«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»
методическая разработка (1 класс)
«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleniemicrosoft_office_word_3.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сатинская средняя общеобразовательная школа»
«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»
Илясова Н. Н. учитель начальных
Классов МБОУ «Сатинская СОШ»
Сатинка 2021
Если ребенок родился и рос
На родной стороне среди русских берез
Слушал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным на Земле.
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Сегодня, когда в российском обществе происходит глобальная переоценка многих нравственных ценностей, идет активный поиск новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, духовно-нравственное воспитание не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура.
Через народные традиции происходит приобщение подрастающего человека к национальной народной жизни, воспитание положительного отношение к ней, сохранение преемственности поколений.
В этой связи особо важными становятся следующие задачи воспитания:
1) воспитывать учащихся через народные игры, забавы стремление к социальным отношениям, общению, добротворчеству;
2) обогащать и активизировать словарь ребенка элементами фольклора;
3) включать народную атрибутику (народные костюмы, музыкальные инструменты и т.д.) в повседневную деятельность детей;
4) воспитывать у детей желание самостоятельно применять полученные знания умения и навыки.
Предлагаю вам свой небольшой опыт приобщения младших школьников к фольклорным традициям.
Изучая народный фольклор и народное искусство дети многое могут узнать о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Опираясь на анализ собственного и передового педагогического опыта, хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным народным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.
Загадки, считалки, скороговорки, песни - неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию.
Произведения устного народного творчества помогают проводить на уроках фольклорные праздники и драматизации русских народных сказок. Важно также познакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как бережно их собирали и записывали.
Русские народные песни, обряды, игры, праздники расширяют общий кругозор и повышают культурный уровень наших детей.
Народный фольклор - мощное средство нравственного и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей подлинное чувство юмора, формирует логическое мышление.
Следует выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые на уроках народного творчества:
- знакомство с малыми формами устного народного творчества;
- праздничные посиделки;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- знакомство с экспозицией местного краеведческого музея;
- выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;
- проведение календарных народных праздников;
- знакомство с традиционными народными промыслами.
Необходимым условием формирования духовно-нравственного отношения к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта.
Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни.
Его ремёсла и наряды.
В чём суть его
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.
Этими словами началось знакомство учащихся 3-их и 5-ых классов «Сатинская СОШ» с русской избой и бытом русских людей. На экскурсию ребят пригласили в музейную комнату детской районной библиотеки, где разместилась экспозиция «Русская изба». Библиотекарь читального зала
Е. Дудова рассказала о том как жили наши предки, показала уникальные старинные предметы, которыми они пользовались. учащиеся с интересом слушали и принимали активное участие в викторине.
Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Парни и девушки играли в игры, водили хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и появилась известная присказка «Посидим рядком - поговорим ладком». Вот и мы решили организовать такие посиделки. Дети с большим удовольствием приняли участие в празднике. Они искренне старались порадовать всех гостей праздника и напомнить, какие замечательные, веселые, зажигательные, лиричные у нашего народа фольклорные традиции. Антураж фольклорного праздника соблюли досконально- народные костюмы, интерьер русской избы, народные инструменты. На празднике ребята вышивали, пели, плясали, рассказывали потешки, небылицы, инсценировали сказку. И преемственность поколений присутствовала- родители и педагоги тоже не остались в стороне, проявили и продемонстрировали свои таланты. На выставке были представлены поделки наших педагогов. Алла Михайловна Бородкина представила вышитые бисером иконы, Любовь Борисовна Бударина представила работы «Вышивание крестом», Марина Александровна Солодина - работы, выполненные в технике «Вышивание бисером». Ребята старались вовсю- они дали концерт для учащихся 1-4 классов, 5-8 классов. А вечером показали для родителей. Я думаю, что праздник у нас удался,
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Так в классе был проведен праздник «Масленица». Дети из дома принесли блины, мед. Мы пели песни, играли , плясали.
Самый главный праздник Православной Церкви – это Пасха, Светлое Воскресение Христово. Именно с участия в праздновании Пасхи, как правило, начинается семейное познание православной культуры. На Пасхальной неделе в Сатинской школе состоялась «Пасхальная выставка», на которой были представлены поделки, рисунки, праздничные открытки, пасхальные корзинки с крашеными или декоративными яйцами, куличи, пасхальные сувениры.
Каждая выставочная работа заставляла восторженно биться сердце: какие таланты! Все работы сделаны детскими руками школьников. Рассматривая детали той или иной поделки, мы поражались аккуратности, вкусу и целостности работ.
О, как звонят колокола красиво!
Протяжный звон летит за тыщу вёрст,
Неся с собой восторг и свет России
Святым путём, от храма и до звёзд.
На Пасхальной неделе учащиеся 4-х классов МБОУ «Сатинская СОШ» посетили Михаило –Архангельский храм п. Сатинка. Иерей Олег Щеголев рассказал детям о Пасхе, о колокольном звоне, что во всех церквях разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение, а также рассказал, что колокольный звон обладает лечебными свойствами. Раньше на Руси города и деревни, где в то время эпидемией звонил колокол, болезни обходили стороной. В наше время ученые доказали то, что опытно знали наши предки -колокольный звон уничтожает болезнетворные микроорганизмы, улучшает духовное и физическое состояние человека. Всем желающим было предложено подняться на колокольню и позвонить в колокола.
Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...
ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В воспитательной работе использую форму проведения - духовный час. Для того, чтобы реализовать ее, необходимы серьезные размышления и специальная п...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....
Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...
«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»
Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня, все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...