Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик»
рабочая программа
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yantarik_5-6_let.docx | 43.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Балтийска
Утверждаю
И.о. заведующего МБДОУ д/с № 4
____________Кудлаева Ю.В.
от «___»____________2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности «Янтарик»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор- состовитель:
Пимкина Кристина Александровна ,
воспитатель
МБДОУ д/с № 4 г. Балтийска
г. Балтийск , 2022г.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Янтарик» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы:
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно.
Отличительные особенности программы:
В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Янтарик» предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. К пяти годам ребенок становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 9 месяцев
На полное освоение программы требуется 36 часов
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые формы работы с детьми. Состав групп 8-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 час, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогически целесообразность: тем, что через данную программу закладывается основа нравственной культуры ребенка, воспитываются в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить хорошее от плохого, но и противостоять злу. В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.
Практическая значимость:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Ведущие теоретические идеи:
- создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка:
- развитие его мотивационной сферы, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, развитие творческих способностей¸ качеств личности, получать новые образовательные результаты.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Воспитательные:
- формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитание коллективизма;
- воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Развивающие:
- расширение кругозора дошкольников;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
- ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
ознакомление с фольклорными произведениями, национальным
бытом, обрядами праздников, народной психологией.
- создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
- ознакомление с предметным миром русского крестьянства;
- обучение народным играм, праздничным обрядам.
Принципы отбора содержания:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы:
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала;
2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или подгрупповая: самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Состоит из аналитической деятельности каждого обучающегося и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте и опыте друг друга. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению данного материала.
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
- Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи;
- Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Планируемые результаты:
- знает основные литературные понятия по фольклору;
- краткое содержание прочитанных литературных произведений;
быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки,
пословицы, поговорки, заклички.
- умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
- использует в игре предметы быта русского народа;
- создаёт творческие работы по фольклорным произведениям
Механизм оценивания образовательных результатов:
Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Формирование сотрудничества педагогов, детей и родителей дошкольного образовательного учреждения в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами города.
Формы подведения итогов реализации программы:
Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, проектах и фестивалях муниципального, регионального всероссийского уровня. Ребята проявляют дизайнерские способности через оформление помещений ДОУ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамоты, дипломы, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей, статьи в СМИ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы, выставки, смотры, открытые мероприятия, отчет итоговый, портфолио.
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей на открытых мероприятиях.
2.Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Что летом родится, — зимой пригодится» | 1 | 0.25 | 0.75 |
2 | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | 0.25 | 0.75 |
3 | «Вершки да корешки» | 1 | 0.25 | 0.75 |
4 | «Хлеб — всему голова» | 1 | 0.25 | 0.75 |
5 | «Октябрь пахнет капустой» | 1 | 0.25 | 0.75 |
6 | «Зайчишка-трусишка» | 1 | 0.25 | 0.75 |
7 | «У страха глаза велики». | 1 | 0.25 | 0.75 |
8 | «Друг за дружку держаться — ничего не бояться» | 1 | 0.25 | 0.75 |
9 | «Знаешь ли ты сказки?» | 1 | 0.25 | 0.75 |
10 | Гончарные мастеровые | 1 | 0.25 | 0.75 |
11 | Дикие животные | 1 | 0.25 | 0.75 |
12 | «Что нам осень принесла?» | 1 | 0.25 | 0.75 |
13 | «Здравствуй ,зимушка-зима!» | 1 | 0.25 | 0.75 |
14 | «Проказы старухи зимы» | 1 | 0.25 | 0.75 |
15 | «Лиса-обманщица» | 1 | 0.25 | 0.75 |
16 | «Пришла коляда —. отворяй ворота» | 1 | 0.25 | 0.75 |
17 | «С Новым годом со всем родом!» | 1 | 0.25 | 0.75 |
18 | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | 0.25 | 0.75 |
19 | «Хороший город Городец» | 1 | 0.25 | 0.75 |
20 | Городецкая роспись | 1 | 0.25 | 0.75 |
21 | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | 0.25 | 0.75 |
22 | Сказка для Кузи | 1 | 0.25 | 0.75 |
23 | Письмо Нафане | 1 | 0.25 | 0.75 |
24 | «Ой ты, Масленица!» | 1 | 0.25 | 0.75 |
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | 1 | 0.25 | 0.75 |
26 | «Мудреному и счастье к лицу» | 1 | 0.25 | 0.75 |
27 | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | 0.25 | 0.75 |
28 | «Весна, весна, поди сюда!» | 1 | 0.25 | 0.75 |
29 | «Шутку шутить — людей насмешить» | 1 | 0.25 | 0.75 |
30 | «Небылица в лицах, небывалыцина» | 1 | 0.25 | 0.75 |
31 | Красная горка | 1 | 0.25 | 0.75 |
32 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | 1 | 0.25 | 0.75 |
33 | «Весна красна цветами» | 1 | 0.25 | 0.75 |
34 | «Победа в воздухе вьется, а руками достается» | 1 | 0.25 | 0.75 |
35 | «А за ним такая гладь — ни морщинки не видать» | 1 | 0.25 | 0.75 |
36 | Прощание с «избой» | 1 | 0.25 | 0.75 |
ИТОГО: | 36 | 9 | 27 |
3. Содержание программы
(36 часов, 1час в неделю)
Тема 1. «Что летом родится,— зимой пригодится». (1ч.)
