Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука нравственности
рабочая программа (1 класс)
Развитие нравственной личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности в форме курса «Азбука нравственности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_azbuka_nravstvennosti.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Наименование учебного предмета Азбука нравственности
Класс 1 - 4
Уровень общего образования начальное общее
Срок реализации программы, учебный год 2016 – 2020г.
Количество часов по учебному плану всего 33/34 часа в год; в неделю 1час
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности», разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168с.- С.91-93
Пояснительная записка
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И. Колдунова, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах проводится «Азбука нравственности». На изучение данной внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю (33 часа в первом классе, по 34 часа во 2–4 классах).
Цель:
Формировать у детей нравственные ценности при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи
- развитие способности видеть нравственную ситуацию;
- осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
- оценка нравственных поступков.
Общая характеристика курса
Развитие нравственной личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности в форме курса «Азбука нравственности».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс
Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.
2 класс
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.
3 класс
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
- пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Азбука нравственности» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Ученик научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Учебно-тематический план
1 класс
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 класс | 33 часа | |
1 | Школьный этикет. Правила поведения на уроке. | 5 |
2 | Правила общения. Обсуждение предложенных ситуацийОбсуждение ситуаций. с опозданиями на урок. | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
2 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
3 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 8 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
4 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 8 |
2 | Правила общения | 8 |
3 | О трудолюбии | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Дата |
Школьный этикет | ||
Мы в школе | ||
Мы пришли на урок | ||
Зачем нужны перемены? Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. | ||
Мы в школьной столовой. Повторение правил о правильном поведении за столом. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. | ||
Правила поведения за столом | ||
Правила общения | ||
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | ||
Правила вежливости. Использование волшебных слов в общении. | ||
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках | ||
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | ||
Значение вежливых слов в жизни. «Слово лечит, слово ранит». | ||
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | ||
Мой учитель | ||
Думай о других: сочувствие, как его выразить? | ||
Моя семья | ||
Пути выхода из конфликтной ситуации | ||
Практическое знакомство с правилами коллективных игр | ||
О трудолюбии | ||
Значение труда в жизни людей | ||
Что помогает учиться лучше (старательность) | ||
Учение как основной труд и обязанность школьника | ||
Трудолюбие как главная ценность человека | ||
Трудолюбие как главная ценность человека | ||
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | ||
Культура внешнего вида | ||
Внешний вид человека | ||
Правила опрятности и их значение для здоровья | ||
Основные правила Мойдодыра | ||
Итоговое занятие | ||
Внешкольный этикет | ||
Правила поведения на улице | ||
Правила поведения в транспорте | ||
Правила поведения в общественных местах | ||
Вежливое отношение к людям | ||
«Спасибо» и «пожалуйста» | ||
«Здравствуйте» и «до свидания» | ||
Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Дата |
Школьный этикет | ||
1 | Дисциплина в школе | |
2 | Дисциплина в классе | |
3 | В библиотеке | |
4 | Книга — твой друг, береги её | |
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | |
Правила общения | ||
6 | Что такое сопереживание? | |
7 | Помощь друзьям | |
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | |
9 | Преданный друг | |
10 | О доброте и бессердечии. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. | |
11 | Дал слово — держи его | |
12 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | |
13 | О зависти и скромности | |
14 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | |
15 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | |
16 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | |
О трудолюбии | ||
17 | Самообслуживание | |
18 | Учусь всё делать сам | |
19 | Взаимопомощь дома и в школе | |
20 | Труд моих родных | |
21 | Труд людей вокруг нас | |
22 | В мире мудрых мыслей | |
23 | Что значит беречь результаты труда? | |
Культура внешнего вида | ||
24 | Правила личной гигиены | |
25 | Игра «Узнай по описанию» | |
26 | Бережное отношение к своей одежде | |
27 | Ремонт одежды | |
Внешкольный этикет | ||
28 | Правила поведения в общественном транспорте | |
29 | Правила поведения в музее, кино, театре | |
30 | Растения в жизни человека | |
31 | Братья наши меньшие | |
32 | Бережное отношение к природе | |
33 | В мире мудрых мыслей | |
34 | Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Дата |
Школьный этикет | ||
1 | Правила поведения в школе | |
2 | Перемена с увлечением | |
3 | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | |
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | |
5 | Школьное имущество надо беречь | |
Правила общения | ||
6 | Добрый день. Здравствуйте | |
7 | По стране вежливых слов | |
8 | Поговорим о доброте | |
9 | Без друга в жизни туго. Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. | |
10 | Порадовать близких — как это просто! | |
11 | Можно и не ссориться. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). | |
12 | Большое значение маленьких радостей | |
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | |
14 | Время надо беречь | |
15 | Слово лечит, слово ранит | |
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | |
О трудолюбии | ||
17 | Твой труд дома | |
18 | Учись учиться | |
19 | Ответственность | |
20 | Труд кормит, а лень портит | |
21 | Как организовать свой труд | |
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | |
23 | Цена ломтика | |
24 | Профессии людей | |
Культура внешнего вида | ||
25 | Уход за своими вещами | |
26 | Одежда будничная и праздничная | |
27 | По одёжке встречают. Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. | |
28 | Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | |
Внешкольный этикет | ||
29 | Разговор по телефону | |
30 | Поведение в гостях | |
31 | Я пишу письмо | |
32 | Правила безопасности при общении с животными | |
33 | Поведение на природе | |
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Дата |
Школьный этикет | ||
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | |
2 | Забота о младших | |
3 | «Познай самого себя» | |
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | |
5 | Как я работаю над собой | |
6 | О терпении | |
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом | |
8 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | |
Правила общения | ||
9 | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | |
10 | Культура общения в современной семье | |
11 | Правила приличия в житейских ситуациях | |
12 | Культура спора | |
13 | Правила этикета: знакомство. Воспроизводить правила поведения в гостях. | |
14 | Язык, мимика и жесты | |
15 | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | |
16 | Игра «Город вежливости» | |
О трудолюбии | ||
17 | Культура физического и умственного труда | |
18 | Положительные герои в былинах и сказках | |
19 | Книга — источник знаний | |
20 | Золотые руки | |
21 | Кем быть? | |
22 | Твоя малая Родина | |
23 | Герои труда | |
Культура внешнего вида | ||
24 | Что такое культура внешнего вида? | |
25 | Одежда и осанка. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. | |
26 | Вежливость и внешний вид | |
27 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | |
Внешкольный этикет | ||
28 | Осваиваем правило «так нельзя» | |
29 | Услышать собеседника | |
30 | Совесть — основа нравственности | |
31 | Что такое хорошо и что такое плохо | |
32 | В мире мудрых мыслей | |
33 | Россияне о любви к Родине | |
34 | Итоговое занятие |
Содержание программы[1]
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям;
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
- Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
[1] Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168с.- С.91-93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности". 3 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» для 2-ых классов
Срок реализации программы 1 год...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, к...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" (1-4 кл)
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об эт...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 4 класс....