«Как появляются обидчивые. Как принять помощь, поддержку другого»
план-конспект занятия (3 класс)

Комина Ольга Ивановна

Дети знакомятся  с чувством «обида», учатся понимать свои чувства и чувства других, передавать эмоциональное состояние, используя различные эмоциональные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komina_o.i._kak_poyavlyayutsya_obidchivye.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  занятие

по духовно - нравственному развитию

для учеников 3-4 класса

«Как появляются обидчивые. Как принять помощь, поддержку другого»

Подготовила учитель начальных классов

Комина Ольга Ивановна

        

2023г.

Цель: Создать условия для отработки моделей коммуникативного поведения.

Образовательная задача: 

1. Знакомство с чувством «обида».

2.Учить понимать свои чувства и чувства других.

3.Учить передавать эмоциональное состояние, используя различные эмоциональные средства.

Воспитательная задача: способствовать находить выход в проблемных ситуациях, повышать  уверенность в себе.

Оборудование:  словарь Ожегова, листочки с ручками,   карточки с алфавитом,     цветные карандаши, компьютер (муз. «Вальс дождя»),  карточки с ситуациями, бумажные зеленые листочки со словами, цветные бумажные ладошки.

                                                                   Ход

1. Орг.момент

Ритуал: Передавая по кругу игрушки, дети говорят соседу, что он сделал хорошего сегодня для других или делают комплимент по внешности.

2. Основная часть

1.Расшифруй слова (каждой букве алфавита соответствует число по порядку)

Обида, обидчик, обиженный, обидчивый. (16 2 10 5 1, 16 2 10 5 25 10 12, 16 2 10 8 6 15 15 29 11, 16 2 10 5 25 10 3 29 11)

- Что означают эти слова? (показ слов на слайдах)

(Чтение детьми из словаря С.И. Ожегова значение этих слов)

2.  – Кто догадался,  о чем мы сегодня будем говорить? (об обиде)

- Чем можно кого-нибудь обидеть? (поступками, обидными словами)

– Обида – это чувство, состояние человека,  приятное или нет?

Какой цвет вы бы взяли, если бы услышали слово «обида»?

- Возьмите карандаш этого цвета.

(Черный, серый, коричневый)

- Какое чувство возникает? (чувство тяжести, тревоги….)

3. Каждый из вас получит картинку. Нужно будет рассказать кто здесь «обидчик», а кто «обиженный».

- По каким признакам вы это поняли?

4. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?

Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни злость и обида. (Вывешивается  на доску ватман, на котором нарисовано  дерево без листочков).

Давайте сегодня попробуем вырастить дерево добра, поучимся преодолевать свои обиды

5.    Рассказ об «обиде» (читает подготовленный ученик)

-Вот как один мальчик с юмором рассказывает об обиде:

Обида, маленькая зверушка, с виду совсем безобидна. При правильном обращении никакого вреда не приносит. Но все попытки завладеть ею заканчиваются плачевно… Зверёк этот маленький и юркий, может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу чувствует. Ему становится обидно. Зверёк начинает кричать человеку: «Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Отпусти!» Но человеки давно разучились понимать язык животных. Есть такие, которые сразу отпускают обиду, пока она маленькая – это лучший способ распрощаться с ней. Но есть такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся… А ей всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но так как у нее зрение плохое, сама выход найти не может. Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже… Сжался весь, и ни за что не выпускает обиду. А зверёк - то голодный, кушать хочется – вот и начинает потихоньку кушать, что найдет. И человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду. Потому что привык к ней. А она кушает и растёт… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и гложет. Так и говорят: «Обида гложет». И в конце концов прирастает к чему-нибудь в теле человека и против своей воли становится его частью. Слабеет человек, хворать начинает, а обида внутри продолжает расти… И невдомёк человеку, что только и надо — взять и отпустить обиду! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся…

6. Мораль:  По сути, мы сами принимаем решение быть обиженными. Отпустите обиду, пусть себе бежит!

Легко сказать, да нелегко сделать….

Вспомните первые секунды когда вас обидели.

- Что вы делаете? (напрягаетесь, надуваетесь, перехватывает дыхание, сковывает  мышцы - это происходит с телом; в голове пусто, хотите отомстить обидчику или если он сильнее начинаете плакать). Но это только привычка так реагировать. И вы сами в праве ее исправить. Сразу не получится. Этому надо учиться. Первое надо восстановить дыхание, начать свободно дышать, распрямить плечи, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Не впускайте в себя этого опасного зверька, не дайте ему хозяйничать в вашем теле. Учитесь на неправильное к вам отношение высказывать, что с вами происходит (ты меня обидел, мне больно, мне неприятно).  Учитесь жалеть того, кто обижает. Ведь он не счастлив (посмотрите на картинки - обидчиков). Я часто слышу от вас слова «а он…..». Главное вы, а не кто-то. Думайте о себе, о своем состоянии. Не дайте себя сделать несчастным. Не отдавайте свое внутренние счастье. Мы с вами говорили, что человек внутри должен оставаться солнышком, которое отдает тепло, свет. Существует всегда, даже когда его закрывают тучи.

Когда вы восстановите свое состояние, подумайте,  как лучше разрешить  конфликт.

7. Физ. минутка «Погодный массаж» (под музыку):

Один из пары детей лежит на полу, на животе. Другой, стоя на коленях делает массаж в зависимости от погоды, которую назовет воспитатель:

Осадки: легко барабанить всеми пальцами по телу;

Ливень: указательным и средним пальцем имитировать удары капель по телу

Проливной дождь: хлопать ладонями по телу;

Буря: трясти тело;

Солнце: легко положить руки на тело, чтобы лежащий почувствовал тепло

8. Инсценировки ситуаций:

Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные мной на карточках жизненные ситуации, а для этого вам необходимо разделиться на две группы. Каждая группа получает карточку с ситуацией.  Надо сыграть ее, разобраться в ней и найти выходы из конфликта.

а) По коридору бежит мальчик и нечаянно толкает малыша. Маленький человек плачет, ему больно.

б) Диалог:

-Ты, козел! Зачем бросил вещи на мой стол?

- Сам козел. Я не бросал.

Продолжаются оскорбления….

9. Прощение

- Если уж так случилось, и мы кого-то обидели, что же нужно сделать? (Попросить прощения).

Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутренние, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

Какая же сила помогает нам в таких ситуациях не потерять себя и успокоить вскипевшую бурю? Кто-то называет ее великодушием, кто-то чувством справедливости, ответственности, честностью… как бы вы не называли эту силу, главное – ваше стремление воспитать ее в себе.

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощеным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования Прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»

10. Работа по карточкам

- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список  в презентации и на бумажках в виде листочков). Выберите из них те, что мешают нам прощать, сомните их, потом мы их выбросим.

- Прикрепите те листочки к нашему деревцу, которые помогут нам  простить обидчика. Видите, деревцо  расцвело без Злости и Обиды.

(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)

Чувства:

Агрессия

Добро в сердце

Любовь

Раздражение

Уважение

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Взаимопонимание

Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

Итоги:

Игра «Ладошки» (дети выбирают ладошку по цвету, который обозначает качество участия ребенка в занятии) Кроме этого ребенок говорит об отношении и новизне информации занятия.

Педагог помогает детям формулировать свою мысль и сам дает оценку работы на занятии  каждого воспитанника.

Не храните обиды под сердцем,
Отпускайте на волю, прощайте.
Есть от горечи старое средство,
Вы обидчиков, благословляйте!!!

Литература:

1. Работы директора НОУ АНМЦ «Развитие и коррекция» Е.Д. Худенко

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Просвещение, 1995. − 478 с.

3. Философская сказка про обиду. Сайт https://fit4brain.com/1300


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

«Добрые слова. Создание «Открытки другу» при помощи инструментов графического редактора Tux Paint.» Интегрированное внеклассное занятие

Учитель читает  сказку «О грустном городе»Давным-давно в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы...

« Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении...

Организация работы в Центре ранней помощи и поддержки детей, имеющих ограничения жизнедеятельности

Цель работы Центра ранней помощи - повышение эффективности служб ранней помощи за счёт определения основных функций различных участников взаимодействия, выработки алгоритма их межведомственного взаимо...

Лекторий для родителей "Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки

Переход из начального в среднее звено школы являет­ся переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка...