I ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Тест «Наши подземные богатства»
- Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители. - К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина. - В строительстве используются...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит. - Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды. - При помощи буровых установок добывают...
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит. - В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит. - В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь. - Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.
II ПРОВЕРКА ТЕСТА.
III. Изучение нового материала.
а) Беседа.
- Можно ли наш край назвать кладовой? А вот кладовая, в которой находятся полезные ископаемые, есть в названии темы нашего урока.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу. (Земля.)
- Верно, а тема нашего урока «Земля - кормилица».
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».
- Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)
- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)
- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)
- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.
б) Практическая работа
Опыт 1.
- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)
- О чем это говорит? (В почве есть воздух.)
Опыт 2.
- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)
- Вывод? (В почве есть вода.)
Опыт 3.
- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)
- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)
Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)
Опыт 4.
- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)
- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)
Опыт 5.
- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)
- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».
в) беседа
- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.
- Как вы думаете почва везде одинаковая?
- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)
- Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:
Тундровые, подзолистые, лесные, чернозём, болотные и луговые.
- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
- Какая почва характерна для тундры? (Тундровая.)
- Какая почва распространена в тайге и смешанных лесах? (Подзолистая.)
- Какая почва будет в лиственном лесу? (Серая лесная.)
- В какой природной зоне – чернозём? (Степи.)
- Где находятся луговые почвы? (Луга.)
- Для чего характерны болотные почвы? (Болота.)
- На территории нашей страны самые распространенные подзолистые почвы.
- Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (Чернозем, в ней много перегноя.)
- А какие почвы в нашем крае? (Все.)
- А какая почва распространена на полуострове Таймыр? (Тундровая.)
- Как вы думаете, можно ли ее назвать плодородной? (Нет.) Почему?
- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»
- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.
г) рассказ ученика
- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все уземли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
- Что называют волшебной кладовой? (Землю.)
- А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)
- Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
- Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)
- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!
IV. Физкультминутка.
а) Работа по учебнику и рабочих тетрадях.
- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 173 -174 и составим памятку «Как защитить почву на полях». Читать будем по абзацам.
б) Составление памятки.
- Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
- сажать полезащитные полосы;
- проводить снегозадержание;
- правильно распахивать;
- умеренно поливать и употреблять удобрения.
- Ещё раз повторим правила защиты почвы.
VI. Закрепление изученного.
а) Тестирование.
- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.
- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
- Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы;
б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы. - Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях;
г) в пустынях. - Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка;
б) перегноя;
в) глины;
г) солей. - Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода;
б) воздух;
в) камни;
г) соли. - Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок;
б) глина;
в) перегной;
г) ил. - В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух. - Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. - Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года. - Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
б) Взаимопроверка.
- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.
- Кто не допустил ошибок?
- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.
VII. Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54
Для 1 группы: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.