Внеклассное мероприятие «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»
план-конспект занятия (4 класс)
Внеклассное мероприятие по программе дополнительного образования «Гимнастика для ума» для обучающихся 3 и 4 классов в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.11.2022._den_slovarya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по программе дополнительного образования «Гимнастика для ума»
для обучающихся 3 и 4 классов в рамках празднования «Дня Словаря»
«Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»
Цели:
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;
- прививать любовь и уважение к родному языку
Задачи:
- обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать умения анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- развивать творческие способности, интерес к предмету.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Когда-то давно люди кричали,
Показывая свой разговор.
Писать не умели и не читали.
Держали в руке , лишь топор.
На свет появились Кирилл и Мефодий,
Придумали людям письмо.
Сейчас мы читаем и пишем - ДАР БОЖИЙ!
Ах, как это было давно!!!
Сегодня себе не представляем,
Как иначе мысль передать.
Сегодня мы праздник встречаем.
И это нельзя забывать!
Каждый народ имеет свой язык. Каждый язык хорош и уникален по-своему. При помощи языка люди могут общаться между собой, передавать информацию и культурное наследие, познавать новое, продвигать науку.
Рада приветствовать всех любителей русского языка, которые собрались сегодня в нашем классе. Всех учащихся мы приглашаем в увлекательное путешествие по страницам устного журнала «В мире слов».
Для того, чтобы язык был красив и стал другом, его нужно любить, очищать от «сорняков» и «мусора». У собеседника складывается мнение о нас, когда он слышит нашу речь.
Прочитайте высказывание К.Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.
Пушкин, Толстой, Есенин, Гоголь, Тургенев и великое множество творцов владели РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Все они мыслили, говорили и писали по-русски, их труды остались в веках и дошли до наших времен. Их труды воспитывают молодое поколение, прививая ему ценности и любовь к родному языку, к традициям народа.
«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Сегодня день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря русского языка".
Словарь - это не просто книга, он завершает и одновременно начинает собой множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.
Очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.
Название науки, которая изучает язык – это лингвистика, от латинского слова лингва, что значит «язык».
А вы знаете, что значит латинское слово? (Ответы детей)
Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нём говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.
Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке.
В жизни меняется всё. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и появляются другие.
Объяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях. Наиболее популярный и доступный из всех существующих у толковых словарей – это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.
Задание 1. «ТОЛКОВАНИЕ»
Я буду читать определения, а вы называете предмет, о котором идёт речь.
- Красящая жидкость для писания (чернила)
- Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
- Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
- Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи(Аппликация).
- Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
- Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
- Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
- Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
- Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
- Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
- Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
- Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля собраны слова, которые сейчас мы не употребляем или используем в другом смысле. Но если они вам где-то встретятся в разговоре или литературе, то вы можете узнать их значение толковом словаре Владимира Ивановича Даля.
Попробуйте объяснить (истолковать) слова из словаря В.И. Даля, о дожде, каким он бывает.
- Морось, бус – мельчайший дождь.
- Косохлёт, подстега – косой дождь
- Дряпня, лепень – снег с дождем.
- Ситничек – самый мелкий дождь.
- Дождевик – поганый гриб.
Задание 2. «ПОЧЕМУ ТАК ЗОВЕТСЯ?»
Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия.
ПОДОКОННИК, ПОДНОС, КАРТИНА, ПЕСКАРЬ, ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, ПОДСНЕЖНИК, ХОЛОДИЛЬНИК
Словарь, в котором объясняется правильный морфемный состав слова Словообразовательный
Задание 23. «ЗРИ В КОРЕНЬ!»
Найди общее в словах: ВЕДЬМА, НЕВЕЖА, МЕДВЕДЬ?
(Все эти слова произошли от слова «ведать», т.е. знать.
Ведьма – «знающая, знахарка».
Невежа – «мало знающий человек».
Медведь – «зверь, который ведает мёд».
Задание 4. «СЛОВА ИЗ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ»
Все рассмотренные нами слова являются исконно русскими. Ещё один способ появления новых слов в русском языке – их заимствование из других языков. Есть в каждом языке заимствованные слова, это явление закономерное. Между народами разных стран существуют различные связи: политические, экономические, культурные. Такие же связи есть и между словами.
Подумайте и попробуйте догадаться, какие из предложенных слов являются заимствованными. Объясни свой выбор.
ГОРОД, ФРУКТ, БЕРЁЗА, АНАНАС, ЛЕС, ЭКРАН, ЖАЛЮЗИ, ВОРОБЕЙ
Признаки заимствованных слов:
- Буквы «Ф» и «Э» в словах;
- Буква «А» в начале слова;
- В словах французского происхождения ударение падает на последний слог.
Задание 5. «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА»
В данном отрывке сказки найдите устаревшие слова, объясните их значение.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать
Задание 6. «НОВЕЙШИЕ СЛОВА»
Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит с появлением новой техники, развитием науки, культуры.