Содержание: Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки,
песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.
Тема 2. «Гуляй, да присматривайся». (1ч.)
Содержание: Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».
Тема 3.«Вершки да корешки». (1 ч.)
Содержание: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок
Тема 4. «Хлеб — всему голова». (1 ч.)
Содержание: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом Пословицы и поговорки о хлебе.
Тема 5. «Октябрь пахнет капустой». (1 ч.)
Содержание: Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень».
Тема 6. «Зайчишка-трусишка». (1 ч.)
Содержание: Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка».
Тема 7. «У страха глаза велики». (1 ч.)
Содержание: Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Тема 8. «Друг за дружку держаться — ничего не бояться».
Содержание: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. (1 ч.)
Тема 9 .«Знаешь ли ты сказки?» (1 ч.)
Содержание: Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики».
Тема10. «Гончарные мастеровые» (1 ч.)
Содержание: Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»
Тема11. «Дикие животные» (1 ч.)
Содержание: Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.
Тема12. «Что нам осень принесла?» (1 ч.)
Содержание: Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
Тема13 . «Здравствуй, Зимушка –Зима!» (1 ч.)
Содержание: «Здравствуй, Зимушка –Зима!» Беседа о характерных признаках зимы с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз».
Тема14 . «Проказы старухи зимы» (1 ч.)
Содержание: Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
Тема15. «Лиса- обманщица» (1 ч.)
Содержание: Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
Тема16. «Пришла Коляда – отворяй ворота!» (1 ч.)
Содержание: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок
Тема17.«С Новым годом со всем родом» (1 ч.)
Содержание: Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.
Тема18. «Гуляй, да присматривайся» (1 ч.)
Содержание: Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»
Тема19. «Хорош город Городец» (1 ч.)
Содержание: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.
Тема20. «Городецкая роспись» (1 ч.)
Содержание: Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.
Тема21. «Гуляй, да присматривайся» (1 ч.)
Содержание: Беседа о характерных особенностях января и февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»
Тема22. «Сказка для Кузи» (1 ч.)
Содержание: Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»
Тема23. «Письмо Нафане» (1 ч.)
Содержание: Составление детьми письма Нафане - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.
Тема24.«Ой ты, Масленица!» (1 ч.)
Содержание: Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен.
Тема25. «Нет милее дружка, чем родная матушка» (1 ч.)
Содержание: Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.
Тема26. «Мудрёному и счастье к лицу» (1 ч.)
Содержание: Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.
Тема27. «Гуляй, да присматривайся!» (1 ч.)
Содержание: Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».
Тема28. «Весна, весна, поди сюда!» (1 ч.)
Содержание: Пение закличек о весне, Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».
Тема29 . «Шутку шутить – людей насмешить» (1 ч.)
Содержание: Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.
Тема30 . «Небылица в лицах, небывальщина» (1 ч.)
Содержание: Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
Тема31. «Красная горка» (1 ч.)
Содержание: Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.
Тема32. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (1 ч.)
Содержание: Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.
Тема33. «Весна красна цветами» (1 ч.)
Содержание: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлов «Под кустом».
Тема34. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» (1 ч.)
Содержание: Рассказ о воинах –защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»
Тема 35 .«А за ним такая гладь- ни морщинки не видать» (1 ч.)
Содержание: Знакомство детей с различными способами глажения белья. Старинный предмет обихода рубель. Загадывание загадок о предметах обихода.
Тема36. «Прощание с избой» (1 ч.)
Содержание: Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Выпекание пирога и пение частушек.
4.Календарный учебный график
Возрастная группа | Вторая младшая 3-4 года |
Начало учебного года | 01.09.2022 |
Окончание учебного года | 29.05.2023 |
Каникулы | 01.01.2023-08.01.2021 |
Праздничные дни | 04.11.22, 23.02.23, 08.03.23, 01.05.23, 09.05.23 |
Продолжительность занятий | до 25 мин |
Количество занятий в неделю | 1 |
Дни занятий | Согласно расписания, утвержденного заведующим ДОО |
Время занятий |
5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия:
Просторное и светлое помещение для проведения ООД, бесед, дидактических игр. Оно должно иметь полки для выставочных работ, литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр.
Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.
Декорации для оформления «избы».
Инвентарь для проведения народных игр.
Иллюстративный материал, методическая литература.
Магнитофон, аудио- и видеозаписи по тематике программы.
Презентации по темам и праздникам.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- мультимедийные презентации для занятий;
- архив аудио, видео и фотоматериалов;
- методические разработки занятий.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, частушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
- наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
- практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
- игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
- исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.
- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);
- стимулирования (выставки, смотры, поощрения)
Кадровые условия:
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Система мониторинга
Критерии
• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
• Знает название и назначение предметов русского народного быта.
• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит,сочетание цветов).
Методы диагностики:
собеседование с детьми;
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
анализ результатов продуктивной деятельности.
6. Список литературы
1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2020г.;
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2015.;
3. Новицкая М.Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в деском саду. М.: Линка- Пресс, 2003.;
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.;
5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов./ Авт.-сост. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигань и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»
Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально – педагогической направленности «Росток»
Подготовка к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»
Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука» Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Янтарик» Возраст обучающихся:3 - 4 года
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать...