Инновационные технологии в патриотическом воспитании детей школьного возраста. Из опыта работы воспитателя.
статья

Сиводед Елена Николаевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_18.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в патриотическом воспитании детей школьного возраста. Из опыта работы воспитателя.

Автор: Сиводед Елена Николаевна, воспитатель филиала Детское отделение МНПЦ БТ.
Описание материала: Здравствуйте, дорогие коллеги! Я продолжу сообщение по данной теме. Сегодня мы говорим о духовно-нравственном, патриотическом воспитании школьников, делимся опытом о проделанной работе воспитателей Детского отделения. Из опыта своей занятости я дополню какие ещё инновационные технологии могут быть использованы в методических разработках педагога по патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на лечении в нашем учреждении. Данный материал может пригодится воспитателям для организации своей деятельности с воспитанниками своей возрастной группы.
Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества.

 «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Николай Михайлович Карамзин.

 Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Великую Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно–нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

  Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе - Георгий Константинович Жуков.

  Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями. Никто не забыт и ничто не забыто.
Цель темы: обобщение опыта работы воспитателя по патриотическому воспитанию школьников. Использование в работе инновационных технологий.
Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.

Выступление:  В одном из выступлений президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
  Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
  Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
  Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
  Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
  В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что: «Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи».
  Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию.     Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
  Поэтому роль педагога в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении моей педагогической деятельности и 20-летней работы в Детском отделении я провожу работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа проводится ежегодно, поэтому накопленный материал используется, повторяется и постоянно дополняется новой информацией, новыми разработками, с использованием инновационных технологий.

 Целью работы по патриотическому воспитанию детей школьного возраста является: 

- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
  Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
- стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, города;
- формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
- развиваю творческие способности;

- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учу бережному отношению к общественному достоянию;
- воспитание дружбы между детьми разных национальностей;
- формирование чувства любви к своему Отечеству;
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
- развиваю чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

  Решая задачи патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с рабочими условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
открытые мероприятия, классные часы, беседы, игры-викторины, кроссворды, тематические выставки детских рисунков и поделок, выставки книг (в библиотеке), внеклассные мероприятия: праздники на гражданско-патриотическую тему, заочное участие в районном фестивале-конкурсе «Россия начинается с тебя».

Инновационные формы работы.

поисковая работа учащихся старших классов при подготовке к урокам литературы и истории, помощь в подготовке к уроку (в библиотеке); классные часы и мастер-классы с использованием презентаций и  видеоуроков; участие в социальных проектах (городская библиотека), проектах внутри учреждения, отделения, группы; просмотр видеофильмов (в библиотеке); создание аудиопрезентаций, аудиозаписей, коллажей-отчётов;  ежегодное участие в фестивале «Открытый урок», конкурсах «Презенитация к уроку» и «Учебный проект».

  Познакомится с материалами работы можно на сайтах 1 сентября, нспортале и других источниках информации.

  Инновационная деятельность стала необходимой частью современного образовательного процесса. Это достойный подход к организации и учёбы, и воспитания. Наша воспитательная деятельность многообразна. На протяжении многих лет были совместные мероприятия с учителем русского языка и литературы Котовой Людмилой Владимировной; проект учителями начальных классов Россинской Людмилой Михайловной, Сергеечевой Евгенией Анатольевной; разработанный бессрочный проект для учащихся начальных классов. Следовательно, внедрение инноваций означает необходимость воспитателя перестраивать свою деятельность под изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество и использовать инновационные технологии при планировании занятий и открытых мероприятий. Наша педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать наших воспитанников в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель обучения – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. В данном случае речь идёт о патриотическом воспитании детей школьного возраста. В соответствии с заданными целями, задачами, а также с ожидаемыми результатами сложилась определённая система работы по разделам гражданско-патриотического воспитания школьников. Делюсь своим опытом. 

1. Тема: «Защитники земли Русской» была одной из первой в патриотическом воспитании детей и подростков.

- Открытое мероприятие к Дню народного единства игра-викторина «Исторический 1612 год».

- Беседы «Подвиги за веру и Отечество». Александр Невский. Дмитрий Донской.

- Проект, посвящённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Открытое мероприятие с использованием презентации.

- Открытое мероприятие. Праздник «От язычества к христианству», посвящённое 1000-летию преставления князя Владимира с использованием презентации.

