Занимательные математические диктанты как способ развития познавательной активности учащихся 3-х классов на уроках математики.
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Анохина Юлия Леонидовна

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить ученик начинает, если у него возникает потребность что-то осуществить. А начинается потребность с проблемы, вопроса, удивления, противоречия, возникшего интереса, т.к. интерес один из инструментов, пробуждающий учащихся к более глубокому познанию, развивающий его способности. Диктанты способствуют выполнению следующих задач: активизируют внимание и интерес к задаче, закрепляют умения выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем, закрепляют умения выполнять табличное и внетабличное умножение и деление, закрепляют умения складывать и вычитать на основе знаний о нумерации в пределах 1000.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.diktanty_3kl.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные математические диктанты как способ развития познавательной активности учащихся 3-х классов на уроках математики.                        

               Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить ученик начинает, если у него возникает потребность что-то осуществить. А начинается потребность с проблемы, вопроса, удивления, противоречия, возникшего интереса, т.к. интерес один из инструментов, пробуждающий учащихся к более глубокому познанию, развивающий его способности. Диктанты способствуют выполнению следующих задач: активизируют внимание и интерес к задаче, закрепляют умения выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем, закрепляют умения выполнять табличное и внетабличное умножение и деление, закрепляют умения складывать и вычитать на основе знаний о нумерации в пределах 1000.

               Математические диктанты провожу в начале урока в течение 7 минут. Они делятся на 3 группы: традиционные, занимательные, повышенной трудности. К традиционным заданиям относятся арифметические диктанты, геометрические задачи, «цепочки». Эти задания использую для коллективной работы (задания пишу на доске или диктую), для индивидуальной работы (на карточках), а также использую дифференцированно (делю класс на 2-3 группы, для каждой пишу задание на доске). Диктанты провожу, начиная с простых, постепенно усложняя. Наряду с традиционными использую занимательные творческие задания: а) ребусы б) диктанты с лексической работой в) задания природоведческого характера г) блицтурниры д) «расшифруй» е) задачи со сказочными сюжетами.

                  Устные вычисления в сочетании с занимательными творческими заданиями активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость. Также они полезны для развития абстрактного мышления и интереса к математике.                                                      

А. Математические ребусы

Ребусы – это головоломки, в которых вместо цифр поставлены абстрактные знаки. Ребята называют эти задания «сказочные цифры». В этих заданиях иду от простого к сложному, либо провожу фронтальную работу с классом, но для «сильных» уч-ся даю карточки с более сложными ребусами. Некоторые ребусы имеют несколько правильных решений. Это позволяет работать в двух направлениях: а) найти хотя бы одно или несколько решений б) найти все решения и доказать, что других решений нет. Поэтому ребусы удобный объект для проведения достаточно сложных логических рассуждений, в которых необходимо разобрать все возможные случаи.

1. 7 · *=*1     9 · ӿ=ӿ1      8 · ҍ=ҍ0       6 · š=š6       7 · Č=Č7       3 · ž=ž1          4 · µ=µ6 2. Æ8: Æ=7         3Ð : Ð=9             5Ñ : Ñ=6          ã2 : 8=ã                                                          3. øøø + 1ø+7=2øø    3þþ + þþ+9=þ8þ        ÿ3ÿ + ÿ0+ÿ=8ÿÿ    đđ6 + 6đ+đ=4đđ                       4. ӿ2ӿ + 1ӿ7 = 579       µ5µ + 2µ7=524     28Ñ - 3Ñ6 =Ñ02      3æ8 - 6æ=æ29                          5. 3ƛ · 7=ƛƛ7      2ƻ · 3=ƻ2      2Ƕ · 5=Ƕ00       ȭ · ê=Ʃ7                                                                  6. ǥ5ǥ + ǥ6 = 329     ȋ2ȋ +ȋ47 = 362    ȽȽ6 - 27Ƚ = 18

Б. Диктанты с лексической работой

Четко и медленно проговариваю новое слово, спрашиваю у ребят, знают ли они что именно обозначает это слово. Выслушиваю все варианты ответов. Объясняю (если это необходимо) значение слова, провожу элементарную лексическую работу. Так ребята лучше понимают и запоминают новое слово.

1.Аптека – учреждение, в котором изготавливаются и продаются лекарства.                                   В аптеку привезли 90 пачек витаминов в 5 коробках. Сколько пачек витаминов было в каждой коробке?                                                                                                                    2.Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.                                                                                                                                                      До обеда библиотеку посетили 8 человек, а после обеда в 4 раза больше. Сколько всего человек посетили библиотеку?                                                                                        3.Библиотекарь – работник библиотеки.                                                                                                                        В одной библиотеке работает 9 человек, а в другой в 5 раз больше. Сколько всего библиотекарей работает?                                                                                                                4.Вагон – транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов, приспособленное для движения на колесах по рельсам.                                                                                                                                 В 1 вагон погрузили 56 ящиков с фруктами. Это в 7 раз больше, чем погрузили во 2 вагон. Сколько ящиков с фруктами погрузили всего?                                                                        5.Гончар - мастер по изготовлению глиняной посуды.                                                                                         За 1 день гончар изготовил 42 вазы. Это в 6 раз больше, чем изготовил его ученик. Сколько ваз изготовил ученик?                                                                                                 6.Дюжина – 12 штук однородных предметов.                                                                                               Для приготовления 30 порций омлета повару понадобится 5 дюжин яиц. Сколько яиц использует повар? Сколько яиц приходится на 1 порцию?                                               7.Кондитер – специалист по изготовлению изделий из муки, масла, сахара и других продуктов.                                                                                                                                              Кондитер приготовил 84 пирожных, а тортов в 7 раз меньше. Сколько тортов изготовлено?          8.Квартет – ансамбль музыкантов из 4 исполнителей.                                                                           На песенном фестивале в 1 день выступали 3 квартета, а во 2 день 2 квартета. Сколько всего исполнителей было?                                                                                                          9.Почта– учреждение для пересылки писем, легких грузов, денег.                                                               За день на почте приняли от посетителей 36 писем, а посылок на 12 меньше. Сколько всего почтовых отправлений приняли за день на почте?                                                                10.Стайер - спортсмен, состязающийся в беге на длинные дистанции.                                                     На тренировке стайер пробежал 2 км, что составило пятую часть дистанции. Какова длина дистанции, которую нужно преодолеть стайеру на тренировке?                            11.Фармацевт – аптечный работник, занимающийся изготовлением, хранением и продажей лекарств.                                                                                                                                                                В 3 аптеках работают 42 фармацевта, в каждой аптеке их поровну. Сколько фармацевтов работает в каждой аптеке?

В. Задания природоведческого характера

С большим удовольствием учащиеся решают задачи, в условиях которых использованы интересные сведения природоведческого характера. Для стимулирования лучшего запоминания спрашиваю, знали ли они эти факты ранее? Часто использую соответствующий иллюстративный материал.

1.Продолжительность жизни ежа 10 лет, а зайца на 2 года меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?                                                                                                      

2.Осина за день поглощает 66 литров воды, а береза 60 литров. На сколько литров воды больше поглощает осина за день?                                                                                                  

3.Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить гусеница за 2 часа?                                                                                                                                                                            

4.Длина шишки европейской ели 10см, а шишка ели сибирской 7см. На сколько сантиметров шишка европейской ели длиннее шишки сибирской ели?                    

5.Дельфины кормят своего малыша 8 месяцев. Это на 4 месяца меньше, чем кормят своего малыша синие киты. Сколько месяцев кормят своего малыша синие киты?      

6.Верблюд может обходиться без воды 14 дней, а скалистая белка из Южной Мексики на 86 дней дольше. Сколько дней может не пить этот зверек - «рекордсмен»?                  

7.Самый маленький кенгуру – крысиный. Длина его тела всего 40см, причем 15 из них приходится на голову и туловище, а все остальное на хвост. Какова длина хвоста крысиного кенгуру?                                                                                                                                      

8.У камчатского краба 10 ног, из них только 2 с клешнями. На сколько меньше ног с клешнями, чем без клешней?

9.На Земле обитает 17 видов пингвинов. Из них 2 вида гнездятся в Антарктиде. На сколько меньше видов гнездятся в Антарктиде, чем на других материках?

10.В зоопарке двухгодовалому слону ежедневно добавляют в пищу 3 килограмма хлеба, 1 килограмм гороха, а свеклы столько, сколько хлеба и гороха вместе. Сколько килограммов свеклы, хлеба и гороха съедает за день слон?

11.Волку в зоопарке ежедневно добавляют в пищу 4 килограмма мяса и рыбы. Мяса дают 3кг. Сколько рыбы съедает волк за неделю?

12.Бабочка бражник делает 50 взмахов крылышками в секунду, майский жук на 10 взмахов меньше, а навозный жук делает столько взмахов, сколько бражник и майский жук вместе. На сколько чаще машет крылышками навозный жук, чем майский?

13.Насиживанием яиц у африканского страуса занимается самец. Несколько самок откладывают яйца, а самец закатывает их в гнездо. В Северной Африке в гнезде можно обнаружить до 20 яиц, а в Южной Африке на 10 больше. В районах Восточной Африки в 2 раза больше, чем в Южной. Сколько яиц бывает в гнездах страусов – обитателей Восточной Африки?

Г. Блицтурниры

В блицтурнирах ребятам не нужно выполнять арифметические действия. Нужно только составить буквенные выражения для решения задачи и записать их в тетрадь. Но эти задания вызывают определенные трудности, т.к. носят абстрактный характер. Поэтому удобно такие задачи иллюстрировать с помощью рисунков или схем в виде отрезков.

1.У Кати было m рублей. Она купила тетрадь за q рублей и ручку за с рублей. Сколько денег у нее осталось?  

2.На двух полках было n книг. С первой полки взяли t книг, а со второй p книг. Сколько книг осталось на полках?

3.Платье стоит q рублей. Это на w рублей меньше, чем стоит костюм. Сколько стоят костюм и платье вместе?

4.На одной полке r книг. Это на t книг меньше, чем на другой. Сколько книг на второй полке?

5.Отрезок в y сантиметров разделили на uравных частей. Чему равна каждая часть отрезка?

6.Отрезок разделили на f одинаковых частей. Потом каждую часть разделили на 8 одинаковых частей. На сколько частей разделили весь отрезок?

7.Саше надо купить 7 бубликов по p рублей за штуку. В кассу он отдал a рублей. Сколько сдачи он должен получить?

8.В одном доме s подъездов, в каждом подъезде по d квартир, а в каждой квартире по 3 комнаты. Сколько комнат в доме?

9.Маме f лет, а Ира в 4 раза младше мамы. На сколько лет мама старше Иры?

10.У Маши g марок, а у Гены в 5 раз меньше. Сколько марок у Маши и Гены?

11.У Сергея h орехов, у Пети j орехов, а у Андрея k орехов. Они сложили их и поделили поровну между собой. Сколько орехов оказалось у каждого мальчика?

12.Мама купила 3 метра шелка по z рублей за метр и 5 метров ситца по x рублей за метр. Сколько рублей заплатила мама за всю покупку?

13. В 4 одинаковых коробках лежат c карандашей. Сколько карандашей в 15 таких коробках?

14.В куске было v метров полотна. Из него взяли ткань для 6 наволочек. Сколько полотна осталось в куске, если на одну наволочку идет b метров полотна?

Д. Задания «Расшифруй»

В этих заданиях зашифрованы имена любимых героев сказок и мультфильмов. Эти задания я также обыгрываю, т.к. дети обожают расшифровывать ответы. Примерный текст: «Здесь зашифровано слово, которое мне бы очень хотелось вам говорить всегда. Если вы правильно решите их и проверите ответы, а потом запишете буквы в соответствующие ответам клеточки, то вы узнаете это слово».                                                          94-10= □     48:8= □       60:4=□      36:2= □       72:12=□                                                                                                    Для дифференцированного обучения даю эти задания по группам:                                              1 группа. 24-14= □                     2 группа. 90:9=□                            3 группа. 100:10= □                                                           54:9= □                                                           66:11=□                                            84:14= □                                  30:2= □                                                           45:3= □                                             60:4= □                                        9х2=□                                                              18:1=□                                             36:2= □                                              23-17= □                                                         65-57=□                                           72:12=□

10

6

15

18

6

В

Е

Р

Н

О

1.Расшифруй имя сказочного героя.                                                                                                         11+16=□Й        15+17= □К          27-18=□А            32-14=□Н             18+13=□З  

31

18

9

27

32

9

2.Расшифруй название реки.                                                                                                                    45+16=□ С   37+18=□ Е      43+24=□ Й      80-24=□ Н     63-42=□ И

