Родительское собрание на тему: "Врождённое и приобретённое в характере ребёнка."
материал по теме

Агеева Татьяна Анатольевна

Споры о том, является ли поведение человека результатом наследственности или складывается под влиянием среды или того и другого вместе, не утихают. Большинство всё-таки считают, что противопоставление природы и воспитания бесполезно, поскольку игнорирует взаимодействие того и другого. В этой беседе мы постараемся рассмотреть некоторые пути взаимодействия наследственности и среды и их влияния на развитие и поведение ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Врождённое и приобретённое в характере ребёнка.»

Мы часто произносим слово «характер» и уже привыкли к нему. «Вот это характер», - говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо – иметь характер?

   Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определённое сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность), в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

   Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребёнка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребёнок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца не одного дела, не может поставить перед собой цель.

   Родители часто возражают: «Не всё можно воспитать: характер передаётся по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами».

   Так ли это? Разберёмся, насколько характер ребёнка зависит от природных особенностей. Что в характере врождённое, а что приобретённое?

   Врождёнными, наследственными являются четыре свойства нервной системы:

  1. Первое – сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие – быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнение ребёнком поручения.
  2. Второе – свойство равновесие, или баланс процессов возрождения и торможения (шумные, непоседливые дети), у других – процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя).
  3. Третья особенность – подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребёнок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодроствования из сна).
  4. Четвёртая особенность – динамичных нервных процессов, т.е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в школе, с охотой им подчиняются, охотно им следуют, другие – привыкают долго, с трудом.

Характер ребёнка не предопределён этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребёнок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отзывается позже. Несколько сходных ситуаций – и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

   Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребёнка.

   Эти особенности наиболее ярко проявляются в раннем возрасте. Вспомните, каков был ваш ребёнок, изменился он к настоящему времени. Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определённые свойства характера. Так, у очень чувствительного ребёнка труднее воспитать самообладание, чем у ребёнка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

   Споры о том, является ли поведение человека результатом наследственности или складывается под влиянием среды или того и другого вместе, не утихают до сих пор. В 1690г английский философ Джон Локк, развивавший взгляды Аристотеля, высказался вполне определённо, отвернув влияние наследственности: ум младенца – это чистая доска, на которой окружающая среда в течении всей его жизни пишет свои замысловатые письмена. Ребёнок пассивно воспринимает «сигналы» среды, которая придаёт ему, как скульптор куску глины, определённую форму. Именно внешние силы обуславливают поведение ребёнка.

   Если мы согласимся с этой точкой зрения Локка, то должны будем признать и другое, а именно: ответственность за то, как (правильно или неправильно) развивается ребёнок физически, интеллектуально, психически, лежит на родителях, воспитателях, на всём обществе. Перекладывая ответственность за поведение с самого человека на его социальное окружение, мы признаём одновременно, что оно должно создать ему необходимые условия для нормального развития.

Литература: Кэрол  Флэйк - Хобсон, Брайан Е.Робинсон, Пэтси Скин «Мир входящему» (Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе на тему "Как уберечь ребёнка от насилия""

Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций....

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"

Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального  марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

Родительское собрание. 3 класс. Тема: "Знаете ли вы своего ребёнка?"

Родительское собрание с элементами тренинга....

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Родительское собрание "Роль микроклимата в семье для успешного обучения ребёнка. Как помочь стать ребёнку внимательным"

Знакомство родителей с факторами, влияющими на  успешность обучения, значимостью проблемы развития детского внимания. Методы и приёмы развития  внимания...