Методическое пособие "Удивительный счёт" - Математическое попурри на занятиях в ГПД с учащимися 1-х классов 2022-23 учебный год - разработано воспитателем ГПД Ивановой Л.А.
методическая разработка (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_laudivit_schetmetodich_posobie14-02-2023.docx (88.72 КБ) | 88.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 564
Адмиралтейского района
«ПРИНЯТА» «УТВЕРЖДЕНА» |
Педагогическим советом Приказ по школе №138 - О ГБОУ СОШ № 564 от 31.08.2022 Адмиралтейского района СПб Директор ГБОУ СОШ № 564 Протокол № 1 от 31 августа 2022 Адмиралтейского района СПб ________________ / Н.Л. Корсакова / |
Методическая разработка рассмотрена на заседании Методического объединения учителей начальной школы и воспитателей группы продленного дня ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Соответствует новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Рекомендована к использованию на занятиях ГПД с обучающимися первоклассниками.
Протокол от 26. 08. 2022 г. № 1
Председатель МО _______________ / И.О. Фамилия /
УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЧЁТ
Математическое попурри на занятиях в ГПД
с учащимися 1-х классов
Методическое пособие
разработано
воспитателем ГПД
Л.А. Ивановой
2022-23 учебный год
Аннотация
Это методическое пособие посвящено проблеме обучения первоклассников счету. В пособии содержится ответ на вопрос: как в игровой, занимательной форме развить и закрепить навык считать, читать, записывать, замечать, изображать предметы окружающего мира, в центре которого находится личность человека, ориентированная на сотрудничество с Творцом и другими людьми. В качестве руководства к действию предложены разработки пяти занятий – по одному из каждого модуля авторской программы воспитания Л.А. Ивановой «Пятиднев». Эти занятия – не уроки, а фрагменты клубной деятельности, объединенные общей темой «Счет». Их целесообразно проводить в сентябре – первом, самом трудном для адаптации первоклассников к школе месяце.
Пособие может быть полезно воспитателям группы продленного дня, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
- Музыкально-ритмический счет, или Нейро-игра «Ладошки – кулачки»
2. Телесный счет, или Продукты, полезные для развития организма
3. Азбучный счет, или Буквенная цифирь
4. Духовно-нравственный счет, или Пять талантов золотого сердечка
5. Географический счет, или Путешествие по пяти континентам
и на реку пятицветную
6. Пословичный счет, или Народная мудрость без границ
7. Художественный счет, или Большой секрет Автопортрета
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Иванова Л.А. Пятиднев первоклассников в ГПД 564 шк. СПб – сайт для детей и родителей.
Приложение 2.
Иванова Л.А. Общее портфолио «Я и мой мир» с основами географии в ГПД 1-а класса.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у обучающихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений – одна из основных задач обучения математике. Эта работа тем более важна, что она позволяет ребенку сориентироваться в окружающем мире, учит его общаться с одноклассниками и педагогами, проводить связь между предметами окружающего мира и своей личностью, шире – осваивать гармонию чисел и законы мироздания, у которых есть Творец.
В настоящее время в современных образовательных программах предложены разнообразные приемы и методы обучению счету, однако почти все они представляют собой набор разнообразных дидактических средств, мало ориентированных на конкретную личность ребенка, его душевный склад, скрытый в нем духовный потенциал.
1. Актуальность нашей разработки состоит в том, чтобы, используя счет, раскрыть в первокласснике этот потенциал, указать ему вектор его внутреннего развития, привлекательную сложность и простоту взаимодействия с миром и окружающими людьми, а в конечном итоге помочь осознать цель жизни, которая в него вложена Высшим разумом.
- Методическое пособие составлено в соответствии с нормативно-правовыми и распорядительными документами:
1) Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС НОО);
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021);
4) Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
5) Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021г. №1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/ Универсальный кодификатор;
6) Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20);
7) Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
8) Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) (далее – Федеральный перечень учебников);
9) Примерные программы, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию:
1. с учетом примерных программ:
примерная ООП начального общего образования, протокол ФУМО от 8 апреля 2015 г. № 1/5 (далее – ПООП НОО),
примерная ООП начального общего образования, протокол ФУМО от 18 марта 2022 г. № 1/22 (далее – ПООП НОО-2022);
10) Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики от 14.07.2017 № 47-13507/17-11 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях».
11) Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
12) Размещенные на сайте ИСРО РАО «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности»
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_vneurochnoj_deyatelnosti.htm
13) Рекомендуемые направления внеурочной деятельности:
https://edsoo.ru/Rekomenduemie_napravleniya_vneurochnoj_deyatelnosti.htm
3. Цель занятий:
обучающая – формирование вычислительных навыков и совершенствование знаний по нумерации;
воспитательная – раскрытие духовно-нравственного потенциала личности ребенка;
развивающая – развитие интеллектуальных способностей обучающегося, памяти и воображения, самоконтроля и самооценки.
4. В этой связи задачами образовательного процесса являются:
а) Помощь в усвоении образовательной программы по математике в целом и алгоритма выполнения умственных операций счета, в частности.
б) Обучение приемам, способствующим умению концентрировать внимание, удерживать содержания заданий в краткосрочной памяти.
в) Воспитание таких личностных качеств ребенка, как внимательность, сосредоточенность, быстрота умственных реакций, коммуникабельность, доброжелательность, смекалка, фантазия, творчество; приобщение к общекультурным российским и мировым ценностям.
г) Вовлечение ребенка в мыслительный процесс, посвященный числовым характеристикам окружающих объектов действительности и ряду проблемных вопросов о роли и месте человека в мире.
5. Ориентация на формирование личностных и метапредметных результатов образования, развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету
Умение считать в системе занятий по математике рассматривается не как самоцель, а как средство формирования определенных новым ФГОС личностных и метапредметных результатов образования, способов математической деятельности, как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
В основу занятий с детьми положена технология деятельностного подхода, формирующая определенные результаты обучения (УУД) и функциональную математическую грамотность, под которой подразумевают способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах, а именно: умение распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, а также проявления зависимостей и закономерностей; формулировать их на языке математики
и создавать математические модели; применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач; интерпретировать и оценивать полученные результаты.
