ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
классный час по русскому языку (4 класс)
Цели:
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;
- прививать любовь и уважение к родному языку
Задачи:
- обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать умения анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- развивать творческие способности, интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_urok.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Людмила Вячеславовна
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 4 класса
в рамках празднования «Дня Словаря»
«Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
Цели:
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;
- прививать любовь и уважение к родному языку
Задачи:
- обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать умения анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- развивать творческие способности, интерес к предмету.
Подготовка к мероприятию: в каждой параллели классов проводится отборочный тур, в результате которого формируются группы экспертов по 10 человек от каждого класса.
Остальные учащиеся являются активными болельщиками, к которым можно обращаться за помощью.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Когда-то давно люди кричали,
Показывая свой разговор.
Писать не умели и не читали.
Держали в руке , лишь топор.
На свет появились Кирилл и Мефодий,
Придумали людям письмо.
Сейчас мы читаем и пишем- ДАР БОЖИЙ!
Ах, как это было давно!!!
Сегодня себе не представляем,
Как иначе мысль передать.
Сегодня мы праздник встречаем.
И это нельзя забывать!
Ведущий 1:
Каждый народ имеет свой язык. Каждый язык хорош и уникален по-своему. При помощи языка люди могут общаться между собой, передавать информацию и культурное наследие, познавать новое, продвигать науку
Ведущий 2:
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла
Ведущий 1: Мы рады приветствовать всех любителей русского языка, которые собрались сегодня в нашем классе. Всех учащихся 4-х классов мы приглашаем в увлекательное путешествие по страницам устного журнала «В мире слов».
Для того, чтобы язык был красив и стал другом, его нужно любить, очищать от «сорняков» и «мусора». У собеседника складывается мнение о нас, когда он слышит нашу речь.
Прочитайте высказывание К.Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.
Ведущий 2:
Пушкин, Толстой, Есенин, Гоголь, Тургенев и великое множество творцов владели РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Все они мыслили, говорили и писали по-русски, их труды остались в веках и дошли до наших времен. Их труды воспитывают молодое поколение, прививая ему ценности и любовь к родному языку, к традициям народа.
«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Каждая команда готовилась к нашему мероприятию, подбирала интересную информацию, продумывала увлекательные задания.
Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по Вселенной. Нам будут встречаться разные ее объекты, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания Вселенной.
Ведущий 1:
Взялись за руки и ПО-ЛЕ-ТЕ-ЛИ!
22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Сегодня день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря русского языка".
Словарь - это не просто книга, он завершает и одновременно начинает собой множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Иван Бунин
Людям всегда хочется узнать, откуда взялось всё на свете. Как произошла наша Земля, Луна, звезды? Как появились животные и растения? Откуда взялись люди? И очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.
Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика – от латинского слова лингва, что значит «язык».
А вы знаете, что значит латинское слово? (Ответы детей)
Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нём говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.
Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке.
В жизни меняется всё. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и появляются другие.
Задание 1. «ПОЧЕМУ ТАК ЗОВЕТСЯ?»
Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия.
ПОДОКОННИК, ПОДНОС, КАРТИНА, ПЕСКАРЬ, ПОДОСИНОВИК, РОГАТКА, ПОДСНЕЖНИК, ХОЛОДИЛЬНИК
Словарь, в котором объясняется правильный морфемный состав слова Словообразовательный
Задание 2. «ЗРИ В КОРЕНЬ!»
Найди общее в словах: ВЕДЬМА, НЕВЕЖА, МЕДВЕДЬ?
(Все эти слова произошли от слова «ведать», т.е. знать.
Ведьма – «знающая, знахарка».
Невежа – «мало знающий человек».
Медведь – «зверь, который ведает мёд».
Задание 3. «СЛОВА ИЗ ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ»
Все рассмотренные нами слова являются исконно русскими. Ещё один способ появления новых слов в русском языке – их заимствование из других языков. Есть в каждом языке заимствованные слова, это явление закономерное. Между народами разных стран существуют различные связи: политические, экономические, культурные. Такие же связи есть и между словами.
Подумайте и попробуйте догадаться, какие из предложенных слов являются заимствованными. Объясни свой выбор.
ГОРОД, ФРУКТ, БЕРЁЗА, АНАНАС, ЛЕС, ЭКРАН, ЖАЛЮЗИ, ВОРОБЕЙ
Признаки заимствованных слов:
- Буквы «Ф» и «Э» в словах;
- Буква «А» в начале слова;
- В словах французского происхождения ударение падает на последний слог.
Задание 4. «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА»
В данном отрывке сказки найдите устаревшие слова, объясните их значение.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать
Задание 5. «НОВЕЙШИЕ СЛОВА»
Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит с появлением новой техники, развитием науки, культуры.
Расположи слова в порядке их появления в русском языке
ПУШКАРЬ, РАКЕТЧИК, АТОМОХОД, АРТИЛЛЕРИСТ, ПАРУСНИК, ПАРОХОД,РАДИОТЕХНИК
(парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход, радиотехник)
Конечно, знать значение и происхождение всех слов в нашем языке невозможно. За сведениями можно обратиться к этимологическому словарю.
Очень часто в речи мы используем крылатые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют фразеологизмами.
Эти речевые обороты делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.
Задание 6. «УГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»
Вот ,где собака зарыта!
Крокодильи слезы
Как кошка с собакой
Бить баклуши
Развесить уши
Задание 7. «ДОСКАЖИ ФРАЗУ» Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой … (не разольёшь) Мы исходили городок Буквально вдоль и … (поперёк) И так устали мы в дороге, Что еле …(волочили ноги). | Товарищ просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … (медвежью услугу) Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто по… (дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … (вянут). |
Задание 8. «»В русском языке очень много фразеологизмов со словами голова, нос, зуб, ухо. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом НОС.
|
|
Задание 9. «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»
Знаменитый русский баснописец Ива Андреевич Крылов дал жизнь большому количеству крылатых выражений. Все они являются цитатами из его басен. Вспомните, из каких они басен и объясните их значение.
- А ларчик просто открывался. ( «Ларчик» Не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое решение или нет проблемы вообще.)
- А Васька слушает, да ест. («Кот и повар» Иносказательно о человеке, который глух к упрекам и наставлениям и упорно поступает по-своему)
- Мартышкин труд. («Мартышка», где мартышка перекатывала с одного места на другое большой чурбан. О бессмысленном и напрасном труде.)
- Как белка в колесе. («Белка» О человеке очень занятом, выполняющем много различных дел.)
Изучает происхождение фразеологизмов наука фразеология. Объяснить значение крылатых выражений вам поможет фразеологический словарь.
Пословицы и поговорки – короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, Родине. В них запечатан опыт народа, его идеалы. Пословицы хранят историю страны, отражают русский характер.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Задание 10. «СОПОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ»
1)Крепкую дружбу топором не разрубишь.
2)У семи нянек дитя без глазу.
3)Кашу маслом не испортишь.
4)После драки кулаками не машут!
5)Не гордись званием, а гордись знанием.
6) Друг ценный клад, недругу никто не рад.
7) Береги бровь - глаз цел будет.
8) Грамоте учиться - всегда пригодится.
9) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Задание 11. «ПРОДОЛЖИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ!»
Куй железо … (пока горячо)
Труд человека кормит, …(а лень портит)
Встречают по одежке, … (а провожают по уму)
Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
При солнышке тепло, … ( при матери добро).
Задание 12. «НАЙДИ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ»
Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу.
Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи (узбекская) | Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь |
Вьетнамская: неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Беден тот, у кого друзей нет (английская) | Тише едешь – дальше будешь. Дружба да братство дороже всякого богатства |
Английская: Один утренний час лучше двух вечерних. | Утро вечера мудренее. |
Немецкая: Молчаливый рот – золотой рот. | Слово – серебро, молчание – золото. |
Китайская: Трудно схватить двух угрей двумя руками. | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
Задание 13. «ЗНАТОКИ ПОСЛОВИЦ»
Назовите как можно больше пословиц, в которых есть числа.
(Один, два, семь, сто)
Надо сказать, что народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами.
Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал Владимир Иванович Даль.
Ведущий 1:
Сегодня наше первое путешествие по Вселенной слов и выражений подошло к концу. На протяжении всей жизни человеку необходимы разные словари: классические и современные, лингвистические и энциклопедические. А между тем, согласно проведенным исследованиям, словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4–5 тысяч слов, современного образованного человека - 10–30 тысяч слов, а «Словарь современного русского языка», который состоит из 17 томов, включат более 120 тысяч слов.
Закончим наш праздник высказыванием Льва Николаевича Толстого о русском языке:
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить , словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Виды словарей".
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов. познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспит...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В мире словарей"
Внеклассное мероприятие «В мире словарей» Цели : познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить с...
Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."
Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов (в рамках Недели пожарной безопасности). «Огонь- друг, огонь -враг»
Данное занятие предназначено для учащихся 4 классов, с целью формирования адекватного поведения в экстремальных условиях и осторожного обращения с огнём. Противопожарная безопасность – одн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой словарь"
посвящено любителям русского языка...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Страна Словария"
Конкурсы по разделам языка: фонетика, орфография, морфология, фразеология. Конкурс капитанов, конкурс болельщиков....
Внеклассное мероприятие «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке»
Внеклассное мероприятие по программе дополнительного образования «Гимнастика для ума» для обучающихся 3 и 4 классов в рамках празднования «Дня Словаря» «Сл...
- Мне нравится (1)