Программа кружка "Планета Здоровья"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности по спортивно -оздоровительному направлению «Планета Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_planeta_zdorovya.doc | 707 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни».
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно -оздоровительному направлению «Планета Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Коллективности.
Диалогичности.
Поддержки самоопределения воспитанника.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра;
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
Содержание курса
Каждое занятие включает:
Информацию (краткое изложение теоретических сведений).
Фантазирование.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
Психогимнастика.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения ) необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг.
Под руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство .
Занятия с детьми проводятся разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой.
Основными формами подачи материала: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита.
В начале занятия дается детям необходимая информация из области анатомии, гигиены, физиологии.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя. Тренинг «Спасибо, нет».
В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.
На этих занятиях я использую различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия .
На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность
Место курса
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 33-34 часа в год.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1 раз в неделю по 20 мин. (1 час в неделю, 4 часа в месяц).
2-й год обучения 1 раз в неделю по 30 мин. (1 час в неделю, 4 часа в месяц).
3-й год обучения 1 раз в неделю по 30 мин. (1 час в неделю, 4 часа в месяц).
4-й год обучения 1 раз в неделю по 35 мин. (1 час неделю, 4 часа в месяц).
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Ожидаемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» обучающиеся должны знать:
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание,
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Оздоровительные результаты программы:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
К концу начальной школы учащиеся приобретут навыки:
- уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи и к их мнению;
-работы с научной литературой;
- публичных выступлений;
- работы в паре, в группе;
- релаксации.
Учебно-тематическое планирование
1год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
т/з | п/з | с/р | ||||
1. Вводное занятие «Поход по стране Здоровья» | 1 | 1 | Игра. Беседа о здоровье. Оздоровительная минутка. | |||
2. Режим для первоклашки. | 1 | 1 | 1.Информация о режиме. Его значение. 3. Утренняя зарядка. Комплекс утренней зарядки. 4.Игры. | Составление памятки «Комплекс утренней зарядки» | ||
3. «Учусь находить друзей и интересные занятия» | 1 | 1 | Тренинг | Составление «Дерева Дружбы» | ||
4. Психогигиена общения | 1 | 1 | Тренинг общения. | |||
5. Сон – лучшее лекарство. | 1 | 1 | Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна. | Защита мини- проекта «Гигиена сна» | ||
6. Советы Доктора Воды | 1 | 1 | Составление алгоритма умывания | Конкурс на лучшую памятку «А ты не забыл умыться?» | ||
7. Уход за волосами | 1 | 1 | Работа с презентацией «Причёски девочек, причёски мальчиков…» | Мини-сочинение на тему: «Нужна ли человеку причёска каждый день?» | ||
8. Уход за кожей | 1 | 1 | Беседа | |||
9. Гигиена полости рта | 1 | 1 | Беседа | |||
10. Глаза – главные помощники человека. | 1 | 1 | Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно» Беседа об органах зрения | Защита буклета «Как правильно ухаживать за школьной формой» | ||
11. Чтобы уши слышали. | 1 | 1 | Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка | Составление памятки «Правильный уход за ушами» | ||
12. Подвижные игры. | 1 | 1 | Игры «День и ночь»,»Ручейки». | |||
13-14. «К здоровью без лекарств» Фито-аптека | 2 | 1 | 1 | Беседа о лекарствах, викторина «Фито – аптека». | Фотоколлаж | |
15-16. Я пришёл из школы. | 2 | 1 | 1 | Упражнение «Любишь – не любишь» Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». | Составление паспорта здоровья | |
17. Подвижные игры по выбору детей | 1 | 1 | Психоразвивающие упражнения. Игры Краски», «Два Мороза». | |||
18. Как настроение? | 1 | 1 | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. | Конкурс стихов о вежливости. | ||
19-21. «Мое психическое состояние»
| 3 | 1 1 1 | Практическая работа: «Приемы проверки внимания и памяти» | Тестирование по теме. | ||
22. «Учусь принимать решения в опасных ситуациях» | 1 | 1 | Тренинг. Практическая работа. Опасные ситуации. | |||
23. Скелет – наша опора. | 1 | 1 | Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. | |||
24. Осанка – стройная спина! | 1 | 1 | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. | Составление памятки «Правила для поддержания правильной осанки». | ||
25. Подвижные игры по выбору детей | 1 | 1 | Игра «Охотники и утки», «Шапка – невидимка». | |||
26-27. Вредные привычки. | 2 | 1 | 1 | Беседа «Это красивый человек» Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах | Памятка «Полезные и вредные привычки» | |
28-29. Если хочешь быть здоров. | 2 | 1 | 1 | Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» | Памятка «Правила закаливания» | |
30. Правила безопасности на воде | 1 | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | Составление таблицы »Правила поведения на воде» | ||
31. Как вести себя на улице . | 1 | 1 | Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте. | Составление памятки «Правила поведения на улице». | ||
32-33. Обобщающие занятия «Доктора здоровья». | 2 | 1 | 1 | Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья. Анализ ситуаций. Подвижные игры . | Памятка Здоровичков. |
Всего: 33ч.