6. Связь с практикой, с проблемами окружающего мира, с предметной и межпредметной деятельностью
Полноценное обучение счету невозможно без понимания детьми вопроса о происхождении того, откуда взялись первоначальные представления человечества о математических операциях, каким образом возникла культура письма и чтения азбучной цифири, как она развивалась, и того, какое место занимает математика и счет в системе других наук. Поэтому занятия по математическому и буквенному счету носят интегрированный характер (математика-история, математика-литературное чтение, математика-география, математика-письменность, математика-окружающий мир, математика-музыка).
7. Позиция педагога, проводящего внеклассное занятие по математическому счету, однозначная – духовно-нравственная, однако учитывающая мнение ребенка по тому или иному вопросу. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
8. Использования ЭОР и средств ИКТ
Оснащение школы электронно-образовательными ресурсами вызвало к жизни применение новых информационно-компьютерных технологий. Их использование в разумных пределах, с учетом санитарных норм, дает эффективный положительный результат. Поэтому занятия проходят с применением видеофрагментов, презентаций, аудиозаписей голосов птиц и шума дождя, прибоя, интерактивной доски, электронных компасов, встроенных в мобильное устройство.
9. Технологии, методы и приемы обучения, развития, воспитания
В условиях внедрения с систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС нового поколения, для которых характерно:
- обеспечение перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному;
- проектирование ситуаций поиска, открытия и анализа знаний;
- последовательная передача учебной инициативы от педагога детям;
- сознательный отказ от формирования широкой понятийной базы в пользу метапредметных компетенций;
- учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат.
Приоритетная задача педагога – переформатировать традиционный порядок школьного обучения в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий – таких, как:
Проектная деятельность
ТРИЗ – технология развития креативности обучающихся
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
Технология проблемного (развивающего) обучения
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технологии
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технология уровневой дифференциации (личностная технология)
Система инновационной оценки портфолио
Игровая технология
В организации занятий используются методы и приемы:
Беседа
Видеофрагменты
Загадки
Наблюдение
Народные пословицы, поговорки, крылатые выражения
Работа с контурными картами
Раскраски
Сопоставление
Сравнение
Сторителлинг
Тесты
Элементы Арт-фототерапии
Главное для педагога — использовать организационные комплексы, в полной мере
соответствующие возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей
во избежание использования «инноваций ради инноваций».
10. Виды и формы проведения занятий – индивидуальная, групповая и коллективная; устная и письменная.
Поскольку возраст обучающихся – 6-8 лет, то ведущей формой организации учебного и воспитательного процесса является игра с основами проектной деятельности. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность, расширяет кругозор, тренирует сообразительность, прививает любовь к чтению книг, интерес к учебе. В ходе клубного часа проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, решаются задачи, организуются игры-путешествия по авторской программе развития детей младшего школьного возраста. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры-конкурсы, игры-соревнования, игры-праздники, игры-сторис «О себе», «О нас», «Любимая игрушка» и др.
11. Практическая значимость внеклассных (клубных) занятий заключается в обучении рациональным приемам применения знаний на практике, переносу их как в аналогичное, так и в измененные условия.
12. Формы и методы контроля и самооценки
По итогам занятий обучающиеся получают заготовленные воспитателем «знаки качества» – стикеры, основная функция которых – с одной стороны, стимулировать учащихся к активной познавательной деятельности, творчеству и сотрудничеству, с другой – способствовать выработке объективной самооценки качества личностных знаний, умений и навыков, приобретенных на клубных часах. Стикеры представляют собой цветные наклейки, на лицевой стороне которых проставлены баллы: 4, 4+, 5, 5+.
Воспитанники сами выбирают стикер и наклеивают его на рабочий лист, вкладываемый в портфолио.
13. Портфолио
В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным обязательным педагогическим инструментом сопровождения, развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (УУД).
С самого первого занятия в ГПД первоклассник получает папку с несколькими пустыми файлами, оформленную по теме: «Я и мой мир». Это будущий портфолио, в котором материалы следует распределять по рубрикам:
1. О себе.
2. Мои увлечения.
3. Моя семья.
4. Мои друзья.
5. Мои шедеврики (при условии участия в школьном и районном конкурсе Порфолио «Я и мой мир»).
Предполагается, что в процессе работы над портфолио у обучающихся сформируются следующие компетенции:
- готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
- потребность в активной познавательной деятельности.
14. Уровни изучения и усвоения учебного материала
Материал занятий предусматривает возможность работы по нему детей самого разного уровня подготовки – от классов коррекции – до гимназических. Главное – чтобы во время занятий каждому обучающемуся было психологически комфортно и безопасно.
15. Общее планирование темы и количество часов по программе
Для реализации поставленных задач нами была разработана Программа воспитания первоклассников «Пятиднев» (см. Приложение 1 – сайт педагога Л.А. Ивановой «Пятиднев первоклассников в ГПД 564 школы СПб» – для детей и родителей)
Смысл «Пятиднева» – помочь познать человеку с детства самого себя, глубокую внутреннюю связь со Творцом. Это означает, что проблема воспитания ребёнка решается с пониманием того, что таланты надо развивать, как дары, которые Господь посылает людям. Но само развитие должно быть собирающим воедино все силы души человека. Важно начать вместе с ребёнком его духовный путь, т.е. труды строительства себя, как начало пути к себе, к своему истинному «я» в школе Вечной жизни.
16. Курс рассчитан на 32 часа;
занятия проводятся один раз в неделю.
17. Продолжительность занятий от 5-20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.
18. Структурная часть Программы воспитания представлена пятью модулями в соответствии с пятью днями недели.
Понедельник.
Модуль 1. Уроки здоровья по 4-м главам-четвертям (31 час).
- Уроки развития речевых зон через связь функции речи и руки (8 часов).
- Наша ответственность за улучшение психического здоровья (8 часов).
- Воспитание игрой (10 часов).
- Уроки о душевном здоровье (5 часов).
Вторник.
Модуль 2. Поэтическая история азбуки с азами славянской грамоты и счета «От Аза до Ижицы», с рисованием и лепкой (32 часа).
Среда.
Модуль 3. Социокультурные истоки (32 часа).
Активные занятия в рабочей тетради по семи темам для 1-4-х классов и с созданием портфолио личного и коллективного начал и Арт-фотоколлажей по рубрикам: Родной очаг. Родные просторы. Традиции образа. Светлые образы. Традиции дела. Традиции праздника. Традиции честного слова.
Четверг.
Модуль 4. Путешествие для детей в мир греческого языка (32 часа).
Пятница.
Модуль 5. Практикум по психологии развития, включающий основы географии и воспитание с элементами Арт-фототерапии; обогащение словарного запаса ключевыми словами российской ментальности: духовное развитие, дар, общность, любовь к ближнему, самость, совершенствование формы и обогащение сознания, со-бытийная общность (32 часа).
19. Диагностика и сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике
Очевидно, что педагогический процесс немыслим без анализа результатов. По итогам работы в сентябре – самом сложном для детской адаптации месяце – проводятся два вида диагностики: психологическая и предметная.
Психологическая диагностика детей проводится по методике, предложенной авторами книги «Изучение адаптации ребенка к школе». Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. М.: Издательство «Учитель», — 2017. — 302 с. / [Электронный ресурс]. URL: https://www.fb2portal.ru/mettus-e-v/sistema-raboty-po-problemam-budushchikh-pervoklassnikov/ (дата обращения: 01.02.2023) Предметная диагностика призвана выявить степень сформированности навыков счета.
1) Результаты психологической диагностики показывают:
а) количество учащихся с признаками неполной адаптации и дезадаптации значительно снизилось;
б) количество учащихся, которые демонстрируют полную адаптацию, составляет 74%;
в) количество детей с неполной адаптацией составляет 19%;
г) количество детей, демонстрирующих признаки школьной дезадаптации, составляет 7%.
Сравнив показатели, полученные нами при первичной и контрольной диагностике, мы определили значительную разницу в уровне проявления школьной адаптации учащихся класса, что говорит о том, что существует положительная динамика этого показателя в группе испытуемых.
2) Результаты предметной диагностики
В основу определения уровня качества российского образования положен инструментарий для оценки функциональной математической грамотности обучающихся, т.е. способности человека свободно использовать навыки и умения чтения, счета и письма для получения информации из текста и для передачи такой информации в реальном общении (А.А. Леонтьев).
Поскольку занятия с воспитанниками проходят в клубно-игровой форме, то основными видами контроля выступают:
тесты
рисунки
таблицы
арт-фотоколлажи
раскраски
портфолио
Победа в районном конкурсе портфолио «Я и мой мир» в 2020 году свидетельствует о том, что воспитательная работа ведется эффективно и успешно.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Математическое попурри
на занятиях ГПД с учащимися 1-х классов
Понедельник.
Модуль 1. Уроки здоровья
- Музыкально-ритмический счет,
или Нейро-игра «Ладошки – Кулачки»
Цель – развития речевых и музыкальных зон мозга, координации рук.
образовательная – обучение координации движений рук под музыку;
воспитательная – воспитание внимательности, сосредоточенности, реакции;
развивающая – развитие связи функций речи и руки; развитие чувства ритма.
Задача: выполнить тренировочное упражнение под музыку.
Оборудование:
четыре цветных листа формата А4; на двух из них изображены ладошки, на двух других – кулачки. Листы разложены в ряд в последовательности: 1 – ладошка, 2 – кулачок, 3 – ладошка, 4 – кулачок. Один ряд – перед ребенком, другой – перед воспитателем;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки – усилители звука.
Технологии, методы и приемы:
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технология
Педагогика сотрудничества
Игровая технология
Наблюдение
Аналогия
Подражание
Содержание занятия:
звучит музыка; с нею в ритм ребенок повторяет вслед за воспитателем упражнение «Ладошка – Кулачок» по алгоритму.
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
сначала слева направо (1, 2, 3, 4), потом справа налево (4, 3, 2, 1);
сначала правой рукой (1, 3), потом левой рукой (3, 1);
сначала по схеме: ладошка-1 – ладошка-3, потом – кулачок-2 – кулачок-4;
сначала на счет «Раз» единичным наложением ладошек (1, 3) и кулачков (2, 4),
потом на счет «Раз, два» повторным наложением ладошек (1, 3, 1, 3) и кулачков (2, 4, 2, 4); сначала только одной рукой, потом обеими руками;
сначала наложением ладошки и кулачка на счет «Раз, два, три, четыре» (1, 3, 2, 4),
затем – по схеме (2, 3, 1, 4);
сначала по схеме: кулачок – ладошка (2, 4), потом ладошка – кулачок (1, 3).
Воспитатель просит учащихся оценить выполнение задания (каждый воспитанник получает знак качества – стикеры со словами: «хорошо», «лучше, чем в прошлый раз», «постараюсь выполнить точнее» и наклеивает их на лист самооценки).
Итоги занятия. Награждение активных, ритмичных, способных.
Форма проведения – парная и групповая ритмическая нейро-игра.
Ресурсы:
1) Видеоролик «Ладошки – кулачки»:
https://yandex.ru/video/preview/751754978472382015
2) Проигрыватель, колонки для музыкального сопровождения игры.
3) Музыкальная заставка:
https://mp3fitz.com/download/NI3C5A0PSIRDEevLOFzQow/
Личностные результаты:
- представление о правилах сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
- начальный опыт самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата;
- установка на спокойное отношение к ошибкам как к рабочей ситуации, поиск способов коррекции своих возможных ошибок.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные
- - определять функции ученика и учителя на уроке;
- - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- - понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи.
б) Познавательные
- - анализировать рисунки, определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- - сравнивать объекты, устанавливать их сходство и различие;
- - разбивать группу объектов на части (классифицировать) по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- - действовать по аналогии.
в) Коммуникативные
- - применять правила поведения на уроке;
- - применять правила работы в паре и в группе.
Предметные результаты
- - сравнивать группы предметов с помощью составления пар по признаку: сначала – потом;
- объединять предметы в единое целое по заданному признаку, находить искомую часть группы предметов.
