Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик»
рабочая программа

Тычинина (Пимкина) Кристина Александровна

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.  Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yantarik_5-6_let.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Балтийска

                                                                          Утверждаю

И.о. заведующего МБДОУ д/с № 4

____________Кудлаева Ю.В.

                                                                                                          от «___»____________2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности «Янтарик»

Возраст обучающихся: 5 - 6 лет

Срок реализации: 9 месяцев

                                          Автор- состовитель:

                                                                                          Пимкина Кристина Александровна ,  

                                                                                          воспитатель

                                                                         МБДОУ д/с № 4 г. Балтийска

г. Балтийск , 2022г.

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Янтарик»  имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы:

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.  Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.   Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается  ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.  Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно.

Отличительные особенности программы:

В  основу данной  программы   заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение   детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному  и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа,  а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Адресат программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Янтарик» предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. К пяти годам ребенок становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы – 9 месяцев

На полное освоение программы требуется 36  часов

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые формы работы с детьми. Состав групп 8-12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 час, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогически целесообразность: тем, что через данную программу   закладывается основа нравственной культуры ребенка, воспитываются в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить хорошее от плохого, но и противостоять злу. В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.

Практическая значимость:

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Ведущие теоретические идеи:

  • создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка:
  • развитие его мотивационной сферы, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, развитие творческих способностей¸ качеств личности, получать новые образовательные результаты.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи:

Воспитательные:

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни

ознакомление с   фольклорными  произведениями, национальным            

          бытом, обрядами   праздников, народной психологией.

  • создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек,  хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства;
  • обучение народным играм, праздничным обрядам.

Принципы отбора содержания:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы:

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха.  У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1   часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала;

2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или подгрупповая: самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;

3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Состоит из аналитической деятельности каждого обучающегося и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте и опыте друг друга. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению данного материала.

В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:

  • Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи;
  • Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Планируемые результаты:

  • знает основные литературные понятия по фольклору;
  • краткое содержание прочитанных литературных произведений;

быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки,

пословицы, поговорки, заклички.

  • умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
  • использует в игре предметы быта русского народа;
  • создаёт творческие работы по фольклорным произведениям

Механизм оценивания образовательных результатов:

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- Формирование сотрудничества педагогов, детей и родителей дошкольного образовательного учреждения в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами города.

Формы подведения итогов реализации программы:

Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, проектах и фестивалях муниципального, регионального всероссийского уровня. Ребята проявляют дизайнерские способности через оформление помещений ДОУ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамоты, дипломы, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей, статьи в СМИ.

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы, выставки, смотры, открытые мероприятия, отчет итоговый, портфолио.

 Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей на открытых мероприятиях.

2.Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Что летом родится, — зимой   пригодится»

1

0.25

0.75

2

«Гуляй, да присматривайся»

1

0.25

0.75

3

«Вершки да корешки»

1

0.25

0.75

4

«Хлеб — всему голова»

1

0.25

0.75

5

«Октябрь пахнет капустой»

1

0.25

0.75

6

«Зайчишка-трусишка»

1

0.25

0.75

7

«У страха глаза велики».

1

0.25

0.75

8

«Друг за дружку держаться — ничего не бояться»

1

0.25

0.75

9

«Знаешь ли ты сказки?»

1

0.25

0.75

10

Гончарные мастеровые

1

0.25

0.75

11

Дикие животные

1

0.25

0.75

12

«Что нам осень принесла?»

1

0.25

0.75

13

«Здравствуй ,зимушка-зима!»

1

0.25

0.75

14

«Проказы старухи зимы»

1

0.25

0.75

15

«Лиса-обманщица»

1

0.25

0.75

16

«Пришла коляда —. отворяй ворота»

1

0.25

0.75

17

«С Новым годом со всем родом!»

1

0.25

0.75

18

«Гуляй, да присматривайся»

1

0.25

0.75

19

«Хороший город Городец»

1

0.25

0.75

20

Городецкая роспись

1

0.25

0.75

21

«Гуляй, да присматривайся»

1

0.25

0.75

22

Сказка для Кузи

1

0.25

0.75

23

Письмо Нафане

1

0.25

0.75

24

«Ой ты, Масленица!»

1

0.25

0.75

25

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

1

0.25

0.75

26

«Мудреному и счастье к лицу»

1

0.25

0.75

27

«Гуляй, да присматривайся»

1

0.25

0.75

28

«Весна, весна, поди сюда!»

1

0.25

0.75

29

«Шутку шутить — людей насмешить»

1

0.25

0.75

30

«Небылица в лицах,  небывалыцина»

1

0.25

0.75

31

Красная горка

1

0.25

0.75

32

«Апрель ленивого не любит, проворного

голубит»

1

0.25

0.75

33

«Весна красна цветами»

1

0.25

0.75

34

«Победа в воздухе вьется, а руками

достается»

1

0.25

0.75

35

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать»

1

0.25

0.75

36

Прощание с «избой»

1

0.25

0.75

ИТОГО:

36

9

27

3. Содержание программы

  (36 часов, 1час в неделю)

Тема 1. «Что летом родится,— зимой пригодится». (1ч.)

