить их смысл).
Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
(Проверка задания ).
- Послушайте высказывания о Родине знаменитых людей (слайд 4).
(высказывание о Родине)
Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной
Нет родной земли на свете.
(Б. Укачин – алтайский поэт)
«Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека,
гражданина своей страны».
(Наполеон Бонапарт- французский император, полководец).
- А вы согласны с этими людьми?
- А что должен знать о своей стране гражданин? ( Должен знать её историю, её государственные символы.)
-Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).
3. Работа в группах. Символы России.
1) О гербе РОССИИ.
Наука, изучающая гербы, называется - геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
«Герб – щит с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу или дворянскому роду».
Это очень древний герб. Он появился более пятисот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага.
ДЕТИ - Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Правой лапой орел сжимает скипетр – это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями - СИМВОЛ царской власти.
В его левой лапе – держава - это золотой шар с крестом наверху - СИМВОЛ самостоятельного государства.
Над головами орла мы видим короны.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).
- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: приклеить недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).
- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.
4. Физминутка.
Жура – Жура – журавель, | Мы спросили журавля: |
2) О флаге РОССИИ.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология.
- ДЕТИ - Флаг состоит из следующих частей: белый цвет - означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
- В древности флаги использовались, чтобы объединять войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Как называется наука о флагах? (Вексиллология (Вывешиваю табличку)).
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?(22 августа).
-Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.
3) О гимне РОССИИ.
- Третьим символом нашего государства является гимн.
АВТОРЫ: композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков.
ДЕТИ - Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов слов и музыки гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.(Включаю гимн. Дети слушают стоя).
- Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся - герб, флаг, гимн.
- Когда звучит гимн? (Во время торжественных мероприятий, праздников. (Сегодня праздник – День Конституции).
4) О Конституции РОССИИ.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
(В.В.Путин)
- Что такое Конституция ?
ДЕТИ – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
- Какими же правами обладает человек?
- Давайте попробуем сформулировать самые главные права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).
5. Принятие законов жизни класса.
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
- Это проект законов можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
- А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
11. Рефлексия.
(Дети прикрепляют «ладони» на доску).
12. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
- Что значит быть гражданином своей страны?
- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию – | Без нее нам не жить, |
Законы класса
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
1. Берегите Россию –
| 5. Без неё нам не жить,
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОССИЯ
РОССИЯ
Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ
ПОСЛОВИЦЫ Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
ПОСЛОВИЦЫ Где кто родится, там и пригодится. Если народ един, он непобедим. Кто за Родину горой, тот и герой .
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ Кроме матери родной, Нету матери на свете. Кроме родины – иной Нет родной земли на свете. Б. Укачин «Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт.
ГЕРБ РОССИИ
ФЛАГ РОССИИ
ГИМН РОССИИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ
Предварительный просмотр:
Где кто родится, | там и пригодится. |
Если народ един, | он непобедим. |
Кто за Родину горой, | тот и герой. |
Где кто родится, | там и пригодится. |
Если народ един, | он непобедим. |
Кто за Родину горой, | тот и герой. |
Где кто родится, | там и пригодится. |
Если народ един, | он непобедим. |
Кто за Родину горой, | тот и герой. |
Где кто родится, | там и пригодится. |
Если народ един, | он непобедим. |
Кто за Родину горой, | тот и герой. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Что значит быть гражданином?
Данная статья раскрывает смысл таких понятий, как патриотизм и толерантность....
рабочая прорамма по внеурочной деятельности "Я - гражданин своей страны"
рабочая прграмма по внеурочной деятельности военно - патриотического направления "Я - гражданин своей страны"...
Планирование внеурочного курса "Я - гражданин своей страны"
Данная программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет проводить классные часы в определённой системе....
Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"
Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"...
Парламентский урок "Я - гражданин своей страны"
Парламентский урок "Я - гражданин своей страны"...
Классный час «Я – гражданин своей страны»
Классный час «Я – гражданин своей страны»...