Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – слово-отгадка и т.д. Всего- 9 загадок. 3 слайд – содержит гиперссылку (начать) на тест с выбором ответа «Наши подземные богатства», который находится в другой презентации и состоит из 22 слайдов. Правильные ответы учащихся поощряются словом «Молодец», при неправильных - появляется рекомендация «Подумай». Переход при помощи управляющих кнопок. На последнем слайде по завершении теста есть гиперссылка для возвращения к основной презентации «Земля-кормилица», а именно к 4 слайду. 4-7 слайды подводят учащихся к определению новой темы урока. 8 слайд – появляется сама тема урока. 9 слайд – графическая схема, которая демонстрирует состав почвы. 10-15 слайды - демонстрируют характерные виды почв для соответствующих природных зон. 16 слайд – анимированные картинки и ссылка на звуковой файл для физминутки. 17 слайд (этап закрепления знаний) – содержит памятку для работников сельского хозяйства, в которой есть ошибки (неверные действия). Их нужно обнаружить. При нажатии мышью на неправильное действие, оно превращается в правильное. 18-24 слайд – необходимо соотнести природную зону с соответствующим ей видом почв. 25 слайд – Итог урока. Рефлексия. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya-kormilicakonspekt_uroka.doc | 58.5 КБ |
Тест к уроку "Подземные богатства" | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:
«Земля-кормилица»
Науменко Наталья Владимировна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13
Павловский район Краснодарского края
Цели урока:
- Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;
- Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе;
- Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.
Необходимое оборудование и материалы | Ноутбук, проектор, экран, презентация; | ||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Карточки с кроссвордом и тексты загадок для каждой группы, учебник, толковый словарь | ||
Список учебной и дополнительной литературы |
| ||
Ход и содержание урока | |||
I. Организационный момент. Мотивация учащихся. | Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас! Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников сегодняшней встречи. | ||
II. Проверка домашнего задания | Давайте отгадаем кроссворд. (Слайд 1) Работа в группах 1.Он очень прочен и упруг, 5.Оно варилась долго 6.Покрывают им дороги, Сам он – удобрение. (Известняк) 8.Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – 9.Он чёрный, блестящий,
2.Его на земле больше всего. Тебе он знаком хорошо. Без него не обойдутся Ни машины,ни конфеты, Ни станки, и ни ракеты. (Алюминий) 7.Без неё не побежит 3.Он очень нужен детворе, Он и на стройке, и на пляже, 4.Росли на болоте растения, По окончании проверка на слайде 1. - Проверим как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест. (Слайд 2- выбрать правильный ответ нажатием мыши)
Тест « Наши подземные богатства» (фронтальная работа) 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают… а) археологи; б) геологи; в) строители. 2. К полезным ископаемым относятся… а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. Металлы получают из … а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа; в) железной руды, медной руды. 4. При помощи буровых установок добывают.. а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести… а) алмаз, известняк, графит; б) каменный уголь, торф, нефть; в) железная руда, поваренная соль, мел. 6. В строительстве используются… а) торф, железная руда, самоцветы; б) каменный угол, малахит, антрацит; в) песок, глина, гранит. 7. В шахтах добывают… а) каменный уголь, антрацит, железную руду; б) поваренную соль, жемчуг, гранит; в) известняк, ракушечник, гранит. | ||
III. Формулирование темы и целей урока. | Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей( слайд 4- по щелчку). Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5). Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6). Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7). Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? (Земля). Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд 8) | ||
IV. Открытие «новых знаний» | -А теперь откройте Толковый словарь, найдите слов ;земля; и прочитайте, что там написано. -У слова земля есть несколько значений, одно из них - почва. Давайте вспомним – что такое почва?(верхний плодородный слой земли). - Из каких веществ состоит почва? (Слайд 9) - Что является главным свойством почвы? (Плодородие) Плодородие у разных почв – разное. Сегодня мы узнаем, какие бывают почвы. И еще нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв. Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев . Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. - Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране.(слайды11-16) - В тундре распространены тундровые почвы. Тундровая почва- светлая , в ней мало перегноя. Почему? ( слайд 10). В тайге- подзолистая почва сероватого цвета (слайд 11). В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка (слайд 12). В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд 13). Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд 14). Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд 15). Сделаем производственную паузу - отдохнём. Физминутка. (Слайд 16) Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны) Ляжешь в борозду на дно! (присед) Ты, не бойся, золотое (руки к лицу) Ничего что там темно, (присед) К свету, к солнцу, из земли (руки вверх в приседе) Ты, росток скорей пошли, (встать) Как весною, в ранний час (повороты) Семена взошли у нас (повороты) Вышли к солнышку из тьмы (потянуться) Здравствуй, солнце, это мы (махи руками) Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой) Только-только из пелёнок, (сесть) - Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? (Мы живем в степной зоне, значит у нас преобладают черноземные почвы) В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию. - А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться? - Да, плодородие необходимо сохранять, а как - мы сейчас узнаем из учебника. (с.172 -174) Для этого сядьте группами и получите задание для выступления на ученом совете. Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?» 1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых? (необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории) 2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву.) 3 группа – чего боится почва? (Ядохимикатов, излишка удобрений, слишком обильных поливов) | ||
V. Закрепление новых знаний. | - А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.(Слайд 17) - Соотнесите почвы и природную зону (слайды 18-24, нужно нажать по правильному ответу) Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. | ||
VI. Рефлексия | Рефлексия (слайд 25): - Сегодня на уроке было интересно... - Для меня было открытием то, что... - Свой новый опыт я смогу использовать… | ||
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | 1) С.171-174, выполнить задание 2/ 2) Подготовиться рассказать о том, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай. | ||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а) археологи; б) геологи; в) строители.
а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина.
а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа; в) железной руды, медной руды.
а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит.
а) алмаз, известняк, графит; б) каменный уголь, торф, нефть; в) железная руда, поваренная соль, мел.
а) торф, железная руда, самоцветы; б) каменный угол, малахит, антрацит; в) песок, глина, гранит.
а) каменный уголь, антрацит, железную руду; б) поваренную соль, жемчуг, гранит; в) известняк, ракушечник, гранит.
Далее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "
I ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...
тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")
Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...
Урок по теме: "Земля - кормилица".
Материал содержит технологическую карту урока....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе
Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Земля кормилица"
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс,по теме: "Земля-кормилица"...
Открытый урок по теме: "Земля-кормилица"
Открытый урок с использованием электронного оборудования (микроскопы)...
Открытый урок по теме "Земля кормилица"
Открытый урок по предмету "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" на тему "Земля-кормилица" для учеников 4 класса....