Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_peshekhod-passazhir.docx | 157.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» г. Белгорода им. Ф.С.Хихлушки
«Утверждено»
Директор
МБОУ «Гимназия № 12»
г. Белгорода
__________Норцова Р. А.
« » __________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Я – пешеход и пассажир»
Срок реализации программы 4 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Разработана
учителем начальных классов
Ваниной Мариной Анатольевной
г.Белгород 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.
Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным стандартом начального образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности обучающихся по каждой теме.
Актуальность создания программы.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Организация образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 4 года и рассчитана на детей 1- 4 класса. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Продолжительность занятий: 1 класс: 1 полугодие – 35 мин.; 2 полугодие 40 мин.; 2-4 класс – 40мин.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели; 2-4 класс на 34 учебные недели. Итого за курс начальной школы: 135 часов.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Программа «Я – пешеход и пассажир» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание обучающихся. Процесс обучения курса в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Основные принципы реализации программы:
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Формы и методы работы обучения обучающихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
- беседы с инспекторами дорожного движения
Основные методы проведения занятий:
- Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
- Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
- Практические:
практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Ожидаемые результаты освоения курса.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Обучающиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Знать | Уметь |
- правила дородного движения | - пользоваться правилами дорожного движения |
- сигналы светофора и жесты регулировщика | - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения |
- правила пользования общественным транспортом | - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта |
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части | - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой |
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части | - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части |
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров | - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках | |
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ п/п | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | Просмотр видеоролика Беседа | ||
Безопасность на улице | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | ||
Наш город, где мы живём. | Экскурсия по городу | ||
4-5. | Опасности на наших улицах | Опасные ситуации при переходе дороги | |
6-7. | Мы идём в школу | Занятие -практикум. Составление схемы безопасного движения в школу | |
8. | Школа безопасности | Какие опасности подстерегают на улицах города | |
9. | Движение пешеходов и машин | Просмотр фильма викторина | |
10. | Правила перехода через дорогу | правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |
11. | Школа безопасности | Практическое занятие о переходе через дорогу | |
12. | Посвящение в пешеходы | Праздничная программа | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
13. | Наши друзья – дорожные знаки | Игры | |
14-15. | Знакомство со знаками | Художественное занятие. Нарисуй знак | |
16-17. | Дорожные знаки – пешеходам | Знакомство с дорожными знаками | |
18. | Светофор и его сигналы | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора | |
19. | Виды пешеходных переходов | экскурсия | |
20. | Чтение дорожных знаков | Практическое занятие | |
21. | Безопасный путь в школу | Художественное занятие | |
22. | А знаешь ли ты | Игра-практика о передвижении в группе | |
23. | Почитаем знаки? | Заочная экскурсия по городу. | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
24. | Правила движения в колонне | Практическое занятие | |
25-26. | Где можно играть? | Занятие – размышление | |
27-28. | Мы пассажиры общественного транспорта | Ролевая игра | Занятие - практикум |
29. | Встреча с инспектором дорожного движения | беседа | |
30. | Загородная дорога | Правила движения пешеходов по загородной дороге | |
31. | Пешеход на загородной дороге | Заочная -экскурсия | |
32. | Учимся соблюдать ПДД | Занятие-викторина | |
33. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | Праздничная программа | |
Итого: 33 часа | 22ч | 11ч |
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
1. | Почему на улице опасно. | Сложность движения по улицам большого города | |
2. | Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | |
3-4. | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по городу | О безопасном пути в школу Характеристика улиц, переулков, на которых живут обучающиеся. | |
5. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | |
6. | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | Просмотр видеороликов, викторина | |
7. | Типы перекрестков. | Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | |
8. | Нерегулируемый перекресток. | Практическое занятие о переходе через дорогу | |
9. | Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы | Экскурсия | |
10-11. | Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) | Ролевые игры | |
12. | Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. | Практическое занятие о переходе через дорогу | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
13. | Пешеходный переход и его обозначения. | Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Экскурсия | |
14. | Сигналы светофора. | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора | |
15-16. | Регулировщик и его сигналы. | Ознакомление с сигналами регулировщика. Ролевая игра | |
17. | Группы дорожных знаков и их назначение. | Просмотр видеофильма. Беседа | |
18. | Дорожные знаки: | «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса | |
19. | Дорожные знаки в микрорайоне школы. | Практическое занятие | |
20. | Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков» | Выступление в Д/с | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
21. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | Опасные ситуации при переходе дороги. | |
22. | Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. | Правила перехода при наличии пешеходных переходов | |
23. | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Занятие -практикум | |
24. | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Заочная -экскурсия | |
25. | Где можно и где нельзя играть. | Безопасные места для игр | |
26. | Ты – велосипедист. | Просмотр видеофильма | |
27. | Движение транспорта на загородной дороге. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу | |
28. | Железнодорожные переезды, их виды. | Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | |
29. | Дорога глазами водителей. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. | |
30. | Опасности на дорогах. | Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | |
31-32. | Правилам дорожного движения. | Проведение игр, викторин по ПДД | |
33. | Встреча с инспектором | Встреча с инспектором | |
34. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | Праздничная программа | |
Итого: 34 часа | 24ч | 10ч |
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
1. | Дисциплина на дороге. | Диспут. Почему надо соблюдать ПДД? | |
2. | Составные части улицы, дороги. | Знакомство с элементами улиц и дорог | |
3. | Улицы города | Экскурсия по городу. | |
4. | Безопасная дорога в школу | Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | |
5. | Может ли машина сразу остановиться | Остановочный путь и скорость движения | |
6. | Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | Опасности на дорогах в разное время суток | |
7. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. | Правила перехода Просмотр видеоролика | |
8. | Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. | Практическое занятие Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.. | |
9. | Где еще можно переходить дорогу. | Правила перехода дорог | |
10. | Подвижные игры по ПДД | Практическое занятие | |
11. | А мы знаем ПДД? | Викторина по ПДД | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
12. | Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | |
13. | Регулируемые перекрестки. Светофор. | Сигналы светофора | |
14. | Регулируемый перекрёсток | Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | |
15. | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. | Ролевые игры | |
16. | Дорожная полиция. | Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. | |
17. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. | Просмотр фильма .Беседа | |
18. | Дорожные знаки | Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. | |
19. | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Экскурсия на улицы города | |
20. | Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. | ||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
21. | Опасные ситуации при переходе дороги. | Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми | |
22. | История появления автомобиля и правил дорожного движения. | Историческая справка | |
23. | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Заочная экскурсия | |
24. | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Ролевая игра | |
25. | Мы –пешеходы, мы -0 пассажиры | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | |
26. | Где можно и где нельзя играть. | Практическое занятие | |
27. | Опасность игр вблизи железнодорожных путей | Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | |
28. | Поездка за город | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу | |
29. | Ты – велосипедист | Дорожные знаки. Спортивные соревнования | |
30. | Улица глазами водителей | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) | |
31. | Дорожно-транспортные происшествия | Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов | |
32. | Оказание медицинской помощи | Практическое занятие | |
33. | Письмо водителю. | Пожелания водителям | |
34. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». | Праздничная программа | |
Итого: 34 часа | 24ч | 10ч |
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |||
1. | Безопасность пешеходов. | Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах . | |
2. | Виды транспортных средств | Загадки, исторический материал | |
3. | Проезд специальных транспортных средств. | презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах) | |
4. | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Практическое занятие | |
5. | Знаем ли мы правила дорожного движения | Игра- викторина | |
6. | Нерегулируемые перекрестки | Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги | |
7. | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах | Разбор опасных ситуаций на дорогах | |
8. | Разбор дорожной ситуации на макете | Практическое занятие | |
9. | Основные понятия и термины ПДД | Беседа, презентация, стихи | |
10. | «Дисциплинированный пешеход» | Конкурс–игра | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | |||
11. | Предупредительные сигналы | Блиц – опрос, беседа | |
12. | Дорожные знаки и их группы. | История возникновения и развития дорожных знаков. | |
13. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | |
14. | «Путешествие в Страну дорожных знаков» | Игра-сказка | |
15. | Светофорное регулирование | ||
16. | Регулировщик и его сигналы | Ролевая игра | |
17. | Встреча с инспектором дорожной полиции | Беседа с инспектором | |
18. | Знатоки правил дорожного движения. | Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | |
19. | Выступление перед детьми детского сада. | Выступление перед детьми детского сада | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | |||
20. | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | Просмотр видеороликов и анализ | |
21. | Движение обучающихся группами и в колонне. | Практическое занятие | |
22. | «Я – пешеход» | Экскурсия | |
23-24. | Перевозка людей. | ||
25. | Труд водителя. | Беседа водителя автомобиля или автобуса. | |
26-27. | Когда ты становишься водителем. | Правила передвижения на велосипедах | Эстафета велосипедистов |
28. | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | Просмотр видеоролика | |
29. | Где можно и где нельзя играть. | Беседа, презентация, ролевая игра. | |
30. | Причины возникновения ДТП. | Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации») | |
31. | Создание буклета «Помни, пешеход!». | Практическое занятие | |
32. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | Практическое занятие | |
33. | Мы соблюдаем ПДД | Подвижные игры и соревнования по ПДД | |
34. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» | ||
Итого: 34 часа | 24ч | 10ч |
Календарно- тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Содержание деятельности (в часах) | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
теор. | пра-ка | план | факт | |||
1. | Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения | 1 | Провести беседу. Просмотреть видеоролик о ПДД. | 06.09 | ||
2. | Безопасность на улице | 1 | Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать правила дорожного движения. | 13.09 | ||
3. | Наш город, где мы живём. | 1 | Соблюдать правила дорожного движения во время экскурсии по городу. | 20.09 | ||
4-5. | Опасности на наших улицах. | 1 | Знакомство с название улиц, наличие транспорта в городе. ДТП на дороге. | 27.09 04.10 | ||
6-7. | Мы идём в школу. | 1 | Развивать наблюдательность. Составлять схемы безопасного движения в школу. | 11.10 18.10 | ||
8. | Школа безопасности. | 1 | Знать правила поведения на улицах и дорогах. | 25.10 | ||
9. | Движение пешеход и машин. | 1 | Знать и уметь применять на практике правила поведения на дороге. Извлекать из видеофильмов самый важный материал. | 08.11 | ||
10. | Правила перехода через дорогу. | 1 | Знакомство с ролью пешеходов и водителей транспорта. Знать правила перехода через дорогу. | 15.11 | ||
11. | Викторина «Школа безопасности». | 1 | Знать дорожные знаки. Уметь ими пользоваться при переходе через дорогу. | 22.11 | ||
12. | Праздник «Посвящение в пешеходы» | 1 | Знать и применять правила поведения на празднике. | 29.11 | ||
Наши верные друзья | ||||||
13. | Наши друзья – дорожные знаки | 1 | Игровые упражнения. | 06.12 | ||
14.-15. | Знакомство со знаками. | 1 | Знакомство с дорожными знаками. | 13.12 20.12 | ||
16.-17. | Дорожные знаки – пешеходам. | 1 | Нарисовать знаки дорожного движения. Соблюдать правила дорожного движения. | 27.12 17.01 | ||
18. | Светофор и его сигналы. | 1 | 1 | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. | 24.01 | |
19. | Виды пешеходных переходов. | 1 | Экскурсия по городу. | 31.01 | ||
20. | Чтение дорожных знаков. | 1 | Соблюдение правил перехода через дорогу. Уметь распознавать основные дорожные знаки. | 07.02 | ||
21. | Безопасный путь в школу | 1 | Составить схему безопасного перехода от дома до школы. | 14.02 | ||
22. | А знаешь ли ты? | 1 | Игра-практика о передвижении в группе | 28.02 | ||
23. | Почитаем знаки? | 1 | Просмотреть фильм и презентацию о дорожных знаках в нашем городе. | 07.03 | ||
Это должны знать все | ||||||
24. | Правила движения в колонне. | 1 | Практическое занятие. Уметь передвигаться в колонне. | 14.03 | ||
25.-26. | Где можно играть? | 1 | Беседа о местах для игр в городе. | 21.03 04.04 | ||
27.-28. | Игра «Мы пассажиры общественного транспорта». | 1 | 1 | Игра по ролям. Знать правила поведения в общественных местах. | 11.04 18.04 | |
29. | Встреча с инспектором дорожного движения. | 1 | Уметь слушать, слышать и анализировать полученную информацию. | 25.04 | ||
30. | Загородная дорога. | 1 | Знать правила движения пешеходов по загородной дороге. | 02.05 | ||
31. | Пешеход на загородной дороге. | 1 | Уметь слушать, слышать и анализировать полученную информацию. | 09.05 | ||
32. | Учимся соблюдать ПДД | Занятие – викторина. | 16.05 | |||
33. | Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения» | 1 | Праздничная программа. | 23.05 | ||
Итого: 33 часа |
Содержание программы кружка « Я - пешеход и пассажир»
1 класс (33ч) – 2-4 класс (34 часа)
- Ориентировка в окружающем мире.
- Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
- Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
- Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты - пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты - пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Средства контроля
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
Методическое обеспечение программы
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание занятия, и объясняются элементарные основы ПДД. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ;
- беседа;
- обсуждение;
- объяснение.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым темам. К этим методам можно отнести: практические задания, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, просматривание презентаций видеороликов о ПДД.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Зачем нужны обочина и кювет?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатый и игровой метод.
Оборудование
1. Волков С.Ю. «Про правила дорожного движения» - М., 2000г. - 172с.
2. «Здоровый ребёнок - в здоровом социуме», сост. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова ИЮ. - М., «Илекса*, 1999г. 320с.
З. Елюшкина Е. «Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный»// Ребёнок в детском саду, 2001г., М9 1.
4. Карпушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!» - М., ТЦ Сфера, 2004г. - 384с.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева. Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
6. Радзиевская Л. «Ты и дорога» - М., «Литература», 2008г. — 18с.
7.Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -208с.
8. Щербак А. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» - М., 1999г.-312с.
9.Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ ав.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207с.1. « Юный пешеход»- диск.
10. «Азбука дорожного движения», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2009 г.
11. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
12. Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
13. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
Конспекты занятий «Я – пешеход и пассажир»
Наши друзья – дорожные знаки (1 класс)
Цели: 1.Познакомить с историей возникновения дорожных правил, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов; 2.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
3.Способствовать воспитанию дисциплинированного участника дорожного движения.
Ход занятия
I. Вступление.
- Сегодня мы с вами отправимся в
необычный город - город Дорожных знаков. Познакомимся с историей дороги и дорожных знаков.
Неширока в ширину,
Но зато длинна в длину.
Где вода и глубина –
Деревянная она. (Дорога).
Историческая справка
«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами».
- Много дорог в нашей стране. Проехать по всем - это все равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
- Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные,второстепенные).
- Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина, покрытие).
Историческая справка
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием».
- Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
- Бегут дороги от города к городу, от поселка к поселку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдет дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.- Что такое улица? (Дорога по городу).
- Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
- А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
Историческая справка
«Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару».
- Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.
- Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
- Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
- В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
II. Основная часть.
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Историческая справка
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот она, азбука - над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и не много выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном
каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах
земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
- Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
- Давайте познакомимся с дорожными знаками.
- Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
- Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
- У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
- Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
- Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)- Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
- Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
- Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
- Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
- Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).
III. Самостоятельная работа ребят и выставка работ обучающихся.
- А теперь небольшая самостоятельная работа. Нарисуйте цветными карандашами любой знак, который вы запомнили.
- Дорожные знаки – яркие и видны уже издалека. Для чего они бросаются в глаза?
- Каждый водитель и пешеход видит уже издалека яркий дорожный знак. Задача дорожного знака в том и состоит, чтобы своевременно информировать водителя об опасности и условиях движения.
