Методическая разработка «Мои права, моя ответственность»
методическая разработка
Методическая разработка, цель которой познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», формировать понятия «права», «обязанности»; «ответственность», воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moi_prava.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа – интернат»
Методическая разработка
«Мои права,
моя ответственность»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории,
Ю. В. Кудряшова
г.о. Кашира
2020
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», формировать понятия «права», «обязанности»; «ответственность», воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить с детьми историю возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
- на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать понятие «нет прав без обязанностей»;
- расширять правовые знания обучающихся, развивать умение применять их на практике, понимать ответственность за свои поступки;
Воспитательные:
- воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Методы: беседа, работа в группах, работа по презентации, игра.
Форма проведения: круглый стол.
Аудитория: обучающиеся 8-9 классов.
Ресурсы:
Для детей: украшение для классной аудитории, атрибуты для игры.
Для педагога: ноутбук и колонки для музыкального сопровождения, электронный носитель с записью музыки, текст Конвенции о правах ребенка.
Дата и место проведения:
15.11.2018г.
Аудитория 314
1.Организационный момент
- Сегодня у нас с вами важный разговор о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой - поговорим о правах и обязанностях. 2.Актуализация знаний
На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.
- Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.
(Дети по очереди подходят и показывают, затем каждый раскрывает свою «тайну» – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)
- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?
- А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)
- Каким другим, словом можно заменить слово правило? (Закон)
- Какой закон есть у всех детей мира?
Воспитатель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.
- Наша задача сегодня – узнать об основных законах, по которым вы живете.
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.
1. Что люди могут делать и чего не могут?
2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3. На что они имеют право и на что не имеют?
Воспитатель: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
3.Решение проблемных ситуаций
- Почему так важно защищать права ребенка? («ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»).
- Для чего нужна Конвенция? (во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране).
- Где записан основной закон Российской Федерации – в Конституции РФ.
- Как вы думаете, о чем написано в Конституции? (В ней записаны наши права, свободы и обязанности).
- Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Мы имеем право на жизнь, право выбирать профессию, на отдых, жилье и т. д.)
- Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства? (Свобода слова, вероисповедания и совести…).
- А каковы обязанности гражданина? (Охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду…).
- А какие обязанности есть у обучающихся нашей школы и где они записаны (Устав школы)
Участники высказывают свои мнения по кругу, как сидят, (3-4 минут).
4. Игра «Мудрецы»
(Обучающиеся делится на 2группы)
Вопросы I тура.
«Я и право»
- Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
- Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?
Ответ: Союз, объединение.
- Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
- Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
- На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
- Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
- Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
- Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
- Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
- Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
- Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
- Как называются правила, которые устанавливает государство?
Ответ: Законы.
- Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
- Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
Вопросы II тура.
«Сказка ложь, да в ней намёк»
"...И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!.."
- О каком праве здесь говориться (Медицинский уход, право на пищу, чистую воду).
- Нарушалось это право или защищалось? (Защищалось.)
Следующий отрывок из произведения Алексея Толстого
«Золотой ключик»
Вот кто я, поди-ка...
Грозный Карабас,
Славный Барабас.
Куклы предо мною
Стелятся травою...
У меня есть плетка,
Плетка в семь хвостов.
Пригрожу лишь плеткой –
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман,
В мой большой карман...
- О каком праве я вам прочитала? (Дешевая рабочая сила. Жестокое обращение. Бесплатное образование.)
- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)
Следующий отрывок из рассказа
«Цветик-семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав, круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
О каком праве идет речь в этом отрывке? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Российской Федерации».)
Следующий отрывок из сказки
«Золушка»
Дразнят Золушкой меня,
Оттого, что у огня,
Силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь,
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (О праве на отдых.)
- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)
- Какое право было нарушено в сказке
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)
Вопросы для детей:
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (На неприкосновенность жилища.)
- Кто нарушил это право? (Лиса.)
- А кто помог восстановить право? (Петух.)
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение детей.)
Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».
На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)
Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
- Какое право уточки было нарушено? (Право человека на жизнь и личную неприкосновенность.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что вы хорошо поработали на занятии и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.
Вопросы III тура
Загадки о правах ребёнка
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
***
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
5. Закрепление материала
«Мудрый дуб»
Игра малой подвижности
Обучающиеся на листьях дуба записывают права и обязанности детей.
Жюри подводит итоги.
6. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Свобода и ответственность" курса ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
В материале содержится подробное поэтапное описание урока по заданной теме, использованных приёмов и методов...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"
Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...
Методическая разработка «ЗНАЙ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ, КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ».
Разработка меропиятия для проверки правил и знаков дорожного движения. Презентация и дополнительный материал для провдения мероприятия....
Методическая разработка "Воспитание ответственности на примере внеклассных занятий «Береги свою школу»
Методическая разработка внеклассного занятия «Береги свою школу»...
Методическая разработка. Некоторые правила этикета.
эта методическая разработка для первоклассников...
Методическая разработка занятия "Правила для пешеходов"
Актуальность рассматриваемой темы: в тёплое время года дети начинают ездить на велосипедах и самокатах. А в связи с развитием технологий, к этому списку можно добавить новые индивидуальные транспортны...
Методическая разработка занятия «Правила дорожные, для нас совсем не сложные»
Методическая разработка занятия«Правила дорожные, для нас совсем несложные» Пояснительная запискаВ современных условиях модернизации российского образования федеральные государственны...