Педагогическое сопровождение детей в игре
учебно-методический материал

Ульянцева Юлия Сергеевна

Игровая деятельность. Педагогическое сопровождение детей в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost_seminar.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение детей в игре

Детская игра –  это деятельность ребенка в воображаемой ситуации.

Игра признается ведущим для развития ребенка-дошкольника видом деятельности. В то же время ни один вид деятельности детей в детском саду не вызывает столько трудностей в организации, сколько игра.

Воспитательно-образовательный процесс сегодня должен обладать достаточным арсеналом форм, методов и приемов организации игровой деятельности дошкольников, ставящих личность дошкольника в позицию ее активного участника. Активность детей в игре во многом зависит от уровня их игровых умений.

Выделяют следующие игровые умения:

•        умение определить замысел игры и развить замысел по ходу игры;

•        умение выбрать  сюжет;

•        умение отобрать необходимые игрушки, предметы-заместители и создать предметно-игровую обстановку;

•        умение определить содержание, последовательность игровых действий;

•        умение контролировать ход игры, дать ей оценку;

•        умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

•        умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

•        умение строить ролевой диалог.

•        умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Формирование игровых умений успешнее происходит при условии целенаправленного руководства игрой, в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения.

В раннем возрасте основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми. Игровое взаимодействие организуется педагогом в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей из 2-3 человек.

Во 2 младшей группе так же как и в с детьми раннего возраста основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми, но направлена она уже не на формирование игровых предметных действий, а на развитие ролевого поведения. Воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение.

В среднем возрасте в игровом взаимодействии с детьми позиция взрослого меняется: В начале реализация поставленных задач осуществляется воспитателем с позиции «со-игрока» в совместной игре с детьми. Это происходит через создание игровых ситуаций, где воспитатель берёт на себя главные или второстепенные роли, но развивает сюжет изнутри. Далее воспитатель переходит к осуществлению в игровом взаимодействии с детьми позиции «помощника».

В старшем возрасте позиция педагога в основном помощника и координатора.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие  помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:

•​ Создание предметно-игровой среды.

•​ Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с деть​ми, в которых педагог передает детям игровые способы действий.

•​ Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребенком.

•​ Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях парт​нерства воспитателя и ребенка.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогическое сопровождение игровой деятельностью предполагает

  • Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с детьми в игре.
  • Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия.
  • Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников.
  • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее развитие.
  • Создание современной предметно – игровой среды.
  • Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

​ Ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

​ Способность: видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; устанавливать доверительные отношения с окружающими; чувствовать игровые состояния других людей;

​ Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Современный подход к организации творческих игр дошкольников требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постоянно меняется:

​ Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.

​ Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей.

​ Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Презентация доклада по теме «Выявление детей с ОВЗ. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в обычных классах».

Тема: «Выявление детей с ОВЗ. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в обычных классах».МБОУ Ново-Павловская СОШ...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших....