«Формирование необходимого уровня функциональной грамотности у одарённых детей через внеклассную деятельность в МОУ «Гимназия № 34» города Саратова»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ezhova_n.a.docx | 674.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование необходимого уровня функциональной грамотности у одарённых детей через внеклассную деятельность
в МОУ «Гимназия № 34» города Саратова»
Ежова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
МОУ «Гимназия № 34» города Саратова
Аннотация: В данной статье показаны, приёмы формирования необходимого уровня функциональной грамотности у одарённых детей через занятия во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, внеклассная деятельность, одарённые дети.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Выпускник начальной школы должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность?
Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Необходимо развивать творческую среду для выявления одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск,
выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Развивайка», по которой я веду занятия, разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения |
личностные | Формирование у детей мотивации к обучению. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
Метапредметные результаты | |
регулятивные | Формируется умение видеть ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
познавательные | Формирование умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Формирование основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
коммуникативные | Формирование умения выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
В ходе решения системы проектных задач обучающиеся должны научиться
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Формы организации внеучебной деятельности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии.
В 1 и 2 классах учащимися были проведены как коллективные, так и индивидуальные наблюдения за погодными и климатическими сезонными изменениями в природе. Был проведён эксперимент по выращиванию культурных растений (горох, фасоль, подсолнечник и т.д.) в домашних условиях. Учащиеся делали вывод, от каких факторов и условий зависит всхожесть семян и хороший рост растений. Обучающиеся подготовили презентации и сообщения по результатам своего опыта и представили их перед одноклассниками.
В 3 классе ребята принимали активное участие в творческих конкурсах,
в олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня.
Проверить, насколько у учеников развиты навыки XXI века, и получить
рекомендации для их формирования помогает сайт Учи.ру, где учащиеся
моего класса проходят мониторинги знаний: диагностику функциональной
грамотности, олимпиаду по финансовой грамотности, мониторинги знаний
и умений по математике, русскому языку и окружающему миру.
Ребята показывают неплохие результаты функциональной грамотности, о
чём свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы.
Литература:
1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. —СПб. : КАРО, 2019. —160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
2. Е. Камзеева (начальник отдела МЦКО): «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» https://mcko.ru/articles/2264
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"
Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...
«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»
Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...
Анализ работы учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 34» города Саратова в просветительской медиапрограмме экологического просвещения детей младшего школьного возраста «Мои зелёные сказки», в рамках федерального проекта «Экологическое просвещение дошк
Цель проекта – экологическое просвещение, развитие творческой, познавательной и исследо¬вательской деятельности детей в области экологической безопасности, ресурсосбережения, охраны окружающей среды и...
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...
Групповая работа как средство формирования основных компонентов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности
На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации о...
"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...
Комментарии
Наталья Александровна, в
Наталья Александровна, в Вашей статье показан прекрасный прием формирования необходимого уровня функциональной грамотности у одарённых детей через занятия во внеурочной деятельности. Мне лично эта статья показалась очень интересной, т.к. для работы по моему преподаваемому предмету "Иностранный язык" (английский) также необходим поиск подобных приемов, чтобы заинтересовать обучающихся и найти потенциал для успешного обучения. Например, в Вашей статье я обнаружила возможность прекрасного проекта, где задействована тема "Экология". Ваш опыт, в нашем случае, можно задействовать через интеграцию предметов экологии, биологии и иностранного языка. Кроме того, изложенные теоретические материалы в статье (формы организации внеучебной деятельности, перечень учебных и метапредметных результатов и пр.) являются большим подспорьем для создания подобных проектов, раб.программ и т.д.