"Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации"
материал по чтению (1,2 класс) по теме
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_ovladenii_chteniem.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение учителей начальных классов.
Тема «Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
Выступление по теме: «Преодоление трудностей в овладении чтением как средство развития положительной мотивации»
За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.
Учение о нарушениях чтения существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений продолжают оставаться актуальными и сложными.
Нарушения чтения у детей младшего школьного возраста являются сами распространенными формами патологии, имеющими одинаковую этиологию (происхождение – причины) и сходные механизмы.
Причины ошибок
- Недостатки в развитии устной речи;
- Недостаточная сформированность процесса чтения;
- Педагогическая запущенность;
- Нарушение поведения;
- Низкий интерес к чтению;…
Егоров предлагает следующие этапы овладения чтением.
Ошибки при чтении
- Пропуск буквы, слога, окончания;
- Замена буквы, окончания;
- Замена предлога или союза;
- Искажение слова;
- Ошибки в ударении;
- Угадывающее чтение;
- Повторы слогов, слов
На начальных этапах овладения чтением ошибки являются разнообразными.
Преобладают ошибки технической стороны процесса чтения (понимание читаемого нарушаются вторично). На последующих этапах формирования умения читать – ошибки становятся менее разнообразными и более специфическими. Ошибки чтения являются стойкими и без специальной коррекционной работы могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.
Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. Поэтому была поставлена следующая цель:
- создать комплекс упражнений, адаптированный к учебникам по литературному чтению и способствующий формированию безошибочного чтения.
Задачи:
- выявить детей, имеющих трудности в овладении чтением;
- составить коррекционные задания по текстам учебника «Родная речь»;
- определить место на уроке для коррекционных заданий;
- сформировать навык безошибочного чтения.
Учитывая все это была создана система работы учителя и учителя-логопеда.
Систему работы, направленную на преодоление трудностей в овладении чтением, мы начали с первого класса. Задания разработаны к учебникам Людмилы Федоровны Климановой «Литературное чтение» по системе «Школа России» учителем-логопедом Татариновой И.А, а мною предлагались учащимся на различных этапах урока и как один из видов домашнего задания. Эти упражнения предлагались мной на различных этапах урока и как один из видов домашнего задания.
Если учесть, что плохо читающие дети и дома читают мало (тексты любого объема), и родители не следят за правильностью чтения – навык правильного чтения не отрабатывается. Выполнение специальных заданий дает возможность проконтролировать выполнение домашнего задания, они небольшие по объему и имеют игровую форму. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Цель упражнений:
- Развивать зрительный анализ, синтез, гнозис (восприятие);
- Развивать языковой анализ и синтез;
- Активизировать словарь;
- Развивать интерес к слову, языку.
Все упражнения разделены на группы:
- Задания, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения:
- работа по таблице букв и слогов;
- постановка букв, слогов по порядку;
- корректурная проба.
- Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза:
- постановка слогов в определенном порядке;
- зачеркни лишнее;
- подсчитай, возьми, сложи.
- Задания, развивающие оперативные поле чтения и память:
- задом наперед;
- тарабарские стихи.
- Задания, развивающие гибкость, умение угадывать последующий текст:
- чтение по ломаной.
Подведены первые итоги правильности выполнения заданий.
Специальные задания представлены в виде тетради на печатной основе. Задания связаны с текстом произведения, содержат вопросы, на которые нужно ответить словом или предложением, выполнить творческое задание (составить небылицу…).
Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно или под руководством учителя и родителей.
Коррекционная работа по устранению недостатков в процессах чтения имеет большой положительный успех при содействии учителя и учителя-логопеда.
Успешность:
- диалог;
- деятельностная форма работы;
- безоценочное взаимодействие.
Совместными усилиями мы добиваемся, чтобы учащиеся стремились получать знания самостоятельно, испытывали потребность узнавать новое в учебной деятельности, радовались достигнутому результату, верили в себя и в свои возможности.
Эта работа вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Экспериментальная апробация упражнений показала их эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....
Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.
Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого...
Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.
Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...
Преодоление трудностей в овладении чтением.
Выступление на тему "Преодоление трудностей в овладении чтением" в рамках круглого стола с родителями на тему "Взаимодействие семьи и школы"....
«Приемы нейропсихологической коррекции как способ преодоления трудностей при овладении математикой у детей с ОВЗ»
Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. В этом и с...
Выступление на РМО учителей начальных классов.Трудности при овладении чтением учащимися 1-х классов и пути их преодоления.
Выступление на заседании РМО начальных классов по теме"Трудности при овладении чтением учащихся 1-х классов и пути их преодоления "...