- Телесный счет,
или Продукты, полезные для развития организма
Цель – убедить обучающихся в том, что здоровье зависит от правильного выбора продуктов питания.
образовательная – ознакомить воспитанников с пищевыми продуктами, полезными для развития памяти;
воспитательная – воспитание здорового образа жизни и питания;
развивающая – развитие глазомера, умения «расставлять» предметы на пространстве листа, ориентироваться в количестве и размерах предметов.
Задача: в занимательной форме помочь воспитаннику сконструировать пособие по использованию продуктов питания для укрепления организма.
Оборудование: лист формата А4, на котором изображен человечек; цветные картинки продуктов, овощей и фруктов (заварной чайник, ягоды черники, бутылочка с надписью «Льняное масло», капуста брокколи, куриные яйца, листья зеленого салата, рыба, грецкие орехи, куркуме, темный шоколад).
Технологии, методы и приемы:
Технология проблемного (развивающего) обучения
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технология
Педагогика сотрудничества
Игровая технология
Беседа
Сторителлинг
Элементы Арт-фототерапии
Содержание занятия:
каждый воспитанник получает лист формата А4 и пакет цветных картинок с изображением продуктов, овощей и фруктов; воспитатель формулирует задание: расположить цветные картинки так, чтобы можно было понять, какие продукты полезны тому или иному органу и одновременно укрепляют память; затем учащиеся должны воспроизвести по памяти этапы проделанной работы и дополнить ответы товарищей. Воспитатель предлагает обучающимся составить story, ответив на вопросы:
Понимают ли они, что продукты питания бывают вредными и полезными?
Какие из названных продуктов, овощей и фруктов они используют в своем рационе?
Знают ли они, чем полезны другие продукты питания?
По итогам занятия награждаются самые начитанные, любознательные, креативные.
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
воспитатель предлагает вспомнить, знают ли дети продукты, овощи и фрукты, полезные для здоровья, ответить на вопрос: в чем разница между вкусным и полезным; затем воспитатель ставит цель – узнать, что нужно есть для того, чтобы улучшить память; в задачу учащихся входит расположить картинки на частях нарисованного на листе формата А4 человечка:
1) зелёный чай в заварнике – на голове,
2) у глаз – черника,
3) из ушей – льняное масло,
4) во рту – брокколи,
5) во круг шеи – ожерелье из куриных яиц,
6) на плечах – листья зеленого салата,
7) на груди – рыба,
8) на животе – грецкие орехи,
9) в ладошках – куркуме,
10) на ногах – тёмный шоколад.
Форма проведения – индивидуальная, парная, групповая.
Ресурсы:
1) Стихи о полезных продуктах питания, витаминах: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/08/31/konspekt-nod-vitaminy-i-poleznye-produkty-dlya-zdorovya
2) Иллюстрации к занятию «25 продуктов, повышающих умственную работу»:
https://medaboutme.ru/articles/pishcha_dlya_uma_25_superproduktov/
Личностные результаты:
- представление о правилах сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности;
- опыт успешной совместной деятельности в паре и группе;
- представления об основных правилах здорового образа жизни и опыт их применения.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные
- - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- - понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- - действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения учебной задачи.
б) Познавательные
- - разбивать группу объектов на части (классифицировать) по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- - осуществлять синтез (составление целого из частей);
- - действовать по аналогии;
- читать и строить схематические рисунки и графические модели для иллюстрации смысла действий сложения и вычитания и хода их выполнения, решения текстовых задач и уравнений на сложение и вычитание.
в) Коммуникативные
- - применять правила поведения на уроке;
- - задавать вопросы учителю и одноклассникам и отвечать на вопросы;
- - применять правила работы в паре и в группе.
Предметные
- - выделять группы предметов или фигур, обладающих тем или иным свойством, составлять группы предметов по заданному свойству (признаку), выделять части группы.
Вторник.
Модуль 2. Поэтическая история азбуки
с азами славянской грамоты «От Аза до Ижицы»
- Азбучный счет,
или Буквенная цифирь:
Буква Азъ, число Единъ, цифра 1
Цель – раскрыть словесно-знаковый принцип славянской Азбуки, совмещающий слово и число, букву и цифру.
образовательная – ознакомить с историей появления азбучной цифири, с чтением, записью словесного знака, значением числа «один».
воспитательная – способствовать воспитанию любви к славянским корням русского языка, выявлению всеединства разных отраслей знания (математики и лингвистики); отучение от дурной привычки «якать».
развивающая – развитие навыка распознавания словесной и буквенной цифири в пословицах и поговорках.
Задача: открыть явные и тайные смыслы азбучного имени.
Оборудование:
текст, посвященный букве и цифре Азъ;
раскраска буквы Азъ;
цветные карандаши или фломастеры.
Технологии, методы и приемы:
Проектная деятельность
ТРИЗ – технология развития креативности обучающихся
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
Педагогика сотрудничества
Система инновационной оценки портфолио
Беседа
Раскраски
Элементы Арт-фототерапии
Содержание занятия:
первоклассники заслушивают отрывок из книги Н.П. Саблиной «Поэтическая история славянской Азбуки: от Аза до Ижицы»; отвечают на вопросы: что означает имя первого слова славянской Азбуки?
Каково было начертание цифры «1» в глаголице и кириллице?
Что обозначали эти знаки?
В каком языке до сих пор сохраняется слово «азъ»?
Почему говорят: «я» – последняя буква в алфавите?
Затем учатся записывать слово Азъ и буквенную цифру «1» по-славянски.
Вспоминают пословицы и поговорки со словом-числом «азъ» (Прочитал от аза до ижицы; Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет; Писать азы; Сидеть на азах; Один-единственный; Один в поле не воин; Одному и жить тошно; Один как перст).
Затем приступают к раскрашиванию буквицы заставной «Азъ». При помощи воспитателя открывают символический смысл первого азбучного имени.