Содержание: Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки,

песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

Тема 2.  «Гуляй, да присматривайся». (1ч.)

Содержание: Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».

Тема 3.«Вершки да корешки». (1 ч.)

Содержание: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок

Тема 4. «Хлеб — всему голова». (1 ч.)

Содержание: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом Пословицы и поговорки о хлебе.

Тема 5. «Октябрь пахнет капустой». (1 ч.)

Содержание: Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень».

Тема 6. «Зайчишка-трусишка». (1 ч.)

Содержание: Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка».

Тема 7. «У страха глаза велики». (1 ч.)

Содержание: Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

Тема 8. «Друг за дружку держаться — ничего не бояться».

Содержание: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. (1 ч.)

Тема 9 .«Знаешь ли ты сказки?» (1 ч.)

Содержание: Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики».

Тема10. «Гончарные мастеровые»  (1 ч.)

Содержание: Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

Тема11. «Дикие животные»  (1 ч.)

Содержание: Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

Тема12. «Что нам осень принесла?» (1 ч.)

Содержание: Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

Тема13 . «Здравствуй, Зимушка –Зима!» (1 ч.)

Содержание: «Здравствуй, Зимушка –Зима!» Беседа о характерных признаках зимы с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз».

Тема14 . «Проказы старухи зимы» (1 ч.)

Содержание: Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

Тема15. «Лиса- обманщица» (1 ч.)

Содержание: Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

Тема16. «Пришла Коляда – отворяй ворота!» (1 ч.)

Содержание: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок

Тема17.«С Новым годом со всем родом» (1 ч.)

Содержание: Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Тема18. «Гуляй, да присматривайся» (1 ч.)

Содержание: Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

Тема19. «Хорош город Городец» (1 ч.)

Содержание: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

Тема20. «Городецкая роспись»  (1 ч.)

Содержание: Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

Тема21. «Гуляй, да присматривайся» (1 ч.)

Содержание: Беседа о характерных особенностях января и февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Тема22. «Сказка для Кузи»  (1 ч.)

Содержание: Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

Тема23. «Письмо Нафане»  (1 ч.)

Содержание: Составление детьми письма Нафане - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

Тема24.«Ой ты, Масленица!» (1 ч.)

Содержание: Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен.

Тема25. «Нет милее дружка, чем родная матушка» (1 ч.)

Содержание: Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

Тема26. «Мудрёному и счастье к лицу» (1 ч.)

Содержание: Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

Тема27. «Гуляй, да присматривайся!» (1 ч.)

Содержание: Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

Тема28. «Весна, весна, поди сюда!» (1 ч.)

Содержание: Пение закличек о весне, Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

Тема29 . «Шутку шутить – людей насмешить» (1 ч.)

Содержание: Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Тема30 . «Небылица в лицах, небывальщина» (1 ч.)

Содержание: Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Тема31. «Красная горка» (1 ч.)

Содержание: Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

Тема32. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (1 ч.)

Содержание: Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

Тема33. «Весна красна цветами» (1 ч.)

Содержание: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлов «Под кустом».

Тема34. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» (1 ч.)

Содержание: Рассказ о воинах –защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

Тема 35 .«А за ним такая гладь- ни морщинки не видать» (1 ч.)

Содержание: Знакомство детей с различными способами глажения белья. Старинный предмет обихода рубель. Загадывание загадок о предметах обихода.

Тема36. «Прощание с избой»  (1 ч.)

Содержание: Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Выпекание пирога и пение частушек.

4.Календарный учебный график

Возрастная группа

Вторая младшая 3-4 года

Начало учебного года

01.09.2022

Окончание учебного года

29.05.2023

Каникулы

01.01.2023-08.01.2021

Праздничные дни

04.11.22, 23.02.23, 08.03.23,

01.05.23, 09.05.23

Продолжительность занятий

до 25 мин

Количество занятий в неделю

1

Дни занятий

Согласно расписания, утвержденного заведующим ДОО

Время занятий

5. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия:

Просторное и светлое помещение для проведения ООД, бесед, дидактических игр. Оно должно иметь полки для выставочных работ, литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр.

Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.

Декорации для оформления «избы».

Инвентарь для проведения народных игр.

Иллюстративный материал, методическая литература.

Магнитофон, аудио- и видеозаписи по тематике программы.

Презентации по темам и праздникам.

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

  • мультимедийные презентации для занятий;
  • архив аудио, видео и фотоматериалов;
  • методические разработки занятий.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

  • словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, частушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
  • наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
  • практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
  • игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
  • исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.
  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
  • объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
  • репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);
  • стимулирования (выставки, смотры, поощрения)

Кадровые условия:

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Система мониторинга

Критерии

• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

• Знает название и назначение предметов русского народного быта.

• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.

• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит,сочетание цветов).

Методы диагностики:

собеседование с детьми;

наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;

анализ результатов продуктивной деятельности.

6. Список литературы

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2020г.;

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2015.;

3.  Новицкая М.Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в деском саду. М.: Линка- Пресс, 2003.;

4.   Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.;

5.  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов./ Авт.-сост. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигань и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик» Возраст обучающихся:3 - 4 года

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать...