Творческая и исследовательская деятельность как условия воспитания поликультурной личности
статья

Дроздова Наталья Владиславовна

Одной из важнейших задач современной школы является развитие «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_polikultura_25.11.2022.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 и 2

Современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является развитие «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность.СЛАЙД 3 В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Исходя из определения самого понятия, «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Младший школьный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, традиций и обычаев своего народа. В этом возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и традиции. Как считают  ученые, младший школьный возраст является сензитивным(чувствительным, восприимчивым) периодом для формирования мировоззрения ребенка, частью которого является этнотолерантность [11].

В начальной школе проблема воспитания толерантности  актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между 20-30 детьми, пришедшими  из  разных  микросоциумов,  с  разным  жизненным опытом   и   с   несформированностью   коммуникативной   деятельности.   Для плодотворного  обучения  в  классе  необходимо  свести  эти  противоречия  в процессе   взаимодействия   к   некой   общей   основе.    Ненасильственное, уважительное  отношение,  гармонизация  отношений   в   классе,   воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

    Цель деятельности учителя начальных классов при формировании толерантности  у школьников – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

 Данная  цель может быть достигнута  путем решения следующих задач:

Формирование позитивного отношения к себе, окружающему миру, к людям другой национальности, вероисповедания, к их культурным традициям и особенностям;

Усвоение общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном мире, определение места и роли личности в окружающем мире;

     - Воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, уважение к культуре своего и других народов, любви и бережного отношения к природе родного края.

  Воспитание этнотолерантности у школьников базируется на следующих принципах:

интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства;

вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса;

практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия.

Поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста должно осуществляться в трех направлениях:

Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей);

Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

В качестве механизмов формирования этнической толерантности  учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение с применением самых разнообразных средств:

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественную литературу;

игру, народную игрушку и национальную живопись;

декоративно – прикладное искусство, живопись;

музыку;

этнические мини- музеи, коллекции.

Важно отметить, что определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира. СЛАЙД 4

Тема

Цель

«Мы дружбою едины»                                                      

«Игры наших друзей»

(игры разных народов)

Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса

Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры, познакомиться с национальными играми.

 

«Все мы жители Земли»

Подвести итоги всех проведенных занятий. Увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.

_____________________________________

Первый классный час, который был проведен называется «Игры наших друзей»(игры разных народов).

        Цель: познакомить  детей с другими национальностями, рассказать про их особенность  и культуру.

       Задача: познакомить  детей с такими понятиями как: национальность, традиция, народ, обычай, фольклор.

          Была  проведена вводная беседа; основные  понятия для обсуждения: нация, народ, культура, народная культура, фольклор.

Беседа построена следующим образом:

а) учитель выясняет понимание детьми вышеуказанных терминов;

б) обсуждение, выбор правильных вариантов ответов;

в) обсуждение значения понятий учителем;

г) рассмотрение выборов употребления конкретного термина;

д) подбор синонимов к данному термину.

В заключение всей беседы подводится итог.

3. Подготовка  к проведению игр.

а) На классной доске записано стихотворение О. Высоцкой “Давайте играть!”

“Ребята подрастают на севере, на юге.

Поют они, играют и помнят друг о друге.

Украинцы и русские, давайте играть!

В Эстонии и Грузии, давайте играть!

Ребята на Кубани, на Днепре голубом,

Играйте вместе с нами, а мы вам споем!”

Учитель просит учащихся прочитать это стихотворение сначала про себя, а затем вместе с учителем вслух.

Далее учитель задает следующие вопросы:

- к кому  обращено это стихотворение?

- в чем  особенность в его форме и  содержании?

- какое  название может быть у этого  стихотворения?

- какие  игры разных народов вы знаете?

- хотели  бы вы узнать, в какие игры  играют люди разных национальностей?

- сколько  лет играм, в которые играли  наши предки, бабушки и дедушки и которые сохранились до сих пор?

- кто  мог придумать эти игры?

4. Итоговая  беседа:

- Узнали  ли вы сегодня что-то новое, необычное для себя? Что именно?

- Какие  рассмотренные нами сегодня понятия  были “близкими”, понятными, а какие - “далекими”?

- Какие  открытия вы сделали сегодня  на этом занятии для себя? Что  вас удивило?

В заключение этого занятия класс записал домашнее задание. Оно состояло в следующем: детям необходимо было опросить своих родителей и узнать, в какие игры они играли в детстве, записать их; посмотреть литературу и найти игры разных народов.

Также к следующему занятию дети должны постараться найти и прочитать сказки разных народов. Все собранные материалы требовалось принести на следующее занятие.

После того, как школьники усвоили понятия: «толерантность», «этнос», «нация», «народ», «культура», «народная культура», «традиция», «обычай», «фольклор» и «быть отличным от …» продолжалась работа по преодолению стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг».

   Во время второго классного  часа под названием «народов  дружная семья», дети со своим  классным руководителем определились  с девизом – «В нашей семье все друг другом любимы, поэтому мы непобедимы...».

После проводилось итоговое занятие «Все мы жители Земли»

Цель: подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.

Задачи:- организовать коллективную творческую работу;

-формировать  у учащихся умение работать  в группе;

- развивать  интерес к серьезным жизненным  проблемам современности.

Форма проведения: коллективная творческая работа.

Ход занятия:

1. Организационный  момент

2. Беседа  с учащимися:

- Каким  вы себе представляете человека, который терпимо относится к  представителям другой национальности?

- Каково  ваше отношение к людям другой  национальности? Объясните свое  мнение.

- Какими  людьми вы считаете себя по  отношению к людям других национальностей?

- Зачем  нам необходимо знакомиться с  культурой других народов?

- Как  это может помочь во взаимоотношениях  с людьми других национальностей?

- Что  бы вы хотели пожелать друг  другу, окружающим вас людям?

Дети серьезно отнеслись к поставленным вопросам и обсудили проблему этнической толерантности.

3. Выполнение  творческого задания. Учитель по  желанию детей разбивает весь класс на группы, затем дается задание для каждой творческой группы:

- придумайте  и нарисуйте государство, страну, в которой бы люди разных национальностей жили в мире и согласии;

- придумайте  и запишите название этой страны, законы, девиз жителей этой страны;

- нарисуйте  флаг этой страны.

Если проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста систематически, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве     В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...

Проектно- исследовательская деятельность как условие развития творческой активности на уроках ОБЖ

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ ...

Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития высокомотивированной личности обучающихся средствами учебного предмета

Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Агарина Наталья Ивановна, я работаю учителем начальных классов  и по совместительству учителем немецкого языка со 2 по 6 класс. Я хотела бы представить ...