Рабочая программа "Народные игры", 4 класс
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему

Коршунова Ирина Юрьевна

1. Рабочая программа "Народные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_igry_4_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Программа курса

                        "Русские народные подвижные игры "

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений. Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре.

Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.

Учитываются:

  1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия;
  2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта;

Целью программы является принятие здорового образа жизни через освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.

Программа предусматривает решение следующих задач: 

обучающих: 

  • овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
  • подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной  деятельности;
  • формирование у учащихся необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ

развивающих:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • повышение двигательной активности, уменьшение утомляемости;
  • привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
  • развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
  • развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры.

воспитательных:

  • создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
  • освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа.

Формы и режим занятий

Основными формами занятий являются организация народных игр на улице (при погоде, соответствующей СанПиН) или в спортивном зале (при плохой погоде), а также теоретические и практические занятия в классе.  Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

При реализации программы обучающиеся будут:

  • знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • знать о значении подвижных игр для их здоровья;
  • знать особенности традиционных календарных праздников;
  • знать и уметь играть в народные игры, соблюдая правила;
  • владеть спортивным инвентарём: мячами, скакалками;
  • принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

Формы подведения итогов реализации программы.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.

Методическое обеспечение. Приёмы и методы\

При реализации программы используются различные методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – апробирование новых игр.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой (85-90% учебного времени)и учебной (10-15% учебного времени).

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор.

Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.

Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.

Дидактические материалы

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

  • настольные игры;
  • игровой инвентарь для проведения народных игр;
  • образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России;
  • художественные альбомы и пособия по народной культуре.

Формы подведения итогов

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:

  • умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
  • умение  собирать и записывать игры,

                                               Тематический план

4 класс

Русские народные игры

п/п

Тема занятий

Цели занятий

Виды учебной деятельности

Материалы,

средства

1

Вводное занятие (инструктаж)

Провести инструктаж с учащимися; объяснить правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; рассказать о режиме дня и личной гигиене, значении физических упражнений для здоровья человека

Вводный инструктаж, беседа

Инструкции

2

История возникновения русских народных игр

Познакомить с историей возникновения русских народных игр; с картиной И.Сурикова «Взятие снежного городка»; выявить значение русских народных игр

Беседа, диалог, рассматривание и обсуждение картины

Картина И.Сурикова «Взятие снежного городка»

3

Русская народная игра  «Третий лишний»

Учить правила русской народной  игры

«Третий лишний»

Разучивание правил; подвижная игра

4

Русская народная игра

«Верёвочка»

Учить правила русской  народной игры

«Верёвочка»

Разучивание правил; подвижная игра

Верёвка

5

Русские народные игры «Третий лишний» и «Верёвочка»

Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно

Подвижные игры

Верёвка

6

Русская народная игра

«Два Мороза»

Учить правила русской  народной игры «Два Мороза»; слова к игре

Разучивание правил; подвижная игра

Атрибуты к игре

7

Русская народная игра

«Гуси-лебеди»

Учить правила русской  народной игры «Гуси-лебеди»

Разучивание правил; подвижная игра

Оборудование к игре

8

Русские народные игры «Два Мороза» и «Гуси-лебеди»

Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно

Подвижные игры

9

Русская народная игра

«Море волнуется»

Учить правила русской  народной игры «Море волнуется»

Разучивание правил; подвижная игра в помещении

10

Русская народная игра

«Волки и овцы»

Учить правила русской  народной игры «Волки и овцы»

Разучивание правил; подвижная игра

11

Русские народные игры «Море волнуется» и «Волки и овцы»

Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно

Подвижные игры

12

Русская народная игра

«Хромая лиса»

Учить правила русской  народной игры «Хромая лиса»

Подвижная игра

13

Русская народная игра

«Медведь и вожак»

Учить правила русской  народной игры

«Медведь и вожак»

Подвижная игра

Верёвка

14

Русские народные игры «Хромая лиса» и «Медведь и вожак»

Закрепить правила в изученных играх.  Учить играть самостоятельно, соблюдая правила

Подвижные игры

Верёвка

15

Славянская игра «Водяной»

Учить правила русской  народной игры «Водяной»

Подвижная игра

16

Славянская игра «Дедушка-рожок»

Учить правила славянской    игры

«Дедушка-рожок»

Подвижная игра

17

Славянские игры «Дедушка-рожок», «Водяной»

Закрепить правила в изученных играх.  Учить играть самостоятельно, соблюдая правила

Подвижные игры

18

Мои любимые игры. Игры по выбору

Закрепить правила в изученных играх.  Выявить знания о понравившихся играх

Подвижные игры

19

Русская народная игра

«Бояре»

Учить правила русской  народной игры «Бояре»;

Слова к игре

Подвижная игра

20

Русская народная игра

«Невод»

Учить правила русской  народной игры «Невод»

Подвижная игра

21

Русские народные игры «Бояре»,

«Невод»

Закрепить правила в изученных играх.  Учить играть самостоятельно, соблюдая правила

Подвижные игры

22

Русская народная игра «Птицелов»

Учить правила русской  народной игры «Птицелов»

Подвижная игра

23

Русская народная игра

«Жмурки»

Учить правила русской  народной игры «Жмурки»

Подвижная игра

24

Русские народные игры «Птицелов»

и  «Жмурки»

Закрепить правила в изученных играх.  Учить играть самостоятельно, соблюдая правила

Подвижные игры

25

Русская народная игра «Фанты»

Учить правила русской  народной игры «Фанты», слова к игре

Подвижная игра в помещении

26

Русская народная игра «Молчанка»

Учить правила русской  народной игры «Молчанка», слова к игре

Игра в помещении

27

Русские народные игры «Молчанка» и «Фанты»

 

Закрепить правила в изученных играх.  Учить играть самостоятельно, соблюдая правила

Игры в помещении

28

Русская народная игра

«Воробушки»

Учить правила русской  народной игры «Воробушки», слова к игре

Подвижная игра

29

Русская народная игра

«Лягушки в болоте»

Учить правила русской  народной игры «Лягушки в болоте», слова к игре

Подвижная игра

30

Русские народные игры «Воробушки»

и  «Лягушки в болоте»

Закрепить правила в изученных играх.  Учить играть самостоятельно, соблюдая правила

Подвижная игра в помещении

31

Русская народная игра «Мячик к верху»

Учить правила русской  народной игры «Мячик к верху»

Подвижная игра

32

Русская народная игра

«Лиса и куры»

Учить правила русской  народной игры «Лиса и куры»

Подвижная игра

33-34

Мои любимые игры. Игры по выбору.

Закрепить правила игр. Выявить знания о понравившихся играх

Подвижные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма 2 класс Информатика в играх изадачах.

Информатика в играх и картинках 2 класс...

Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).

Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...

Рабочая программа "Игры нашего двора" 2 класс

Программа по внеклассной деятельности «Игры нашего двора» для 2 класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта начального общего обра...

Рабочая программа 1 класс физическая культура с ВПМ "Игры народов мира"

Рабочая программа 1 класс физическая культура с ВПМ "Игры народов мира"...

Рабочая программа 4 класс физическая культура с ВПМ "Подвижные игры"

Рабочая программа 4 класс физическая культура с ВПМ "Подвижные игры"...