РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Пешеходы и пассажиры» (Внеурочная деятельность)
рабочая программа (2 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой . – М.: Вентана-Граф,2011) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peshehody_i_passazhiry.docx | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
клуба «Пешеходы и пассажиры»
для обучающихся 2 класса
(внеурочная деятельность)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой . – М.: Вентана-Граф,2011) .
Целью занятий по внеурочной деятельности является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи курса:
- обучение детей правильному поведению на улицах города, соблюдения правил дорожного движения;
- воспитание культуры поведения на дорогах городах;
Общая характеристика программы
Программа «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Целью факультатива является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, куль- туры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа
дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место в учебном плане.
Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Количество часов в неделю -1ч. Годовое количество- 34 часа
Ценностные ориентиры содержания программы
В результате освоения программы занятий по внеурочной
деятельности «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить
с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,
приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Особенности содержания.
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных
ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы клуба.
В результате освоения программы «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
—раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Содержание программы
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей термино- логии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особен- ности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного пере- движения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опас- ностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движе- ние пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водите- лей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети»,
«движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомо- биля на ходу, не высовываться из окна.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Раздел. Темы. | Количество часов | Плано-вые сроки прож-дения | Примечание | |
Ориентировка в окружающем мире | |||||
1 | Предметы и их положение в пространстве | 1 | 1четверть | ||
2 | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро) | 1 | |||
3 | Транспорт стоящий и двигающийся. | 1 | |||
4 | Транспорт , подающий сигналы поворота. | 1 | |||
5 | Транспорт личный и общественный | 1 | |||
6 | Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). | 1 | |||
7 | Безопасный маршрут (определение на рисунках, моделирование). | 1 | |||
8 | Безопасный маршрут (определение на рисунках, моделирование). | 1 | |||
9 | Населенный пункт. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | 1 | 2 четверть | ||
10 | Состояние дороги (асфальт, грунт ) | 1 | |||
11 | Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | 1 | |||
12 | Опасность и безопасность на дорогах | 1 | |||
13 | Безопасные маршруты движения в школу | 1 | |||
14 | Школа безопасности. Практическое занятие безопасного поведения на дороге | 1 | |||
Ты — пешеход | |||||
15 | Светофорное регулирование движения пешеходов | 1 | |||
16 | Регулировщик и его сигналы. | ||||
17 | Знаки дорожного движения: «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». | 1 | 3 четверть | ||
18 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети» | 1 | |||
19 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «движение прямо, направо, налево…». | 1 | |||
20 | Цвет и форма предупреждающих знаков | 1 | |||
21 | Цвет и форма запрещающих знаков | 1 | |||
22 | Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). | 1 | |||
23 | Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). | 1 | |||
24 | Практическое занятие «Чтение дорожных знаков» | 1 | |||
25 | Практическое занятие «Дорожные знаки в микрорайоне школы». | 1 | |||
26 | Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства | 1 | |||
27 | Викторина «Учимся соблюдать ПДД» | 1 | 4 четверть | ||
28 | Практическое занятие «Правила дорожного движения знаем как таблицу умножения» | 1 | |||
Ты – пассажир | |||||
29 | Правила безопасного поведения в автомобиле | 1 | |||
30 | Правила безопасного поведения в автомобиле | 1 | |||
31 | Применение ремней безопасности во время передвижения на автомобиле | 1 | |||
32 | Выход из транспортного средства | 1 | |||
33 | Практическое занятие «Мы пассажиры общественного транспорта» | 1 | |||
34 | Обобщение изученного материала по темам года | 1 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ТошееваЛ.И. В. И. Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011, – 240с. – (Мастерская учителя)
2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.
3. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения учебное пособие для детей 7-10 лет, М.: Дрофа, 2008.-111, (1)с. :ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"
Данная рабочая программа предназначена для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе....
Рабочая программа Я - пешеход и пассажир 2 класс
Разработана рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС
"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с ФГОС...
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа «Я пешеход и пассажир»
Рабочая программа кружка «Я пешеход и пассажир» внеурочной деятельности уч-ся 1-4 классов...
Рабочая программа "Я пешеход и пассажир" 3 класс
Из опыта работы...
Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"
из опыта работы...