Конспект родительского собрания "Как воспитать положительные черты характера ребёнка"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Конспект родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_rod._sobr._kak_vospitat_polozhitelnye_cherty_kharaktera_u_rebyonka.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания.
Тема: Как воспитать положительные черты характера у ребёнка?
Цель: формирование углубленных представлений родителей о нравственных качествах, честности и правдивости у младших школьников.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались, потому что назрела необходимость в решение некоторых проблем.
- Чтобы узнать, что это за проблемы, я предлагаю вам послушать притчу и подумать, какой вывод мы можем сделать.
Притча о двух ангелах
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, - ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. – В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
- Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Какой вывод мы можем сделать из этой притчи?
Вывод: Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь. И тема нашей сегодня встречи: Как воспитать положительные черты характера у ребёнка?
Одними из положительных черт характера являются правдивость и честность, про которые мы сегодня поговорим.
Правдивость – это умение говорить правду. Правдивый человек обычно всегда говорит то, что он думает или чувствует.
Честность – это умение вести себя открыто, без утайки, сознательное стремление к правдивости. В какой взаимосвязи состоят единство слов и дел, правдивость и честность? Честный человек исполняет то, что обещает; он сознательно и добровольно выбирает линию поведения в соответствии с принципами современной нравственности, требующими от человека действенности – конкретных дел во имя торжества нового. Поступки и действия честного человека соответствуют его словам и намерениям. Поведение правдивого и честного человека отличается искренностью. Он верен своим убеждениям.
У правдивого и честного человека нет места для лжи и лицемерия. Правдивый и честный человек отличается также скромностью и трудолюбием. Он честно относится к своему долгу, к порученному делу и добросовестно, без шума выполняет его. Наш народ всегда высоко ценил и ценит в человеке такие качества, как единство слов и дел, правдивость и честность. «Правда на огне не горит и в воде не потонет», «Будь слову своему хозяин», – говорят у нас в народе.
Правдивость и честность самих родителей, проявляемая ежедневно в отношениях в семье, внимательное отношение к чувствам, желаниям и интересам детей, выслушивание их рассказов и просьб, объяснений, проявление чуткости и понимания при анализе их проступков и выборе воспитательных средств.
- В пример приведу ситуацию. А вы посовещайтесь в парах и попробуйте ответить как нужно в ней поступить.
Ситуация 1: Во время игры по неосторожности пятилетний Вова разбил кувшин. Вас в это время дома не было. Вы воспитываете у Вовы привычку говорить правду. Когда вы вернулись домой, Вова с плачем говорит вам, что он нечаянно разбил кувшин. Как вы должны поступить в этом случае?
Ответ: Здесь два поступка: хороший поступок Вовы в том, что он откровенно, мужественно сознался в своем проступке, а плохой в том, что он разбил кувшин, проявил неловкость, нанес материальный ущерб. Если мать только накажет Вову, – она поступит неправильно. Вова в следующий раз будет «умнее» и не будет так откровенничать, чтобы избежать наказания, тогда трудно будет матери воспитать в нем привычку быть правдивым. В данном случае матери надо похвалить ребенка за то, что он мужественно сознался в своей ошибке, похвалить его за хорошую сторону поведения, чтобы от этого он ощутил радость, а затем пожурить его за неловкость, за материальный ущерб семье. Такой подход будет способствовать воспитанию привычки быть правдивым и мужественным.
- А теперь я пройду по рядам, вам нужно вытянуть одну бумажку. У кого на бумажке написана цифра 1, пересаживается направо, у кого 2 – налево. Задача 1 команды обсудить в группе и написать на листочке причины детской лжи. А 2 группа ищет пути исправления детской лжи и также записывает на листочке. На выполнение у вас 3 минуты, потом проверим.
Причины детской лжи:
- Стремление получить то, что запрещают родители;
- Недостаток внимания со стороны родителей;
- Желание показаться лучше чем он есть на самом деле;
- Страх наказания за проступок; самооправдание;
- Неудовлетворенность условиями жизни;
- Несоответствие ожиданиям родителей;
- Патологическая ложь.
1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.
2. Сдерживайте свои обещания, как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний.
3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.
4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.
5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.
6. Пересмотрите систему запретов в семье. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».
7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.
8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».
9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит.
10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие — съесть сладости, получить пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили привычку.
11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.
- Но запомните, самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.
Ситуация 2: Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
На 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
На 2-м этаже – обычные товары средней цены и качества;
На 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Ответ: Когда у нас появляется ребёнок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, порядочным, честным, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил несбывшиеся мечты … Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. И нам предстоит вложить в него порядочность, честность и прилежание.
Ситуация 3: Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок … ».
- А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 2 минут письменно 5 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
- Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
1-я – те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я – те, которые вы бы хотели изменить в нем.
- Посмотрите, каких качеств больше – положительных или отрицательных? А если в них те качества о которых мы сегодня говорим?
- Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
В воспитании у детей единства слова и дела, убеждений и поступков, честности и правдивости большое значение имеют родители. Им надлежит заложить еще у малышей до школы прочные основы будущей привычки осуществлять сказанное в деле. Для этого отцу и матери следует применять разнообразные методы: читать детям сказки и рассказы, проводить беседы по прочитанному, разъясняя и подчеркивая важность единства слова и дела. Но самое главное – показывать личный пример и систематически упражнять детей в такого рода поступках.
- На этом наше собрание заканчивается. Но, прежде чем мы все разойдемся, уважаемые родители, на вашем столе лежат листочки, так называемые «Билетик на выход». Ван нужно ответить на два вопроса и тогда вы можете выйти.
1. Что важного Вы узнали на родительском собрании?
2. Методы/призмы, которые Вы будете использовать:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по изучению мифологических героев как носителей черт характера русского народа
Ппредставленная система работы применяется на уроках курса "Народная культура", но может быть применён и на уроках литературного чтения....
Родительское собрание на тему: "Врождённое и приобретённое в характере ребёнка."
Споры о том, является ли поведение человека результатом наследственности или складывается под влиянием среды или того и другого вместе, не утихают. Большинство всё-таки считают, что противопоставление...
Урок чтения по теме: « Черты характера человека на примерах сказочных героев»
Урок чтения по теме: « Черты характера человека на примерах сказочных героев»2 классЦели и задачи урока:Цель: Научить различать положительные и отрицательные черты характера человека на примерах сказо...
Классный час "Хорошие и плохие черты характера".
Занятие -практикум для учащихся начальной школы. Деятельность учащихся: тестирование, анкетирование, игра....
конспект родительского собрания «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»
Родительское собрание по теме: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»...
Методические разработки занятий по темам: "Морально-нравственные черты характера"
В методических разработках представлены план-конспекты занятий для учащихся начальной школы....
Презентация к научно-исследовательской работе: "Анализ основных черт характера сказок о животных Югорских народов".
Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.Предмет исследования: отличительные черты характера героев сказок о животных.Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных х...