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
воспитатель читает, а учащиеся слушают отрывок из книги про славянскую Азбуку; отвечают на вопросы по тексту; участвуют в коллективной работе по вспоминанию пословиц и поговорок; заучивают новые выражения с именем «азъ», пополняя свой словарный запас; занимаются творческой работой по раскрашиванию заставной буквы, предварительно выбрав растительный или животный орнамент начертания и аргументируя свой выбор. Обсуждают духовно-нравственный смысл первого слова азбуки – Имени Божия. Воспитатель обращается к тексту Евангелия св. ап. Иоанна, ученика Иисуса Христа: Азъ есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Итогом занятия становится ответ на вопрос: славянская Азбука как слоеный пирог, у которого много смыслов: прямой (азъ – это «я», «один»), педагогический («я» – человек, призванный к сотрудничеству с людьми и Творцом, царь природы) и тайный, скрытый, символический (Азъ – это Имя Божие). По итогам занятия учащиеся формируют свой портфолио, участвуют в Арт-фототерапии, готовят выставку рисунков.
Форма проведения – индивидуальная, групповая, коллективная.
Ресурсы:
1) Н.П. Саблина. Буквица славянская. Поэтическая история Азбуки «От Аза до Ижицы». М.: Б. и., 2005. – 188 с.
2) Буквицы заставныя. По рукописям XI – XVI веков. Книга для раскрашивания / Сост. Н.В. Иванова. СПб.: Ижица, 2002. – 98 с.
Личностные результаты:
- установка на уважительное отношение к русскому слову и – шире – языку и своему Отечеству.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные
- - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- - понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- - применять правила выполнения пробного учебного действия.
б) Познавательные
- понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 1 класса (число, величина, слово, знак);
- понимать и применять знаки и символы, используемые для организации учебной деятельности;
в) Коммуникативные
- - применять правила поведения на уроке;
- - задавать вопросы учителю и одноклассникам и отвечать на вопросы;
- - применять правила работы в паре и в группе;
- - участвовать в обсуждении различных вариантов решения учебной задачи, не бояться высказать свою версию.
Предметные результаты:
- - записывать и читать число, представлять его в виде иного символа – словесного и буквенного.
Среда.
Модуль 3.
Социокультурные истоки
- Духовно-нравственный счет,
или Пять талантов золотого сердечка
Цель – приобщение к системе духовно-нравственных ценностей своего этноса.
образовательная – подвести воспитанников к пониманию Истоков золотого сердца;
воспитательная – формирование представлений о таких духовно-нравственных качествах личности, как доброта, милосердие, уважение, трудолюбие, честность, подвижничество;
развивающая – развитие образного и логического мышления, целостного восприятия своего духовно-нравственного мира.
Задача: освоить кодекс духовно-нравственных ценностей русского этноса и записать его на скрижалях своего сердца.
Оборудование:
учебник «Истоки» для 1 класса (материал параграфа «Пять талантов золотого сердечка»);
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
лист формата А4;
цветные карандаши или фломастеры.
Технологии, методы и приемы:
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
Технология проблемного (развивающего) обучения
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Беседа
Видеофрагменты
Наблюдение
Сопоставление
Сравнение
Содержание занятия:
работа с текстом социокультурного учебного курса «Истоки-1 класс» на тему: «Пять даров золотого сердечка» (чтение и обсуждение по вопросам);
выписывание ключевых слов русской ментальности: доброе слово, честное слово, слово о родителях, труд и подвиг (слово о любви к Родине), Святое слово;
рисование по впечатлениям о прочитанном.
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
воспитатель зачитывает страницу учебника «Истоки» (или Живое слово книги) под заголовком «Золотое сердечко»; первоклассники слушают и запоминают прочитанное; педагог проводит беседу по вопросам (на выбор воспитателя, с учетом уровня развития группы):
Каким бывает сердце человека?
Как вы понимаете выражение «золотое сердечко»?
Каковы проявляет себя «золотое сердечко»? Какими талантами оно обладает?
Как вы понимаете каждый из этих талантов «золотого сердечка»?
Приведите примеры из народных и авторских сказок, в которых повествуется про «золотое сердечко».
Воспитанникам предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
Какими еще талантами можно дополнить перечень качеств золотого сердечка?
Почему авторы учебника «Истоки» выделили только 5 качеств золотого сердечка? Может быть, их больше?
Как вы думаете, кто наделяет человека золотым сердечком?
В каких жизненных обстоятельствах может проявиться талант золотого сердечка?
Какое самое главное, ключевое слово в списке талантов золотого сердечка? (любовь).
Воспитанники приступают к рисунку по впечатлениям от прочитанного, услышанного и увиденного.
Воспитатель подводит итоги занятия, проведя конкурс рисунков.
Форма проведения – индивидуальная, групповая, коллективная.
Ресурсы:
1) Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Учебное пособие. 1 класс / УМК для общеобразовательной школы. Учебный курс «Истоки». 1-9 классы.
2) Фрагмент сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:
https://yandex.ru/video/preview/15939389727691150798
Личностные результаты:
- установка на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам, к своей семье и своему Отечеству;
- представление об активности, доброжелательности, честности и терпении в учебной и коммуникативной деятельности и принятие их как ценностей, помогающих ученику получить хороший результат.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные
- - применять правила поведения в учебной и внеучебной обстановке;
- - действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения учебной задачи;
- - самостоятельно и строже, чем других, оценивать себя, свой труд и творчество.
б) Познавательные
- понимать и применять базовые метапредметные нравственно-этические понятия в соответствии с программой 1 класса;
- выявлять лишние и недостающие данные, дополнять ими ответы на вопросы, составлять и решать собственные творческие задачи.
в) Коммуникативные
- - участвовать в обсуждении различных вариантов решения учебной ситуации, не бояться высказать свою версию;
- - понимать возможность иной точки зрения, уважительно к ней относиться, высказывать в культурных формах свое отношение к иному мнению (в том числе и несогласие);
- - в общении и совместной работе проявлять вежливость и доброжелательность, применять правила культурного выражения своих эмоций.