IV. Закрепление знаний и подведение итога.
ИГРА «ДА – НЕТ»
Ведущий: на следующие вопросы нужно отвечать словами «да» или «нет». Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ – жетон.
- Пешеход, если нет тротуара, должен идти по левой стороне обочины навстречу движению.
(Да)
- Место, где пересекаются улицы, называется «перекресток». (Да)
- Подземный переход называется «зебра». (Нет)
- Дорогу, даже на зеленый свет, лучше перебегать как можно быстрее. (Нет)
- Дорожные знаки нужно знать водителю, а не пешеходу. (Нет)
- Существуют специальные светофоры для пешеходов. У них только два цвета - красный и зеленый. (Да)
- Дороги бывают с двусторонним и односторонним движением. (Да)
- Чтобы перейти дорогу с двусторонним движением, надо посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо. (Да)
По горизонтали: 4. Пересечение двух дорог. 5. Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. 7. У машины - есть, у телеги - есть, у велосипеда - есть, а у поезда - не счесть. 8. Через реку во всю ширь лег огромный богатырь. Он лежит - не дрожит, по нему трамвай бежит. 9. Специальный камень, отделяющий край тротуара от проезжей части.
По вертикали: 1. Что за чудо этот дом! Окна светлые кругом. Носит обувь из резины. А питается бензином. 2. Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем. Только лучше правь рулем. 3. Где бы нам через дорогу к магазину перейти? Вот за этими ларьками, там, где стрелка у ворот, мы на стрелке этой сами прочитали ... 6. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
- Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
- Какие знаки вы запомнили?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каком месте устанавливают знак «Дети»?
- Какого цвета запрещающие знаки?
- Для чего предназначен тротуар?
- Синий цвет, у каких знаков?
- Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их, отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, не только хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожных знаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
- Чтобы не волновались ваши родители - будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. ( 3класс)
Цели: 1. Познакомить детей с видами перекрестков и способами их перехода, повторить значения основных сигналов светофора;
2. Развивать внимание, наблюдательность;
3. Воспитывать дисциплинированность и осторожность на перекрестках.;
Оборудование: иллюстрации, таблицы, плакаты,
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Тест «Проверь себя»
У. Я читаю предложения, если вы согласны со мной, то ставите знак +, если не согласны, то знак –
1. Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги.
2. Прежде чем перейти улицу, нужно посмотреть налево, затем направо, и, если проезжая часть улицы свободна, можно перейти ее.
3. Можно играть на проезжей части дороги.
4. Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
5. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.
6. Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый свет светофора.
7. Это знак «подземный переход»
8. Тротуар – это место для езды на автомобиле.
9. Разметка на дороге « пешеходный переход» - это « зебру»
10. Это знак « Внимание дети»
Взаимопроверка
Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга
-, +, -, -, +, + ,-, -, +, - (ответы на обратной стороне доски)
- Изучение нового материала.
1.Просмотр видеоролика и беседа
2. Рассказ о видах перекрестков.
В городах и аулах многие улицы и дороги пересекаются друг с другом. Место, где встречаются и пересекаются дороги, улицы называют перекрестком.
Перекрестки – одно из опаснейших мест улицы.
Как вы думаете, почему?
На перекрестках автобусы, машины, троллейбусы, трамваи подъезжают с разных сторон. Поэтому перекрестки улиц являются самыми опасными.
Перекрестки бывают различными. Если в одном месте стыкуются четыре улицы, то они называются четырехсторонними, если к одной из улиц без пересечения примыкает другая улица – это двухсторонний перекресток. Бывает и так – на одном месте улица разветвляется на две улицы. Это трехсторонний перекресток.
Водители для остановки машины на любом месте и перекрестке обязаны дать сигнал торможения, при повороте направо или налево соответствующий световой сигнал направления своего движения.
Перекрестки делятся на две группы:
Регулируемые Нерегулируемые
Регулируемые перекрестки
- Регулируемый перекресток имеет хороших помощников для пешеходов. Каких?
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
( Регулировщик)
В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата.
Наш домик - ………… .
(Светофор)
Нерегулируемые перекрестки.
В случае отсутствия светофора или регулировщика перекресток считается – нерегулируемым. Перейти безопасно такой перекресток помогут:
а) Наши знания.
б) Африканское дикое животное («Зебра»).
Правила перехода на нерегулируемом перекрестке.
1. Остановись на краю тротуара, не наступая на бардюр.
2. Определи, в каких направлениях движутся транспортные средства. Не приближается ли транспорт, поворачивающий в сторону пешехода.
3. Пропусти весь приближающийся транспорт.
4. Убедившись, что поворачивающий транспорт пропускает пешеходов, можно начать переход.
5. Рассчитай время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием.
6. Иди быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорожной обстановкой слева.
7. Дойдя до середины, обязательно посмотри направо. Если транспортных средств можно закончить переход.
Характерным отличием нерегулируемого перекрестка от регулируемого является то, что здесь особенно велика личная ответственность пешехода за выбор момента пересечения проезжей части.
2. Минутка здоровья.
Выйти из-за парт. Будем имитировать переход дороги на нерегулируемом перекрестке.
1. Поворот головы налево.
2. Поворот головы направо.
3. Поворот головы налево.
4. Два шага вперед.
5. Поворот головы направо.
6. Два шага вперед.
Повторить
4. Закрепление и осмысление полученных знаний.
1. «Интервью»
а) Что такое перекресток?
б) Какие перекрестки бывают?
в) Что такое регулируемый перекресток?
г) Что такое нерегулируемый перекресток?
д) Как правильно переходить нерегулируемый перекресток?
5. Итог занятия
- Что нового вы узнали? -
- Какие задания были более интересны?
На дощечке нарисуйте «Колобка», который охарактеризовал бы, довольны ли вы своей работой или нет.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» (1 класс)
Цели: знакомство и закрепление полученных ранее знаний о правилах
дорожного движения; развитие внимания, памяти, мышления обучающихся;
развитие умения вести себя в коллективе.
Звучит музыка, которую прерывает трель свистка (появляется
автоинспектор) песня «Пора в школу»
Инспектор:
Здравствуйте, друзья мои!
Мой свисток слыхали вы?
Вы инспектора ГАИ
Сразу все узнали?
Днем и ночью
В зной и в стужу
На дороге с давних пор
Пешеходам честно служим –
Я, мой жезл и светофор.
Регулируем движенье,
Нам подвластны шофера,
А вот вами, к сожаленью,
Мы довольны не всегда!
Учат в школе вас и дома
Осторожным быть в пути
Вы со знаками знакомы?...
Появляется Всезнайкин.
Всезнайкин: А как же! Знак вопросительный, знак восклицательный, знаки препинания!
Инспектор (свистит): Гражданин! Одну минутку! Речь идет о дорожных знаках. И потом, кто вы такой?
Всезнайкин: Я? Всезнайкин! Я все знаки знаю. Оттого и фамилия у меня такая – Всезнайкин.
Вы о знаках говорили,
Я решил сюда прийти,
Чтоб с ребятами на месте
Повторить все знаки вместе!
Инспектор и Всезнайкин (вместе):
А чтоб было интересней,
Говорите с нами вместе.
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Инспектор: Давайте все вместе попробуем говорить эти слова по взмаху моей палочки.
Три-четыре: «Стой! Замри! Не шевелись!»
Все в игру не раз играли,
Ну-ка, вспомни, не ленись!
Если вам друзья кричали:
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Превращались вы без слов
В статую любую.
Я в игру, друзья, готов
Поиграть такую.
Пой, танцуй и веселись.
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Мчат машины и трамваи,
Ты, дружок, не торопись.
Красный свет напоминает:
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Ну-ка, громче, мой дружок,
Повтори ещё разок:
Красные огни зажглись:
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Ну, а если светофора
Нет на вашей улице,
Папа с мамою и я –
Все за вас волнуются.
Десять раз ты оглянись:
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Как таблицу умноженья
Ты запомни на всю жизнь:
Где дорога, там движенье –
«Стой! Замри! Не шевелись!»
Молодцы ребята!
Всезнайкин: Ой, посмотрите! К нам в гости пришли дорожные знаки!
ТАНЕЦ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ.
Инспектор: Наши верные друзья – дорожные знаки – дадут всегда верные
советы и предупредят об опасности. Знаки – это молчаливые стражи
порядка, они имеют разную форму и окрашены в яркие цвета.
Знаки:
У знаков дорожных особый язык,
И нужно, чтоб каждый читать их привык.
И с первого взгляда сумел бы понять,
Какой на дороге опасности ждать.
Инспектор:
-Ребята, давайте вместе с вами повторим значение дорожных знаков.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
- Что это за знак, как он называется? («Осторожно, дети»)
Этот знак все люди чтут,
В шутку «зеброю» зовут.
Кто увидит этот знак,
Тот поймет…
Всезнайкин: Здесь зоопарк!
Инспектор: Ну, что вы, Всезнайкин?!
Каждый из ребят поймет:
Там, где знак, там – ПЕРЕХОД! («Пешеходный переход»)
Инспектор:
Знак ещё я вам принес –
Треугольник, паровоз,
Знак предупреждает строго:
Переезд через дорогу.
Всезнайкин: Без шлагбаума, учти!
Вместе: Осторожным будь в пути! («Железнодорожный переезд без шлагбаума» Всезнайкин:
Но зато под знаком этим
Могут смело идти дети!
Инспектор:
Если знак такой, ребята,
Попадется вам в пути…
Всезнайкин:
Это каждому понятно –
Разрешается идти!
Инспектор:
Опять вы все напутали!
Если знак висит такой,
Пешеход на месте стой! («Движение пешеходов запрещено»)
Всезнайкин:
А полоску если снять,
Разрешается шагать!
И учтите, что при этом
Знак окрашен синим цветом! («Пешеходная дорожка)
Инспектор:
Вот на синем-синем фоне
Белый мчит велосипед.
Всезнайкин:
Пешеходы тоже ходят,
Если тротуара нет! («Велосипедная дорожка»)
Инспектор:
Если у тебя в дороге
Заболели руки, ноги.
Этот знак тебя спасет,
Помощь рядом – доктор ждет. («Больница»)
Знаки:
Знаков много! В любую погоду
Каждый из них верный друг пешехода.
Их значенье не забудь,
Если с другом вышел в путь!
Песня «Велосипед»
Шефы к малышам пришли
И спросила кроха:
Что такое «хорошо»
И что такое «плохо»?
Это вовсе не секрет,
Слушайте, детишки,
Как-то на велосипед
Сел один мальчишка.
По дорогам, по дворам
Он пронесся пулей,
Испугал детей он там,
Сшиб одну бабулю.
Мчится он на красный свет,
Тормозить не хочет,
И тогда вопросов нет
Это ПЛОХО очень!
А другой – велосипед
Водит осторожно,
Только на зеленый свет
Едет по дорожкам.
И дорогу перейти
Малышу поможет,
Про такого скажем мы:
Мальчик он хороший!
Песня «Светофорик»
Под музыку появляется СВЕТОФОР.
Светофор:
Я над шумным перекрестком
С огоньками на груди
Для машин и пешеходов
Самый важный командир.
Я и вежливый, и строгий,
Знаменитый на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Я стою здесь с давних пор
И на всех гляжу в упор.
Ну-ка, дружно отвечайте
Кто я дети … (Светофор).
На сцену выходят ребята, они исполняют песню на мотив «Пусть бегут
неуклюже»
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А авто ждут зеленый сигнал,
Знает каждый ребенок
Красный свет светофора
Просит, чтоб ты чуток подождал.
Припев:
А мы шагаем на зеленый,
Всем прохожим мы пример,
Зная правила движенья
На дороге нет проблем
Светофор:
А вы знаете, что у меня есть три верных помощника? Вы сможете их
узнать, если сложите круги из этих кусочков. ( приглашаются трое
обучающихся, звучит музыка, дети выкладывают три круга – красный, желтый,
зеленый)
- Молодцы, вы справились с заданием, собрали круги красного, желтого и
зеленого цветов. А знаете ли вы, что они означают для пешеходов? (дети
отвечают)
- Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы дружно
постарайтесь ответить, какой должен гореть на светофоре цвет.
Бурлит в движенье мостовая,
Идут авто, спешат трамваи.
Дайте правильный ответ –
Какой для пешеходов свет? (КРАСНЫЙ)
Особый цвет – предупреждение,
Сигнала ждите для движенья.
Дайте правильный ответ –
Какой горит при этом свет? (ЖЕЛТЫЙ)
Иди вперед, порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь
Дайте правильный ответ –
Какой для пешеходов свет? (ЗЕЛЕНЫЙ)
Вы совершенно правы, зеленый свет открыл дорогу, переходить ребята
могут. Но мало знать мои сигналы, надо ещё быть очень внимательным на
дороге. Игра на внимание.
Если я показываю красный сигнал – вы молчите, если желтый – хлопаете, ну
а если зеленый – топаете. (Светофор проводит игру).
Инспектор:
-Ребята, а я хочу дать вам добрый совет.
Если нету светофора,
Сам свой путь определи –
Посмотри сначала влево
И направо погляди.
Тротуар для пешеходов,
А дорога для машин,
Мы в любое время года
Все куда-нибудь спешим.
Только спешка – не причина,
Чтоб законы нарушать,
Пусть пройдут сперва машины,
А потом и нам шагать.
Песня «Остановка автобуса»
Игра: «Да – нет»
Всезнайкин:
Инспектор, а давайте проверим внимательно ли ребята нас сегодня слушали.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте только «ДА» или «НЕТ»
договорились?
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения? (ДА)
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? (НЕТ)
Ну а зеленый горит вот тогда
Можно идти через улицу? (ДА)
Сел ты в автобус, не взял ты билет,
Так поступать полагается? (НЕТ)
Старушка – преклонные очень года,
Уступишь ей место в автобусе? (ДА)
Мчит по дороге велосипед,
Ты тоже гоняешь по улицам? (НЕТ)
А чтоб не случилась с тобою беда,
Следишь за движеньем внимательно? (ДА)
А вот светофор не горит, света нет,
Ты быстро бежишь через улицу? (НЕТ)
Скажите а папы и мамы всегда
Следуют этим правилам? (ДА)
Теперь постарайтесь дать точный ответ,
Можно не следовать правилам? (НЕТ)
Песня «Запрещается, разрешается»
Игра: «Это я»
Инспектор: Молодцы ребята! Я тоже знаю игру на внимание. Она называется
«Это я, это я, это все мои друзья». Я буду спрашивать, а вы, если
согласны, отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Кто летит вперед без спора
И не видит светофора?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Знает кто, что красный свет
Означает «ХОДА НЕТ»?
Только там, где переход,
Кто дорогу перейдет?
Кто, не зная этих правил
Посреди дороги замер?
Кто вниманье на дорогах
Соблюдает очень строго?
Кто все правила движенья
Назовет без промедленья?
Песня «Дорожные знаки»
Ведущий: Дорогие ребята, наш праздник подошёл к концу. Не забывайте о
правилах дорожного движения и расскажите о них вашим друзьям.
учебно-методическое обеспечение
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для обучающихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М., 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
Рабочая программа кружка «Я-пешеход и пассажир» (Социальное направление)
Рабочая программа кружка «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3-4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования вт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»
Программа составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....
Рабочая программа кружка "Я - пешеход и пассажир" для первого класса.
Рабочая программа кружка "Я - пешеход и пассажир" для первого класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование (с УУД), планируемые ...
Рабочая программа Я - пешеход и пассажир 2 класс
Разработана рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе...
Рабочая программа "Пешеход"
Пешеход 4 класс...