"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
методическая разработка (2 класс)

Людмила Николаевна Жукова

В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности. В это понятие входит овладение инициативностью, способностью думать творчески, непривычно. Такие качества должна развивать учебное заведение в период всего времени обучения в нем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Учитель МБОУ ЯСШ №6

г.Ярцево

Махсудова Людмила Николаевна

В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности. В это понятие входит овладение инициативностью, способностью думать творчески, непривычно. Такие качества должна развивать учебное заведение в период всего времени обучения в нем.

В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности.

Учитель, преподающий с первого по четвертый класс, должен обеспечить наличие у своего ученика комплекса важных компетенций, повлиять на его потребности в необходимости саморазвиваться, работать над самообразованием, уметь творчески самосовершенствоваться, быть готовым обучаться в условиях последующих образовательных этапов.

Функциональная грамотность – это понятие, которое характеризует возможности человека пользоваться приобретенными в процессе своей жизнедеятельности знаниями, способностями и навыками, в случае необходимости находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.

Признаки человека, являющегося функционально грамотным следующие: он может быть самостоятельным, способен познавать, комфортно жить в обществе людей, проявляя качества, относящиеся к главным компетенциям.

Компоненты основного понятия: знание основных критерий, правил, требований; усвоение учеником базовых понятий, умений, необходимых для решения жизненных задач; умение быстро адаптироваться к изменению условий; быть способным находить решения из конфликтных ситуаций, работая со сведениями; уметь общаться в деловом стиле; знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; готовность быть способным и ориентированным в ценностях, уставах современного общества; использовать особенности жизни в целях своих требований; выполнять самообразование на основе сделанного выбора.

Условиями для обеспечения наличия, а также развития у учеников младших классов функциональной грамотности, достижения ими базовых и предметных качеств является выполнение таких требований:

  • ¾ обеспечение процесса учебы в форме деятельности, что и будет одной из достигаемых функций учебы по любому из преподаваемых предметов в начальной школе. Акцент должен быть сделан на обеспечение способности самостоятельно учиться. Из этого следует, что проблема данной темы имеет деятельностный характер. Ученик должен искать механизмы и возможности результативной и быстрой адаптации в рамках современного мира;
  • ¾ разрабатывать учебную программу с учетом индивидуальных требований и интересов учеников, что требует внимательно подготовки. Так, уже новый Стандарт разработан с учетом этого требования;
  • ¾ сами ученики должны активно участвовать в процессе изучения нового материала;
  • ¾ процесс учебы должен быть направленным на развитие таких качеств, как самостоятельность, ответственность за свои поступки;
  • ¾ на уроках должна применяться и работа в группах, как одна из форм работ. Также, чтобы прийти к эффективному результату относительно развития функциональной грамотности у детей, уроки должны быть с учетом активных, рабочих, личностно-ориентированных технологий, ориентированных на развитие. К ним относятся такие технологии:
  • проблемно-диалогическая относительно нового, что позволяет сформировать умения организовывать, проявлять интеллект, в особенности относительно самообучения;
  • формирования умения правильного чтения и этого умения, как вида деятельности, что является основой для развития коммуникативных качеств;
  • проектирование, что важно для обеспечения организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных умений. Для достижения таких целей можно использовать такие задания, как делать плакаты, модели, исследования, выставки, что впоследствии должно перейти в показ полученных результатов.
  • ¾ обучение с учебными ситуациями, в которых задача процесса образования заключается в обеспечении условий, влияющих на действия ребенка;
  • ¾ дифференциация процесса обучения по уровням, в результате чего могут происходить изменения в стиле работы ученика и учителя. Это может быть вариант ученик-партнер, когда он имеет право на принятие своего решения. Примером служит ситуация, когда он может определить содержание образования, необходимость в уровне его достижения. В таком случае учитель должен помочь ребенку выбрать необходимое ему решение и после этого помочь его выполнить. Используются и другие эффективные варианты в стилях работы на уроках;
  • ¾ информационные и коммуникационные технологии. Их применение должно повлиять на появление у учащегося таких важных способностей, как умение анализировать информацию, выполнять обобщения, делать синтез информации, сравнивать;
  • ¾ оценка достижений ученика. Учащийся должен видеть свой результат работы, стремиться к улучшению своих достижений через более прилежное их выполнение заданий, проявление своих способностей.