Учебно-тематическое планирование
2 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
Т/з | п/з | с/р | ||||
1. Вводное занятие . | 1 | 1 | Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» | Составление памятки «Правила закаливания» | ||
2. Причина болезни . | 1 | 1 | Оздоровительная минутка. Тест.Повторение мудрых слов. | Защита проекта «Если хочешь быть здоров». | ||
3-4 . Признаки болезни. | 2 | 1 | 1 | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» | Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?» | |
5. Какие лекарства мы выбираем | 1 | 1 | Круглый стол Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». | Составление памяток о лекарствах. | ||
6-7. Домашняя аптека | 2 | 1 | 1 | Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! | Защита мини –проекта «Аптека дома». | |
8. Пищевые отравления | 1 | 1 | Беседа | Составление паспорта здоровья. | ||
9. Отравление лекарствами. | 1 | 1 | Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. | |||
10. Если солнечно и жарко . | 1 | 1 | Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» | Защита мини-проекта «А вам слабо?!» | ||
11. Правила дыхания. | 1 | 1 | Тренинг дыхания | |||
12. Секреты здоровья в скороговорках. | 1 | 1 | Практикум | Конкурс скороговорочников | ||
13. Секреты закаливания. | 1 | 1 | Беседа | |||
14 Профилактика травматизма. | 1 | 1 | Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене» | Отчёт по исследовательской работе | ||
15. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. | 1 | 1 | Практикум | Памятка «Первая помощь пострадавшему» | ||
16. Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | 1 | Игры «Молекулы», «День и ночь». | |||
17. Опасность в нашем доме . | 1 | 1 | Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | |||
18.Точечный массаж. | 1 | 1 | Подготовка презентаций | Памятка «Это полезно знать». | ||
19. «Помоги себе сам». | 1 | 1 | Психогимнастика | |||
20.Психофизи-ческая тренировка. | 1 | 1 | Психогимнастика | Составление памятки. | ||
21-22. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Физические упражнения в жизни младшего школьника. | 2 | 1 | 1 | Комплекс физических упражнений | ||
23. Правильное и рациональное питание. | 1 | 1 | Беседа о правильном питании. | Составление памятки «Правила питания» | ||
24. Роль витаминов в питании младшего школьника. | 1 | 1 | Практикум «Витамины нашего сада и огорода» | Коукурс рисунков о витаминах. | ||
25 Разнообразие пищевых продуктов. | 1 | 1 | Составление меню «Меню младшего школьника» | Составление меню по группам «Завтрак», «Обед», «Ужин». | ||
26. Правильное питание – это рациональное питание? | 1 | 1 | Беседа | |||
27. Подвижные игры. | 1 | 1 | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». | |||
28«Рабочие инструменты» человека . | 1 | 1 | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Практическая работа. | Памятка «Это полезно знать». | ||
29 .Надёжная защита организма. | 1 | 1 | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. | |||
30. «За здоровье в борьбе ты помог ли сам себе» . | 1 | 1 | Тестирование. | Защита мини-проекта «Помоги себе сам!» | ||
31 .Воспитай себя . | 1 | 1 | Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. | Анкетирование «Оцени себя сам». | ||
32 Надо ли прислушивать -ся к советам родителей . | 1 | 1 | Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка». | Конкурс рисунков «Портрет родителей». | ||
33-34. Я выбираю движение | 2 | 1 | 1 | Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» |
Всего: 34ч.
