Классный час для 4 класса на тему «Спасибо вам, ветераны, мужество останется в веках»
классный час (4 класс)
Классный час преурочен к Дню памяти Героя СССР Мусы Джалиля.
Познакомить детей с фактами ,имевшими место во время Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство патриотизма, антифашизма.
Познакомить детей с жизнью и подвигом великого татарского поэта Мусы Джалиля.
Прививать понимание и уважение к памяти родной земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час ; класс | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Скорик Ольга Юрьевна, учитель начальных классов I кв.кат
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №31
Ново-Савиновского района г.Казани
Классный час для 4 класса
на тему «Спасибо вам, ветераны, мужество останется в веках»
Цели:
Познакомить детей с фактами ,имевшими место во время Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство патриотизма, антифашизма.
Познакомить детей с жизнью и подвигом великого татарского поэта Мусы Джалиля.
Прививать понимание и уважение к памяти родной земли.
Ход классного часа
Сегодня мы поговорим об истории нашей Родины, об ёе самом трудном периоде. О котором вспоминать необходимо, дабы он не повторился. Поговорим о Великой Отечественной Войне.
На рассвете 22 июня , в один из самых длинных дней в году , Германия начала войну против Советского Союза .
В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы .
Такие плакаты появились по всей России. Весь народ поднялся на защиту своей страны. Большие потери нес наш народ.
22 июня немцы уничтожали более 1200 советских самолётов , большую часть – на земле . Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе . Всего за первые 100 дней войны Красной армии потеряли 96% имевшийся авиации – более 8000 самолётов . Только в 1941г по немецким данным, в плен попали около 3 мил 800 тыс. советских военнослужащих. Их положение оказалась самым тяжёлым.
Часть трудоспособного населения вывозили для принудительных работ в Германию. Всего вывезли почти 5 мил человек. Они находились там на положении (гражданских пленных),и около половины из них погибло.
Из 5,7 миллионов человек советских пленных в немецких концлагерях погибло более 3,5 миллионов
22 марта 1943 года немецкие каратели сожгли заживо и расстреляли 149 человек в том числе 75 детей.
В деревне Борки под Брестом в сентябре 1942 года было расстреляно 705 человек.
Но не смотря ни на что воины Советского Союза (так называлось наше государство в период ВОВ), ведя ожесточённые бои, освобождали территорию своей страны.
А таком герое - солдате сегодня пойдёт мой рассказ, уроженцу родной земли.
Как волшебный клубок из сказки,
Песни - на всем моем пути…
Идите по следу до самой последней,
Коль захотите меня найти! –
Муса Мустафович Джалиль (Залилов) родился 15 февраля 1906 года в татарском селе Мустафино Оренбургской губернии. Он был шестым ребенком в семье бедного крестьянина Мустафы Залилова. Рано проснулась у будущего поэта тяга к знаниям. Мусе не было еще и шести лет, когда он начал учиться в сельском медресе. Затем была учеба в городской школе при оренбургском медресе. Джалиль рано познакомился с классиками татарской и русской литературы, пробовал сочинять сам. Печататься начал с 1919 года. Затем едет в Казань поступает учиться на рабфак, много печатается в газетах и журналах. А потом была уже учеба на литературном факультете Московского университета .
Уже до войны Джалиль выдвинулся в число ведущих татарских поэтов. Его стихи были включены в школьные хрестоматии.
Счастливо сложилась и личная жизнь поэта: рядом любимая и преданная жена Амина, подрастает дочка Чулпан.
23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».
Военкор Джалиль работал в газете много и с увлечением. Часто бывал на передовой, собирая необходимый материал. За день в среднем проходил 25—30 километров по частям и подразделениям. «Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами, без которых невозможно делать газету оперативной и боевой,— писал Джалиль с фронта.— «Моя жизнь сейчас проходит в боевой обстановке и в кропотливой работе и походе. Поэтому я сейчас ограничиваюсь фронтовой лирикой, а за большие вещи возьмусь после победы, если останусь жив».
