Рабочая программа "Народные игры", 4 класс
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему
1. Рабочая программа "Народные игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igry_4_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
"Русские народные подвижные игры "
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений. Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре.
Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
Учитываются:
- Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия;
- Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта;
Целью программы является принятие здорового образа жизни через освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.
Программа предусматривает решение следующих задач:
обучающих:
- овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
- подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
- приобщение обучающихся к самостоятельной деятельности;
- формирование у учащихся необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ
развивающих:
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- повышение двигательной активности, уменьшение утомляемости;
- привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
- развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
- развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры.
воспитательных:
- создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
- освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа.
Формы и режим занятий
Основными формами занятий являются организация народных игр на улице (при погоде, соответствующей СанПиН) или в спортивном зале (при плохой погоде), а также теоретические и практические занятия в классе. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
При реализации программы обучающиеся будут:
- знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- знать о значении подвижных игр для их здоровья;
- знать особенности традиционных календарных праздников;
- знать и уметь играть в народные игры, соблюдая правила;
- владеть спортивным инвентарём: мячами, скакалками;
- принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.
Методическое обеспечение. Приёмы и методы\
При реализации программы используются различные методы обучения:
- словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
- практические – апробирование новых игр.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой (85-90% учебного времени)и учебной (10-15% учебного времени).
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор.
Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.
Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
- настольные игры;
- игровой инвентарь для проведения народных игр;
- образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России;
- художественные альбомы и пособия по народной культуре.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
- умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
- умение собирать и записывать игры,
Тематический план
4 класс
Русские народные игры
№ п/п | Тема занятий | Цели занятий | Виды учебной деятельности | Материалы, средства |
1 | Вводное занятие (инструктаж) | Провести инструктаж с учащимися; объяснить правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; рассказать о режиме дня и личной гигиене, значении физических упражнений для здоровья человека | Вводный инструктаж, беседа | Инструкции |
2 | История возникновения русских народных игр | Познакомить с историей возникновения русских народных игр; с картиной И.Сурикова «Взятие снежного городка»; выявить значение русских народных игр | Беседа, диалог, рассматривание и обсуждение картины | Картина И.Сурикова «Взятие снежного городка» |
3 | Русская народная игра «Третий лишний» | Учить правила русской народной игры «Третий лишний» | Разучивание правил; подвижная игра | |
4 | Русская народная игра «Верёвочка» | Учить правила русской народной игры «Верёвочка» | Разучивание правил; подвижная игра | Верёвка |
5 | Русские народные игры «Третий лишний» и «Верёвочка» | Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно | Подвижные игры | Верёвка |
6 | Русская народная игра «Два Мороза» | Учить правила русской народной игры «Два Мороза»; слова к игре | Разучивание правил; подвижная игра | Атрибуты к игре |
7 | Русская народная игра «Гуси-лебеди» | Учить правила русской народной игры «Гуси-лебеди» | Разучивание правил; подвижная игра | Оборудование к игре |
8 | Русские народные игры «Два Мороза» и «Гуси-лебеди» | Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно | Подвижные игры | |
9 | Русская народная игра «Море волнуется» | Учить правила русской народной игры «Море волнуется» | Разучивание правил; подвижная игра в помещении | |
10 | Русская народная игра «Волки и овцы» | Учить правила русской народной игры «Волки и овцы» | Разучивание правил; подвижная игра | |
11 | Русские народные игры «Море волнуется» и «Волки и овцы» | Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно | Подвижные игры | |
12 | Русская народная игра «Хромая лиса» | Учить правила русской народной игры «Хромая лиса» | Подвижная игра | |
13 | Русская народная игра «Медведь и вожак» | Учить правила русской народной игры «Медведь и вожак» | Подвижная игра | Верёвка |
14 | Русские народные игры «Хромая лиса» и «Медведь и вожак» | Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила | Подвижные игры | Верёвка |
15 | Славянская игра «Водяной» | Учить правила русской народной игры «Водяной» | Подвижная игра | |
16 | Славянская игра «Дедушка-рожок» | Учить правила славянской игры «Дедушка-рожок» | Подвижная игра | |
17 | Славянские игры «Дедушка-рожок», «Водяной» | Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила | Подвижные игры | |
18 | Мои любимые игры. Игры по выбору | Закрепить правила в изученных играх. Выявить знания о понравившихся играх | Подвижные игры | |
19 | Русская народная игра «Бояре» | Учить правила русской народной игры «Бояре»; Слова к игре | Подвижная игра | |
20 | Русская народная игра «Невод» | Учить правила русской народной игры «Невод» | Подвижная игра | |
21 | Русские народные игры «Бояре», «Невод» | Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила | Подвижные игры | |
22 | Русская народная игра «Птицелов» | Учить правила русской народной игры «Птицелов» | Подвижная игра | |
23 | Русская народная игра «Жмурки» | Учить правила русской народной игры «Жмурки» | Подвижная игра | |
24 | Русские народные игры «Птицелов» и «Жмурки» | Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила | Подвижные игры | |
25 | Русская народная игра «Фанты» | Учить правила русской народной игры «Фанты», слова к игре | Подвижная игра в помещении | |
26 | Русская народная игра «Молчанка» | Учить правила русской народной игры «Молчанка», слова к игре | Игра в помещении | |
27 | Русские народные игры «Молчанка» и «Фанты»
| Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила | Игры в помещении | |
28 | Русская народная игра «Воробушки» | Учить правила русской народной игры «Воробушки», слова к игре | Подвижная игра | |
29 | Русская народная игра «Лягушки в болоте» | Учить правила русской народной игры «Лягушки в болоте», слова к игре | Подвижная игра | |
30 | Русские народные игры «Воробушки» и «Лягушки в болоте» | Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила | Подвижная игра в помещении | |
31 | Русская народная игра «Мячик к верху» | Учить правила русской народной игры «Мячик к верху» | Подвижная игра | |
32 | Русская народная игра «Лиса и куры» | Учить правила русской народной игры «Лиса и куры» | Подвижная игра | |
33-34 | Мои любимые игры. Игры по выбору. | Закрепить правила игр. Выявить знания о понравившихся играх | Подвижные игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2 класс по предмету "Информатика в играх и задачах". Автор А.В.Горячев.
Предмет "Информатика в играх и задачах" автор А.В.Горячев...
Рабочая прграмма 2 класс Информатика в играх изадачах.
Информатика в играх и картинках 2 класс...
Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).
Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...
Конспект урока по развитию психомоторных процессов. Тема: "Определение на слух звучания музыкальных инструментов. Дидактическая игра "Что звучит?" Рабочая программа 3 класса.
Конспекты уроков. Рабочая программа 3 класса....
Рабочая программа "Игры нашего двора" 2 класс
Программа по внеклассной деятельности «Игры нашего двора» для 2 класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа 1 класс физическая культура с ВПМ "Игры народов мира"
Рабочая программа 1 класс физическая культура с ВПМ "Игры народов мира"...
Рабочая программа 4 класс физическая культура с ВПМ "Подвижные игры"
Рабочая программа 4 класс физическая культура с ВПМ "Подвижные игры"...