Творческая и исследовательская деятельность как условия воспитания поликультурной личности
статья
Одной из важнейших задач современной школы является развитие «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_polikultura_25.11.2022.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 и 2
Современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является развитие «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность.СЛАЙД 3 В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Исходя из определения самого понятия, «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
Младший школьный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, традиций и обычаев своего народа. В этом возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и традиции. Как считают ученые, младший школьный возраст является сензитивным(чувствительным, восприимчивым) периодом для формирования мировоззрения ребенка, частью которого является этнотолерантность [11].
В начальной школе проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Цель деятельности учителя начальных классов при формировании толерантности у школьников – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Формирование позитивного отношения к себе, окружающему миру, к людям другой национальности, вероисповедания, к их культурным традициям и особенностям;
Усвоение общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном мире, определение места и роли личности в окружающем мире;
- Воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, уважение к культуре своего и других народов, любви и бережного отношения к природе родного края.
Воспитание этнотолерантности у школьников базируется на следующих принципах:
интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства;
вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса;
практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия.
Поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста должно осуществляться в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей);
Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение с применением самых разнообразных средств:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественную литературу;
игру, народную игрушку и национальную живопись;
декоративно – прикладное искусство, живопись;
музыку;
этнические мини- музеи, коллекции.
Важно отметить, что определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира. СЛАЙД 4
Тема | Цель |
«Мы дружбою едины» «Игры наших друзей» (игры разных народов) | Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры, познакомиться с национальными играми. |
| |
«Все мы жители Земли» | Подвести итоги всех проведенных занятий. Увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы. _____________________________________ |
Первый классный час, который был проведен называется «Игры наших друзей»(игры разных народов).
Цель: познакомить детей с другими национальностями, рассказать про их особенность и культуру.
Задача: познакомить детей с такими понятиями как: национальность, традиция, народ, обычай, фольклор.
Была проведена вводная беседа; основные понятия для обсуждения: нация, народ, культура, народная культура, фольклор.
Беседа построена следующим образом:
а) учитель выясняет понимание детьми вышеуказанных терминов;
б) обсуждение, выбор правильных вариантов ответов;
в) обсуждение значения понятий учителем;
г) рассмотрение выборов употребления конкретного термина;
д) подбор синонимов к данному термину.
В заключение всей беседы подводится итог.
3. Подготовка к проведению игр.
а) На классной доске записано стихотворение О. Высоцкой “Давайте играть!”
“Ребята подрастают на севере, на юге.
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом,
Играйте вместе с нами, а мы вам споем!”
Учитель просит учащихся прочитать это стихотворение сначала про себя, а затем вместе с учителем вслух.
Далее учитель задает следующие вопросы:
- к кому обращено это стихотворение?
- в чем особенность в его форме и содержании?
- какое название может быть у этого стихотворения?
- какие игры разных народов вы знаете?
- хотели бы вы узнать, в какие игры играют люди разных национальностей?
- сколько лет играм, в которые играли наши предки, бабушки и дедушки и которые сохранились до сих пор?
- кто мог придумать эти игры?
4. Итоговая беседа:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое, необычное для себя? Что именно?
- Какие рассмотренные нами сегодня понятия были “близкими”, понятными, а какие - “далекими”?
- Какие открытия вы сделали сегодня на этом занятии для себя? Что вас удивило?
В заключение этого занятия класс записал домашнее задание. Оно состояло в следующем: детям необходимо было опросить своих родителей и узнать, в какие игры они играли в детстве, записать их; посмотреть литературу и найти игры разных народов.
Также к следующему занятию дети должны постараться найти и прочитать сказки разных народов. Все собранные материалы требовалось принести на следующее занятие.
После того, как школьники усвоили понятия: «толерантность», «этнос», «нация», «народ», «культура», «народная культура», «традиция», «обычай», «фольклор» и «быть отличным от …» продолжалась работа по преодолению стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг».
Во время второго классного часа под названием «народов дружная семья», дети со своим классным руководителем определились с девизом – «В нашей семье все друг другом любимы, поэтому мы непобедимы...».
После проводилось итоговое занятие «Все мы жители Земли»
Цель: подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.
Задачи:- организовать коллективную творческую работу;
-формировать у учащихся умение работать в группе;
- развивать интерес к серьезным жизненным проблемам современности.
Форма проведения: коллективная творческая работа.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Беседа с учащимися:
- Каким вы себе представляете человека, который терпимо относится к представителям другой национальности?
- Каково ваше отношение к людям другой национальности? Объясните свое мнение.
- Какими людьми вы считаете себя по отношению к людям других национальностей?
- Зачем нам необходимо знакомиться с культурой других народов?
- Как это может помочь во взаимоотношениях с людьми других национальностей?
- Что бы вы хотели пожелать друг другу, окружающим вас людям?
Дети серьезно отнеслись к поставленным вопросам и обсудили проблему этнической толерантности.
3. Выполнение творческого задания. Учитель по желанию детей разбивает весь класс на группы, затем дается задание для каждой творческой группы:
- придумайте и нарисуйте государство, страну, в которой бы люди разных национальностей жили в мире и согласии;
- придумайте и запишите название этой страны, законы, девиз жителей этой страны;
- нарисуйте флаг этой страны.
Если проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста систематически, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся
статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...
Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся
статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...
Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.
В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...
Проектно- исследовательская деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ
Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ ...
Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития высокомотивированной личности обучающихся средствами учебного предмета
Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Агарина Наталья Ивановна, я работаю учителем начальных классов и по совместительству учителем немецкого языка со 2 по 6 класс. Я хотела бы представить ...
Творческая и исследовательская деятельность как условия воспитания поликультурной личности
Презентация к статье...