План-конспект урока "Земля-кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
На уроке применяются разнообразные формы работы. Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказки "Волшебная кладовая".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya_4_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красновидовская основная общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
План – конспект урока
по окружающему миру в 4 классе
«Земля – кормилица»
подготовила
учитель начальных классов
Власичева Мария Ивановна
2012
Цели урока: Познакомить учащихся с различными видами почв и их соста-
вом, природоохранной деятельностью человека.
Развивать познавательную активность, наблюдательность, уме-
ние сравнивать, высказывать свое мнение.
Воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение
к природе.
Оборудование: физическая карта России, карта Татарстана, коллекция полез-
ных ископаемых, образцы почв, материал для опытов, тест
« Наши подземные богатства».
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
- В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найди-
те его, разгадав загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
( Земля. )
На доске и в тетрадях тема : «Земля – кормилица».
- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют корми-
лицей, но об этом чуточку позже.
Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа по карточкам
Опишите полезное ископаемое по плану:
а) Название;
б) Свойства;
в) Способ добычи;
г) Значение, применение.
Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.
Тест « Наши подземные богатства»
Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи; б) геологи; в) строители.
2. К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают...
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, гранит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок. глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль. мел;
в) каменный уголь. антрацит, торф.
Работа с картой
- Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,
природного газа, торфа.
- Где добывают полезные ископаемые на территории Татарстана и какие?
Работа над новой темой
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кор-
милицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.
- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
- Какого цвета почва?
- Давайте выясним, что входит в состав почвы.
Практическая работа
Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков
говорит о наличие в почве воздуха.
Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.
Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался бе-
лый налёт. Это минеральные соли.
На доске составляется схема « Состав почвы»
ПОЧВА
воздух соли
вода гумус
песок глина
Физкультминутка
Потрудились- отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Как вы думаете , от чего зависит плодородие почвы?
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от
расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите
несколько основных типов почв на стр .171 учебника. Изучением
почв занимаются - почвоведы. Сравните данные образцы почв.
Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?
- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие
почвы в нашем крае?
- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили
на вопрос « Почему землю называют кормилицей?»
- Послушайте сказку о волшебной кладовой.
«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна око-
ло жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»
- Что называют волшебной кладовой? Почему?
- Что издавна делает земля-матушка?
- Как можно назвать землю?
- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Чтение статьи учебника на стр. 173-174.
- Что необходимо делать для защиты почвы?
Закрепление изученного
- Что называют почвой?
- Что входит в состав почвы?
- Как называется вещество повышающее плодородие почвы?
- Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет?
Итог урока
Выставление оценок.
Домашнее задание
Прочитать текст на стр.171-174
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.
Литература
Учебник А.А.Плешаков, Окружающий мир, 4 класс, М.:
Просвещение, 2009
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс,
О.А.Дмитриева, О.А.Мокрушина, Москва, «ВАКО», 2009
3. Тесты по природоведению, 4 класс, О.А.Дмитриева, Москва,
«ВАКО», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...