Сегодняшнюю ситуацию в мире нельзя назвать стабильной, в его условиях необходимо быть функционально грамотным, и это является первостепенным в процессе обучения. Такой подход позволит людям быть активными в культурной, социальной, политической, а также экономической сфере деятельности.

В начальной школе главное – научить и развивать качество мышления при пользовании логических приемов. К ним также относится способность выполнять сравнение, анализ, синтез, обобщение. Также ученик должен уметь выполнять классификацию, логическое умозаключение, ограничение.

Для того чтобы школьник младших классов был функционально грамотным, ему рекомендуется давать задачи по делению соответственно логическим приемам. Это говорит о том, что проявлять себя учащийся может в процессе самого действия.

Исходя из значимости того, что ученик осваивает навыки писать, читать, требуется постоянно использовать разные методы занятий, а также виды работы с детьми. Примером может быть 5 минут для прочтения текста на каждом уроке, речевые тренировки, диктанты, другие виды работы на занятии. Также полезный способ активизации критического мыслительного процесса в процессе чтения. В основе технологии – трехфазовая структура занятия, в которой есть вызов, осмысление и последующая рефлексия.

Так, например большинству детей в начальных классах присуще позволять ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.

Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:

- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.

- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.

- Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:

-Письмо с проговариванием.

-Списывание.

-Комментированное письмо.

-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

-Письмо по памяти.

-Творческие работы.

-Выборочное списывание.

-Словарная работа

-Работа над ошибками,

Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря нему, появляется возможность проводить анализ, выполнят сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Для этого может использоваться карточка определенного цвета: одна для ответа «Да», другая – для «Нет». Приведем пример задания:

Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?

Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?

Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?

Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?

Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, на сколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.

Например, пример чтения с остановками полезен тем, что использование такого метода дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение. Для стимулирования ребенка работать в полную силу своих возможностей необходимо вызвать у него желание познавать. Если он поверит в то, что может преодолевать трудности, ему в дальнейшем будет проще. Причина и в виде деятельности. Не каждая из них стимулирует развитие способностей, а лишь та, которая позволяет ощутить положительные эмоции, которая дает возможность получить удовольствие от процесса и достигнутого результата.

Свои знания учащиеся могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, математике и т.д.

Так предмет «Литературное чтение» подразумевает освоение обучающимися способностями грамотного быстрого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а кроме того мастерством отыскать необходимую книгу в библиотеке; способность оценивать себя и окружающих; выражать собственную позицию к прочтенному и услышанному.

Предмет «Математика» включает в себя развитие арифметических счетных навыков, знакомство с основами геометрии; развитие умения определения расположения объектов на плоскости и определение данного местоположения; практическое умение ориентироваться во времени и пространстве, способность решать вопросы, содержание которых пересекается с жизненными ситуациями. Максимальный результат при этом может быть, достигнут вследствие использования разных конфигураций деятельности над задачами:

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами.

3. Правильно организованный способ анализа задачи – от требования или от условия к требованию.

4. Представлять ситуацию, описанную в задаче.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9.Объяснение готового решения задачи.

10.Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте яблони. Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и маленькому ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево не даст плоды, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:

  1. Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.
  2. Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.
  3. Организовывать работу, а не поведение.
  4. Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.

Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнения, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:

  • ¾ ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
  • ¾ появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

 

Список использованной литературы и источников

  1. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] – // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 166–176.
  2. Иванцова, А. А. Изучение особенностей воспитания в семье / [Текст] / А. А Иванова // Воспитание школьника. - 2012. - №9. - С. 16 - 18.
  3. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml (дата обращения: 15.09.2017).
  4. Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2012.- 348 с.
  5. Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения //


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"

В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути  её формирования у младших школьников....

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Цель мастер-класса - ознакомление педагогов  с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших  школьников....

Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности

Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников....

Формирование функциональной грамотности младших школьников путем применения игровых технологий

Статья исследует влияние игровых технологий на формирование функциональной грамотности у младших школьников. В работе рассматриваются методы, применяемые в образовательном процессе, и их эффективность...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

выступление на методсовете о работе по формированию функциональной нрамотности...

Организация внеурочной деятельности путем формирования функциональной грамотности младших школьников.

В последнее время поток информации значительно увеличился. Обработать и запомнить всю физиологически невозможно. Как помочь детям находить то нужное в век развитых технологий и применять в различных ж...