В трудные фронтовые будни поэтом написаны прекрасные стихотворения: «Прощай, моя умница», «Слеза», «След», «Смерть девушки» и другие.
В одном из писем своему другу, с Волховского фронта, Джалиль упоминает о своей «Балладе о последнем, патроне». В ней речь шла о последнем патроне, который политрук Джалиль на крайний случай берег для себя.
Но все сложилось иначе.
Летом 1942 года Вторая ударная армия, в рядах которой сражался Джалиль, была полностью окружена фашистами и отрезана от основных сил Советской Армии.
Во время одной попыток вырваться из вражеского кольца немцы открыли ураганный огонь. Под колёсами машины, в которой ехал поэт, разорвалась мина. Почти все попутчики Джалиля погибли. Его же ранило в плечо и отбросило взрывной волной. В таком тяжёлом состоянии Джалиль и попал в руки врага.
Стремление быть полезным родине, народу и жгучая ненависть к фашистам приводят поэта к мысли о создании подпольной организации военнопленных.
В конце 1942 года, получив сокрушительный удар под Сталинградом, немецкое командование принимает решение формировать из военнопленных национальностей Поволжья так называемые легионы, чтобы отправить их на фронт против советских войск. Джалиль и его соратники делают всё для того, чтобы сорвать преступные планы гитлеровцев. Чтобы обмануть врагов, им пришлось для вида дать согласие сотрудничать с немцами, принять на себя клеймо предателя. Они тайно печатают листовки, в которых призывают военнопленных, вербуемых в легион, повернуть оружие против самих фашистов. Мощным средством агитации служат стихи Джалиля:
Смело бейся за правое дело,
В битве жизни своей не жалей.
Быть героем – нет выше удела!
Быть рабом – нет позора черней!
Труды джалиловцев не пропали даром! Уже первый батальон, сформированный гитлеровцами, восстал и перешёл на сторону Советской Армии. Но фашисты продолжали сколачивать легионы. Тогда подпольная организация решила организовать восстание легионеров. Но незадолго до назначенного срока джалиловцев арестуют по доносу предателя! Джалиль и его боевые друзья были доставлены в Берлин и брошены в Моабитскую тюрьму, где подверглись нечеловеческим пыткам.
Фашисты переломили поэту левую руку, отбили почки, но гитлеровцам не удалось поставить героя на колени: не сломился духом Муса, не согнулся, не прекратил борьбы.
Теперь у него осталось единственное оружие - слово.
Привычка работать в любых условиях, умение мобилизовать в решительный момент всю свою волю и творческую энергию — эти качества Джалиля-поэта были определяющими в его работе над Моабитским циклом стихов.
Долгое время судьба Мусы Джалиля оставалась неизвестной. Только благодаря многолетним усилиям следопытов была установлена его трагическая гибель. 2 февраля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
Имя татарского поэта-героя Муса Джалиль останется в веках.
Дети читают стихи
«Красная ромашка»
«Акбай»
«Яшь ана» и другие на выбор учащихся.
Использованная литература:
Интернет ресурсы:
1.festival.1september.ru›articles/583030/
2.sch1209.ucoz.ru/Ziganshina/dzhalil-5.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по математике для учащихся 2 класса по теме: " Числовые выражения". УМК "Начальная школа XXI века"
Контрольная работа по математике для учащихся 2 класса по теме " Числовые выражения " разработана на 4 варианта и соответствует УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сравниваем", по программе "Начальная школа XXI века"
Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа XXIвека" , по теме "Сравниваем". Цели урока: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению...
Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Многоугольники" по программе "Начальная школа ХХI века"
В этой презентации я предлагаю 2 варианта начала урока по теме "Многоугольники"....
Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Переместительное свойство сложения" УМК "Школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Умножаем числа» УМК «Начальная школа ХХ1 века» Автор Виноградова Н. Ф.
конспект урока по математике в 1 классе УМК "Начальнвая школа 21 века"...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...
Технологическая карта урока русского языка в первом классе по теме "Многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века")
Коспект урока "Многозначные слова" 1 класспрезентация к нему скачать...