Учебно-тематическое планирование
3 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
т/з | п/з | с/р | ||||
1. Вводное занятие «Здоровому всё здорово!» | 1 | 1 | Игры «Совушка», «Краски». | |||
2. Народные рецепты здоровья . | 1 | 1 | Беседа, викторина «Народные рецепты» | Составление сборника «Рецепты здоровья моей семьи» | ||
3. «Здоровый отдых». | 1 | 1 | Беседа о здоровом отдыхе.Оздоровительная минутка. Обсуждение ситуаций. | Составление памятки «Как я отдыхаю» | ||
4. Психогигиена общения. | 1 | 1 | Тренинг общения. | |||
5. Подвижные игры. | 1 | 1 | Игры «Передай мяч», «Черепаха» | |||
6. Что у меня внутри? | 1 | 1 | 1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. Игра «Зернышки». | |||
7. «Почему люди болеют». | 1 | 1 | Встреча с врачом | Заполнение паспорта здоровья | ||
8.Как работает сердце? | 1 | 1 | Практическая работа. Первая помощь. Самонаблюдение. Опыт. | Практическая работа «Мой режим дня» | ||
9. Что нужно знать о лекарствах | 1 | 1 | Беседа о лекарствах Практическая работа. | Составление памятки «Как обращаться с лекарствами» | ||
10. Подвижные игры. | 1 | 1 | Игры «Займи место», «Лапта». | |||
11-12. Ознакомление с элементами точечного массажа. | 2 | 1 | 1 | Практические навыки массажа. | Составление памятки «Самомассаж» | |
13. Чтобы ногти не ломались. | 1 | 1 | Правила ухода за ногтями. Рекомендации. Оздоровительная минутка. | Составление памятки «Правила ухода за ногтями» | ||
14. Как закаляться. | 1 | 1 | Виды закаливания. Фантазирование. Психогимнастика. | Презентация «Закаливание организма» | ||
15. Чем опасны домашние животные. | 1 | 1 | Рассказы о домашних животных | Фотоколлаж «Любимые питомцы». | ||
16. «Чай не пьешь— откуда силы берешь?» | 1 | 1 | ||||
17. Целительная сила воды | 1 | 1 | Беседа,навыки закаливания. Практическая работа.Пословицы о воде. | Конкурс стихов о воде. | ||
18. Подвижные игры. | 1 | 1 | «Кольца», «Пузырьки»,»Море волнуется». | |||
19. Мышцы. Как стать богатырем. | 1 | 1 | Психогимнастика. Упражнения для мышц, | Памятка «Культура жестов». | ||
20. Цветные проводочки для разных сообщений. | 1 | 1 | Фантазирование. Расшифровка. Психогимнастика. Пантомима. | Защита мини-проекта «Берегите нервы». | ||
21. Наши нервы. | 1 | 1 | Психогимнастика. Оздоровительная минутка.Беседа о нервах. | |||
22. Путешествие в страну Здорового Образа Жизни. | 1 | 1 | Игра-путешествие «В здоровом теле-здоровый дух». | Конкурс рисунков «В здоровом теле-здоровый дух». | ||
23. От чего зависит мое настроение? | 1 | 1 | Упражнения для мышц лица. Как сохранить себя здоровым? Тест | Тестирование. «Какой сегодня Ты?» | ||
24. Здоровое меню. | 1 | 1 | Игра – путешествие по стане Здоровья. Викторина. Психогимнастика. | Конкурс рисунков «Составляем меню». | ||
25. Из чего мы сделаны? | 1 | 1 | Человек будущего. Рисование. Психогимнастика. Упражнения для мышц. | Работа по группам. Упражнения для мышц. | ||
26. Подвижные игры. | 1 | 1 | Комплекс упражнений Подвижные игры. | |||
27. Почему болит живот. | 1 | 1 | Психогимнастика. Здоровое меню. Практическая работа. | Защита мини-проекта «Здоровое питание». | ||
28. Практическое занятие – тренинг – тренировка ума и памяти. | 1 | 1 | Составление загадки. Игра «Хорошо-плохо» Психогимнастика. Оздоровительная минутка. | Игры на развитие памяти и ума. | ||
29. Если хочешь быть красивым. | 1 | 1 | Игра «можно или нельзя». Гигиена тела. Беседа о гигиене тела. | Составление памятки «Гигиена тела». | ||
30. Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | 1 | Игры «Салочки», «Цветные сигналы». | |||
31. Витамины для кожи. | 1 | 1 | Беседа о витаминах. Презентация. Игра «В магазин». Загадывание загадок . | Конкурс рисунков «Братья-витамины». | ||
32 Укус змеи . | 1 | 1 | Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда. | Составление памятки «Первая помощь при укусе змеи». | ||
33. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 | 1 | Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. | Отгадывание кроссворда «Органы». | ||
34.Обобще- ние пройден-ного за год. Как вести себя при тепловом ударе. | 1 | 1 | Беседа по теме. Практическая работа «Помощь при тепловом ударе». | Отчет о проделанной работе. Фотоколлаж. |
Всего 34ч.
Учебно-тематическое планирование
4год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
т/з | п/з | с/р | ||||
1. Я продолжаю расти. | 1 | 1 | Информация. Фантазирование. Составление игры. Замеры роста. Психогимнастика | |||
2. Культура здоровья и ее составляющие | 1 | 1 | Беседа о культуре здоровья. Загадывание загадок о здоровье. Фантазирование. Психогимнастика | Составление исследователь- ской карты. | ||
3. Мои лучшие друзья. | 1 | 1 | Спортивный праздник. «Сильные, смелые ловкие». | Защита плакатов «О спорт- ты жизнь!» | ||
4 Что такое эмоции? . | 1 | 1 | Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». | Презентация «Эмоции и чувства». | ||
5 Как воспитывать уверенность и бесстрашие .
| 1 | 1 | Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ Маршака «Кот и лодыри». | Защита проекта «Где смелость , там и победа». | ||
6. Как воспитать в себе сдержанность | 1 | 1 | Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. | Заполнение паспорта здоровья. | ||
7. Как отучить себя от вредных привычек . | 1 | 1 | Чтение стихотворений на тему занятия Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». | Составление памятки «Это полезно знать!». | ||
8. Помоги себе сам . | 1 | 1 | Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи…» | Работа с пословицами по теме. | ||
9. Если кому-нибудь нужна твоя помощь | 1 | 1 | Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». | Анкетирование «Я и мои друзья». | ||
10. Огонек здоровья. | 1 | 1 | Беседа по теме. Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье. | Составление кроссворда «Доктор Айболит». | ||
11. Стресс . | 1 | 1 | Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. | Презентация «Стресс. Как его преодолеть». | ||
12. Что мы знаем о курении. | 1 | 1 | Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. | Защита мини-проекта «Скажем, нет курению!» | ||
13 Умей сказать НЕТ! | 1 | 1 | Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». | Презентация о вреде курения. | ||
14. Алкоголь – ошибка | 1 | 1 | Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг | Защита мини -проекта «Алкоголь- ошибка». | ||
15. Наркотик | 1 | 1 | Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». | Презентация «Наркотики- путь в никуда». | ||
16. Чистота и здоровье. | 1 | 1 | Праздник чистоты с Мойдодыром Инсценировка. Психогимнастика. Пантомима. | Конкурс рисунков «Чистота- залог здоровья». | ||
17. Чем опасен электрический ток . | 1 | 1 | Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | Составление памятки «Первая помощь пострадавшему» | ||
18. Травмы . | 1 | 1 | Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов. | |||
19. Укусы насекомых. | 1 | 1 | Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов. | Составление памятки «Помоги себе сам». | ||
20. Умей организовать свой досуг . | 1 | 1 | Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). | |||
21. Подвижные игры. | 1 | 1 | Комплекс упражнений.Подвижные игры «Пузырьки», «Молекулы». | |||
22. Умеем ли мы правильно питаться? | 1 | 1 | Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». | Защита мини –проекта «Правильное питание». | ||
23. День здоровья. | 1 | 1 | Открытие праздника. Игры и соревнования. | |||
24. Как уберечься от мороза . | 1 | 1 | Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно». | Составление памятки «Как уберечься от мороза». | ||
25. Чтобы огонь не причинил вреда . | 1 | 1 | Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». | Составление памятки «Правила поведения во время пожара». | ||
26. Будем делать хорошо и не будем плохо. | 1 | 1 | Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений. | Работа с пословицами о добре и зле. | ||
27. Кто может считаться настоящим другом . | 1 | 1 | Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» | Конкурс рисунков «Портрет лучшего друга». | ||
28. Чем опасен электрический ток . | 1 | 1 | Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | Составление памятки «Первая помощь пострадавшему».. | ||
29 . Умей выбирать . | 1 | 1 | Анализ сказки «О дружбе и ее потере». Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». | Конкурс рисунков по сказке. | ||
30. КВН «Наше здоровье» . | 1 | 1 | КВН «За здоровый образ жизни» | |||
31. Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | 1 | Игры на выбор. | |||
32. Я выбираю движение . | 1 | 1 | Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» | Презентация к празднику«В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» | ||
33. Воспитай себя . | 1 | 1 | Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. | Анкетирование . «Оцени себя сам». | ||
34. Обобщающий урок. Культура здорового образа жизни . | 1 | 1 | Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям. |
Всего 34 ч.
Литература
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2009.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2008 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Конкурсно-игровая программа "В здоровом теле-здоровый дух"
Здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью, соревнование команд...
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья
Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...
Презентация для конкурсно-игровой программы "В здоровом теле - здоровый дух"
Пропаганда здорового образа жизни. Путешествие по станциям....
Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"
Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...
Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...