Правовое воспитание
статья (4 класс)
Обучающиеся с ОВЗ имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающиеся с ОВЗ имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
В современном глобализированном обществе становление процесса правовой культуры и правовой социализации личности затруднительно без правового воспитания.
В широком же понимании правовое воспитание - это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правовой социализации
личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов, происходящих в современном обществе
Главный итог правового воспитания состоит не только в том, какие чувства воспитаны в человеке. Определяющим является, то, какое место они заняли в его личностной и иерархичной структуре ценностей, в самосознании и мировоззрении оюбучающегося.
В процессе правового воспитания укрепляется способность личности успешно ориентироваться в конфликтной ситуации,целенаправленное правовое воспитаниеукрепляет и развивает правосознание и общую правовую культуру и тем самым способствует формированию социально-правового характера личности и формированию процесса правовой социализации индивида.
В этой связи с нашей точки зрения, основополагающими принципами построения правового образования (обучения) должны являться:
- индивидуализация обучения, как учет социально-правового опыта обучаемого, личных и жизненных ориентиров;
- связь с реальной жизнью, ориентир при отборе содержания материала на наиболее часто применяемые правовые нормы, на способы их реализации, на наиболее типичные конфликтные правовые ситуации;
- практическая направленность: формирование у индивидов умения самостоятельно применять правовые знания для осмысления реальной действительности и проектирование вариантов правомерного поведения;
- связь теоретических и практико-ориентированных знаний и формирование позитивных ценностных ориентации;
- педагогический оптимизм - вера педагога в возможность с помощью правового обучения и правовой пропаганды сделать процесс конструирования правовой социализации граждан в обществе более успешным.
Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп - необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.
Современные педагоги и теоретикиправильного воспитаниясчитают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.
Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются - формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.
Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.
Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:
- Формирование терминологического аппарата;
- Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
- Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;
- Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
- Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.
Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.
Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период- наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников - формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».
Правовое воспитание молодежи - уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.
Наиболее актуальная проблема теории воспитания - внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.
Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.
В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?
В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании - для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция[25.c.63].
В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.
В содержательном: главная цель - разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.
Методы правового воспитания
- Главный метод -- беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
- Использованиеделовой игрытребует знаний от педагога и учеников - интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
- Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
- Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям[24].
Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы - формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа - необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.
Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:
- Формирование знаний о главных видах правонарушений;
- Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция»;
- Формирование знаний о правах человека[24].
Нравственно правовое воспитание учащихся проводится на уроках истории, правоведенииё литературы, экономики. Рассматриваются различные аспекты правового воспитания.
Выводы по главе 1
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у школьников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества
Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.
Критериями правового воспитания у ребенка являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей школьного возраста
правовые знания нужны всем людям как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека, а также установки на соблюдение и укрепление правопорядка, т. е. правовую культуру личности. Большая роль в воспитании у несовершеннолетних правовой культуры принадлежит школе.
Цель правового воспитания -- формировать основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека общественно активной личности.
Средством реализации этой цели мы считаем создание в специальной (коррекционной) школе целостной системы правового воспитания, включающей правовое просвещение учащихся 1 - 11 классов, родителей, а также методическую подготовку педагогов-воспитателей, занимающихся правовым просвещением.
Таким образом, созданная в школе система правового воспитания должна быть направлена на достижение спроектированных оптимальных результатов, реалистична, доступна для детей. Следует отметить широкое и разностороннее воздействие реализации системы правового воспитания на учителей, учащихся и родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с умственно отсталыми подростками учителю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.
Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.
Этим вопросом занимается гражданско правовое воспитание школьников. На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед педагоги постепенно формируют у своих учеников гражданскую позицию. Начинать подобную работу можно уже в начальной школе, причем воспитание младших школьников можно скорее назвать нравственно правовым. Немалая роль в этом процессе принадлежит институту семьи. Именно родители должны объяснять своим малышам прописные истины, прививать им определенные духовные ценности. Детям 7-10 лет можно рассказать, что:
- они живут в стране, где каждый человек является таким же, как и они, гражданином;
- все люди равноправны, то есть равны перед законом;
- законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех;
- если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность;
Гражданско правовое воспитание младших школьников - первая и очень важная ступень формирования гражданского самосознания. Без понимания перечисленных выше основ невозможен переход на более высокий уровень осознания себя как гражданина своего государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Школьник должен понимать, что он несет за свои действия ответственность перед собой, обществом и государством.
Правовое воспитание старших школьников должно включать в себя следующие мероприятия:
- изучение основного закона государства - Конституции;
- знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
- ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
- проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества - вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.
Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается,что взрослые - и родители, и учителя, и просто посторонние люди - считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи - научиться отстаивать свои права перед обществом.
Гражданско правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание в коррекционной школе
Доклад "Правовое воспитание в коррекционной школе " был зачитан на методическом объединении классных руководителей школы. материал раскрывает содержание правового воспитания, направления п...
Правовое воспитание
Знакомить детей 6-8 лет с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Деклараций прав ребенка. Дать представление, что такое право, законы и т.д....
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"
Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"
Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....
Правовое воспитание младших школьников
Из опыта работы...
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ" пУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ"
«Путешествие в страну правовых знаний»Цель игры:знакомство детей с Конвенцией ООН «О правах ребенка», формирование представления об основных правах человека.Оборудование:компьютер и мультимедийная уст...
Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"
Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей....