«Патриотическое воспитание детей школьного возраста».
проект
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Комплексный проект: | «Патриотическое воспитание детей школьного возраста». |
Адресация проекта: | проект предназначен для образовательной деятельности педагогов с детьми школьного возраста и их родителей. |
Авторы: | Гриценко Анастасия, Маренникова Анастасия, Новоселецкая Кристина, Теренина Виктория, Шевцова Анастасия. |
Вид проекта: | долгосрочный, групповой |
Продолжительность проекта: | учебный год |
Сроки реализации | с 01.09.2019г. по 30.05.2020г. |
Участники: | преподаватель, младшие школьники, родители, музыкальный руководитель. |
Место проведения: | МБОУ Гимназия №40 |
Интеграция образовательных областей: | «Социально-коммуникативное развитие; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Объект исследования: | Процесс воспитания патриотизма детей школьного возраста. |
Практическая реализация проекта: | План проектной деятельности. |
Открытость проекта: | Предполагает социальные контакты. |
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в образовательном учреждении. Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Актуальность проекта. В современных условиях развития России патриотическое воспитание учащихся трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и воспитательного потенциала образовательного процесса. Приобщение школьников к поисковой и исследовательской деятельности пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Поисковая и исследовательская работа помогают воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.
За долгие годы существования школы накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия средствами поисковой и исследовательской работы. Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни.
Введение
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль школьного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в младшем школьном возрасте формируются нравственные качества человека.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе. Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как является основой формирования будущего гражданина страны.
Новизна проекта.
Проект имеет несомненное практическое значение. Новизна его заключается в формировании нового типа взаимодействия школы и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Использование тематического лэпбука по патриотическому воспитанию, мульти-, видео презентаций на мультимедиа и дисках для просмотра их не только в школе, но дома с родителями.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Социальная значимость проекта:
Проект направлен на создание условий для развития у обучающихся эмоциональной отзывчивости и любви к семье, дому, Родине, а также на поддержание благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта воспитанников и их родителей. Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Реализация проекта
Разработаны 3 этапа реализации проекта:
1-й этап: подготовительный.
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
Реализация проекта «Я – часть России» позволит объединить усилия школы и семьи для углубленного погружения обучающегося в пространство, где школьник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Исходя из этого, хочется подчеркнуть, что на всех этапах реализации проекта была очень важна работа с родителями. От того насколько внимательно они отнесутся ко всем рекомендациям и советам педагога, во многом зависит успех и эффективность образовательного процесса.
Подготовительный этап
Большая часть работы на подготовительном этапе носила исследовательский и аналитический характер. Было необходимо разработать перспективную стратегию внедрения, мероприятий патриотической направленности в образовательный процесс с учетом всех условий и особенностей проекта.
Младшие школьники очень активны, постепенно формируется самостоятельность, интенсивно развивается память. Ребенок способен узнавать не только ранее увиденное, но и вспомнить явления жизни отсутствующие в данный момент. Важно помнить, что внимание ребенка этого возраста непродолжительно и носит непроизвольный характер. Детей нельзя заставить быть внимательными, их нужно заинтересовать.
Основываясь на возрастных возможностях детей младшего школьного возраста были сформированы основные требования к составлению плана работы по патриотическому воспитанию. Основным критерием являлась способность увлечь, заинтересовать обучающегося и задержать его внимание на предстоящей деятельности через подготовительные беседы: походы, экскурсии, целевые прогулки. В этих беседах школьники знакомились заочно, с теми местами, куда им предстояло совершить экскурсию или прогулку. Это виртуальные путешествия по родному городу (музей, библиотека, городской сад,, Аллея славы и др.),по Краснодарскому краю и России в целом. Опыт показал, что очень хорошо воспринимается обучающимися полученная предварительно информация если она закрепляется практическим материалом и продуктивной деятельностью.
В работе с родителями на подготовительном этапе основной упор делался на первоначальное вовлечение их в совместную образовательную и продуктивную деятельность. Есть родители, которые активно и сразу включаются в работу, оказывая огромную практическую помощь в реализации проекта, но есть и такие, которые изначально занимают позицию пассивности, не понимая важности своего участия или просто ленятся, что негативно сказывается на качестве педагогического воздействия. Чтобы помочь родителям в данной ситуации с ними проводилась регулярная консультативная деятельность (индивидуальная и групповая). Важно сразу, в начале года нацелить взрослых на активное взаимодействие с ребенком, научить контролировать свое участие в образовательном процессе, дать информацию о формах и методах патриотического воспитания, о развитии социальной зрелости у школьников, о роли различных видов деятельности в семейном воспитании нравственно-патриотической направленности.
Огромная и хорошо проделанная работа на подготовительном этапе безусловно влияет на дальнейшую успешность реализации проекта на основном и заключительном этапе.
Основной этап
На основном этапе осуществлялась реализация всех планов намеченных на подготовительном этапе, и прорабатывался отобранный материал по реализации проекта. Вся работа основного этапа проходила в соответствии со следующими принципами:
Принцип регулярности и повторяемости.
Все виды деятельности носят не эпизодический характер, а переходят на регулярную основу. Беседы и занятия с обучающимися всегда повторяются через некоторый промежуток времени в своем изначальном варианте с некоторой корректировкой или на новом, усложненном уровне. Очень важно, повторение изучаемого материала для того, чтобы необходимые знания стали понятны детям и хорошо запомнились. Такие повторы очень полезны для развития памяти младших школьников и закрепления полученных умений и навыков.
Принцип от простого к сложному.
Систему и последовательность работы строим следующим образом: я-семья-школа-малая Родина-Краснодар-Россия. Материал распределяется на год с учетом постепенного усложнения поставленных задач.
Принцип разумного сопровождения.
В работе с детьми младшего школьного возраста очень важна роль взрослого, его активное участие и понимание педагогического процесса. Активизировав родителей в начале года, на основном этапе проекта было необходимо направлять их совместные действия с детьми в правильное русло. Важно было их научить, будучи активным образцом для подражания, постепенно оставлять место для проявления детской самостоятельности. Так при осваивании той или иной темы, проведения той или иной беседы по нравственности и родители и педагоги должны личным примером показывать ребенку всю необходимость положительного социального поведения, взаимоотношений друг с другом, толерантности.
Большое значение на основном этапе уделялось экскурсиям, походам, целевым прогулкам, участию в мероприятиях социума.
Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:
- Проведение бесед, с/р игр, которые планируются педагогом дифференцированно в внеурочные часы;
- Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для учителя и школьника время;
- Игры-путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы;
- Досуговые мероприятия (подвижные игры, творческие, развлечения).
Итак, на основном этапе были реализованы все намеченные планы и мероприятия. Очень порадовала сознательность и активность тех родителей, которые внимательно отнеслись ко всем просьбам и советам педагогов, что, несомненно, положительно сказалось на результатах проекта.
План реализации проекта
Тема | Цель | Задачи | Формы проведения |
СЕНТЯБРЬ | |||
«День знаний» | закрепить знания и умения младших школьников об этикете. | - формировать чувство привязанности к школе, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между школьниками. | - Праздник «День знаний»; - Целевая прогулка «Экскурсия по школе»; - Сюжетно-ролевая игра «Школа»; - Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность» |
«Моя семья» | Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; | - развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви; -развивать интерес к семейным традициям; - привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. | Беседа «Что я знаю о своей семье», Выставка детских рисунков: «Моя семья»; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе) о семье; |
ОКТЯБРЬ | |||
История возникновения города Краснодара | Формировать чувство патриотизма и любовь к малой родине. | познакомить детей с прошлым нашего города; рассказать детям о первых поселениях людей и о рождении города; развивать интерес к историческому прошлому родного края. | Экскурсия по достопримечательностям Краснодара; Знакомство с историей возникновения города; Сочинение: «Как моя семья попала в Краснодар» |
«Хлеб всему голова» | Воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. | познакомить детей с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; | Рассматривание картинок с изображением орудий труда: серп, соха, борона, жернова, комбайн, трактор Беседа по репродукциям картин А. Васнецова «На пашне», А. Пластова «Сенокос» и «Жатва» Чтение: русской народной сказки: «Мужик и медведь»; Н. Некрасов «Несжатая полоса»; Н. Ляшенко «Вот какой каравай», «Как хлеб на стол пришел»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб» |
НОЯБРЬ | |||
«4-ноября – день единения России»
| Приобщение детей к истории России | Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки): Учить узнавать и называть героев России: Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию: Воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине. | Заучивание стихотворения:Натальи Майданик «Единство навсегда» Проведение классного часа. |
«Красна изба углами» | формировать знания детей об осенних явлениях природы, | продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам Конструирование «Русская изба». |
ДЕКАБРЬ | |||
«Страна моя родная!» | продолжать знакомить с родной страной (герб, гимн, флаг России); | Развивать чувство гордости за страну. Прививать любовь к природе, расширять знания о родном крае. расширять знания детей о правах ребенка в доступной для них форме | Изготовление альбома «Родная сторона» Развлечение «Оправах играя» |
«Что за праздник Новый год?»
| расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. | воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями; создать у детей радостное настроение | Проведение конкурса «Ёлочка — колкая иголочка». Праздник «В гостях у новогодней сказки». |
ЯНВАРЬ | |||
«Рождество, святочная неделя»
| Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – «Святки», традициями ряжения, колядования. | вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. | Развлечение «В гости коляда пришла». Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной». |
«Народные обычаи на Руси» | Расширять знания детей о народных обычаях и традициях на Руси | вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства Продолжать знакомить детей с русскими народными игами-хороводами.. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. | Народные игры, развлечение на Руси. Беседа "Народные промыслы" |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Москва- столица нашей Родины». | Дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России | познакомить детей с достопримечательностями Москвы, c гербом России; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. | Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве на военном параде); Книжная выставка «Москва – главный город страны». Беседа "Мы все разные, но мы все равны". |
«C днём защитника Отечества».(участие с родителями папами) | формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, | развивать у детей быстроту, выносливость, силу, воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну. | Сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Моряки». Изготовление подарков для пап и дедушек. Беседа «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии) |
МАРТ | |||
Тема: «Моя мама» | развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. | Приобщать к художественной литературе, воспитывать желание порадовать мам, бабушек, способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. | Сюжетно — ролевая игра «Дочки – матери». Изготовление подарка мамам, бабушкам. Праздник к женскому международному дню 8 марта «Мамин день». |
«Династия Романовых» | Продолжить знакомство младших школьников с историей России. | Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. | Классный час на данную тему. |
АПРЕЛЬ | |||
«День космонавтики»
| Продолжать знакомить детей с профессией космонавта, с первым космонавтом Ю. А. Гагарине; | Расширять представления о космосе.; познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии. | Беседа «Космос. Наши космонавты». Рисование «Космонавт». Презентация «Первые в космосе» |
«Пасха - Светлое Христово Воскресение» | обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника. | пробудить интерес детей к народной культуре. Познакомить школьников с празднованием Пасхи, ее историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с ней. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, народному творчеству. | беседы о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца» |
МАЙ | |||
«Этот День Победы» | Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства. | Рисование «Праздничный салют»; Посетить и поздравить ветеранов войны; Принять участие в акции «Георгиевская ленточка» совместно с родителями. Принять участие в забеге посвященном 9 мая. |
«Мы не забудем той войны»; | сформировать представление о Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам. | Классный час «Победой кончилась война». Рисование «Войне мы скажем нет!» Оформление выставки рисунков о Дне Победе «Цветущий май». |
Заключительный этап
На заключительном этапе проекта был проведен анализ и подведение итогов всей проделанной работы. Сравнительный анализ показал результативность и высокий уровень развития у школьников патриотических чувств, нравственных становлений, а также знаний, умений и навыков усвоенных в период реализации проекта.
В классе прошли мероприятия посвященные празднованию дня Победы, тематические викторины: «Краснодар – моя малая Родина», «Россия – Родина моя», «Путешествие по русским народным сказкам»; мониторинг освоения программы по нравственно-патриотическому воспитанию. Также на заключительном этапе обучающиеся приняли участие в мероприятиях посвященных празднованию Великой Победы: посетили ветеранов войны и малолетних узников ВОВ и вручили цветы и памятные подарки, сделанные своими руками; приняли участие в акции «Георгиевская ленточка»; забеге посвященном 9 мая; прошли маршем в колонне Бессмертного полка и возложили цветы к памятнику неизвестного солдата в День Победы. В школе прошел музыкальный тематический утренник «Победой кончилась война».
В качестве продукта деятельности была проведена выставка книг о Великой Отечественной войне.
Заключение
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско- патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность:
- Одним из направлений воспитательной работы является развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого становится умение определять различные эмоциональные состояния.
- Разработанные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей Родине.
- Этот проект показал, что приобщение младших школьников к работе по военно-патриотическому воспитанию пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно - осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.
В проекте рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых авторами в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско- патриотических качеств у обучающихся, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации младших школьников, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Список литературы
- Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002
- Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
- Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006
- Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 - 2008
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005
- Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999
- Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2000
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Приложение 1
Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «4 ноября- день единения России» в 1 классе
Цель: Приобщение младших школьников к истории России
Задачи:
· Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки):
· Учить узнавать и называть героев России:
· Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию:
· Воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине.
Предварительная подготовка
Классный час проводится на основе материала изученного ранее на уроках окружающего мира(Государственная символика и Народы России), группа детей готовят выразительное чтение стихотворений на тему классного часа.
Оформление:
· презентация,
· аудиозаписи Гимна РФ и песни «Я, ты, он, она. Вместе целая страна».
Ход занятия
Слайд 1
Добрый день, дорогие ребята! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения. Но обо всём по порядку.
Слайд 2
- Посмотрите на карту нашей страны. Россия наша Родина, очень большая и великая страна.
Слайд 3
Чтец 1:Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Слайд 4
Чтец 2:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Слайд 5
Чтец 3:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- А давайте вспомним как выглядит флаг РФ.
Слайд 6
Чтец 4:
Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет
- Какие ещё государственные символы РФ мы уже знаем?
Слайд 7
Чтец 5:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Слайд 8
- А сейчас мы с вами послушаем гимн РФ.(прослушивание аудиозаписи)
- Что мы узнали о нашей стране из гимна?
- Наша страна очень большая, великая, многонациональная семья.
Слайд 9
Чтец 6:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Слайд10
Чтец 7:
Один – рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
Учитель
И если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Родина и Единство. Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ
В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Слайд 11
В Нижнем Новгороде жил в то время Косьма Минин обычный рабочий На площади сказал Минин народу: «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России».
Слайд 12
А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.
Слайд 13
При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.
И поднималась Русь с колен.
В руках с иконой перед битвой,
Благословенная молитвой.
Под звон грядущих перемен.
4 ноября 1612 года ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.
На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!
Вся Россия благодарила Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.
Деревни, села, города.
С поклоном русскому народу.
Сегодня празднует свободу.
И День единства навсегда!
Слайд 14
В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.
Слайд 15
На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия» такие памятники есть и в других городах.
Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.
Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
Чтец 8:
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет.
На подвиг и на труд!
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев.
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы. Я, ты, он, она, вместе дружная семья!»
Песня-клип « Я, ты, он, она…»(исполняем вместе)
Ведущий:
Нас всех объединяет Россия!
Приложение 2
Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «С днем защитника Отечества» в 1 классе
Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры у воспитанников.
Задачи:
Расширить представление о Российской армии, познакомить с родами войск
Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
Развитие позитивного отношения к службе в рядах Российской Армии, умения дружить, беречь дружбу.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.
2. Чтение художественной литературы.
3. Прослушивание музыкальных произведений, посвященных армии и защитникам Отечества.
Ход занятия
Учитель: - Ребята, сегодня наш народ отмечает праздник День защитника Отечества.
23 февраля - День Вооруженных сил, день, который празднует вся наша армия, это праздник всех защитников нашего Отечества, защитников мира, свободы и счастья. Как гордо звучат слова: «защитник Отечества»!
Солдаты и командиры нашей армии стоят на службе и днем и ночью. Они в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами.
В этот день поздравляют дедушек, пап, братьев, мальчишек с замечательным мужским праздником. Мы гордимся нашими победами и воинами, чествуем ветеранов, поздравляем тех, кто служил и служит. И, конечно, будущих защитников.
Наши мальчики очень хотят быть похожими на них, стать такими же сильными и отважными.
Каждое утро солдат делает зарядку. Ну-ка, быстро стройся! А теперь, как в армии, ребятки, начинаем физзарядку. ( Выполняют зарядку под видеоролик).
Учитель: А почему праздник называется «День защитника Отечества»? Кто такие защитники Отечества? (Военные)
Дети: Солдаты, которые защищают Отечество.
Учитель: А что такое Отечество?
Дети: Это Родина.
Учитель: Правильно, защитники Отечества – это воины, то есть солдаты, которые защищают нашу Родину от врагов. А еще Родина значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем.
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Одна у человека мать - одна Родина!
Учитель: Ребята вот как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?
Дети: Нет, нужно много солдат.
Учитель: Совершенно верно, не зря сказано: «Один, в поле не воин». А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Учитель: Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов, это армия. Посмотрите на эти картинки.
Учитель выставляет иллюстрации, изображающие различные рода войск, картинки с военной техникой.
Учитель: Кого вы здесь видите? Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает и разъясняет.
Учитель: Каких военных вы знаете?
Дети: Танкисты, моряки, артиллеристы, пехотинцы.
Учитель. Кто служит на танке? (Если дети не знаю, дать возможность им подумать, а затем Учитель сам рассказывает, и показывает, используя иллюстрации).
Дети: Танкист.
Учитель: Кто служит на границе?
Дети: Пограничник.
Учитель: Кто летает на вертолёте?
Дети: Вертолётчик.
Учитель: Кто такой ракетчик?
Дети: Кто служит в ракетных войсках.
Учитель: Как называется человек, прыгающий с парашютом?
Дети: Парашютист.
Учитель: Как называется солдат, у которого нет военной техники?
Дети: Пехотинец.
Учитель: Что на картинках?
Дети: корабль, подводная лодка, самолет, вертолет, танк, ракеты.
Учитель: А одним словом это называется «Военная техника». А как назвать солдат, работающих на этой технике?
Дети: На кораблях и подводных лодках – моряки. Они защищают море. На танке – танкисты, защищают землю.
Учитель: Правильно, а еще есть пограничники, которые защищают границы нашей страны, ракетчики, летчики – защищают небо. А все вместе это называется родом войск. А зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей).
Учитель: В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Лётчики защищают небо; пехотинцы - сушу; моряки и подводники – море.
2. Знакомство с родами войск.
Учитель: Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:
Погранвойска. (Пограничники).
Учитель: Кто из вас знает, кто такие пограничники? (Ответы детей)
Учитель: Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества.
В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – морской флот.
Учитель: Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде. А подводные лодки защищают морские глубины.
Учитель: А теперь, отправимся в море.
Вьются чайки на просторе.
Хорошо всем нам
Плыть по волнам.
Ну-ка, детвора,
Новая игра.
Проводится игра «Море волнуется». (Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура замри!)
Учитель: В мирные игры играет детвора, и вот еще для вас интересная игра: «Подводная лодка» (туннель). Дети проползают под стульями, поставленными в ряд, или на двух стульях лежит гимнастическая палка.
Военно – воздушные войска.
Учитель: Кто из вас знает, кто такой десант?
Ответ детей.
Учитель: Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Учитель: А давайте станем летчиками и полетаем на самолете.
Физкультминутка «Самолеты».
Учитель предлагает детям, из бумаги (оригами) сделать самолеты и дополнить их необходимыми деталями. Дети делают их самостоятельно по предложенной схеме.
Сухопутные войска.
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты.
Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами.
Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
Учитель: Наши мальчики ещё в школе, но пройдут годы, пойдут служить в армию или кто-нибудь из них выберет военную специальность: станет лётчиком, моряком, танкистом… Армия научит их быть выносливыми и смелыми. А чтобы стать солдатами нужно быть?
Дети: Сильными, смелыми, ловкими, умелыми.
Учитель: У нас на очереди конкурс загадок.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это… (Самолёт)
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут. (Танк)
По волнам дом плывет,
Закручу, зажурчу,
В небо улечу. (Самолёт)
Ходит великан
На работу в океан. (Корабль)
Он границу охраняет, Чужака не пропускает, И все время смотрит в оба, А порядок был бы чтобы. (Пограничник)
Любит он на море качку, Ходит тихо он, в раскачку, Бородой подчас зарос, Старый, доблестный… (Матрос)
Двадцать третье февраля – Этот праздник знаем. Подскажите, а кого Всё же поздравляем? (Мальчишек и взрослых мужчин)
Учитель: Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
Учитель: Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
Учитель: Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время? (Солдаты тренируются).
Учитель: Как солдаты тренируются?
Учитель: Со всеми заданиями
Солдат должен справляться,
Быстро и ловко
В свою форму одеваться!
Игра: «Кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и фуражку».
Игра «Один – много». Я называю слово, а вы говорите во множественном числе, например: Танкист – танкисты – много танкистов; лётчик – лётчики – много лётчиков;
· моряк,
· солдат,
· воин,
· герой,
· ракета,
· шашка,
· пилотка,
· пехотинец,
· десантник,
· пограничник.
Учитель: Молодцы ребята! Скажите, про какие рода войск вы сегодня узнали? Дети перечисляют.
Учитель: Мы хотим жить только в мире. И мечтаем о тех временах, когда на земле не будет войны. Но всегда нам нужны будут сильные, мужественные, храбрые и благородные мужчины.
Давайте же сейчас поздравим наших будущих защитников Отечества. От всей души мы пожелаем им расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными. И всегда помнить о высоком звании мужчин.
С праздником, дорогие наши мальчики!
В конце занятия дети делают рисунки для папы, брата, дяди или дедушки.
Приложение 3
Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Этот День Победы» в 1 классе
Цель: Воспитание патриотических чувств.
Задачи:
1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны
2. Познакомить с жизнью детей во время войны
3. Воспитывать патриотические чувства
4. Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.
Оформление:
1. Презентация.
2. Видеоролики.
3. Песни военных лет.
Ход занятия
Организация начала занятия
- Здравствуйте дети, сегодня наш классный час посвящен празднику, который скоро будет праздновать вся страна. Какой это праздник?
- Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, так же, как и много лет назад, в далёком сорок пятом, этот праздник останется радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из народной памяти гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за неё заплатили. Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне. (Слайд 2)
Основная часть
Вступительное слово
- 9 мая все жители нашей огромной страны отмечают День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагаются цветы к Могиле Неизвестного Солдата, дается праздничный салют.
- Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война, какой ценой досталась победа нашему народу?
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды,
сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый. (Слайд 3)
Знакомство с историей нашей страны в годы ВОВ
- На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили. (Слайд 4)
- 75 лет уже прошло, как окончилась война, которая унесла за собой более чем 27 миллионов жизней, война, которая оставила после себя в руинах целые города и поселки, вывела из строя наши фабрики и заводы. Война принесла много страха и горя, и длилась она 1418 дней и ночей. Но, не смотря на холод, голод и повсеместную разруху, наш народ выстоял, наш народ победил! А победил он страшнейшего врага, который смог поработить многие государства. (Слайд 5)
- Все жители нашей страны, и старые и молодые взяли оружие в руки и встали на защиту Родины. (Слайд 6)
- Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали, многие дети остались совсем одни, потеряли под бомбежками родителей, попали в детские дома. Некоторые мальчишки становились «сынами полков», их, голодных и несчастных, брали к себе солдаты и заботились о них до конца войны. (Слайд 7)
- А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды и бомбы, копали окопы, стараясь помочь мужьям, сыновьям, отцам, фронту. (Слайд 8)
Воспроизведение песни «На безымянной высоте» (Слайд 9)
- Наравне с мужчинами на войне воевали и женщины. (Слайд 10, 11)
Хоть и прошло много лет, но мы должны помнить и знать о том суровом времени. Мы должны не забывать тех, кто спасал и нашу Родину, и весь мир от фашизма.
Демонстрация социального ролика ко Дню Победы
- Но память о тех, кто отстоял мир для нас, жива в сердцах людей. В этот день к памятникам безымянным героям, отдавшим свою жизнь за свободу нашей Родины, приходят люди и приносят цветы.
Беседа о подвигах
- Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Ответы детей)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.
Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
За подвиги на фронте и в тылу героев награждали медалями и орденами. (Слайд 12)
Долгих 4 года длилась Великая Отечественная война.
За это время погибло очень много солдат и мирных жителей. (Слайд 13)
Стихотворение о войне
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А. Иоффе)
Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет. (Слайд 14)
Демонстрация ролика «Ветераны о войне»
И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.
И вот наступил этот долгожданный день – 9 мая 1945 года.
В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей Родины, но и освободили жителей других стран. (Слайд 15)
- Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
Итог занятия
- Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая?
- Почему её называют Отечественная?
- Зачем фашисты напали на нашу страну?
Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Прошла война, прошла отрада,
Но боль взывает к людям
Давайте. Люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младшшего школьного возраста.
В помощь классному руководителю при подготовке к выступлению на педсовете....
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...
Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....
Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара
Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит пр...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, ...
Статья О патриотическом воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Победе 9 мая 1945 года
В статье говорится о важности мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, в школе....