Технологии обучения в ГПД.
презентация к уроку

Любина Людмила Владимировна

Игровые, проектные технологии и общественные объединения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии обучения в группе продлѐнного дня. Воспитатель ГПД №5 ГБОУ школы №432 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Любина Л.В.

Слайд 2

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Слайд 3

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову): • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»): • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция т.п. (чувственная природа игры, («эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития

Слайд 4

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр : • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; • познавательные, воспитательные, развивающие; • репродуктивные, продуктивные, творческие; • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Слайд 5

Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера . • Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной. • В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. • В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Слайд 6

• Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. • Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. • Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: - прогулки, экскурсии, - спортивные часы, - кружковая работа, - клубные часы, - время самоподготовки.

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. • Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. • Воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. • Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. • Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия

Слайд 8

• Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. • В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. • Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. • Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.

Слайд 9

Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью . Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальнос­ти, а также ход учебно-игрового взаимодействия. • В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Слайд 10

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ • Дети любят придумывать и осуществлять собственные проекты. • День ребенка может задумываться и проживаться как своеобразная цепочка самых разных проектов: на улице, дома, в школе. • Проекты помогают ребенку проверить собственные гипотезы, осуществить задуманные идеи, реализовать мечты, создать что-то новое, существующее первоначально только как фантазия или план. • Через это ребенок познает себя и мир, который его окружает, ставит эксперименты, проводит исследования, проявляет активность. • Один проект, как правило, краткосрочен. Однако могут быть проекты, посвященные какой-то любимой теме, которой ребенок может заниматься долго, реализуя свои задумки. • Нередко дети желают повторения проектов, чтобы еще раз пережить радость и удовлетворение от сделанного или увиденного. • Детский проект должен повторяться столько раз, сколько это нужно ребенку, и завершаться, когда к нему иссякает интерес.

Слайд 11

• Дети с удовольствием принимают в свои проекты взрослых, если они помогают им исполнить желаемое, осуществить мечту, поддерживают их инициативу. • Такие проекты — противоположность заорганизованным праздникам и мероприятиям, которые задумывают и проводят взрослые с участием детей. Инициация проекта исходит от ребенка, важно увидеть и поддержать желание ребенка осуществить проект. • Темы проектов подсказывают сами дети, исходя из своей любознательности и желания понять, как устроен мир. • Интересы детей могут быть реализованы в самых разных, порой неожиданных темах — «Волосы», «Инопланетяне», «Огонь», «Дельфины», но чаще всего детьми инициируются, а взрослыми поддерживаются и обеспечиваются ресурсами вполне традиционные темы: «Животные» (модификации: «Домашние питомцы», «Лесные звери», «Кто живет на севере», «Птицы» и пр.), «Космос», «Как хлеб на стол пришел», «Растения», «Море» и т. д

Слайд 12

• Каждый проект включает разнообразные действия, которые дети и взрослые обсуждают и планируют вместе. • Это могут быть наблюдение и экспериментирование, рисование (лепка, изготовление коллажей, зарисовка наблюдаемого), счет (измерение, сравнение, классификация), игра, составление рассказов (чтение, изготовление книжек, отчетов, издание листовок, газет), просмотр видеозаписей и т. п. • Наряду с участием в общем проекте ребенок может инициировать и осуществлять свой собственный проект. Задача взрослых — поддержать его инициативу, предоставить необходимые ресурсы, обеспечить возможность поделиться впечатлениями, промежуточными и итоговыми результатами с другими детьми и родителями.

Слайд 13

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ Проекты, основанные на изучении профессии родителей, знакомых взрослых, имеющие отношение к естественным наукам и технике: «Ученый», «Инженер», «Программист», «Летчик», «Машинист», «Водитель». Проекты предполагают различные игры в профессии, экскурсии на работу к родителям (при возможности). Проекты, основанные на обмене опытом : «Я пережил что-то, связанное с огнем, водой, погодой» — рассказ собственной истории, анализ поведения, обсуждение, что чувствовал, как надо себя вести, почему это произошло.

Слайд 14

Проекты, основанные на исследовании каких-то явлений, например проекты: по исследованию электрической цепи «Как самому изготовить или починить елочные украшения»; • по знакомству со звуковыми волнами «Шум»; • по исследованию силы тяжести «Притяжение»; • по исследованию круговорота воды в природе «Три состояния воды»; • по знакомству с погодными явлениями «Календарь погоды»; • по исследованию ветра (изготовление и запуск бумажных самолетиков, воздушного змея, изготовление ветровых конусов и наблюдение за ними); • по исследованию воды (проекты по фильтрации воды, строительству запруд на воде, наблюдение за таянием снега и льда, ледохода на реке). Технические проекты : «Почему летают самолеты», «Почему плавают теплоходы», «Как устроена ракета», «Колесо: от телеги до автомобиля», «Фотограф», «Как создаются мультфильмы», «Человек и компьютер» и др.

Слайд 15

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ • В детских группах, позиционирующих себя в качестве «модели демократического общества», тесно связаны общественное образование и педагогическая работа. • На примере модели такого общества дети знакомятся с условиями мирной, справедливой, упорядоченной и ответственной совместной жизни и с трудностями, с которыми им придется столкнуться. • Организация и детская группа являются отражением большого общества. Дети могут узнать о демократических основах и освоить демократические компетентности. Реализация принципа соучастия позволяет предоставить детям доступ к участию в различных объединениях. Там они осознают, что право участия в принятии решений связано с принятием ответственности на себя.

Слайд 16

В условиях Организации можно реализовать следующие формы деятельности детских обществ: Форма Участие детей Мероприятие Открытая Дети, принимающие участие, представляют себя сами. Детские конференции (уровень группы) Репрезентативная Определённые дети представляют интересы группы детей. Детские общественные советы.

Слайд 17

Детские конференции как открытая многоцелевая форма соучастия вырастают из общения по принципу «круглого стола». Они могут проводиться регулярно (один-два раза в неделю) или спонтанно. • Ход конференций управляется не только педагогами, но и детьми. • Для проведения спонтанных собраний необходимо создать условия (уютные уголки, где можно в любое время собраться ненадолго для беседы; например, постелить ковер, создать локальное освещение, положить мягкие подушки)

Слайд 18

Детский общественный совет объединяет детей, отобранных из разных групп (прежде всего старших, более компетентных детей, которых считают «ответственными представителями»). • Эти дети, например, регулярно знакомят детей своей группы с новыми идеями. В обсуждении работы детей, которое может проводиться каждые две недели, могут быть задействованы члены детского совета, педагоги, руководители Организации. • Иногда на детские общественные советы могут приглашаться родители и другие взрослые. • Положительным эффектом деятельности различных детских сообществ можно считать то, что они позволяют развивать мотивацию каждого ребенка к активному участию в жизни • Организации, расширять компетентности каждого ребенка (например, выражение собственных интересов, обмен ими, публичное оглашение результатов)

Слайд 19

Ответственность за введение подобных мероприятий лежит на взрослых. Необходимо тщательно спланировать первую детскую конференцию и позже поделиться результатами работы с командой Организации. • Удачным ходом будет съемка конференций на видео. • Во время детской конференции педагогическим или учебно-вспомогательным персоналом может вестить журнал, в котором отражается ход конференции и вносятся необходимые пояснения и комментарии. • Журнал открыт для чтения родителями, другими сотрудниками Организации, ее сетевыми партнерами. Выводы, решения детских конференций, а также дальнейший ход их реализации также записываются, вывешиваются и фиксируются в журнале. • По запросу содержание журнала зачитывается или поясняется детям. Это обеспечивает более открытый и понятный поток информации. Родители могут применять решения конференций в повседневной жизни детей. • Со временем детские конференции могут стать основой педагогической работы

Слайд 20

Пробуждая в дошкольном возрасте заинтересованность детей в изучении истории, педагоги могут организовывать исследовательскую деятельность воспитанников по изучению истории России, родного края, семьи, используя следующие методы. • Хронологический — составление хроник событий (например, в сказках, мифах, былинах, рассказах), биографий, исследование генеалогического семейного древа. Дети могут делать проекты по составлению хронологической ленты, наклеивая или рисуя на ней события из жизни своей семьи, сада, или страны. • Социологический — с помощью опросов, интервью (педагогов, родителей, бабушек и дедушек, других взрослых) дети могут выстраивать рассказы об исторических событиях • Историческое моделирование . Историческое моделирование, посвященное, например, Отечественной войне 1812 года, можно проводить с помощью развивающих изданий с наклейками, предлагающих «собрать» экипировку гусаров и других воинов, реконструировать поле боя, расставив по полю пушки, деревья, солдат и проч. То же самое можно разыгрывать с помощью игрушечных солдатиков, других игр, пазлов и др.

Слайд 21

Вовлекая детей в изучение истории, педагоги акцентируют их внимание на работе с историческими источниками, разнообразными свидетельствами о прошлом: вещественными, письменными, изобразительными, фоническими. Дети с энтузиазмом включаются в исторические поиски: рассматривают фотографии, картины и другие свидетельства прошлого. Как здесь жили родители, бабушки и дедушки, когда были детьми? Что тогда уже было, чего больше нет? Что появилось нового? Чем в то время дети пользовались по-другому, к чему они относились иначе? Почему?

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....