Предметные результаты:
- - сравнивать сказочных и литературных героев с помощью составления пар: хороший – плохой, добрый – злой, красивый – уродливый, человек душевный – бездушный, духовный – бездуховный;
- понимать смысл выражения «золотое сердечко» и ключевых слов, его характеризующих: доброе слово, честное слово, слово о родителях, труд и подвиг, святое слово.
5. Географический счет,
или Путешествие по пяти континентам
и на реку пятицветную
Цель – раскрытие красоты окружающего мира.
образовательная – повторить семь цветов радуги; заучить их последовательность, используя прием мнемотехники; проверить знания, полученные на предыдущем занятии по теме «Географическая карта континентов».
воспитательная – воспитание любви к природе и бережного к ней отношения;
развивающая – развитие любознательности, глазомера, пространственного воображения, умения ориентироваться в географической карте материков.
Задача: обучить умению нарисовать карту путешественника по материкам Земли.
Оборудование:
географическая карта материков;
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
лист формата А4;
цветные карандаши или фломастеры.
Технологии, методы и приемы:
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Система инновационной оценки портфолио
Беседа
Видеофрагменты
Наблюдение
Работа с контурными картами
Ориентация в пространстве
Тесты
Элементы Арт-фототерапии
Содержание занятия:
повторение семи цветов радуги; сообщение приема мнемотехники, позволяющего запомнить их последовательность (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан); просмотр видеофрагмента о пятицветной реке Каньо Кристаллес и обмен впечатлениями; тестирование по теме «Географическая карта материков».
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
воспитатель предлагает вспомнить цветные объекты и явления природы, а первоклассники называют: радугу, цветы, осенние листья…; воспитатель предлагает повторить имена семи цветов радуги, и воспитанники проговаривают их; воспитатель спрашивает, знают ли обучающиеся последовательность цветовых имен и, если нет, то предлагает прием мнемотехники, позволяющий заучить эту последовательность;
воспитатель предлагает пополнить коллекцию цветных объектов природы и предлагает видеофрагмент про пятицветную реку Каньо Кристаллес; обучающиеся просматривают видеофрагмент и обмениваются впечатлениями; воспитатель напоминает, что на прошлом занятии учащиеся путешествовали по цветным континентам на географической карте и предлагает пройти тестовое задание по алгоритму:
на счет раз – взять лист формата А4;
на счет два – расположить его подобно географической карте;
на счет три – на листе изобразить линию экватора;
на счет четыре – провести линию нулевого меридиана;
на счет пять – провести линию 180-го меридиана;
глубокий вдох – пауза – глубокий выдох;
самостоятельно изобразить материки, ориентируясь по четырем квадратам, заданным двумя меридианами;
обозначить точку на 30-м восточном меридиане и 60-й северной параллели и подписать: Санкт-Петербург; работы сдать на проверку; по географической карте материков и океанов скорректировать свою работу и самостоятельно оценить ее.
Форма проведения – индивидуальная, групповая, коллективная.
Ресурсы:
1) видеофрагмент «Каньо Кристаллес – река пятицветная» (Колумбия):
https://yandex.ru/video/preview/6020266480704346623
2) Все океаны и материки. Цветная географическая карта Земли:
https://pibig.info/142079-vse-okeany-i-materiki.html
Личностные результаты:
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- установка на самостоятельность и личную ответственность за учебную деятельность;
- проявление мотивации к учебной деятельности, понимание того, что успех в учении зависит от способностей, прилежания и усердия самого ученика;
- начальный опыт самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата;
- установка на спокойное отношение к ошибкам как к рабочей ситуации, поиск способов коррекции своих возможных ошибок.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные
- - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- - понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- - применять правила выполнения учебного действия;
- - фиксировать свое затруднение в учебной деятельности при построении нового способа действия;
- - применять правила поведения в ситуации затруднения в учебной деятельности.
б) Познавательные
- - анализировать рисунки, схемы, определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- - разбивать группу объектов на части (классифицировать) по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- - действовать по аналогии и по алгоритму;
- - обнаруживать и устранять ошибки логического характера;
в) Коммуникативные
- - задавать вопросы учителю и одноклассникам и отвечать на вопросы;
- - применять правила работы в паре и в группе;
- - участвовать в обсуждении видеофрагмента и обмениваться впечатлениями;
- - понимать возможность иной точки зрения, уважительно к ней относиться, высказывать в культурных формах свое отношение к иному мнению (в том числе и несогласие).
Предметные результаты:
- - анализировать объекты, описывать их свойства (цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество и др.), сравнивать объекты и группы объектов по свойствам;
- - искать, организовывать и передавать информацию в соответствии с познавательными задачами;
- - устанавливать в простейших случаях соответствие информации реальным условиям.
Четверг.
Модуль 4.
Греческий язык для детей
- Пословичный счет,
или Народная мудрость без границ
Цель – раскрытие глубины народной мудрости, запечатленной в пословицах русского и греческого народов.
образовательная – повторить славянскую и греческую цифирь и счет; расширить словарный запас воспитанников;
воспитательная – воспитание уважительного отношения к устному народному творчеству народов мира;
развивающая – развитие навыка счета, говорения на иностранном языке.
Задача: обучить славянскому и греческому счету в пределах от 1 до 10
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
классная доска;
таблицы «Азбучная цифирь», «Греческий счет»;
два слайда: портрет В.И. Даля и общая характеристика лингвиста;
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Технологии, методы и приемы: ПРОДОЛЖИТЬ
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
Технология проблемного (развивающего) обучения
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технология уровневой дифференциации (личностная технология)
Система инновационной оценки портфолио
Игровая технология
Беседа
Наблюдение
Народные пословицы, поговорки, крылатые выражения
Сопоставление
Сравнение
Элементы Арт-фототерапии
Содержание занятия:
воспитанники вспоминают русские пословицы, в которых есть числительные; работают с таблицами «Азбучная цифирь» и «Греческий счет», наблюдают, сравнивают, сопоставляют; отвечают на вопросы воспитателя; тренируются в произношении греческих буквичных имен; запоминают цифирный именослов.
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
воспитатель предлагает первоклассникам вспомнить русские пословицы, крылатые выражения, сказочные формулы, в которых есть числительные, например:
Один пашет, а семеро руками машут.