55

56

21

61

55

67

3.Реши примеры и узнаешь, кто передал тебе привет.                                                                             48:6=□ Н    9х4=□ С    32:8=□ К     6х7=□ О   9х9=□ Ы   7х4=□ Л   42:6=□Ш

36

42

28

8

81

7

4

42

4.Расшифруй имя мальчика, которого воспитали лесные звери.                                                        81:(11-2) =□Л    7х8-34 =□А    0х(92-18) =□Г    56:(36-29) =□И     8х9-65 =□М    32:(63-55) =□У

7

22

4

0

9

8

5.Расшифруй имя героя сказки, который очень любит молоко.                                                        70х5=□С      360:6=□М    500:50=□К    30х8=□Р     900:9=□И    70х7=□А    800:40=□Н    560:8=□Г

60

490

70

240

9

350

10

100

20

6.Расшифруй имя сказочного героя, который очень многого не знал.                                               120+100=□А     240-130=□Н     480-270=□К     530+180=□З    640-230=□Е    700-370=□Й

110

410

710

110

220

330

210

220

7.Расшифруй имя любителя сладостей.                                                                                                        72:4=□Н      42:3=□К      58:2=□Л      84:7=□Р      99:9=□О       78:6=□А      95:5=□С

14

13

12

29

19

11

18

Е. Задачи со сказочными сюжетами

У ребенка начальных классов фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель. Это вызывает у ребят живой интерес.                                                                                                      

1. Знайка за день решил 27 задач, а Незнайка в 9 раз меньше. Сколько задач за день решил Незнайка?                                                                                                                                

2.Маугли попросил пятерых обезьян принести ему орехи. Четыре обезьяны принесли ему по 5 орехов, а одна – 10. Сколько орехов получил Маугли?                                                  

3.Нильс летел на спине гуся Мартина. Впереди них летели 9 гусей, а позади них в 2 раза больше. Сколько всего гусей летело в стае                                                                                                  

4.Для изготовления воздушного шара Знайка велел собрать малышам 36 литров резинового сока. До обеда малыши собрали 17 литров сока. Сколько литров останется им собрать после обеда?                                                                                                                  

5.Черепахе Тортилле нужно проползти до озера 350 м. Она уже осилила 170м. Сколько метров осталось?                                                                                                                                  

6.Почтальону Печкину нужно развезти по адресам 9 писем, а газет в 4 раза больше. На сколько больше у него газет, чем писем?                                                                                      

7.Лиса Алиса и кот Базилио сказали Буратино, что если он закопает свои золотые монеты на поле Чудес, то наутро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых. Буратино посчитал, что монет у него станет 15. Сколько было монет у Буратино?                    

8.Пес Шарик увлекся фотоохотой и купил 3 пленки по 24 кадра. Сколько фотоснимков сумеет сделать Шарик?                                                                                                                        

9.Пес Шарик сфотографировал кота Матроскина 8 раз, а дядю Федора в 3 раза больше. Сколько всего фотоснимков сделал пес Шарик?                                                                              

10.Во время наводнения дедушка Мазай спасал зайцев. С островов он спас 21 зайца, а с пней и кочек на 1 зайца больше. Сколько всего зайцев спас дед Мазай?                                                      

11.Мачеха приказала Золушке сшить ей и ее дочерям платья. Она дала 2 отреза ткани. В первом куске было 23 метра, а во втором 31 метр. Сколько получилось из этой ткани платьев, если на 1 платье расходуется 3 метра ткани?

12.Дюймовочка съедает по 7 зернышек в день. На сколько дней ей хватит 51 зерна пшеницы и 33 зерна ржи?

13.Малыши Цветочного города отправились в путешествие на воздушном шаре. В первый день они пролетели 100 метров, во второй день в 3 раза больше, а в третий день в 2 раза меньше, чем в первый и второй день вместе. Сколько метров они пролетели в 3 день?

14.Винтик и Шпунтик ремонтировали машину. Шпунтик закрутил 27 гаек, что в 3 раза больше, чем Винтик. Сколько гаек они закрутили вместе?  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».

Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...

Развитие познавательной активности учащихся 1 класса через игру и задания игрового характера на уроках математики

       Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида....

Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"

АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение  эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...