Расположи слова в порядке их появления в русском языке
ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД,РАДИОТЕХНИК
(парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход, радиотехник)
Конечно, знать значение и происхождение всех слов в нашем языке невозможно. За сведениями можно обратиться к этимологическому словарю.
Очень часто в речи мы используем крылатые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют фразеологизмами.
Эти речевые обороты делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.
Задание 7. «УГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольёшь)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле …(волочили ноги).
Товарищ просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по… (дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
Изучает происхождение фразеологизмов наука фразеология. Объяснить значение крылатых выражений вам поможет фразеологический словарь.
Пословицы и поговорки – короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, Родине. В них запечатан опыт народа, его идеалы. Пословицы хранят историю страны, отражают русский характер.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Задание 8. «СОПОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ»
1)Крепкую дружбу топором не разрубишь.
2)У семи нянек дитя без глазу.
3)Кашу маслом не испортишь.
4)После драки кулаками не машут!
5)Не гордись званием, а гордись знанием.
6) Друг ценный клад, недругу никто не рад.
7) Береги бровь - глаз цел будет.
8) Грамоте учиться - всегда пригодится.
9) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Куй железо … (пока горячо)
Труд человека кормит, …(а лень портит)
Встречают по одежке, … (а провожают по уму)
Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
При солнышке тепло, … ( при матери добро).
Задание 9. «НАЙДИ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ»
Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу.
Узбекская: Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи. | Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь |
Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. | Тише едешь – дальше будешь. |
Английская: Беден тот, у кого друзей нет. | Дружба да братство дороже всякого богатства |
Английская: Один утренний час лучше двух вечерних. | Утро вечера мудренее. |
Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот. | Слово – серебро, молчание – золото. |
Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками. | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
Надо сказать, что народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами.
Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал Владимир Иванович Даль.
Сегодня наше первое путешествие по Вселенной слов и выражений подошло к концу. На протяжении всей жизни человеку необходимы разные словари: классические и современные, лингвистические и энциклопедические. А между тем, согласно проведенным исследованиям, словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4–5 тысяч слов, современного образованного человека - 10–30 тысяч слов, а «Словарь современного русского языка», который состоит из 17 томов, включат более 120 тысяч слов.
Закончим наш праздник высказыванием Льва Николаевича Толстого о русском языке:
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить , словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»
Морось | мельчайший дождь |
Косохлёт, подстега | косой дождь |
Дряпня, лепень | снег с дождем |
Ситничек | самый мелкий дождь |
Дождевик | поганый гриб |
Морось | мельчайший дождь |
Косохлёт, подстега | косой дождь |
Дряпня, лепень | снег с дождем |
Ситничек | самый мелкий дождь |
Дождевик | поганый гриб |
ПОДОКОННИК, ХОЛОДИЛЬНИК, ПОДСНЕЖНИК, ПЕСКАРЬ,
ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, КАРТИНА, ПОДНОС
ПОДОКОННИК, ХОЛОДИЛЬНИК, ПОДСНЕЖНИК, ПЕСКАРЬ,
ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, КАРТИНА, ПОДНОС
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Чтоб концы своих владений | Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Чтоб концы своих владений |
ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД, РАДИОТЕХНИК
Узбекская: Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи. | Утро вечера мудренее. | |
Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. | Дружба да братство дороже всякого богатства. | |
Английская: Беден тот, у кого друзей нет. | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. | |
Английская: Один утренний час лучше двух вечерних. | Слово – серебро, молчание – золото. | |
Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот. | Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. | |
Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками. | Тише едешь – дальше будешь. |
Узбекская: Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи. | Утро вечера мудренее. | |
Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. | Дружба да братство дороже всякого богатства. | |
Английская: Беден тот, у кого друзей нет. | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. | |
Английская: Один утренний час лучше двух вечерних. | Слово – серебро, молчание – золото. | |
Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот. | Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. | |
Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками. | Тише едешь – дальше будешь. |
ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД, РАДИОТЕХНИК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."
Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...
ЭОР "Расставьте буквы в алфавитном порядке"
Данный ЭОР используется во 2 классе, позволяет закрепить знание букв английского алфавита...
«Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.» Открытый урок по русскому языку в 1 классе
Технологическая карта и презентация урока Русского языка в 1 классе по программе Перспективная начальная школа (учебник Н.А Чураковой) на тему "Упражнения в расположении слов валфавитном порядке"....
Конспект урока по русскому языку на тему «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»
Предмет: Русский языкКласс: 1 «в»Тема: «Упражнения в расположение слов в алфавитном порядке»Цель: Закрепить умения пользования алфавитом на практике.Планируемые результаты: Предметные: ·...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе (ПНШ) по теме: "Алфавит. Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке."
Цель урока: формировать умения пользоваться алфавитом, познакомить учащихся с новыми словарными словами, развивать логическое мышление, фонематический слух, речь, внимание.Данная презентация служит на...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек, космос, вселенная "
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек, космос, вселенная "...