Старый друг лучше новых двух.
Наврал с три короба.
Обещанного три года ждут.
Заблудиться в трёх соснах.
Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.
Как свои пять пальцев.
Лук от семи недуг.
Семеро одного не ждут.
Семеро с плошкой, один с ложкой.
Семь бед – один ответ.
У него семь пятниц на неделе.
Весна да осень – на дню погод восемь.
За тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Дело десятое.
Для закрепления пословиц и устойчивых выражений с числительными воспитатель проецирует на экран «Пословичный короб» (слайд). Затем на выбор предлагает устно растолковать значение некоторых из них. Спрашивает, все ли выражения понятны? Толкует те из них, которые неизвестны воспитанникам, привлекая «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Показывает портрет составителя словаря, кратко знакомит воспитанников с его личностью – моряк, путешественник, знаток русского языка, врач, друг А.С. Пушкина. Затем воспитатель просит обучающихся вспомнить, как в Древней Руси и Древней Греции записывали цифры от 1 до 10. Первоклассники с помощью воспитателя по очереди выходят к доске и работают с таблицами «Азбучная цифирь» и «Греческий счет» (находят знаки славянского и греческого алфавита, сопоставляют их запись, сравнивают произношение), запоминают начертание греческих букв и цифр. Воспитатель предлагает проблемную задачу – открыть песенный закон славянского и греческого алфавита: благодаря азбучному именослову, и тот и другой легко разбивается на строки по три слова-имени в каждой строке (например: азъ – буки – веди; альфа – бэта – гамма). Если в группе есть обучающиеся, которые изучают английский язык, они обязательно (по ассоциации) вспомнят, что и буквы английского алфавита слагаются в строки, а строки – куплеты). Итогом занятия становится коллективное исполнение нескольких куплетов детской песенки на греческом языке. Дополнительно воспитатель может воспользоваться электронными возможностями сайта «Конвертер церковнославянских, греческих, еврейских и римских чисел» и организовать компьютерный тренинг с обучающимися.
Форма проведения – индивидуальная, групповая, коллективная.
Ресурсы:
1) портрет В. И. Даля кисти Василия Перова, 1872:
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8444
2) азбучная система исчисления: https://inf.1sept.ru/view_article.php?ID=200900706
3) греческий счет: https://speakasap.com/gr/grammar/chislitelnye/
4) конвертер церковнославянских, греческих, еврейских и римских чисел:
Личностные результаты:
- представления о целостности окружающего мира, об истории развития счета как способа познания мира у народов разных стран;
- опыт успешной совместной деятельности в паре и группе, установка на максимальный личный вклад в совместной деятельности;
- представления об основных правилах общения и опыт их применения;
- установка на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам, к своей семье и своему Отечеству и другим народам и их языку, культуре.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные
- - понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- - понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- - определять и фиксировать основные этапы и шаги учебной деятельности;
- - применять правила выполнения пробного учебного действия;
- - фиксировать свое затруднение в учебной деятельности при построении нового способа действия;
- - находить пути решения учебной проблемы.
б) Познавательные
- - исследовать ситуации, требующие количественного описания объектов, сравнения и упорядочения чисел и величин;
- - использовать приемы тренировки своего внимания;
- - применять знания по программе 1 класса в измененных условиях;
- решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 1 класса.
в) Коммуникативные
- - применять правила работы в паре и в группе;
- - участвовать в обсуждении различных вариантов решения учебной задачи, не бояться высказать свою версию;
- - в общении и совместной работе проявлять вежливость и доброжелательность, применять правила культурного выражения своих эмоций.
Предметные результаты:
- - называть предыдущее и последующее каждого числа в пределах 10;
- - записывать и читать числа на славянском и греческом языках.
Пятница.
Модуль 5. Практикум по психологии развития
- Художественный счет,
или Большой секрет Автопортрета
Цель – помочь раскрыть секретный код автопортрета каждого человека.
образовательная – научить вдумчивому чтению произведений художественной литературы, приемам обсуждения поэтического текста;
воспитательная – воспитание внимательного отношения к своей внешности (опрятный внешний вид, аккуратность, бережливое отношение к учебникам и школьным принадлежностям), но более всего – к своему внутреннему миру ( красоте мыслей, чувств, слов и поступков);
развивающая – обогащение словарного запаса ключевыми словами российской ментальности: духовное развитие, дар, общность, любовь к ближнему, самость, совершенствование формы и обогащение сознания, со-бытийная общность.
Задача: ознакомить с критериями оценки своей личности.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
лист формата А4;
цветные карандаши или фломастеры.
Технологии, методы и приемы:
ТРИЗ – технология развития креативности обучающихся
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
Технология проблемного (развивающего) обучения
Здоровьесберегающая и здоровьесозидающая технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технология уровневой дифференциации (личностная технология)
Беседа
Видеофрагменты
Наблюдение
Сопоставление
Сравнение
Сторителлинг
Рисование
Содержание занятия:
Мотивирование обучающихся на размышления по теме занятия; беседа проблемного характера; чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»; обмен впечатлениями по поводу прочитанного; поиски ответов на проблемные вопросы.
Основные виды деятельности воспитателя и учащихся:
Воспитатель формулирует учебную задачу в виде вопроса: задумывались ли вы над тем, кто такой человек? Выслушивает и комментирует ответы детей; предлагает вслушаться в слова А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли» и порассуждать о том, каков смысл сказанного писателем:
Что в словах А.П. Чехова относится к человеку внешнему, а что – к внутреннему?
Можно ли судить о человеке по его внешнему виду?
Что легче – узнать человека изнутри или снаружи?
А что важнее?
Всегда ли внешняя красота – залог красоты внутренней?
Какие произведения фольклора и литературы подтверждают вашу мысль?
Нужно ли переживать, если внешне ты не выделяешься своей красотой? Почему?
Воспитатель предлагает послушать, как на этот вопрос отвечает поэт Н.А. Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка», затем переходит к поиску ответа на проблемный вопрос, сформулированный в конце произведения: кто такая «Некрасивая девочка» – «… Сосуд она, в котором пустота / Или огонь, мерцающий в сосуде»? В чем ее красота? Видна ли она соседским мальчишкам?
Затем воспитатель просит взять лист формата А4 и по алгоритму нарисовать Автопортрет:
В центре листа яйцевидный овал, который делим на три части и проводим по делениям две горизонтальные линии.
По верхней линии рисуем брови и ниже – глаза.
Под второй линией – губы.
Уши снаружи между этими горизонтальными линиями.
Делим вертикальной линией овал лица и между горизонтальными линиями по вертикальной рисуем нос.
Сверху овала, захватывая лоб штрихами, оформляем волосы в причёску.
Ниже овала шея и плечи-плечик... Вот и вышел человечек...
Воспитатель создает проблемную ситуацию: как вы думаете, в каком месте портрета следовало бы поместить «огонь, мерцающий в сосуде»? Учащиеся размышляют над проблемой и заканчивают Автопортрет. Затем аргументируют свою точку зрения. Воспитатель побуждает учащихся обратить внимание на ключевое слово в финале стихотворения: почему красоту «обожествляют люди»? Помогает обобщить изученное: если «в человеке всё должно быть красиво» – и тело, и душа, и дух, то какая тайна заключена в нем? (тайна Святой Троицы в каждом из нас!). В конце занятия воспитатель подводит итоги работы, призывая учащихся к рефлексии: оцените силу своего «сердечного огня» сегодня – здесь и сейчас – по 10-балльной шкале, но только поставьте эту цифру в секретном месте Автопортрета. Обучающиеся проставляют цифру и сдают работы для оформления выставки рисунков.
Форма проведения – индивидуальная, коллективная.
Ресурсы:
1) Видео: текст стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» читает К. А. Райкин: https://yandex.ru/video/preview/14504646089625855104
2) два слайда: портрет А.П. Чехова и его высказывание о красоте человека:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия «Удивительным счетом» помогают обучающимся:
- в легкой игровой форме усваивать как ключевые, так и дополнительные понятия по математике;
- получать представления о возникновении математики из слова, а цифры – из буквы;
- выполнять задания творческого характера (рисовать, лепить, фотографировать, составлять арт- и фотоколлажи);
- овладевать способами исследовательской деятельности;
- добывать информацию не только из текстов задач, но и других источников: видеофрагментов, музыкальных заставок, художественной литературы, живописи;
- вырабатывать приемы рационального использования информации по самым разным вопросам жизнедеятельности (гимнастике, питанию, обучению);
- получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;
- формировать творческое воображение и логическое мышление;
- воспитывать духовно-нравственную личность, стремящуюся к гармоническому развитию ума, души и тела.
Литература для учителя
1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. — М.: АРКТИ, — 2019.
2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Учебное пособие. 1 класс / УМК для общеобразовательной школы. Учебный курс «Истоки». 1-9 классы. — М.: Издательский дом «Истоки» — 2022.
Литература для учителя, обучающихся и родителей
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Изд. ООО «Первое сентября», — 2020.
2. Буквицы заставныя. По рукописям XI-XVI веков. Книга для раскрашивания / Сост. Н.В. Иванова. — СПб.: Ижица, — 2002. – 98 с.
3. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. — Волгоград: Изд. «Учитель», — 2017.
4. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, — 2022.
5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель, — 2023.
6. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.: Илекса, — 2022.
7. Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. М.: Издательство «Учитель», — 2017. – 302 с. / [Электронный ресурс]. URL: https://www.fb2portal.ru/mettus-e-v/sistema-raboty-po-problemam-budushchikh-pervoklassnikov/ (дата обращения: 01.02.2023)
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – изд. 3-е, дораб. — М.: Просвещение, — 2019.
9. Николау Н. Г. Греческий язык для детей. Уч. пособие для общеобразовательных учреждений. — Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2017. – 96 с.
[Электронный ресурс]. URL: https://djvu.online/file/7e3M1sSdwvjPg (дата обращения 13.02.2023)
10. Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история Азбуки «От Аза до Ижицы». — М.: Б. и., — 2005. – 188 с.
11. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. — Тула: ООО Издательство “Астрель”, — 2021.
12. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа. — М.: ВАКО, — 2018.
13. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. — Ростов-на-Дону: «Деникс», — 2021.
14. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. —М.: Айрис-пресс, — 2019.
Интернет-ресурсы для учителя, обучающихся и родителей
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php – образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru – Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady – клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com – «Сократ» – развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Иванова Л.А. Пятиднев первоклассников в ГПД 564 шк. СПб:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Иванова Л.А. Общее портфолио «Я и мой мир» с основами географии в ГПД 1-а класса:
https://disk.yandex.ru/d/J-cxqHKoAT7njw?uid=95064214
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)
Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...
Занимательные математические диктанты как способ развития познавательной активности учащихся 3-х классов на уроках математики.
Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить ученик начинает, если у него возникает потребность что-то осуществить. А начинается потребность с проблемы, ...
Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».
Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....
Математический КВН "Математика - царица всех наук" для учащихся 3-х классов.
Математический КВН для учащихся 3-х классовЦель:сплочение классного коллектива, развитие речи, кругозора учащихся;развитие навыков устного счёта, внимания, абстрактного мышления, развитие логики;повыш...
План работы по профилактике употребления учащимися ПАВ на 2021-2022 учебный год
Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками...
Методическое пособие "Удивительный счёт" - Математическое попурри на занятиях в ГПД с учащимися 1-х классов 2022-23 учебный год - разработано воспитателем ГПД Ивановой Л.А.
АннотацияЭто методическое пособие посвящено проблеме обучения первоклассниковсчету. В пособии содержится ответ на вопрос: как в игровой, занимательной формеразвить и закрепить навык считать, читать, з...
Методическое пособие "Удивительный счёт" - Математическое попурри на занятиях в ГПД с учащимися 1-х классов 2022-23 учебный год - разработано воспитателем ГПД Ивановой Л.А.
АннотацияЭто методическое пособие посвящено проблеме обучения первоклассниковсчету. В пособии содержится ответ на вопрос: как в игровой, занимательной формеразвить и закрепить навык считать, читать, з...