«Земля-кормилица наша»
методическая разработка (1 класс)
Всё, чем нас щедро одаривают сад и огород, выросло благодаря почве. Почва-это верхний слой суши, на котором растут растения. Почву можно назвать настоящим чудом природы. Жизнь людей и животных тесно связана с почвой. Только на ней могут развиваться растения - источник пищи и для человека и для животного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya-matush.korm_.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Земля-кормилица наша»
Цели: 1) дать представление о значении почвы в жизни живых существ;
2) систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их пользе;
Задачи:
1. Закрепить знания детей о растениях, которые растут в саду и огороде;
2. Акцентировать внимание детей на значимость овощей и фруктов в жизни человека.
3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
4.Развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение, речь, умение работать в коллективе.
Оборудование: разрезные пословицы, ободки с изображением морковки, кабачка, лука, чеснока, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что растёт в огороде, благодаря чему всё это растёт, о пользе овощей и фруктов в жизни человека.
Начнём с разминки. Давайте поиграем в игру «Похлопаем - потопаем». Если то, что я назову, растёт в саду или в огороде, - похлопайте, если нет – потопайте. Играем в быстром темпе.
Огурцы зелёные.
Пирожки слоёные.
Помидоры спелые.
Девчонки загорелые.
Котята пушистые.
Яблоки душистые.
Груши ароматные.
Тетради аккуратные.
Прищепки деревянные.
Солдатики оловянные.
Красавица- редиска.
Тягучая ириска.
Свежая петрушка.
Творожная ватрушка.
Лучок зелёный.
Сморчок солёный.
Нектарины гладкие.
Сливы кисло- сладкие.
Шоколадные конфеты.
Модные береты.
Тыква, свёкла, кабачок.
Иванушка - дурачок!
- Всё, чем нас щедро одаривают сад и огород, выросло благодаря почве. Почва-это верхний слой суши, на котором растут растения. Почву можно назвать настоящим чудом природы. Жизнь людей и животных тесно связана с почвой. Только на ней могут развиваться растения - источник пищи и для человека и для животного.
Почву в обиходе называют просто землёй. Вернее, не «просто землёй», а землёй- кормилицей», «землёй-матушкой». Наш народ создал много пословиц о земле.
На доске разбросаны слова 2 пословиц. Скажите, какие пословицы сочинил народ.
Земля семя хранит - человека кормит.
Земля не уродит - никто не наградит.
Почва образуется очень медленно. Для того, чтобы образовался слой толщиной всего лишь в пять сантиметров, необходимо целых две тысячи лет!
-Сейчас отгадайте загадки о растениях, произрастающих на огороде. Мои помощники вам их загадают.
Всех круглее и краснее. Он совсем – совсем зелёный
Он в салате всех вкуснее, И овальный, удлинённый.
И ребята с давних пор Помидора верный брат,
Очень любят…(помидор). Тоже просится в салат.
Догадались? Молодцы!
Ну, конечно, …(огурцы).
Оранжевый спрятан корешок Лето целое старалась-
Сверху виден лишь вершок Одевалась, одевалась…
А подцепишь ловко – А как осень подошла
И в руках –… (морковка) Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы
В бочонок. (Капуста)
Эля, деточка, не плачь. Кругла, рассыпчата, бела
Это с нашей грядки врач. На стол она с полей пришла
Исцелить любой недуг Ты посоли её немножко,
Может огородный….(лук) Ведь, правда вкусная…
(картошка)?
Что это за рысачок Круглый бок, жёлтый бок,
Завалился на бочок? Сидит на грядке колобок.
Сам упитанный, салатный. Врос в землю крепко.
Верно, детки, …(кабачок) Что же это? (Репка)
Он кусает, только вот, Он бывает, дети, разный-
Зубок есть, но где же рот? Жёлтый, травяной и красный.
Белый носит сюртучок. То он жгучий, то он сладкий
Что это, дружок? (Чеснок) Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…(Перец)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
-Молодцы! Все загадки отгадали.
Игра «Угадай – ка». Достать овощ из корзины, назвать его и рассказать о пользе для организма человека. (Помидор, баклажан, кабачок, лук, картофель, морковка, капуста)
- Давайте послушаем историю о том, что произошло на огороде.
Сценка «Спор овощей»
Хозяин:
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьёзный спор.
Морковь:
Кто из нас из овощей
И вкуснее, и нужнее?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Хозяин:
Выскочил горошек -
Ну и хвастунишка!
Горошек:
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка.
Если только захочу
Всех горошком угощу!
Хозяин:
От обиды покраснев,
Свёкла вдруг сказала:
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свёклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики- плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик,
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Хозяин:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Дети:
Витаминов много в нём,
Мы его охотно пьём.
Хозяин:
У окна я ставлю ящик,
Поливаю только чаще.
И тогда как верный друг
К нам придёт зелёный …
Дети: Лук!
Лук:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали? – Я вам друг,
Я – простой зелёный лук.
Картошка:
Я, картошка, так скромна.
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Хозяин:
Спор давно кончать пора.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья,
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее?
Воспитатель: Если человек знает целебные свойства растений, то ему аптека не нужна. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а ещё питание, потому что « мы – это, что мы едим».
Ученик: Если кто-то простудился
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Овощи, фрукты, ягоды – это незаменимые источники витаминов для нашего организма.
О пользе овощей и фруктов люди подмечали издавна. Есть много народных пословиц и поговорок о фруктах и овощах. Вот некоторые из них.
На доске разбросаны половинки пословиц. Соберите их.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе - здоровье на сто лет.
Лук – от семи недуг.
Там, где нет мяса – свёкла – герой.
- Отгадайте загадку:
Вот зелёная кокетка, сельдереева соседка. Остроносая старушка, знаем мы тебя…(Петрушка). О пользе петрушки нам может рассказать следующее стихотворение, которое прочитает…. (ученик).
Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит,
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
Самая распространённая зелень на столе - это петрушка и укроп. О пользе укропа нам расскажет ….(ученик).
Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления.
- Отгадайте загадку:
Сладкое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало.
- Вспомните, какую силу придавали яблокам в русских народных сказках, как их называли?
-Правильно, их называли молодильными. Люди верили, что яблоки помогают сохранять здоровье, молодость, красоту.
Ученик: Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели.
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомнения.
Отгадаем загадки:
1. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
2. Подумай, дружок,
И узнай поскорей –
На тоненькой веточке
Тройка коней.
Те кони красны
И очень вкусны. (Вишня)
3. Сверху мала я,
А снизу большая,
Вот я какая! (Груша)
4. Это самый кислый фрукт,
Люди его в чай кладут.
Чай душистый получается,
Потому он всем и нравится. (Лимон)
- Как можно назвать это всё одним словом? (Фрукты)
- Где растут фрукты? (В саду)
Частушки.
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»
Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днём!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живём!
Разудалый я силач-
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день морковку.
Девочки и мальчики
Любят кушать пальчики
Но бояться вам не надо,
Это сорт ведь винограда!
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!
Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!
Игра «Угадай на вкус!» (Назвать фрукты и их значение для человека)
-Конечно, ребята, мы сегодня не сможем с вами рассказать о пользе всех овощей и фруктов. Главное, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.
Ученики:
- Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети секреты знают эти.
Виноград и вишня лечат все сосуды.
Абрикос от сердца, груша – от простуды.
- От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Помни истину простую - лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
3. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Серёже, и Ирине – всем полезен витамин
4. Ничего на свете лучше нету,
Чем поменять на яблоко конфету.
5. Сухомятке предпочесть морковку.
В овощах и фруктах больше толку.
6. Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
Все вместе: Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
Литература:
1.Классные часы, 2 класс/ сост. Т.Н. Попова – Волгоград: Учитель,2011
2. Н.Анишина. Овощной спор.
3. www. stihi.ru
4. Л. А. Обухова, Н.А. Лятимкина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М: ВАКО, 2004
5. Л.В. Мищенкова. 25 развивающих занятий с второклассниками. - Ярославль, Академия развития, 2007.-160с.
6. Материалы из интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Земля- кормилица" 4 класс
Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.На этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют...
Конспект урока "Земля - кормилица"
Урок разработан на основе "Р/К"...
Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "
I ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...
Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс
Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...
Презентация "Земля - кормилица"
В презентации собраны материалы для проведения урока окружающего мира в 4 классе "Земля - кормилица"...
План-конспект урока "Земля-кормилица"
На уроке применяются разнообразные формы работы. Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...