2. Тема: «Великая Отечественная война»

- Презентация «По городам героям» (в библиотеке)

- Открытое мероприятие. К 100-летию со дня рождения лётчика героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева «Рождённый летать». Презентация.

- Открытое мероприятие «Колокола Хатыни». Презентация.

- Аудиопрезентация «Солдатские матери» (дистанционная работа). Совместная работа.

- К дню Великой Победы проект «Никто не забыт и ничто не забыто» май 2022г.

3. Тема: «Государственные символы России».

- Занятие в библиотеке, посвящённое зимним олимпийским играм в Сочи 2014 года «Вперёд к победе!». Презентация.

- Отрытое мероприятие «Герб, флаг и гимн России». Презентация.

- Открытое мероприятие к Дню славянской письменности и культуры – язык славян- язык взаимопонимания и любви. Праздник «От «кириллицы» до современного русского языка». Презентация.

- «День рождение флага России». Открытое мероприятие. август 2022г.

4. Тема: «Краеведы Москвы»

- Открытое мероприятие «Битва за Москву». Презентация.

- Рисунок «Стены древнего Кремля».

- Выставка книг.

5. Тема: «Литературная гостиная» (открытые мероприятия).

- Открытое мероприятие. Литературная композиция «Идут по войне девчата», посвящённая жизни и творчеству Ю.В.Друниной. Презентация. Конкурс стихов.

- Открытое мероприятие, посвящённое международному дню родного языка квест-презентация «Путешествие в мир родного языка» совместно с учителем русского языка и литературы Котовой Людмилой Владимировной. Презентация.

- Открытое мероприятие. Литературный марафон «Путешествие в страну Пушкиногорию» совместно с учителем русского языка и литературы Котовой Людмилой Владимировной. Работа была проведена на нашей территории, где расположены веранды. Участие принимали все школьники, воспитатели других постов, и учителя нашей школы.

6. Тема: Литературная страничка. Учим наизусть. Классные часы. Беседы (занятия с детьми).

- Классный час «Дневник Тани Савичевой» (в библиотеке)

- Презентация «900 дней блокады» (в библиотеке)

- Классный час «Отчизны звёздные мгновенья».

- Классный час-беседа «О Беслане детям».

7. Выставки детских творческих работ и поделок.

- Оригами «Люблю берёзу русскую».

- Рисунок «Танк Победы».

- Оригами «Ракета «Восток -1»

- Аппликация из салфеток «Триколор России».

- Как нарисовать развевающийся флаг России с использованием видеоурока.

 - Мастер-класс «Гвоздика - символ Победы.

- Рисунок «Россия-Родина моя».

8.Выставки книг.

- К 70-летию Великой Победы «Зажгите памяти свечу».

- Поклон тебе, Великая Побела,

- 10 детских книг о Победе. Сообщение.

- Выставки книг по темам.

9. Конкурсы для детей (ежемесячные), конкурсы для педагогов.

10. Самоподготовка - вебинары и курсы по патриотическому воспитанию детей школьного возраста.

Ожидаемые результаты.
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.

  Я считаю, что моя педагогическая деятельность носит творческий характер, я вовлекаю наших школьников в учебный, познавательный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения.

  Каждое наше мероприятие – это результат воспитателя или результат тесного сотрудничества воспитателей. Пользуясь случаем я ещё раз хочу поблагодарить всех воспитателей, Валентину Михайловну, Евгению Юрьевну за участие и поддержку в период проведении праздников, а также учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей.

  Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
  В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
  Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
  Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе, в лечебном учреждении, где учащиеся находятся на длительном лечении. Я надеюсь, мой опыт работы поможет детям любить свою страну, свой родной город, его героическую историю, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
  Очень надеюсь, что у моих воспитанников прошлых лет остались и сейчас останутся хорошие воспоминания, им будет о чём рассказать родным, будет что продемонстрировать и очень надеюсь, что наши дети станут настоящими патриотами! И нас будет много!

  Подводя итог, хотелось бы закончить своё выступление словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

  Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младшшего школьного возраста.

В помощь классному руководителю при подготовке к выступлению на педсовете....

Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) ...

Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит  пр...

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)

Мастер-класс  «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)...

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитаниямолодого поколения России»(участие обучающихся 7-8 классов)...

Статья О патриотическом воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Победе 9 мая 1945 года

В статье говорится о важности мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, в школе....

«Патриотическое воспитание детей школьного возраста».

laquo;Патриотическое воспитание детей школьного возраста»....