Групповая работа как средство формирования основных компонентов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности
статья
На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата. Сегодня я хочу поделиться своим педагогическим опытом по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rmo_koltsova.docx | 56.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г. Сычевки
Сообщение на тему:
«Групповая работа как средство формирования основных компонентов функциональной грамотности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности»
Выполнила:
учитель начальных классов
Кольцова Ольга Владимировна
Сычевка
2023
Добрый день, дорогие коллеги. Тема моего выступления: «Групповая работа как средство формирования основных компонентов функциональной грамотности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности»
Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности.
(слайд) По мнению Леонтьева
«Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
(слайд) Функциональная грамотность представляет собой качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности.
Б) Формы функциональной грамотности (слайд)
Общая грамотность
- Считать без калькулятора
- Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.
- Написать сочинение, реферат
Коммуникативная
- Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия
- Расположить к себе других людей.
Информационная
- Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
- Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
- Читать чертежи, схемы, графики
Компьютерная
- Искать информацию в сети Интернет.
- Пользоваться электронной почтой.
- Создавать и распечатывать тексты
Грамотность при решении бытовых проблем
- Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).
- Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
- Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата. Сегодня я хочу поделиться своим педагогическим опытом по данной теме.
В процессе своей работы я поняла, что есть ученики, которые активно включаются в деятельность, а есть ученики, которым трудно проявить себя, стеснительность, замкнутость мешают им . Мы, учителя, всегда знаем : кто у нас в классе лидер, кто сможет быстро помочь в оформлении стенда, украсить класс и принять участие в олимпиаде и конференции. Здесь всё просто. И привыкая обращаться к таким активным детям , другие – застенчивые, способные и не очень, молчаливые, умные, но не привыкшие так ярко проявлять свою индивидуальность порой остаются в стороне.
Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Считаю, что одной из форм, направленных на развитие функциональной грамотности , а также воспитание сотрудничества, взаимопомощи, поддержки является парная и групповая работа. В 1 классе я активно начала использовать парную работу. Так как процесс формирования классного коллектива только начинается на данном этапе, то именно парная работа позволяет каждому ученику по очереди быть то в роли ученика, то в роли учителя.
Работу в парах начинаю вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться. (обращаюсь к плакату)
Для этого знакомлю первоклассников с основными правилами общения:(слайд 3 шт)
- При разговоре смотри на собеседника
- Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
- Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
4. Работа в паре окончена- используй жест
Групповая форма работы – одна из любимых форм работ моих учеников.
«Плюсы»
– это преодоление страха ошибиться, - повышается учебная и познавательная мотивация - снижается уровень тревожности учащихся возможность почувствовать себя увереннее, групповая форма помогает сделать урок интереснее и улучшается психологический климат в классе
. «Минусы»
- групповой работе надо сначала научить
- организация групповой работы требует от учителя особых умений
«Слабые» ученики могут «отсидеться»;
«ложное» товарищество – дают списать т.е. - некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим
- а для для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
1. По желанию.
Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединится по взаимному выбору.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям .
3. По определенному признаку.
Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении частей речи дети объединяются, ориентируясь на то, слово какой части речи написано на карточке. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
- обращаться друг к другу по имени.
(как я борюсь с шумом в группе?)
Я остановлюсь на некоторых из них и проведу Игру «однорукие» (слайд пазл+ 2 слайда еще)
Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча.
Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.
Проводя игру однорукие, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы.
Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог как в пазлах - собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность.
Из опыта работы.
Считаю, что основы функциональной грамотности будут сформированы у учащихся при условиях:
- обучение носит деятельностный характер (слайды)
- учебный процесс при групповой работе ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности
- представляется возможность, для приобретения жизненного опыта
- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса
- связь с жизнью: стараюсь включать задания, связанные с жизненным опытом учащихся
При формировании читательской грамотности включаю задания: работа над деформированным текстом, при этом раздаю этот текст не один на группу, а хотя бы 2-3 , чтобы у каждого участника группы была возможность самому зрительно прочитать текст и поработать с ним, ведь это очень важно. При формировании естественно-научной грамотности включаю практико-ориентированные задания разных уровней сложности. В своей работе активно использую технологию проектной деятельности. На районной научно-исследовательской конференции мои ученицы стали победителями в номинациях «События и факты» и «Жизнь замечательных людей» (слайды)
- Здоровьесберегающие технологии.
- Построение проблемной ситуации
- Уровневая дифференциация обучения
Большая работа проходит на учи. Ру. Задания карточек и марафонов носят не только обучающий, но и развивающий характер. Умение работать со схемами, таблицами. Каждый месяц проходит марафон знаний, мой класс активно работает, что подтверждает наличие грамот и сертификатов. Также я коплю баллы в номинации «Активный учитель». Также учителя могут на этой платформе пройти курсы , прослушать вебинары по данной теме (они совсем скоро).
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи
- Начальная школа – это только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. И также я считаю, что связь с жизнью-самый хороший прием формирования функциональной грамотности, поэтому активно в своей работе использую экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»
laquo;Формированиеу обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности» ...
«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»
Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...
Групповая работа как средство формирования элементов функциональной грамотности
В данной презентации делюсь своим педагогическим опытом по данной теме....
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...
Формирование функциональной грамотности учащихся на занятиях внеурочной деятельности.
Эффективная форма работы, которая учит детей задумываться над тем, что читают, осмысливать прочитанное, многократно обращаться к тексту, чтобы найти ответ на вопрос.Работа с несплошными текстами помог...